,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ИМПЕРИЯ - ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ, СУДЬБА И ДОЛГ РОССИИ
  • 11 марта 2011 |
  • 16:03 |
  • JheaD |
  • Просмотров: 50179
  • |
  • Комментарии: 12
  • |
ИМПЕРИЯ - ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ, СУДЬБА И ДОЛГ РОССИИСегодня мы вспоминаем о принятии Царем Петром Алексеевичем Императорского титула. 280 лет назад Россия официально стала именоваться империей. Каковы были исторические предпосылки этого события? Как имперское прошлое влияет на судьбу Российской государственности? Об этом и хотелось бы подумать сегодня.

Прежде, чем начать разговор об имперской идее, и ее роли в истории России, хотелось бы определиться с терминами. Дело в том, что в настоящее время, когда в ходе общественно-политических и идеологических споров речь за ходит об "империи", каждый понимает это слово на собственный манер. По этой причине большинство дискуссий, даже если они ведутся не исходя из сиюминутных политических и экономических выгод полемизирующих сторон, заходит в тупик.

Поэтому, перед тем, как приступить к основной теме своего доклада, представляется целесообразным сделать небольшое отступление, поясняющее какой именно государственный строй мы понимаем под термином "империя". Не вдаваясь в пространные теоретические рассуждения и исторические нюансы, попробуем составить приблизительную классификацию государственных систем, традиционно именуемых империями:

- протоимперия - примитивное крупное государство, созданное путем завоевания одним народом ряда других, и держащееся, в основном, за счет методов силового подавления и принуждения. Эти образования были относительно недолговечны и государство -создатель империи - спустя небольшой срок, в лучшем случае, сокращалось до первоначальных размеров. В качестве примера можно привести Вавилонскую державу, Ассирию, государство хеттов и др.;

- псевдоимперия - государственное образование, называющее себя империей (или сохранившее такой статус "по наследству"), но таковой, в действительности, не являющееся. К этому разряду можно отнести Священную Римскую империю германской нации, представлявшую собой фактически эфемерное объединение реально независимых немецких, северо-итальянских и некоторых других княжеств; или Византийскую империю периода упадка, когда она представляла из себя Константинополь с окрестностями и находилась в политической зависимости от турок-османов. Признаками империи эти образования не обладают;

- колониальная империя - создается путем завоевания или освоения земель, населенных народами, достигшими значительно меньшего материально-технического прогресса. Характеризуется большими размерами, а также явным разделением на "метрополию" и "колонии". Последним, естественно, отводится роль поставщика дешевых материальных благ для обеспечения безбедной жизни нации -основательницы империи. Аборигены колоний (а в ряде случаев и колонисты) практически всегда юридически, а зачастую и имущественно лишены равноправия с обитателями метрополии. Классическими примерами такого рода империй являются Испанская и Велмкобританская;

- империя истинная - крупное монархическое государственное образование, в котором народ-основатель проводит не узко-нациоиналистическую, а разумную имперскую политику. Выражается это в учете интересов, уважении обычаев и верований народностей, вошедших в состав империи, широком их участии в государственном строительстве. Отсутствует деление на "метрополию" и "колонии". Обеспечивается личное равенство всех граждан перед законом и равноправное распределение материальных благ во всему государству. В качестве примера подходят Римская империя, Византия времен расцвета, а также Российская империя;


- тоталитарная империя - немонархическое государственное образование, типичными признаками которого являются идеологическая, партийная или личная диктатура, государственное подавление инакомыслия, отсутствие естественных правовых свобод граждан. Возникают такие государства, в основном, нелегитимным путем, после революционного свержения законного строя. Взаимоотношения между народом-основателем и прочими народностями формируются в зависимости от идеологической направленности режима. Примеры - "Третий Рейх" в Германии, Советский Союз, современный Китай;

- неоимперия - государственное образование, не называющее себя империей, но в значительной степени являющееся таковой. Суть его сводится к "цивилизованному" созданию неоколоний, т. е. номинально суверенных стран, чья экономика настольно подконтрольна "метрополии", что государства находятся в полнейшей зависимости. Таким образом, не имея перед неоколонией никаких формальных обязательств (каковые имели перед своими заморскими владениями колониальные империи, например: защита от нападения, снабжение необходимыми товарами, производимыми в метрополии или других колониях, развитие экономической инфраструктуры, регулирование правовых взаимоотношений и т. п.), неоимперия имеет возможность бесконтрольного и беспрепятственного разграбления своих сателлитов. Более того, при попытке освободиться от слишком тесной опеки, подконтрольные страны подвергаются со стороны неоимперий откровенной военно-политической агрессии, лишь слегка закамуфлированной лицемерной фразеологией о защите прав какой-либо из групп местного населения. К неоколониям можно смело отнести значительную часть стран "третьего мира". Наиболее явная современная неоимперия - Северо-Американские Соединенные Штаты.

Совершенно очевидно, что мы, русские монархисты, выступаем не за возрождение тоталитарной большевистской империи (в этом и заключается наше коренное отличие от представителей совпатриотического движения), но за восстановление империи истинной - Православного Российского Царства.

Теперь, немного определившись с терминологией, можно приступать и к основной теме доклада.

У крупнейшего русского эмигрантского публициста Ивана Солоневича, в его главном труде "Народная Монархия", высказана следующая замечательная мысль: "Каждый народ мира стремится создать... свою империю. Если он этого не делает, то не потому, что не хочет, а потому, что не может".

Российское государство - государство имперское. Так почему Россия смогла стать Империей? Какими факторами определялась ее судьба? Какие выводы мы можем сделать из исторического опыта? И каковы стратегические перспективы возрождения традиционной Российской государственности?

Начать надо, вероятно со следующей отправной посылки. Как о каждом человеке существует некий Божий промысел, так и каждому народу и государству мира Божественным Провидением уготована предназначенная только для него миссия в истории. Таким образом, судьба каждой страны представляет собой "сочетание промысла Божия и свободной воли людей (народа, правителей)", по выражению одного из виднейших богословов и церковных историков современности протоиерея Льва Лебедева.

Судьба России - это судьба империи. Наша страна с момента зарождения в ней государственности строилась на имперских принципах. Дело не только и не столько в гигантских, особенно по европейским меркам, территориях. Кстати говоря, древнерусское княжество времени Олега Вещего или Игоря Старого (первая половина Х в.) приблизительно в четыре раза превосходило по площади крупнейшее государство Европы той эпохи - Римскую империю Карла Великого. И не в имперских амбициях русских князей (вспомним слова Святослава Игоревича, сказанные им матери -Святой Великой Княгине Ольге в 969 г.: "Хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рыбы"). И не в многонациональном составе населения государства, ведь помимо славянских племен (словене, поляне, древляне, дреговичи, кривичи, вятичи и др.), в его состав входили и преставиетели угро-финского этноса (чудь, водь, весь, меря, мурома и др.), прибалтийских племен (латгалы, ятвяги), чуть позже - и причерноморских кочевников (черных клобуков, торков, берендеев). И не в военном могуществе, которое было весьма велико (достаточно вспомнить походы на Константинополь 907, 941 гг., разгром хазарского каганата 967 г. и пр.).

Помимо всего этого, древнерусское государство полностью соответствовало тем признакам истинной империи, которые приводились при условной классификации имперских образований. Во-первых, Древняя Русь была государством монархическим, в котором господствовал династический принцип (род Рюриковичей). А во-вторых, вошедшие в состав древнерусской империи племена не подвергались каким-либо гонениям или дискриминации. Для сравнения можно вспомнить печальную судьбу полабских и поморских славян, почти полностью уничтоженных в ходе германской колонизации.

Именно как империю воспринимали Древнюю Русь и современники. В восточных источниках русский великий князь титуловался не иначе как "хакан-рус", т. е. "император русов". К слову, можно заметить, первым русским государем, по отношении к которому применялся титул царь был Ярослав Мудрый. На столпе Св. Софии в Киеве есть надпить ХI в. о "конине царя нашего Георгия" (крестильное имя Ярослава). А великий князь киевский Владимир Мономах получил от Византийского императора Алексия I Комнина знаки императорского достоинства.

В 980 г. здание древнерусской государственности увенчалось принятием христианства в восточной (православной) традиции. Даже если не принимать в расчет глубочайшее мистическое значение этого акта св. равноапостольного великого князя Владимира, можно оценить этот шаг с точки зрения развития имперской политики. Многоплеменная и политеистическая страна нуждалась в объединяющей силе. Именно ею и призвано было стать христианство - религия, где "несть ни эллина, ни иудея". Принятие именно восточной традиции обусловлено такими важными, с позиции имперского подхода, соображениями, как проведение Богослужений на национальном языке (а не на непонятной латыни). Тем более что церковно-славянский язык (адаптированный к греческому вариант славянской речи) уже существовал. Кроме того, Православию изначально чужда претензия на верховную светскую власть, свойственная папизму.

В то же время, в утверждении христианства трудно не углядеть особый Божий промысел о Руси. Ведь принятие Православия, произошедшее во время этногенеза проторусской народности и этатогенеза древнерусского имперского государства, стало определяющим для всей последующей судьбы России. Можно смело сказать, что Православие стало одной из основ формирования и русского национального самосознания, и самой российской государственности, что для рассматриваемой сегодня темы гораздо важнее. Провидением Господним оно (в чистом, неповрежденном виде, уже после эпохи великих ересей, столь пагубно отражавшихся на жизни Второго Рима - Константинополя) было заложено в сам фундамент русского государства, изначально влияло на его развитие и готовило к грядущей роли Третьего Рима.

Как известно несовершенство юридической базы (лествичное право престолонаследия), пережитки старых, племенных традиций (народное вече, обособленность земель) и некоторые другие факторы фактически привели к распаду единой Древнерусской государственности (середина ХII в.). Попытки предотвратить этот процесс, предпринятые во второй половине ХII в. Св. великим князем Андреем Боголюбским (которого, кстати, современники называли "самодержцем"), натолкнулись на упорное сопротивление и со стороны удельных князей, и со стороны крепнущей боярской аристократии, заинтересованной в ослаблении центральной власти. В результате этого великий князь был убит заговорщиками, а самоубийственное внутреннее разделение продолжилось. И это в дальнейшем стало причиной потери политической независимости Руси (нашествие татаро-монгольских орд в первой половине XIII в. и установление ига). Как тут не вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа "всякое царство, разделившееся само в себе, не уцелеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12.25).

Впрочем, в этих печальных событиях нельзя не углядеть еще одного проявления Божественного промысла о России. Внутреннее самоосознание русского народа как единого целого сохранилось. Политический центр государства переместился на Северо-Восток, где, в том числе и в силу многоплеменности населения, отсутствовала вечевая традиция, а преобладающее значение имела сильная княжеская власть. Необходимость борьбы с внешней политической зависимостью давала стимул к объединению разрозненных земель. А религиозное противостояние (особенно усилившееся после окончательного торжества в Орде ислама в начале ХIV в.) послужило предпосылкой для объединения русских людей в Православной вере.

Все эти факторы легли в основу мощнейшего духовно-национального движения, охватившего русский народ в ХIV-ХV вв. Достаточно назвать таких святых, как Сергий Радонежский, Алексий Московский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Стефан Пермский, чтобы представить себе масштабы этого явления. И это при том, что перечислены здесь только те, чьи труды и подвиги имели поистине вселенское значение. В целом же этот период дал Святой Православной Церкви сотни и даже тысячи святых подвижников. При этом, нельзя забывать, что явленные и почитаемые нами ныне святые представляют собой лишь, так сказать, верхушку айсберга, ведь это духовно-национальное движение носило поистине всенародный характер.

В области государственного строительства за этот период мы видим такие фигуры, как великие князья Иоанн I Калита и Симеон Гордый (положившие начало объединению русских земель вокруг Москвы), Димитрий Донской (заложивший основу освобождения Руси от татаро-монгольской зависимости), Василий I и Василий II Темный (утвердившие принцип первородства в вопросе наследования престола) и, наконец, Иоанн III Великий, объединивший большую часть русских земель, окончательно покончивший с игом и принявший в 1497 г. титул Государя всея Руси. Фактически, это был первый титул, равнозначный императорскому, принятый русским монархом. А в 1503 г. Иоанн III в одном из посланий уже именует себя "Божией милостию, Царь и Государь всея Руси". А славянское слово "царь", как известно, восходит к императорскому титулу "цезарь" (как и немецкое слово "кайзер").

Для нас же очень существенным аспектом является то, что и второй этап формирования российской имперской государственности (поскольку в основе движения лежали центростремительные, объединительные устремления русского народа мы вполне объективно можем именовать его имперским) проходил под сильнейшим влиянием Церкви Христовой. Таким образом этногенез непосредственно великорусской народности и этатогенез российского государства имели в основе православно-национальное движение и зиждились на Божественном учении. Это понимали и современники. Вот что писал Константинопольский Патриарх Филофей великому князю Димитрию Донскому, "Я, как общий, свыше от Бога поставленный отец для христиан, находящихся по всей земле, по долгу своему, обязан и всегда стараюсь и забочусь о их спасении и молю за них Бога. Преимущественно же сие исполняю в отношении к вам потому, что среди вас именно обретаю народ Христов, который имеет в себе страх Божий, любовь и веру".

Формирование единого Русского государства по времени совпало с еще одном событием всемирно-исторического значения. В 1453 г. пал Второй Рим - Константинополь. Крушение Православного Царства, а также небезуспешные попытки папизма навязать Церкви Христовой унию (Флорентийский собор 1443 г.) привели к тому, что центром как Церкви Божией, так и христианской государственности стала Русская Земля.

В 1523 г. старец псковского Елеазарова монастыря Филофей сформулировал главный принцип объединившегося Российского государства: "Вся християнския царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя... то есть росейское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Так Москва стала фактическим центром вселенского Православия и приняла на себя миссию Рима - столицы христианской империи. Интересно, что все Русские монархи до конца XVII в. и сами воспринимали себя в качестве государей всех православных христиан мира.

Официальное принятие в 1547 г. Иоанном IV Грозным царского титула и его церковное венчание на царство знаменовали собой окончательное восприятие Россией функций Православной империи во главе с Государем - Помазанником Божиим, чья главная цель - охранение Церкви Христовой и отстаивание правды Божией на земле. После этого знакового события имперская политика становится основой деятельности Русских Государей. Одно за другим ликвидируются Казанское (1552 г.), Астраханское (1556 г.) и Сибирское (1583 г.) ханства - осколки Золотой Орды. Бывшие поработители становятся покоренными; у Русского Царя появляются подданные-мусульмане. И что интересно: Иоанн IV Грозный, отнюдь не страдавший избытком гуманизма, категорически запрещает насильно крестить татар, повелевая принимать в лоно Церкви только тех, кто добровольно пришел в нее.

Весь ХVII в. происходит великое дело мирного присоединения и освоения русскими первопроходцами бескрайних просторов Урала, Сибири и Дальнего Востока. И вновь торжество имперских принципов: туземцы обложены необременительной данью (ясаком), сохранены в неприкосновенности местные обычаи, традиции, верования, а также власть племенных вождей. Православные миссии работают, но насильно язычников, мусульман и буддистов в христианство никто не обращает. Прекращены междоусобицы, обеспечена надежная защита от внешних набегов. Русские переселенцы спокойно живут вместе с туземцами, даже не подозревая о таком понятии, как "межнациональный конфликт". Россия мирным путем, без завоеваний и захватов становится одной из мировых империй.

Таким образом, мы видим, что принятие Царем Петром Алексеевичем Императорского титула, поднесенного ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, было лишь мерой, окончательно оформившей Россию в качестве империи, а Русского Православного Государя как императора. В сущности Российское государство изначально, промыслом Божиим, создавалось и развивалось как истинная империя, преемница Рима Ветхого и Рима Второго - Константинополя.

Существенен и актуален и тот факт, что, несмотря на все пертурбации, произошедшие с Россией после 1917 г., наше государство продолжает оставаться империей, а русский народ сохраняет имперское мировоззрение. Все большевистские эксперименты по выведению новой исторической общности людей - "советского народа" не смогли вытравить основ традиционного менталитета. Уже упоминавшийся эмигрантский публицист Иван Солоневич в одной из статей отмечал, что "даже в... нынешнем, изуродованном и залитом русской кровью лике" Россия продолжает хранить имперскую сущность.

Справедливо это утверждение и по сей день. Не случайно и в наше время ни одно русское узко-националистическое движение (в отличие, например, от псевдоимперской демагогии господина Жириновского) не имеет успеха в народе. Национализм нам свойственен совершенно специфический - имперский, а отнюдь не этнический. Фактически, в России ни один народ не был "чужеродной примесью", в империи было место всем, и никто не притеснялся и не угнетался.

В ходе этого доклада неоднократно подчеркивался тот факт, что самые этатогенез государства и этногенез русской нации имели изначально имперскую сущность. Это легло в основу формирования национального мировоззрения. И именно это предопределило имперский менталитет нашего народа, который не смогли уничтожить ни большевистские эксперименты, ни постсоветские демократические преобразования.

Любая политика, не учитывающая этого факта обречена на провал. Причем это относится как к расчленительским тенденциям, свойственным демократически ориентированным организациям, так и к претензиям на создание в этнически-русского государства, что характерно для некоторых националистических организаций. Более того, представляется, что именно учет имперского менталитета русского народа, в значительной степени предопределило успех политики нынешнего президента Российской Федерации Владимира Путина.

Империя не некий временный фактор в исторической судьбе нашего государства, это предназначение России, определенное ей промыслом Господним. Божественному Провидению, по человеческой греховности, в силу мнимых сиюминутных политических и дипломатических выгод, можно противиться. Но ничего хорошего выйти из этого не может, что наглядно демонстрирует весь ход русской истории.

Но не будем забывать и о втором важнейшем признаке истинной империи, который мы выделили в начале этого доклада, а именно - монархический устройство государства. Действительно, ведь именно наследный Государь, как сила надсословная, надпартийная и, если так можно выразиться, надузконациональная, способен проводить политику, исходя из интересов всех народов и народностей, проживающих в стране, являясь арбитром при возникновении межнациональных противоречий. Не восстанавливая нашей традиционной, исторической государственности, мы оказываемся заложниками изменений политического курса, которые, неизбежно происходят при каждой демократической перемене власти. Сознавая необходимость подлинной стабилизации положения, мы должны понимать, что она возможна только в случае возрождения в России подлинной империи - Русского Православного Царства!

Михаил Кулыбин



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх