,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Младотурки и СС: что и требовалось доказать
-1
Долгое время (уже больше года) стоял у меня на повестке пунктик хотя бы относительно копнуть в суть учения дёнмё, иначе говоря, саббатианцев, формально надевших на себя одежды религии Мохаммеда.

Идеология саббатианства

Младотурки и СС: что и требовалось доказать


Идеология саббатианства на разных этапах развития этого движения подвергалась значительным изменениям. Однако можно с уверенностью констатировать, что главное ядро саббатианских идей, сложившееся в самом начале движения, всегда оставалось неизменным, что обнаруживается как в ранних каббалистических работах Натана из Газы, так и в позднейших воззрениях франкистов. Генетически это ядро идей связано с личностью Саббатая Цви и с его интерпретацией книги Зохар. Молодой Саббатай посвящал своих единомышленников в Измире в «тайну Божества», которая уже содержит в себе все элементы гностического дуализма, оказавшегося столь продуктивным для развития саббатианских взглядов. Важную роль в становлении саббатианских идей сыграли также особенности психики Саббатая Цви, придававшие его поступкам и религиозной интерпретации этих поступков откровенно парадоксальный характер.

Всю совокупность саббатианских идей, независимо от времени их возникновения и способов выражения, можно свести к двум основополагающим концепциям:

1. Концепция «истинного Бога Израиля». Взгляды, сформулированные в рамках этой концепции, противопоставляют друг другу разные модусы Божественного. Саббатай Цви, беря за основу учение Зохара о сфирот, утверждал, что Богом Израиля и Творцом, осуществляющим провиденциальное управление миром, является не эйн-соф (Бесконечное), а сфира тиф’ерет (великолепие, красота Бога). У Кардозо, развивавшего эту идею, аспект эйн-соф назван «Богом философов», а служение этому Богу — тяжелым и вредным заблуждением. К этим взглядам примыкает воспринятое Натаном из Газы учение лурианской каббалы о цимцуме (самоумалении эйн-соф перед творением), постулирующее дуализм внутри эйн-соф. Последним выражением этой гностической теологии была теория Франка (З.Бжезинский - как раз франкист = саббатианец, "одевшийся" не в ислам, а в католичество; незря он был личным советником Кароля Войтылы - Г.Б.) о трех уровнях Божественного.

2. Концепция роли Мессии в исправлении (тиккун) миров. Наиболее детально эта концепция разработана у Натана из Газы. Натан, интерполируя идеи лурианской каббалы, отводил Мессии особое место в процессе освобождения «искр святости» из-под власти клиппот (деструктивных сил мироздания) (а это уже гностицизм просто прямыми цитатами! - Г.Б.). Согласно его учению, миссия Израиля в процессе тиккун исчерпывается с наступлением мессианской эпохи, и исправление миров начинает осуществлять душа Мессии, сходящая за искрами святости в такие глубины клиппот, с которыми другие души Израиля не могут войти в продуктивное соприкосновение. Для выполнения своей задачи душа Мессии принимает очертания тех клиппот, исправлением которых она занимается (т.е. перенимает поведенческие программы со знаком зла - Г.Б.). Этим объясняются парадоксы мессианской эпохи, в частности, те, позитивные по сути действия Мессии, которые воспринимаются как нарушение заповедей Торы. В этих условиях осуществляется принцип, гласящий, что «нарушение предписаний Торы — это выполнение их» (также чистое богоборчество и гностицизм; каиниты были на этом принципе помешаны - Г.Б.)

Если первая концепция носила преимущественно теоретический характер, и ее антиномизм обнаруживал себя почти исключительно в рамках отвлеченной теологии, то второй концепции было суждено оказать определяющее влияние на формирование саббатианства как религиозного и социального явления. Во всех своих проявлениях, от самого умеренного, тесно примыкающего к ортодоксальному пониманию иудаизма, до самого радикального, практически исповедующего парадоксы и антиномии своих теоретиков, саббатианство прежде всего демонстрировало свое отношение к роли Мессии — безразлично, имелся ли в виду Саббатай Цви, Брухия или Франк или еще только ожидаемый Мессия. Концепция роли Мессии могла претерпевать некоторые модификации, и функция тиккун, осуществляемая в глубинах клиппот, могла возлагаться не на одного Мессию, а на избранные души (у дёнме и у франкистов), однако сам характер интерпретации мессианской проблематики оставался неизменным. Высказывание подобных идей изобличало автора как адепта саббатианства.

Саббатианские идеи стали источником могучего социального импульса, который потряс еврейский мир, давно отвыкший от активного выражения своих чаяний, и ориентировали евреев на реальное осуществление своих надежд. Однако отступничество Саббатая Цви вызвало взрыв негодования во всем еврейском мире. Горькое чувство неудовлетворенности, вызванное несбывшимися надеждами, привело к тому, что имя лжемессии стало ненавистно широким массам еврейского народа. Идеология саббатианства оказала существенное влияние на дальнейшее развитие еврейской мистики, в частности, на идеи хасидизма. Ожесточенный характер борьбы митнагдим против хасидизма в немалой степени объясняется подозрением, что хасидизм — это продолжение саббатианства. В секуляризованном виде деятельная сила саббатианских идей продолжила свое существование в некоторых идеях Хаскалы и особенно сионизма (см. Мессианские движения. В новое время). Саббатианство стало предметом многочисленных научных исследований, среди которых особо выделяются труды Г. Шолема.

***

Остается лишь отфиксировать миграцию идеологов Геноцида 1915 в Германию 30-х годов.

На самом деле, меня интересует одна простая вещь: уничтожение евреев нацистами имело под собой отчетливо метафизическую мотивацию. Практически только её. Мне, в данном контексте, просто-таки мечтается выяснить, какова была мотивация дёнмё-младотурков по ликвидации армян в ходе Геноцида: был ли наш народ выбран "случайно", или нет. Некоторые русские друзья меня уверяли в том, что армяне - христианский народ, потому и был вырезан дёнмё. Но, поправьте меня, если я не прав, - армяне не были единственным христианским народом в Турции...

Очень актуальная тема, и жаль, что теми же армянами она за прошедший уже почти век не отрефлексирована до глубины: "исследователи" максимум выясняют, что дёнмё имели еврейское происхождение и дальше не идут, увязая в болоте огульного антисемитизма.
page

PS благодушним полудуркам и рефлексирующим юдофилам!



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх