,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Азиатский газовый дефицит доберется до Киева
0
К НАЧАЛУ мая Ташкент и Пекин перечеркнули последние надежды Украины на то, что НАК «Нафтогаз Украины» или его партнеры смогут возобновить прямые закупки природного газа у среднеазиатских производителей — Узбекистан и КНР заявили о заключении договора между национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» и китайской нефтегазовой корпорацией CNPC на куплю-продажу 10 млрд. м3 узбекского природного газа в год начиная с конца третьего квартала 2011 года.

Узбекистан ежегодно добывает по 60 млрд. м3 газа, большая часть которого расходуется внутри страны для производства удобрений и энергоснабжения систем мелиорации. А свободные 7–10 млрд. м3 газа Ташкент через территорию Казахстана раньше поставлял в РФ, где принадлежащая «Газпрому» дочерняя компания «Газпромэкспорт» принимала его для транспортировки через территории РФ и Украины. На границе Украины и Венгрии этот объем выкупала близкая «Газпрому» офшорная компания ZNB GmbH, которая перепродавала газ потребителям Германии и Франции. Судя по нынешнему узбекско-китайскому контракту, отныне источник перепродаж азиатского газа компанией ZNB GmbH исчерпан.

В 2009–2010 годах пакет соглашений, аналогичных узбекско-китайским, с КНР заключила Туркмения, которая решила продать CNPC большинство своих долгосрочных экспортных ресурсов газа. В результате такой «переброски» Туркменией газа с западного направления экспорта на восточное казахстанская компания «КазМунайГаз» по итогам 2010 года констатировала значительное сокращение транзита газа из Туркмении и Узбекистана в РФ — вместо плановых 31 млрд. м3 они составили чуть более 28 млрд. м3.

А по подсчетам Казахстана, поставки из этих двух стран в РФ в первом квартале 2011 года составили 4,9 млрд. м3 вместо плановых 6,7 млрд. м3. Это означает, что после того, как Узбекистан начнет «перебрасывать» на Китай свои 10 млрд. м3, реальная поставка узбекского и туркменского газа в РФ в текущем году может сократиться до 16 миллиардов м3.

До самого последнего времени официальные лица газовой отрасли Украины игнорировали эти процессы сужения азиатского рынка. Пожалуй, наиболее ярким примером такого игнорирования стало распространенное в конце апреля заявление компании GDF Дмитрия Фирташа о том, что она «начала импорт в Украину среднеазиатского газа». На поверку такой «импорт» оказался перепродажей старых газовых запасов, хранившихся в режиме транзита и отсуженных GDF у государства. Вслед за трейдерами Фирташа абстрагировались от процессов на рынке Средней Азии и некоторые близкие этому инвестору официальные лица. «Кто привезет дешевле газ на границу Украины, у того мы и купим. Если это будет «УзбекГазЭнерго» или «КазМунайГаз», мы купим у него, если газ будет дешевле на $50», — заявил 4 мая глава Минэнерго Юрий Бойко.

С учетом узбекско-китайского контракта все подобного рода заявления имеют довольно шаткую почву. И самый оптимистический сценарий реализации обещанного — склонение китайцев к перепродаже. Сугубо теоретически кто-то в интересах Украины каким-то образом уговорит китайскую госкомпанию CNPC транспортировать в Китай не весь закупленный в Средней Азии газ, а начать продажу части этого объема Украине. Позитив данного варианта в том, что «Газпром» по целому ряду серьезных причин вряд ли сможет отказать CNPC в праве транспортировать газ для Украины по российской территории (иначе CNPC может заморозить важные для Москвы российско-китайские газовые проекты). В пользу этого варианта свидетельствуют два аргумента. Первый — газопровод Китай — Туркмения еще не достроен до конца маршрута, находящегося в промышленных районах. Второй аргумент — потребление газа в КНР растет со скрипом. Китайские власти с вполне коммунистической поступательностью не спешат закрывать доминирующие в энергетике этой страны угольные шахты и тратить деньги на переоборудование сотен гигантских угольных ТЭС. Словом, реальная почва у варианта закупки компаниями Украины «китайского» газа есть. Остается лишь главный вопрос: есть ли в Украине силы, способные убедить в выгодности такого варианта компанию CNPC. Пока нет. Но если подобный сценарий будет реализован, рынок импорта газа в Украину ждет положительное потрясение. На него наряду с «Газпромом» выйдет второй игрок со всеми вытекающими из ценовой конкуренции последствиями.

Однако, несмотря на заверения в стиле «кто привезет газ на границу Украины», в Киеве пока не просматривается реальных кандидатур на переговоры с китайской CNPC. Поэтому более реальным выглядит пессимистический вариант — увеличение количества экспортеров российского газа в Украину с одной компании «Газпромэкспорт» до двух-трех или более. Шанс, что вследствие таких декоративных перемен цены для украинского газового рынка изменятся, невелик. Хотя, строго говоря, количество лиц в Москве, реально влияющих на газовую политику в отношении Киева, увеличится, а значит ценовая политика может стать менее жесткой. В пользу такого «декоративно-либерального» варианта формирования украинского газового рынка–2012 говорит все тот же очевидный дефицит газа на границе РФ со Средней Азией. Это вполне может заставить власти РФ ради увеличения собственной добычи пойти на временное сближение с одним из игроков группы независимых российских частных поставщиков газа. На сегодня в нее входят «Лукойл», «Новатек», «Роспан», «Нафта-Москва» и «Итера». Вполне возможно, что ради восполнения азиатского газового дефицита одна из компаний указанной группы может стать очередным фаворитом Кремля, на какое-то время получив от «Газпрома» долю рынка импорта в Украине или близлежащих к ней странах.

Но в целом ни «декоративно-либеральный» вариант, ни более веселый вариант с возможностью перепродажи Украине газа, закупленного Китаем, качественно изменить украинский рынок импорта не в состоянии. Ведь поменять его может только реальное, а не формальное увеличение источников импорта газа за счет возобновления прямых закупок в Азии, что и даст реальный выбор цен. Однако на прекращение этих закупок в свое время многими в Москве и Киеве было затрачено слишком много усилий, чтобы сейчас взять и вернуть все назад.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх