,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


В океан впадало три реки
  • 14 марта 2011 |
  • 12:03 |
  • JheaD |
  • Просмотров: 28126
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
В океан впадало три рекиКто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? - вот вопрос.

А. С. Пушкин


В новейшей истории России вряд ли найдется другой столь же злободневный и, при том, столь же дискуссионный вопрос, как вопрос о самоидентичности народов Украины и Белоруссии. Эта, казалось бы, этнографическая проблема, крайне политизирована, а потому зачастую толкуется превратно. Не беремся на этом небольшом объеме, который позволяет публикация, провести глубокий анализ проблемы, но постараемся заострить внимание читателя на ее основных аспектах, которые обыкновенно забывает исследователь данного вопроса.

Итак, начнем с истоков. В современной Украине довольно модно говорить и писать о Крещении украинского народа "великим князем Володимиром". Хотелось бы задать один вопрос: а был ли тогда украинский народ? А когда белорусские националисты, вспоминая того же Великого Князя Владимира, говорят о покорении им "свободолюбивого белорусского народа" (подразумевается захват Полоцка около 980 г.), хочется задать аналогичный вопрос: а был ли тогда белорусский народ? Да и вообще, есть ли эти народы сегодня, и если они действительно есть, то что же они из себя представляют?

Как отмечал профессор С. Платонов, прародиной славян следует считать северные склоны Карпатских гор. Оттуда славяне расселились по всей своей сегодняшней среде обитания. Очевидно, что для восточных славян путь к бассейну рек Оки, Волги и Дона с северных склонов Карпат мог лежать исключительно через территорию Подольской возвышенности. Таким образом, довольно очевидно, что первоначально восточные славяне, к которым сегодня причисляют русских, украинцев и белорусов, расселились на территории современной Украины. Оттуда они стали расселяться на север (предки современных белорусов), где со временем образовали Полоцкое и Туровское княжества, и на восток (предки современных русских), где их усилиями возникли Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вольная республика. Расселение на таких огромных территориях: от Ворсклы на юге до Волхова на севере; от Западного Буга на западе до Оки и Волги на востоке - не могло не породить определенной степени дифференциации в традициях и обычаях различных племен восточных славян, пришедших на земли Русской равнины приблизительно в VII в. Эта уловка часто используется для того, чтобы обосновать идею национально самоидентичности и обособленности русского, украинского и белорусского народов. Белорусы якобы произошли от кривичей, радимичей и дреговичей; украинцы - от полян и древлян; русские - от северян, вятичей и ильменских словенцев. Такой подход нам представляется неоправданным, поскольку недопустимо упрощает подлинную сущность этого вопроса. Различные племена не могли становиться основой для зарождения нации, так как они жили не обособленно, а на одной единой территории, вели постоянные контакты и связи. Между ними происходил обмен, в том числе и невестами, что роднило их и по крови, они, безусловно, пользовались одним и тем же языком. Племя кривичей занимало, скажем, огромную территорию, включавшую сегодняшние Псковскую и Смоленскую области России и Витебскую область Белоруссии.

В это время происходит массовая колонизация новых земель, однако она происходит в русле покорения менее развитых, чем русский, народов. Профессор Платонов пишет: "Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли Литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию".

То, что славяне проводили "экспорт" культуры, исключает возможность разноплеменного влияния на формирование различных народов внутри восточнославянского этноса в то время (период VII - IX вв.). Не финны повлияли на обособление русского народа от украинского, а русские ассимилировали такие финские племена, как мурома, чудь, весь и др. Литовцы стояли на значительно более низкой ступени развития по сравнению с русскими племенами, чтобы оказать существенное влияние на формирование "белорусской нации". То, что касается формирования украинцев под воздействием тюркского влияния, вынуждены отметить, что контакты с ними (тюрками) в то время были весьма ограниченными, что было связано с агрессивностью и особой, кочевнической, культурой тюркских, прежде всего - хазарского, народов, населявших в то время Дикое Поле.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в тот период времени (раннее средневековье) не было предпосылок для национального обособления, наоборот, историческая необходимость влекла славян неизбежно к единению. В 862 г. по призыву Гостомысла Рюрик возглавляет Новгород. В 882 г. Олег покоряет Киев, и Русское государство простирается практически на всю Русскую равнину. После периодических дроблений и воссоединений на принципиально новой основе укрупняет и одновременно укрепляет государство Великий Князь Владимир Святой, когда в 988 г. совершается Крещение Руси.

Традиционно считается, что в это время существовало некое прото-конфедеративное государственное образование, которое многие историки по традиции именуют "Киевская Русь". В этом государстве все князья считались вассалами великого князя киевского, боролись за вакантный киевский престол, совершали совместные походы, обменивались княжествами, происходил процесс определенной "ротации на престолах". Все это также является неоспоримым доказательством того, что и в период уже государственный, но до феодальной раздробленности, никаких украинских и белорусских народов не существовало.

После смерти в 1132 г. великого князя Мстислава Великого можно начинать вести отсчет годам феодальной раздробленности, которые были еще более усугублены монгольским нашествием, обрушившимся на Русь в 1237 г. Заметим, что именно ослабление центральной власти в силу междоусобиц и борьбы за власть привели к этой раздробленности. У местных князей формируются свои дружины, князья получили в виде своих княжеств надежную финансовую опору и поддержку, что предоставляет им возможность более свободно себя чувствовать в отношениях с Киевом. Этот процесс был характерен в то время для всей Европы, и Русь не стала здесь исключением. Можно вспомнить практически полное уничтожение центральной власти в Священной Римской Империи германской нации, вольности французских аристократов, особенно великого герцога Бургундского, графа Бретонского и графа де Фуа в отношении к Королю Франции.

В это время в разных частях Киевской Руси возникают обособленные княжества, которые начинают вести борьбу уже не за то, чтобы их князь стал великим князем киевским, а за то, чтобы объединить под своим началом всю Русь. Заметим, что именно эта цель превалирует перед всеми остальными - желание объединить Русь под своим началом. Этим дышит Владимир, об том мечтает Вильно, это просчитывает скаредный Новгород. После нашествия Батыя и начала монгольского ига можно смело говорить о том, что исконные русские земли - Киев, Чернигов, Галич - были не способны стать центром политического объединения. Инициатива сама собою переходит в руки наименее пострадавших (земли Северо-Западного края) или быстро оправившихся (земли Центральной России).

С 1169 г. титул великого князя официально переходит к князю Владимира-на-Клязьме, который начал активно создавать мощное централизованное государство самодержавного типа. Конец этому процессу положило нашествие. После нашествия реалии меняются, и Владимир превращается лишь в хранителя титула, а не в центр реального объединения. В 1247 г. возникает Тверское княжество, в 1252 г. в Новогрудке литовский вождь Миндовг провозглашается великим князем литовским, в 1276 г. начинает формироваться Московское княжество. Именно эти три центра сыграли ключевую роль в борьбе за создание единого Русского Государства.

Почему мы столь много внимания уделяем этому вопросу? Ответ очевиден и прост: чтобы показать, что создание новых государственных образований на славянских землях обусловливалось не желанием "народов" реализовать "свое право на национальное самоопределение", как это пытаются показать некоторые украинские и белорусские историки, а лишь попыткой соединить под своим началом всю Россию. И Москва, и Тверь, и Новогрудок стремились к этому. После того, как власть в Новогрудке перешла к литовцам, он не перестал быть одним из центров потенциального всероссийского объединения: литовская верхушка вскоре (в течение столетия) была ассимилирована, и Великое княжество Литовское активно включилось в процесс борьбы за власть в восточноевропейском регионе.

Об истории этой борьбы мы из экономии места умолчим, скажем лишь, что ее результатом стало: 1) свержение монгольского ига; 2) объединение Востока России под властью Москвы; 3) объединение Запада России под властью Великого княжества Литовского; 4) борьба за конечную победу в этом споре между "кичливым ляхом" и "верным россом", как писал Пушкин.

Именно те процессы, которые происходили в это время в Великих княжествах Московском и Литовском, неоспоримо свидетельствуют, что даже к этому времени (XVI в) все восточные славяне представляли единый народ. Лев Сапега писал в Статуте 1588 г. о том, что РУССКОМУ языку надлежит на веки вечные быть государственным языком Великого княжества Литовского. Заметим, не белорусскому и не украинскому, а именно русскому. Это подчеркивает, что князь Сапега не отличал себя в конце XVI в. в национальном отношении от князей Голицыных или Шереметьевых. Переезд в мирное время из Литвы в Москву был нормальным, обыденным делом, реже, но все же встречались случаи и обратного переезда. Ни в одной из летописей или иных памятников того времени не встречается указаний на то, чтобы жители Украины или Белоруссии отличали бы себя от русского народа, населявшего Московию. Оба государства боролись за то, чтобы утвердить ту или иную государственную модель, а не за некие вымышленные и надуманные "национальные идеалы". Великое княжество Литовское и Великое княжество Московское столь же разнились по национальному составу, как ФРГ отличалась от ГДР. Это была борьба систем, а не борьба народов: самодержавие против шляхетства, а не русский мужик против нерусского мужика.
Переломом стало объединение 1 июля 1569 г. в Люблине Великого княжества Литовского и Польши в Речь Посполитую. Заметим и тот факт, что и по культурному, и по религиозному отношению Московия Литве была значительно ближе, чем Польша. Именно этим объясняется то, что вослед за попытками католизировать Литву (не только в современных границах, что было сделано еще в 1387 г., но в границах XVII в.: то есть вместе с Белоруссией и Подолией) в Московскую Русь потянулись "беженцы", которые решили не изменять Православной вере отцов и дедов, не менять то, что вкусно есть, а то, что вкусно пахнет.

Как мы видим, вплоть до начала XVII в. нет обоснованных исторических предпосылок говорить о существовании неких обособленных украинского или белорусского народов. Перейдем к очередному этапу их истории: 1583-1793 гг.
В этот период происходит практически полное уничтожение русского национального правящего слоя в Великом княжестве Литовском, теперь - части Речи Посполитой. Свыше 95% шляхты белорусских и украинских земель переходит в католичество. Создается особый, "политический" народ - шляхта. У него свои традиции, обычаи, язык. Шляхта полонизируется и окатоличивается. Языком общения становится польский, языком письма - латинский, русский же вытесняется из судопроизводства, говорить на нем в обществе - просто не прилично. В соответствии с решением Люблинского сейма поляки получили возможность приобретать земли в Великом княжестве, более того, земли Малороссии личным решением короля Сигизмунда I передаются от Княжества Короне. Там устанавливаются и вовсе польские порядки.

Брестская церковная уния 1596 г. ставит своею целью постепенную полонизацию и крестьянского населения. Православная вера в Речи Посполитой объявляется вне закона, православные церкви передаются с молчаливого согласия иерархов-предателей униатам: тем, кто признал над собою верховную власть Папы Римского. Медленно, но неукоснительно в обрядность вводятся католические новшества, иконопись преобразуется на католический манер. Около 96% населения Великого княжества Литовского (то есть крестьянство) оказалось лишенным возможности посещать православные храмы и вынужденным посещать храмы униатские.

В 1573 г. "король на час" Генрих Валуа издает знаменитые "артикулы", укрепившие шляхетские прерогативы. Краеугольным камнем шляхетской вольницы, а по сути говоря, - анархии - стало право liberum veto: решение сейма не принималось, если против голосовал хотя бы один депутат. Прецедент был создан в 1652 г., когда выполняя волю магнатов Радивиллов, депутат Ситинский покинул в знак протеста сейм, обсуждавший вопросы борьбы с казацким восстанием в Украине. До 1764 г. благодаря liberum veto было сорвано 42 сейма из 55. Речь Посполитая скатывалась к клановой разобщенности. Центральная власть не могла контролировать территорию страны. Бывали случаи, когда одновременно в стране боролись за власть по три и более претендента на престол. Короли избирались сеймом из числа шляхтичей, как правило - небогатых, чтобы те не могли самостоятельно влиять на политику и усиливать королевскую власть в стране. У всех магнатов были свои войска, казна, замки, крестьяне, собственная монета. В Речи Посполитой даже не было единой денежной системы. Радзивиллы, Сапеги, Вишневецкий и Пацы, Конецпольские, Потоцкие, Замойские и Калиновские, Кисели и Острожские, вооружая своих клиентов, вели бесконечные гражданские войны, страна была разорена.

Барщина достигала шести дней в неделю и была круглогодичным явлением (в "варварской Московии" в то время "Классического" крепостного права вовсе еще не существовало, оно пришло вместе с польскими агрессорами во время русской Смуты начала XVII в.). А ведь, кроме того, существовали бесконечные поборы: за мельницу, за мост, за свадьбу и т.д. Крестьяне были должны платить еще и денежные подати магнатам - чинш. Как писал француз Боплан, проживший в Украине в то время 17 лет, положение крестьян там было хуже, чем во Франции у галерных невольников. Польская армия практически не существовала, поэтому и защитить население от набегов крымчаков не могла. Тысячами на константинопольских рынках торговали "ясырью" - рабами из Украины. Люди жили в землянках, одевались в отрепье, питались корой и луговыми травами. В этих условиях началась НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА в русских по национальному составу простого населения регионах Речи Посполитой. Лидер казачества Богдан Хмельницкий открыто призывал идти под власть своего РОДНОГО, Православного Московского Царя!

Воссоединение белорусских и украинских земель с Россией в ходе войны 1654-1667 гг., а также разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. позволило значительно улучшить положение населения. Прекратилась полонизация, у людей появилась возможность нормально одеваться и питаться для своего времени, барщина была ограничена тремя днями в неделю во время сезонных работ, были ликвидированы фольварки, где крестьяне превращались в безвинных каторжников польскими и ополяченными магнатами. Прекращение магнатского произвола и беспредела, ликвидация бандитских шаек, заполонивших Речь Посполитую (достаточно вспомнить небезызвестную шайку Лаща), позволили начать восстановление обезлюдевшего края, развивать там хозяйственную деятельность, интегрировать край в состав Империи.

Очевидно, что в ходе Переяславской рады 8 января 1654 г. народ Украины выразил желание не ПРИСОЕДИНИТЬСЯ к русскому народу, а ВОССОЕДИНИТЬСЯ с ним. Хлеб и соль, которыми встречали воинов-освободителей армии Тишайшего Царя Алексея Михайловича в белорусских землях, также свидетельствуют о национальном единстве тех народов, которые населяли в то время Московию, Украину и Великое княжество Литовское. Во всяком случае, вместо угнетения и произвола эти земли получили нормальную жизнь, развитие и процветание.

Вновь "национальный вопрос" поднимается в начале XIX в,: в бунте 1830 г. и восстании Траугутта 1863 года. О подлинно национальном характере борьбы говорить не приходится. Восстания были попытками магнатов вернуть утраченную вольницу, а никак не заботой о "национальном возрождении". Оба раза бунты были отмечены бесчинствами, убийствами мирных жителей, издевательствами. Особенно это относится к шайкам Константина Калиновского и Якуба Ясинского во время мятежа 1863 г., организованного генералом Ромуальдом Траугуттом на деньги, полученные им от австрийской разведки, заинтересованной в дестабилизации ситуации на западных рубежах Российской Империи. Безусловным является и тот факт, что простое население поддерживало не бунтовщиков, а русские войска генералов Муравьева и Берга, вместе с которыми приходили мир, порядок и давалась земля. В историю Траугутт и Калиновский вошли как преступники, организовавшие террор на подвластной им территории. Шайки нападали на деревни и убивали крестьян, которые не желали их поддерживать. Крестьяне обращались к русским военным начальникам, и те быстро наводили порядок. Но в ходе этого восстания появился первый в мире "белорус" - Константин Калиновский. До него "белорусов", что подтверждается документально, в истории не было.

До 1918 г., таким образом, ни о каком национальном отличии белорусов или украинцев от остальных русских говорить не приходится. Эти "нации" появились под влиянием денежных вливаний из Австрии и Германии, а потом укрепились в виде решений Совета народных комиссаров.

Современный украинский народ - это попытка давно полонизированного населения бывшей польской (с XIV в. по 1772 г. и в 1918 - 1939 гг.), а затем австрийской (в 1772-1918 гг.) Галиции навязать русскому населению Левобережной Украины идею о том, что они не русские. В Белоруссии и вовсе 99% населения разговаривает на русском языке, а культура у них практически ничем не отличается от традиций и культуры русской глубинки.

Этот наигранный конфликт и привел к сегодняшнему обострению отношений в Украине, вызванных противостоянием Русского Востока и Галицкого Запада, выразившийся в противоборстве Януковича и Ющенко. Но правда рано или поздно восторжествует, и тогда мы все увидим всю подлость и ничтожность тех, кто упорно всеми правдами и неправдами пытается расчленить единый и неделимый великий Русский народ.

А. Любич
Минск



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх