,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Новая атака раскольников на Украинскую Православную Церковь
  • 22 января 2011 |
  • 19:01 |
  • Forum |
  • Просмотров: 38425
  • |
  • Комментарии: 10
  • |
0
Буквально накануне нового года, 30 декабря, так называемый "патриарх" Филарет, глава "Украинской православной церкви Киевского патриархата", выступил с гневным заявлением для средств массовой информации по поводу, якобы, имеющейся место попытки "реализовать масштабный план по развалу и уничтожению Киевского Патриархата". (http://www.cerkva.info/ru/news/patriarkh/1143-zajava-patr.html) По убеждению Филарета, "этот план создан в Москве и предложен Московским патриархом Кириллом", к реализации этого плана "прямо причастны представители органов местной власти, а одновременность и скоординированность действий свидетельствует о том, что они имеют поддержку и из столичных кабинетов".
Филарет призвал "общество и международную общественность обратить внимание на нарушение прав верующих Киевского Патриархата и на усиление давления на нашу Церковь", а "журналистов следить за событиями в религиозной жизни и освещать их правдиво и объективно". Кроме того, он призвал "власть и лично Главу государства" "начать настоящий и плодотворный диалог. Иначе Украина рискует вернуться к силовой межконфессиональной борьбе начала 90-х годов", вплоть до повторения событий "кровавого вторника" 18 июля 1995". В этот день, в результате провокации со стороны руководства "киевского патриархата", произошли столкновения его сторонников с милицией. Такое заявление вполне можно квалифицировать, как прямую угрозу действующей власти дестабилизировать ситуацию в государстве, тем более, что прецеденты есть и более недавние, нежели события 15-летней давности.
2 мая прошлого года в Тернополе местным руководством ВО "Свобода" было организовано, так называемое, "вече" против "предательской ратификации антиукраинскими силами сдачи украинской территории Российскому Черноморскому флоту", в котором приняли участие глава Тернопольского областного совета А. Кайда, депутаты разных уровней от ВО "Свобода", в том числе прихожане "киевского патриархата". По сообщению ВО "Свобода", - "Во время Вече состоялось импровизированное сажание на кол предателя национальных интересов Яныка (президента Виктора Януковича)"!?
По мнению главы Тернопольской городской организации ВО "Свобода" М. Головко, ратификация в Верховной Раде харьковских соглашений президентов Украины и России о пролонгации срока базирования ЧФ РФ в Крыму до 2042 года является "беспрецедентным предательством Украинского Государства". Не правда ли, совершенно "демократично", "законнопослушно" и, самое главное, исключительно "по-христиански", естественно, в понимании сторонников ВО "Свобода" и "киевского патриархата", - в качестве выражения своего протеста против законных действий официальных властей, публично посадить на кол действующего законноизбранного Президента Украины!? О существенном снижении цены на газ, достигнутом во время этой же встречи с российским президентом тем же "Яныком", что позволило спасти ведущие отрасли экономики Украины от окончательного банкротства, радетели "свободы и нэзалэжности" предпочли умолчать.
При этом необходимо также отметить, что Филарет, угрожая возвратом "к силовой межконфессиональной борьбе начала 90-х годов" явно лжёт, поскольку эта "силовая межконфессиональная борьба" со стороны "киевского патриархата" продолжается от момента его создания в июне 1992 и вплоть до нынешнего времени, подтверждением чему служит очередная попытка захвата Свято-Покровского православного храма в селе Мусоривцы Збаражского района Тернопольской области 5 января 2010 года, когда привезённые из Тернополя молодые "смиренные" прихожане "киевского патриархата" с криками: "Москалей на ножи!" при поддержке милиции(!?) сначала выбили в православном храме(!?) окна и бросали в находящихся внутри молящихся верующих "металлические предметы, деревянные доски с гвоздями, пиротехнику, дымовые шашки, зажженные тряпки", а затем топорами, молотками и брёвнами вышибли двери в православный храм. Ворвавшись в храм, озверевшая толпа "смиренных" прихожан "киевского патриархата" начала избивать священников и молившихся верующих. Милиция вмешалась только после того, как один из верующих в результате нанесённых побоев потерял сознание и для спасения его жизни пришлось вызывать "скорую".
Руководили этим побоищем служитель "киевского патриархата" С. Швец, уже упоминавшийся руководитель тернопольского городского отделения ВО "Свобода", депутат Тернопольского горсовета и доверенное лицо экс-кандидата в президенты Украины О. Тягнибока в Тернопольской области М. Головко, депутаты фракции ВО "Свобода" в Тернопольском областном совете В. Карпинский, М. Тимошик, Наталия Мандзюк и... майор милиции Табака. Именно он, увидев безрезультативность усилий прихожан "киевского патриархата" по выбиванию центральных входных дверей в православный храм, направил их к боковым дверям, которые были слабее и, в конечном итоге, оказались выбитыми, что позволило нападавшим прихожанам "киевского патриархата" ворваться в храм и приступить к изуверскому избиению молившихся верующих.
При этом, речь не идёт о захвате некоего "спорного церковного строения". Храм с 1996 года строила сельская церковная община Украинской Православной Церкви, а "церковную" общину "киевского патриархата", от имени которой было организовано это омерзительное побоище, С. Швец зарегистрировал 30 октября 2009 года. Т.е., только спустя два месяца после торжественного освящения архиепископом Тернопольским и Кременецким Сергеем нововыстроенного Свято-Покровского храма и поэтому, даже теоретически, вновь зарегистрированная община никаких прав на храм не имела. Тем не менее, уже 15 ноября (!?), также при поддержке милиции, была предпринята первая попытка силового захвата храма! Кроме того, каждому, кто хоть немного знаком с церковной иерархией, известно, что такие действия служитель "киевского патриархата" мог предпринимать только с личного благословения Филарета.
Таким же образом, "гонимый и преследуемый" властями "смиренный и богобоязненный" Филарет благословлял на Украине насильственные захваты десятков других храмов Украинской Православной Церкви, во время которых, точно так же, как в с. Мусоривцы, избивали священников и прихожан. Видеосъёмка бандитского нападения "смиренных" прихожан "киевского патриархата" на православный храм(http://www.youtube.com/watch?v=HkQSluD0d08) наглядно показывает, какими методами в действительности "собирал" под своё руководство церковные приходы "киевский патриархат" на протяжении всего времени своего существования, а также то, что этот сугубо политический проект, не имеет ничего общего ни с Верой, ни с Церковью, поскольку допустить, что православный верующий(!?) может топором вышибать двери своего храма, просто нереально.
Учитывая то, что при новой власти на Украине, которая не имеет отношения к созданию раскола в Православной Церкви, устроение подобных побоищ может закончиться для их организаторов исключительно в соответствии с уголовным законодательством, как это и положено в цивилизованном государстве, и понадобилось упреждающее, по принципу известной пословицы о том, кто громче всех кричит: "Держи вора!", заявление Филарета о, якобы имеющем место "нарушении прав верующих Киевского Патриархата и усилении давления на нашу Церковь". Естественно, что впоследствии любое пресечение властями уголовщины со стороны "смиренных" прихожан "киевского патриархата", будет ими незамедлительно квалифицироваться, как "нарушение прав верующих".
Словно действуя по единому хорошо скоординированному сценарию, 31 декабря приобщился к атаке на каноническое православие глава Украинской греко-католической церкви кардинал Гузар, направивший Президенту Украины В. Януковичу письмо с протестом против, якобы, имеющегося факта обсуждения на заседании гуманитарного совета при президенте вопроса о передаче Софийского собора Киево-Печерской Лавре.(http://www.ugcc.org.ua/1594.0.html) По мнению кардинала, "акт передачи сделает тысячелетний памятник украинской культуры и духовности храмом одной ветви Киевской Церкви - Украинской Православной Церкви, которая находится в единстве с Московским Патриархатом, и исключит три другие ветви: Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата, Украинскую Автокефальную Православную Церковь и Украинскую Греко-Католическую Церковь, в равной мере являющихся наследницами тех, кто строил, молился и развивал этот собор...". Естественно, что "законопослушный" кардинал Гузар, так же, как и Филарет, не преминул пригрозить президенту "новыми противостояниями и напряжением в украинском обществе".
Власть с ответом не задержалась, и заместитель главы администрации президента А. Герман весьма дипломатично ответила, что "достойного владыку ввели в заблуждение", поскольку "такое предложение никогда нигде не обсуждалась" и даже передала "владыке" видеозапись заседания гуманитарного совета при президенте, на которое он ссылался в своём письме. Герман отметила, что ранее "уже были попытки спровоцировать волну спекуляций на тему якобы объединения двух святынь", а "такие факты дают основания полагать о возможной провокации, имеющей цель разжечь новую волну межконфессиональной вражды в Украине". Она также заявила, что в беседе с Гузаром "его Блаженство пообещал выяснить, кто и зачем подбросил Синоду информацию, не соответствующую действительности".
Если отбросить вынужденные дипломатические уловки официального лица, которым является Герман, то, фактически, заместитель главы администрации президента уличила кардинала Гузара в распространении "не соответствующей действительности" информации, попросту говоря, - элементарной лжи и непосредственной причастности к "провокации, имеющей цель разжечь новую волну межконфессиональной вражды в Украине". Вопрос о том, насколько подобные действия могут сочетаться с высоким духовным саном, скорее всего, так и останется без ответа.
Стоит напомнить, что Украинская греко-католическая церковь была создана на основе Брестской унии 1596 года и предназначалась для окатоличивания православных верующих. С тех пор приверженцев этой церкви в народе называют "униатами", что сродни бранному слову, поскольку оно служит также для характеристики двуличных и лицемерных людей, у которых нет в душе ничего святого, как и у тех, кто, испугавшись гонений, предал духовные основы своего народа.
В 1946 году Львовский Собор, решение которого признали все Поместные Православные Церкви мира, унию отменил, правда, католики и униаты квалифицировали его решение, как "политическое", акцентируя внимание на репрессиях, последовавших в отношении тех служителей-униатов, которые, не подчинившись решению Собора, после отмены унии продолжали служение в подполье. В принципе, и одно, и другое утверждения соответствует действительности, но ведь и Брестская уния была исключительно политическим актом, отменить который можно было только аналогичным политическим решением соответствующего церковного органа. Следует также отметить, что советская власть согласно соответствующим решениям судов, действительно сажала служителей-униатов в лагеря за их незаконные, в том числе, с религиозной точки зрения, деяния, но никак не сжигала их вместе с прихожанами в церквях, как это делали католики и окатоличеные униаты с православными священниками, не желавшими предавать свою Веру и переходить под начало папы после Брестской унии, легитимность которой большинство православных не признало!
После встречи в 1989 году в Ватикане Папы Иоанна Павла II и известного "реформатора" М. Горбачёва, общины униатов на Украине стали официально восстанавливаться и им были возвращены все храмы. При этом ни "убеждённого коммуниста и антифашиста" Горбачёва, ни, тем более, Папу не смутило активное участие униатов и их кардинала Слипого в создании дивизии СС "Галичина" и служба в этой дивизии служителей-униатов в качестве капелланов. Кстати, возглавляющий в настоящее время УГКЦ кардинал Гузар был рукоположен в сан епископа лично Слипым, видимо, в знак преемственности фашистской наследственности и идеологии. По признанию кардинала в одном из интервью в начале декабря прошлого года, его "церковь" до сих пор расширяет своё влияние на Украине за счёт средств, поступающих из-за рубежа.
19 марта 2000 в Соборе Святого Петра Папа Иоанн Павел II от имени Католической Церкви попросил прощения за грехи, совершенные католиками на протяжении двух тысяч лет. В ходе церемонии были оглашены семь главных грехов Церкви: религиозные войны, крестовые походы и костры инквизиции; церковные расколы; "презрение, акты враждебности и умолчания" по отношению к евреям; насильственная евангелизация Америки; дискриминация женщин, некоторых рас и наций; проявления социальной и экономической несправедливости и отход от самого духа Евангелия. Перечень грехов был определён в результате длительной работы специальной Международной теологической комиссией, созданной по личному указанию Иоанна Павла II. Папа также пятикратно произнес: "Никогда более!", подразумевая нарушения заповеди о любви к ближнему, действия, направленные против общности Церкви, оскорбление любых народов, применение логики насилия, дискриминацию и притеснение бедных. Иоанн Павел II также высказал убеждение, что в третье тысячелетие Церковь сможет войти, лишь "очистив память" и покаявшись.
Сложно сказать, насколько это было искренне, поскольку, например, известный богослов Х. Кюнг незамедлительно заявил, что "ватиканская инквизиция до сих пор жива", так как "многие теологи и епископы подвергались преследованиям со стороны нынешнего Папы". Тем более, что, к сожалению, по непонятным причинам вне поля внимания Папы и его Международной теологической комиссии оказался и раскол Православной Церкви в результате Брестской унии, спровоцированный католической церковью, и зверства католических функционеров по отношению к православным священникам и прихожанам, не пожелавшим перейти в папское подчинение. Возможно, Иоанн Павел II завещал это сделать своему преемнику, однако, учитывая то, что нынешний глава католиков Бенедикт XVI до того, как стать папой, был префектом Конгрегации по вопросам вероучения (ранее именовавшейся Священной инквизицией), на это сложно рассчитывать.
Создание в 1992 году ещё одной "ветви Киевской Церкви", - "киевского патриархата" вообще стало сугубо антирусским и антироссийским политическим проектом украинской власти, в первую очередь, со стороны бывшего в то время президентом Украины Л. Кравчука (в недалёком прошлом секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Украины по идеологии), поскольку декларируемая мотивация его создания и его последующая деятельность не выдерживает никакой критики. Практически все конфессии, представленные на Украине, подчиняются зарубежным центрам, но вызывает негативное отношение к этому общеизвестному факту и желание любой ценой создать "свою" церковь, почему-то только вхождение Украинской Православной Церкви в Русскую Православную Церковь на принципах самоуправляемости и с правами широкой автономии (но никак не "подчинения"!). Причём, при такой структуре отношений Русской и Украинской Православных Церквей, даже возникает определённый казус, - с одной стороны, РПЦ не имеет ровно никакого влияния на внутреннюю жизнь УПЦ, зато с другой, - предстоятель УПЦ, как член Святейшего Синода РПЦ, имеет непосредственную возможность влиять на любое решение РПЦ!?
Не возникает желания у украинских радетелей "самостийности" создать, например, свою украинскую католическую церковь, глава которой назначается из Рима. Более того, у них не вызывает никаких негативных эмоций даже существование на Украине униатской церкви, то есть, условно "православной церкви" с непосредственным подчинением Ватикану, глава которой также назначается из Рима! А вот вхождение в Московский Патриархат Украинской Православной Церкви, глава которой избирается исключительно украинскими священнослужителями, оказывается, угрожает "нэзалэжности державы"!? В 2008 году, во время празднования 1020-летия Крещения Руси уже экс-президент Л. Кравчук договорился до того, что предложил "киевскому патриархату" попроситься под крыло Константинопольского патриарха. Это ничего, что украинской православной церковью в случае реализации такого плана управлял бы турецкий государственный служащий, главное, что б она не была в духовном единстве с РПЦ. Т.е., налицо совершенно очевидная антироссийская политическая цель, которая не имеет к религии абсолютно никакого отношения.
Не выдерживают никакой критики и постоянные громогласные призывы служителей "киевского патриархата" и его апологетов к объединению и созданию единой поместной Украинской церкви, поскольку за этими исключительно декларативными призывами об объединении, уж слишком наглядно просматривается истинная цель провокаторов, - ликвидация канонической Украинской Православной Церкви или, хотя бы, её дальнейший раскол и дробление. Во всяком случае, за 19 лет своего существования "киевский патриархат" мог бы показать пример и объединиться хотя бы с той же УГКЦ или УАПЦ. Однако, за прошедшее время указанные церкви ни на йоту к объединению не приблизились, что также свидетельствует о политических целях создания всех трёх псевдорелигиозных проектов и чрезмерных амбициях их "предстоятелей". Ведь с любой точки зрения, логичнее было бы сначала объединить всех, кто не согласен с вхождением УПЦ в РПЦ, а потом уже объединёнными усилиями ратовать за своё признание Вселенским Православием. Но если эти "объединители" не в состоянии объединиться даже между собой, то о каком их объединении с УПЦ может идти речь? Тем более, что с раскольниками за всю историю существования Церкви никто и никогда не "объединялся", поскольку у них есть только один канонический путь возврата в Православную Церковь, - через покаяние.
Украинская автокефальная православная церковь, созданная ещё в 20-е годы прошлого столетия и вскоре пришедшая в упадок, сначала была реанимирована фашистами на оккупированной ими территории в 1942 году, а затем их эстафету, видимо на правах преемственности идеологий, подхватил националистический Рух и восстановил её деятельность на Украине в 1989 году. Однако, постоянно раздираемая внутренними противоречиями, она никакой роли в церковной и общественной жизни Украины не играет.
Поэтому, вполне понятно, что ни одна из этих трёх упомянутых кардиналом Гузаром в письме к В. Януковичу "ветвей Киевской Церкви" не имеет официального признания со стороны мирового православия и не находится в евхаристическом общении ни с одной из существующих канонических Православных Церквей. Другими словами, все 15 Поместных Православных Церквей мира, составляющие Вселенское Православие, считают участников этих псевдорелигиозных проектов раскольниками и не поддерживают с ними никаких отношений. Это очень важный момент, о котором раскольники всех мастей и рангов предпочитают умалчивать, сводя суть проблемы "нэзалэжных украинских церквей" исключительно к банальному конфликту с Русской Православной Церковью.
Впервые этот факт стал достоянием широкой украинской общественности, как светской, так и церковной, во время празднования 1020-летия Крещения Руси, - все три "ветви Киевской Церкви", в т.ч. раскольников в лице Филарета и его приспешников, публично отлучили от всех церковных мероприятий, посвящённых празднику, продемонстрировав, таким образом, всему миру их единодушное отторжение от Православной Церкви именно Вселенским Православием, включая Константинопольского патриарха Варфоломея, а не одной РПЦ. Не помогло даже личное покровительство, оказанное "киевскому патриархату" президентом В. Ющенко, и его неимоверные старания по достижению признания "киевского патриархата" со стороны Варфоломея.
Сотни тысяч сторонников политического проекта под названием "киевский патриархат", были просто потрясены тем, что они узнали и узрели во время праздника. На протяжении 16 лет, обманываемые лжепастырями, они пребывали в совершенно искреннем заблуждении, что являются прихожанами Украинской Православной Церкви и только в дни празднования 1020-летия крещения Руси многие из них впервые поняли, что, по сути, ничем от язычников тысячелетней давности не отличаются. Для них стало настоящим откровением, что обряды их лжецеркви ни одной Православной Церковью в мире не признаются, так же, как и сама лжецерковь, поэтому с церковной точки зрения они являются некрещёными и невенчанными, следовательно, живут "в грехе и блуде", а куда попадают души покойников, отпеваемые этими лжепастырями, объяснять не надо. Замолчать этот чересчур очевидный факт не удалось, а продолжение лжи, что это всё "происки" исключительно Московского Патриархата, только усилило его авторитет, поскольку такие утверждения означают, что даже Вселенский патриарх, не говоря уже обо всех остальных православных иерархах, дорожат мнением иерархов РПЦ.
Как следствие, в 2009 году во время визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину он встретил самый радушный приём, причём, не только от прихожан канонической Украинской Православной Церкви. Даже во время посещения расположенной на Западной Украине(кстати, всего в 40 километрах от с. Мусоривцы!) Свято-Успенской Почаевской Лавры, в которой по случаю праздника чудотворной Почаевской иконы Божией Матери и в связи с приездом патриарха Кирилла, собрались десятки тысяч паломников со всей Украины, высокого гостя встретили дружными возгласами: "Наш патриарх - Кирилл!". А вот обещанные националистами и раскольниками "массовые акции протеста" оглушительно провалились, не собрав и сотни человек. Не в последнюю очередь этому поспособствовала показательная смерть одного из самых активных организаторов протестных акций, экс-губернатора Ровенщины В. Червония, которого буквально накануне визита, после его крайне негативных высказываний по поводу визита и планов по блокированию маршрута движения патриарха Кирилла... убило молнией во время рыбалки. Визит патриарха длился 10 дней, на протяжении которых он посетил Киев, Крым, Донецкую, Ровенскую, Волынскую и Тернопольскую области.
Ещё более успешным стал визит патриарха Кирилла на Украину в 2010 году, во время которого он посетил Одессу, Днепропетровск и Киев. Эти визиты наглядно показали, что у Украины, как Западной, так и Восточной есть единый духовный лидер - патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А это не могло не встревожить предводителей раскольников, поскольку такое единодушие православных прихожан грозит серьёзными последствиями их псевдоправославным проектам.
Тем более, что есть и соответствующие исторические прецеденты. В 1992 году в Болгарии при активном участии иеромонаха Х. Сыбева, лидера Христианского союза "Спасение", вошедшего в политическую коалицию Союза демократических сил, также исключительно по политическим мотивам был инспирирован раскол Болгарской Православной Церкви. Однако, после изменения политической ситуации, в 2002 году болгарский парламент принял новый закон о вероисповедании, в котором была определена "недопустимость существования более чем одного юридического лица, как представителя данного вероисповедания с одним и тем же для юридического лица наименованием и официальным адресом". После длительных судебных тяжб, 21 июля 2004 года болгарская полиция одновременно закрыла и опечатала около 250 православных храмов, в которых совершали богослужения раскольники. В результате, уже в начале 2005 года раскол был практически ликвидирован, поскольку большинство священнослужителей вернулись в каноническую Церковь.
Необходимо отметить, что Филарет достаточно осведомлён об этих событиях, поскольку в июле 1996 года даже принимал непосредственное участие в интронизации одного из "патриархов" болгарских раскольников. Безусловно, он хорошо понимает, что на Украине закрытия милицией церквей "киевского патриархата" не будет, но вот добровольный возврат церковных общин в лоно канонической Украинской Православной Церкви Филарета, конечно, пугает, тем более, что этот процесс уже начался и он не в состоянии ему воспрепятствовать. И дело отнюдь не в пресловутом "плане патриарха Кирилла", кознях "представителей органов местной власти" или "поддержки из столичных кабинетов". Если ранее, как в с. Мусоривцы, он мог рассчитывать в деле запугивания верующих на поддержку всех ветвей государственной власти, включая правоохранительные органы в лице милиции, СБУ, прокураторы и судов, то сейчас на это Филарету рассчитывать явно не приходится. А потеряв страх перед церковно-светскими репрессиями, церковные общины действительно проявляют свободное волеизъявление и отнюдь не в пользу "киевского патриархата". Ведь многие из них, будучи вовлечены в раскол по незнанию, сейчас оказались перед тяжёлым выбором: либо получить прощение и возвратиться в лоно канонической Церкви, либо и далее пребывать в грехе раскола во имя удовлетворения политических амбиций своих лжепатриархов, предавших интересы Церкви и её прихожан. Возможно, только в этот момент прихожане раскольничьих "церквей" поняли истинное значение строк, которыми начинается Псалтырь: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей".
Безусловно, кроме сугубо церковного, в данном вопросе присутствует и личностный, и политический факторы. Большинство служителей и прихожан "киевского патриархата" не устраивает их длительное нахождение вне Вселенского Православия. Обещания Филарета об урегулировании этого вопроса с помощью Константинопольского патриарха Варфоломея оказались ложью, что наглядно показало празднование 1020-летия Крещения Руси в Киеве, когда Филарета и его последователей публично унизили отвержением от праздника, который они считали своим. Более того, в октябре 2008 года в Стамбуле во время встречи глав Поместных Православных Церквей, в которой участвовало пять патриархов, архиепископы Кипра, Афин, Албании и высшие иерархи еще шести Православных Церквей, было принято "Послание к православным народам и ко всему миру", которое по существу можно считать программой действий Вселенского Православия на ближайшие годы.
В этом документе, в частности, говорится и о необходимости преодоления внутренних противоречий в Православной Церкви "через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире". А единодушное осуждение этнофилетизма (тенденции к делению Церкви по национальному признаку, осуждённому как ересь ещё на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года), однозначно ставит крест даже на обсуждении самой возможности признания "киевского патриархата". Тем более, что в отсутствие политических и личностных амбиций, этот вопрос действительно решаемый внутри самой Церкви. Например, несмотря на распад в 1992 году Чехословацкой республики на два отдельных государства, Православная Церковь Чешских земель и Словакии сумела сохранить своё единство.
Значительно усугубили пессимизм приверженцев "киевского патриархата" результаты встречи 7 января с.г. вице-премьер-министра Украины В. Тихонова с Константинопольским патриархом Варфоломеем, который передал рождественские поздравления Президенту Украины В. Януковичу, премьер-министру Н. Азарову и митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, в очередной раз подчеркнув таким образом, что на Украине существует только одна каноническая Православная Церковь. Кроме того, по инициативе В. Тихонова на Украину привезут одну из уникальных святынь Константинопольской церкви, а это станет очередным унижением тех же приверженцев "киевского патриархата", вынужденных идти на поклонение к христианской святыне в церкви УПЦ, как это уже не раз было.
По мнению архиепископа Тульчинского и Брацлавского УПЦ Иоанафана (Елецких), кроме того, что письмо Филарета "сеет в души украинцев неверие в суверенитет своего Государства, дискредитирует и оскорбляет Президента Украины В.Ф. Януковича", оно также является отражением массового "прозрения душ невольных откольников" и намерением части служителей "киевского патриархата" "вернуться в каноничесую Украинскую Православную Церковь".
Надо полагать, что в данной ситуации проще всего будет возвращаться в лоно канонической Православной Церкви служителям "киевского патриархата", которые служат в приходах. В этом случае, тем, кто не был причастен к погромам православных храмов и избиению верующих, практически однозначно, после покаяния, можно гарантировать рукоположение в ныне действующий сан с продолжением служения. Прихожане этих приходов, возжелавшие вернуться в лоно канонической Православной Церкви, скорее всего, будут просто прощены за грех пребывания в расколе.
Гораздо сложнее будет решаться вопрос с высшими служителями "киевского патриархата". Во время уврачевания раскола в Болгарской Православной Церкви, по настоянию Константинопольского патриарха Варфоломея, их, после покаяния, приняли в лоно канонической Церкви "в сущем сане", хотя многие, и в их числе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полагали, что раскольники "должны войти в клир Церкви через совершение канонических рукоположений", т.е., фактически, начинать служение с самого начала.
Скорее всего, что в случае с высшими служителями "киевского патриархата" многое будет зависеть от позиции и личности самих служителей, а также от того, с каким количеством прихожан и приходов они возвратятся в лоно Православной Церкви. Такие переговоры в приватном порядке ведутся, чему есть достаточно много свидетельств, и это немало беспокоит Филарета и его ближайших приспешников, которые не возвратятся в каноническую Православную Церковь ни при каких обстоятельствах, поскольку это может быть только после их публичного покаяния в расколе. Они же на это никогда не пойдут, так как церковные должности для них гораздо важнее Веры, а другого канонического пути просто нет. Особенно проблематичен такой путь для Филарета, которому придётся отвечать не только за инициирование раскола, но и за прихваченные с собой в 1992 году денежные средства Украинской Православной Церкви, о чём раскольники также предпочитают умалчивать.
Естественно, беспокоит раскольников и начавшийся повальный отток спонсоров. При этом необходимо отметить, что прихожан, практически, любой Церкви можно условно разделить на три категории, - религиозных, верующих и конъюнктурщиков, посещающих церковь вследствие возникшей в последнее время своеобразной "моды" на Веру. Разницу между первой и второй категориями автору разъяснил на своих лекциях профессор Московского государственного университета Никита Толстой ещё в 1975году, - если для религиозного человека имеет очень важное значение соблюдение всех религиозных канонов, без чего, в его понимании, связь с Богом теряется, то для просто верующего, неукоснительное соблюдение религиозных догм особого значения не имеет.
Таким образом, можно констатировать, что в Украинской Православной Церкви сконцентрировано наибольшее количество именно религиозных людей, которые во времена преследования униатов предпочитали сгореть в церкви, но не изменить Вере, а в настоящее время - стойко переносят и моральные, и физические издевательства со стороны раскольников. Именно поэтому, даже после 20-летних преследований со стороны раскольников и поддерживавших их украинских официальных властей, Украинская Православная Церковь сумела сохранить свою каноничность.
Среди прихожан раскольничьих общин, как правило, преобладают вторая и третья категории, которым абсолютно всё равно, где молиться и поэтому особых проблем с их возвратом в каноническую Церковь не предвидится.
Категорию конъюнктурщиков наиболее наглядно характеризуют бывшие высокопоставленные работники партийных органов, публично-показушно демонстрирующие свои религиозные убеждения с рвением, многократно превышающим их прежние атеистические убеждения, и часть бизнесменов, в большинстве случаев рассматривающих спонсорскую поддержку церковных общин, как средство демонстрации лояльности действующей власти. А в отсутствие в настоящее время прямой поддержки "киевского патриархата" со стороны провластных структур, как это было при Ющенко, когда спонсоров принуждали вкладывать деньги в этот проект, сейчас они находят своим средствами другое применение.
Потеря интереса к "киевскому патриархату" со стороны нынешней власти вполне обусловлена и легко объяснима. Президент Украины В. Янукович поставил перед своей командой глобальную задачу по объединению Украины, и, в меру своего понимания, его команда достаточно последовательно и энергично убирает все "слабые звенья", которые могут помешать выполнению поставленной задачи, сформулированной, в принципе, таким же образом, как и предыдущей "оранжевой" властью, - "единое государство, единый язык, единая церковь".
Первыми под этот "административный каток" попали приверженцы государственного статуса русского языка и, как результат, в настоящее время на "русском поле" не осталось ни одной значимой общественно-политической силы, которая продолжала бы выступать за его государственность. И даже Всеукраинский координационный совет российских соотечественников(!?), возглавляемый, кстати, с прошлого года депутатом Верховной Рады Украины от правящей партии Регионов В. Колесниченко, "позабыв" про свои прежние обещания, уже взахлёб ратует за статус русского языка на Украине, как языка... "межличностного" общения. И то, исключительно в неких регионах-резервациях, в которых, может быть, когда-нибудь местные власти захотят придать ему некий более "высокий" статус в том случае, если Верховная Рада сможет принять соответствующий закон!? О невыполнении действующего украинского законодательства, обеспечивающего остатки прав русскоязычного населения, так называемые, "правозащитники русскоязычной Украины" предпочитают не вспоминать.
Активная "посторанжевая" оппозиция, практически, полностью деморализована нахождением в следственном изоляторе, примерно, десятка высокопоставленных функционеров из правительства экс-премьера Ю. Тимошенко в соответствии с возбуждёнными против них уголовными делами. Сама Тимошенко в соответствии с постановлением прокурора обязана ежедневно, с 10 до 17 знакомиться с уголовным делом в отношении себя. Понятно, что при таком "рабочем" режиме ей явно не до оппозиционной деятельности, а при невыполнении постановления прокурора к ней вполне могут применить более жёсткие санкции, которые ещё более ограничат её возможности заниматься политической деятельностью.
На фоне растущего авторитета патриарха Кирилла среди православных граждан Украины и реальной перспективы объединения всех частей Украины на основе канонического православия, "киевский патриархат" стал для нынешних властей тоже "слабым звеном", тем более, что для сокращения его влияния никаких особых усилий прилагать не надо, - лишённый государственной поддержки в своих кровавых погромах православных храмов и спонсорских денег на своё содержание, "киевский патриархат" просто обречён на распад и превращение в такую же полумаргинальную структуру, раздираемую внутренними противоречиями, какой ныне является УАПЦ, так и не добившаяся признания от канонического Православия за 90 лет своего существования.
Безусловно, что немалым фактором, способствующим дискредитации "киевского патриархата" является личность самого патриарха Кирилла. Патриарх Алексий II навечно войдёт в историю Православия, как один из объединителей Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом. Честолюбивый и амбициозный, насколько такая характеристика применима к иерарху Православной Церкви, патриарх Кирилл имеет возможность войти в историю Православной Церкви, как уврачеватель самого масштабного раскола в истории современного Православия, и он своего шанса не упустит, не говоря уже о том, что, как духовный пастырь, он просто обязан этим заниматься. Позиция же "киевского патриархата" значительно усугубляется тем, что после духовного воссоединения Русских Православных Церквей, РПЦЗ, насчитывающая около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света и отметившая в декабре прошлого года своё 90-летие, может в значительной мере нейтрализовать попытки "киевского патриархата" апеллировать к международной общественности.
Таким образом, тщательно спланированная и откровенно скоординированная информационная атака глав "киевского патриархата" и униатов на Украинскую Православную Церковь с целью её дискредитации, внесения раздора в её отношения с нынешней государственной властью, попытки устрашения последней угрозами активизации разбойных нападений своих сторонников на православные храмы и организацией массовых беспорядков, вследствие использования заведомо неправдивых аргументов и очевидной их несостоятельности, может дать прямо противоположный эффект. В результате, власть вполне может сменить свою действительно нейтральную позицию в отношении указанных конфессий на активные меры по локализации их противоправной деятельности, несовместимой с декларацией религиозных убеждений, что приведёт к дальнейшей потер их влияния на общественную жизнь государства.
При этом надо отметить, что если бы в религиозную ситуацию на Украине не было бы постоянного грубого вмешательства недалёких и потому безответственных политических сил, в том числе, ранее находящихся при власти, а также возглавляемых их не в меру ретивых ограниченных, а потому совершенно уверенных в своей правоте "вождей-мессий", то можно было бы с достаточной долей уверенности говорить не просто о толерантности, но даже о конфессиональном мире на Украине.
Ф. Яковлев
Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1365790.html
10:27 19.01.2011



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх