,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Бондаренко Михаил Захарович
  • 31 мая 2011 |
  • 11:05 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 53943
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
20. 10. 1913 - 27. 7. 1947
Дважды Герой Советского Союза



Бондаренко Михаил Захарович – командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (4-я ударная авиационная группа Ставки Верховного Главнокомандования, Западный фронт), лейтенант; штурман 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, Западный фронт), майор.

Родился 7 (20) октября 1913 года в селе Богдановка ныне Яготинского района Киевской области (Украина). Украинец. В 1927 году окончил 7 классов сельской школы. С 1931 года работал кузнецом на киевском заводе «Арсенал». В 1933 году окончил ФЗУ, в 1936 году – 2 курса техникума железнодорожного транспорта и Киевский аэроклуб.

В армии с августа 1936 года. До 1937 года обучался в Харьковской военной авиационной школе лётчиков, в 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Московском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов: в феврале-марте 1940 – младший лётчик 148-го истребительного авиационного полка. Совершил 17 боевых вылетов на истребителе И-153 «Чайка».

После войны продолжал службу в ВВС (в Прибалтийском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир звена 241-го штурмового авиационного полка (Северо-Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Прибалтике, совершил 25 боевых вылетов на истребителе И-15бис на штурмовку наступающих войск противника. 4 июля 1941 года был подбит в ночном боевом вылете, совершил вынужденную посадку, во время которой получил контузию. Отправлен в тыловой госпиталь в город Воронеж. В августе 1941 года переучился на штурмовик Ил-2.

В сентябре 1941-декабре 1942 – командир звена, авиаэскадрильи, штурман 198-го штурмового авиационного полка; в декабре 1942-ноябре 1943 – инспектор по технике пилотирования 3-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на Западном и Брянском фронтах. Участвовал в обороне Москвы и Курской битве.

Всего совершил около 220 боевых вылетов на истребителе И-15бис и штурмовике Ил-2, в воздушных боях сбил самолёт противника. Был ранен 22 августа 1942 года и дважды контужен – 4 июля 1941 года и 31 марта 1942 года.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении 112 боевых вылетов, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года лейтенанту Бондаренко Михаилу Захаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№581).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 106 последующих боевых вылетов майор Бондаренко Михаил Захарович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№7/II).

С ноября 1943 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино), из которой досрочно выпустился в ноябре 1946 года. Продолжал службу в ВВС, командовал штурмовым авиаполком в Польше.

27 июля 1947 года утонул во время купания в реке Одер в районе города Олава (Нижнесилезское воеводство, Польша). Похоронен в родном селе.

Майор (1943). Награждён 2 орденами Ленина (5.12.1941, 6.06.1942), 2 орденами Красного Знамени (6.11.1941, 23.09.1942), медалями.

Бронзовый бюст М.З.Бондаренко установлен в родном селе, где его имя носит улица.


В начале лета 1943 года гитлеровцы сосредоточили в районе Курска большое количество бомбардировщиков. Командование решило нанести удар по вражескому аэродрому, поручив эту задачу группе лётчиков во главе с М.З.Бондаренко. Перед вылетом он собрал личный состав и довёл ему боевую задачу.

— Помните, товарищи, — говорил Бондаренко, — что в воздухе надо чувствовать локоть друга.

...Поднялись в небо. На подходе к цели показалась большая группа вражеских истребителей.

— Следовать курсом, в бой не ввязываться! — отдал приказ капитан Бондаренко.

Ведущему одной из девяток истребителей Малинкину он передал: Отваливай в сторону! Не подставляй бок «Фок-кам»!

Малинкин прибавил скорость и ушёл далеко в сторону, уведя за собой фашистских истребителей. Воспользовавшись этим, Бондаренко повёл группу на заданный объект. Сделали четыре захода и подожгли более десятка вражеских бомбардировщиков, находившихся на аэродроме.

Возвращаясь назад, группа Бондаренко встретилась с двумя фашистскими истребителями.

- Дадим и вам прикурить, — сказал Бондаренко и нажал на гашетку пулемёта.

Объятый пламенем, один из самолётов врага камнем рухнул вниз. Вскоре и другой истребитель был подбит. Но фашистский лётчик успел произвести несколько выстрелов. Разорвавшимся снарядом ранило Бондаренко, повредило мотор, перебило тросы управления.

Стиснув зубы, он взял курс на свой аэродром. Друзья сопровождали самолёт командира до переднего края обороны. С трудом он посадил повреждённый самолёт. Превозмогая боль, взвалил на спину тяжело раненного стрелка-радиста и понёс его к ближайшей хате. Вскоре прибыла санитарная машина.

...Возвратясь из госпиталя, Бондаренко попросился на боевое задание и в паре с лейтенантом Шитиковым вылетел на штурмовку вражеской автоколонны. Только лишь был нанесен удар по автомашинам, как со стороны солнца внезапно вынырнули шесть фашистских истребителей Ме-109.

Завязался неравный бой. Метким выстрелом Бондаренко поджёг один самолёт врага. Шитиков смело вступил в поединок с остальными стервятниками; Бондаренко ринулся на помощь товарищу, и ещё один «мессер» врезался в землю.

Вражеский снаряд разорвался в кабине Бондаренко. От взрыва были повреждены приборная доска и масляная система. Горячее масло брызнуло в лицо, обожгло глаза. Наступила темнота...

— Эх, потеряю зрение! — мелькнула мысль. Взял рычаг управления, но машина не слушалась.

— Если гибнуть, — работала лихорадочно мысль, — то и смертью своей нанести побольше потерь врагу. Ударю по станции самолётом!

Осторожно протирая перчаткой глаза, Михаил Захарович увидел полоску света. Это ободрило: Ого, ещё не всё потеряно!

Капитан увидел самолёт Шитикова. Он покачивал крыльями, звал за собой. Сбросив остаток бомбового груза на станцию, пошли на аэродром. Теперь уже ведущим был лейтенант Шитиков. Он спас жизнь своему командиру.

Отмечая годовщину присвоения звания Героя Советского Союза, Бондаренко повёл на задание большую группу штурмовиков. Ему предстояло нанести удар по аэродрому.

Результат удара был блестящим. На аэродроме было уничтожено 85 самолётов и взорван склад с боеприпасами.

Последний свой боевой вылет майор М.З.Бондаренко совершил в ноябре 1943 года перед выездом на учебу в Краснознамённую военно-воздушную академию.

My Webpage

Бондаренко Михаил Захарович

Бондаренко Михаил Захарович



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх