,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Игорь Иванович Сикорский
  • 22 января 2011 |
  • 14:01 |
  • Brigadir_3 |
  • Просмотров: 43743
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
-6
«Игорь Иванович Сикорский»
Перемолотов Владимир Васильевич


Игорь Иванович Сикорский


Май - хороший месяц.
В этот замечательное время просто-таки хочется расправить руки, оттолкнуться ножкой и взвиться в небо.
Причин тому несколько - во первых в атмосфере наблюдается некая воздушность и прозрачность, во вторых именно в мае несколько лет назад некто Руст, пилот-любитель, на своей маленькой "Сесне" удачно приземлился на Красной площади, а в третьих именно в мае родились один из братьев Райт - Уилбур и человек, о котором сегодня пойдет речь - Игорь Иванович Сикорский.
Его жизнь служит хорошей иллюстрацией к тому, что может сделать русский человек, если его к тому вынуждают обстоятельства.
Игорь Иванович Сикорский появился на свет в Киеве, в семье врачей психиатров. Его отец, доктор медицинских наук, уважаемый человек прикоснулся к Истории тем, что оказался причастным к знаменитому "делу Бейлиса". Именно он производил психическое освидетельствование убийцы и высказал предположение, что Бейлис совершил ритуальное убийство.
Однако Игорь Сикорский не пошел по стопам отца и матери. Его с детства интересовала техника, причем не вся, а именно летательные аппараты. Закончив гимназию он хочет продолжать обучение дальше, но на дворе 1906 год, российским студентам не до учебы - все занимаются политикой и Сикорский уезжает учиться за границу, в Париж, в Техническую школу Дювиньо. Отучившись год, он понимает, что это не совсем то, что нужно и возвращается на родину. В том же году он поступает в Киевский Политехнический институт.
Теории самолетостроения в те времена еще не существовало, она только создавалась, причем не столько трудами теоретиков, "на кончика пера", сколько практиками, пробовавшими и получавшими, порою ценой своей жизни, практические результаты. Захваченный возможностью практической работы Сикорский уходит из института и начинает сам строить свой первый аппарат. В отличие от господствовавшего в те времена увлечения самолетами он строит вертолет. Он отлично понимает недостаточность своего опыта и в течении трех лет собирает все лучшее, что было придумано российскими и зарубежными авиастроителями. Он часто бывает в Москве и Петербурге, в Париже и Берлине.
Купив во Франции двигатель, он впервые в России проводит испытание вертолета, но успеха не достигает. Подъемной силы его конструкции не доставало даже на то, что бы приподняться над землей.
Его снедает жажда деятельности. Не дожидаясь получения диплома, он уходит из института и начинает строить не модель, а самый настоящий летательный аппарат. В 1909 году он строит первый в России вертолет, который сам может поднять в воздух свой вес. Ничего лучшего в то время в мире ни у кого не было, техника отставала от идей. Идеи Сикорского просто обогнали технические возможности своего века.
Но небо - оно ведь не только для вертолетов и Игорь Иванович на паях с другим студентом Киевского политеха начинает строить самолет - благо, что они-то уже летают по всему миру. Как и при строительстве вертолета, первый блин в самолетостроении вышел комом. Биплан БиС-1 мог отрываться от земли только во время нелепых прыжков - у студентов не хватило денег на достаточно мощный двигатель. Но упорство конструкторов было вознаграждено. Через год самолет С-2 поднялся в небо. Сикорский строит самолет за самолетом и, наконец, весной 1911 года он строит самолет С-5. Это оказалась во всех отношениях удачная конструкция. На ней Сикорский установил четыре всероссийских рекорда и даже катал пассажиров. На маневрах, куда его пригласили он легко доказал на сколько его машина лучше зарубежных образцов, бывших тогда на вооружении у Русской армии. После этого за ним закрепилось звание "русского Фармана".
Не останавливаясь на достигнутом, Сикорский строит С-6 - первый в мире самолет с закрытой кабиной. На этом аппарате он устанавливает мировой рекорд скорости в полете с двумя пассажирами и получает Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки. В это же время Русское техническое общество награждает конструктора Почетной медалью "за полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, давшей прекрасные результаты".
Для всех вокруг стало очевидным, что из недоучившегося студента Сикорский стал лучшим в России специалистом в области авиастроения. Его, человека без диплома, приглашают в Петербург. Он получает сразу два сказочных предложения. Стать главным конструктором воздухоплавательного отделения АО "Русско-Балтийского Вагонного Завода" и главным инженером создаваемой в России Военно-морской авиации.
Студент принял... оба!
Он был молод - чуть более 20 лет и полон сил, однако год спустя он увольняется из флота и посвящает все свое время заводу, взяв на себя не только конструирование самолетов, но и организацию их выпуска. Благодаря его настойчивости спустя только два года он может записать в актив заводу создание первого российского гидросамолета, специального учебного самолета, начало серийного выпуска своих машин и начало экспорта российских самолетов. Авиасалонов в современном понимании тогда еще не было, но выставки авиатехники проходили регулярно и Сикорский там присутствовал. Три самолета его конструкции стали победителями международных конкурсов военных аэропланов. Именно эти машины и составили основу российского парка боевых машин к началу Первой Мировой...
Сикорский не был кабинетным конструктором. Он сам летал, а на первых парах и испытывал свои самолеты. Опыт практической работы привел его к созданию концепции самолета, необходимого для России, с ее малонаселенными просторами и отсутствием связи. Самолет должен быть многомоторным, иметь экипаж в несколько человек, и что самое главное - при необходимости его можно было бы ремонтировать в воздухе.
Эта идея пришла в голову 20 летнему студенту в 1911 году.
Представьте. Почти мальчишка, без диплома... Но ему верят. Находятся люди, которые вкладывают в идею юноши деньги и вот в 1913 году Сикорский строит самолет "Русский витязь" - первое в мире четырехмоторное чудо, воплощение своей идеи.
Самолет превосходил по своим параметрам все, что до тех пор строилось в мире - по вместимости, грузоподъемности, размаху крыльев и всему остальному. Салон "Русского витязя" не показался бы тесным и сегодня. Он напоминал довольно просторную комнату. Там разместились диван, четыре стула, кофейный столик, умывальник, гардероб. На стенах висели зеркала. К услугам пассажиров был также открытый балкон в носовой части фюзеляжа - благо тогдашние скорости позволяли выйти наружу и подышать воздухом. Сам царь заинтересовался машиной и ее показывают Николаю II в Царском селе. Осмотрев аэроплан, последний император наградил Сикорского именными золотыми часами. Создав "Русского витязя" Сикорский не остановился на достигнутом. Следующая его машина еще больше и круче. На свет появляется "Илья Муромец".
Это произошло в 1914 году. В этот же год Сикорский наконец получает диплом инженера. Петербургский политехнический институт присваивает ему диплом инженера "Honoris Causa" за создание многомоторных воздушных кораблей.
С началом Мировой войны самолеты созданные Сикорским принимают участие в войне - истребители, наблюдатели, а "Илья Муромец" становится первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Из этих машин была сформировано подразделение " Эскадра воздушных кораблей" - первое в России (да и в мире, кажется) соединение стратегической авиации. Всего за годы войны было построено 85 "Муромцев". Сикорский часто бывал на фронте и принимал участие в отработке тактики применения тяжелой бомбардировочной авиации.
При всем при этом он не переставал конструировать и выпускать новые конструкции самолетов. До выхода России из войны он создал несколько моделей легких истребителей, морской разведчик, двухмоторный истребитель бомбардировщик и штурмовик. За это время он создал больше 20 базовых моделей, два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель. Это не прошло незамеченным. Он стал кавалером ордена Святого Владимира IV степени.
А потом началась Революция.
Сикорский не принял ее и в 1918 году принимает приглашение Французского правительства продолжить работу на заводах союзников. Он хочет порывать с Россией, считая, что со временем все станет на свои места и один, без жены и дочери, уезжает в Париж, но прежде чем он успел построить для французов первого "Илью", как Первая мировая война оканчивается Компьенским миром. Закончив войну, французы опрометчиво потеряли к конструктору всякий интерес. Работы для него во Франции больше не было, в России - война и Сикорский уезжает за океан.
Наверное, он не был не первым человеком, мечты которого рассыпались от столкновения с действительностью. В Америке он, так же как и во Франции, оказался никому ненужен. Первое время что бы снискать себе хлеб насущный, ему пришлось даже преподавать в вечерней школе, однако через несколько лет, в 1923 году, он вместе с несколькими "белоэмигрантами" сколачивает фирму "Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн". Ему помогают многие эмигранты, в том числе великий Рахманинов и через год, в арендованном курятнике, Сикорский строит самолет S-29. С этого момента латинское S теперь навсегда сменит русское С на крыльях его машин.
Этот двухмоторный самолет стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. На родине пресса отозвалась на успех Игоря Ивановича газетными заголовками "Авиационная белогвардейщина".
Его это ничуть не смутило. Одну за другой он выпускает новые машины - одномоторный разведчик, двухмоторная амфибия, одномоторный пассажирский самолет, авиетка... Все самолеты продаются, однако на рынке легких самолетов большая конкуренция и Сикорский вновь возвращается к тяжелым самолетам. В то время весьма актуально стояла задача создания самолета, способного перелететь Атлантику с грузом и пассажирами. Создателя такого самолета ждали не только всемирная слава, но и деньги! Сикорский включается в соревнование конструкторов и строит самолет S-35. Самолет был построен, но при таинственных обстоятельствах разбился во время первого же старта... К тому времени когда Игорь Иванович построил вторую машину перелет через Атлантику уже состоялся и все пряники получили другие.
В конструкцию S-35 было вложено очень много средств и для того что бы обеспечить выживаемость фирме Сикорский строит легкую двухмоторную амфибию. У него получилась машина, о надежности которой ходили легенды. Именно она помогла Сикорскому собрать достаточно денег, что бы купить завод в Стратфорде. В июне 1929 года фирму Сикорского принимают в корпорацию "Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт" (ныне "Юнайтед Текнолоджиз"), в составе которой она существует и сегодня. Любопытно, что на трех из пяти заводов корпорациии главными конструкторами работали наши эмигранты. (Может быть кто-то удивится еще больше, когда узнает, что знаменитые мотоциклы "Харлей -Девидсон" были сконструированы и собраны нашими сородичами инженерами Харламовым и Давыдовым. Кстати сказать, у Сикорского на фирме работало множество людей добившихся на своей новой родине больших успехов. Например барон Соловьев создал собственную авиационную фирму, а С. Сергиевский - компанию по конструированию вертолетов, В.В. Утгоф стал организатором береговой охраны в США.)
Вскоре после этого Сикорский создает серию амфибий - на 5, 16 и 45 мест. Эти машины стали первыми в США четырех моторными пассажирскими самолетами - амфибиями. Именно на этих самолетах "встала на ноги" знаменитая "Пан Амэрикэн". С легкой руки этой компании (заказали!) он начал делать пассажирские самолеты для трансатлантических перелетов. С середины 30-х годов летающие лодки Сикорского начали летать от материка к материку, из Нового Света в Старый Свет. На основании этой удачной конструкции Сикорский создает двухмоторный аппарат, который хорошо продается в самые различные страны мира, в том числе и в ...СССР. Не обошлось и без курьезов. В знаменитой комедии "Волга-Волга" аэроглиссер Сикорского олицетворяет собой успехи... советского авиастроения.
Отношение к нему на Родине меняется. Ему предлагают вернуться на очень выгодных условиях, но он отклоняет все предложения. С Россией его теперь ничего не связывает - две сестры и дочь живут с ним в Америке, старый брак распался. Он счастлив в новом - теперь он отец четверых сыновей.
В 1937 году Сикорский строит свой последний самолет - время амфибий уходит, число заказов падает и необходимо искать что-то другое. Руководство корпорации намеривается слить компанию Сикорского с другой своей компанией и, что бы избежать этого, он находит для себя новое направление, на котором, начав, по существу с нуля, становится первым.
Его ждут вертолеты.
Два года спустя после постройки последнего самолета он строит первый свой вертолет по схеме, которая на сегодняшний день считается классический - один винт сверху, другой, боковой, позади. К месту будет добавлено, что большинство конструкторов того времени считало эту схему нежизнеспособной... К 1942 году двухместный вертолет R-4 поступает в серийное производство. Во Второй мировой это был единственный вертолет, применявшийся сторонами в боевых действиях. Создав несколько более или менее удачных конструкций, Сикорский создает знаменитый S-51, который уже после войны стал самым распространенным и самым продаваемым вертолетом в мире. За ним последовал S 52, на котором впервые в мире были сделаны фигуры высшего пилотажа. Как и при строительстве самолетов постепенно Сикорский склоняется к конструированию тяжелых вертолетов. Из его фирмы один за другим выходят тяжелые транспортные вертолеты S-55и S-56. Последний поднимал более 20 тонн груза. Это был на то время самый большой и грузоподъемный вертолет с поршневыми двигателями. Доводя идею грузового вертолета до логического конца, в последствии Сикорский построил бесфюзеляжный вертолет-кран, но самый лучший его вертолет поднялся в воздух в 1954 году. Его конструкция была так удачна, что многие страны продолжают выпускать его и по сегодняшний день.
Не. Он не умер. Он просто отошел от дел, оставив за собой пост технического консультанта. Конструкторский задел оставленный им был настолько велик, что и без его прямого участия фирма отлично держалась "на плаву".
Только в США им были созданы 17 базовых типов самолетов и 18 вертолетов, а уж сколько модификаций! За всю жизнь Сикорский получил множество наград. Новая родина - США наградила его медалями Д.Гугенхейма, Д.Уатта. Он получил так же мемориальный приз братьев Райт и специальную медаль Д.Фрица. Символично, что кроме него в авиации эту награду (медаль Фрица) получил только Орвил Райт.
Показывая жизнь Сикорского, однако, нельзя ограничится только перечислением конструкций, которые он создал. Он был выдающимся человеком, и его одаренность проявлялась не только в технике. Нужно помнить, что Игорь Иванович много сделал для пропаганды в США достижений русской науки и культуры. Сикорский был членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры и писал произведения на религиозные темы.

Статья о авиаконструкторе Сикорском



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх