,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Миф: Фашистский меч ковался в СССР
  • 23 декабря 2010 |
  • 15:12 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 47175
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
В сознании широкой публики на слуху тезис, что "фашистский меч ковался в СССР". Началу этих разговоров положила публикация Дьякова Ю.Л. и Бушуевой (Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. «Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и Рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы.», М.: «Советская Россия», 1992). К сожалению, мало кто из журналистов прочел ее, в своих утверждениях они опираются только на название книги. А книга как раз очень интересная, но только она не о том, о чем они думают. У нее просто хлесткий заголовок. О чем же вообще идет речь?

После завершения Первой мировой войны и окончания гражданской в России, в Европе сложилась уникальная ситуация. Две страны, которые до 1914 г. относили к великим, оказываются в международной изоляции. Им отказывают в праве не только считаться мировыми державами, но и даже державами регионального значения. В обеих странах экономическое положение близко к катастрофическому, множество военно-политических врагов. Среди этих врагов есть и общие, такие как Польша. В этих условиях «союз двух париев», по меткому замечанию Ллойд Джорджа, стал предопределен. Началом оформления такого союза стал знаменитый Рапальский договор. «Рапалльский договор внес существенные изменения в политическую ситуацию в мире. Он означал прорыв международной изоляции как Советской России, так и Веймарской Германии, содействовал восстановлению их международного положения. Благодаря Рапалльскому договору была создана уникальная атмосфера для советско-германского сближения. Обе страны первыми после войны признали друг друга в качестве равноправных партнеров. Эти «парии Европы», пытаясь выжить, вынуждены были пойти на широкомасштабное военно-экономическое сотрудничество, которое в период расцвета рапалльской политики по существу являло собой негласный военно-политический союз. Питали его идеи реванша, с одной стороны, и идеи мировой революции, с другой. Правда, ни та, ни другая сторона так и не решились до конца формализовать свои почти союзнические отношения, прекрасно понимая силу и слабости своего альянса. И Москва, и Берлин предельно цинично рассматривали свои взаимоотношения в качестве средства для достижения собственных целей и отлично представляли себе побудительные мотивы другой стороны. Поэтому их отношения с течением времени постоянно эволюционировали в сторону от почти союзнических к сбалансированию взаимных интересов, поиску иных политических союзников, диверсификации своих политических, военно-промышленных и экономических связей. Это были вынужденные и в то же время логичные политические шаги — и Германия, и Россия возвращались в мировую политику.» В начале сотрудничество развивается по военно-промышленной линии:
1. Концессия Юнкерса от 1922г, с передачей ему «Русско-Балтийского завода» в Филях и обязательством советской стороны закупать до 60 самолетов в год.
2. Договор о строительстве химзавода по производству отравляющих веществ от 1923г.
3. Договора о реконструкции военных заводов и поставках артиллерийских снарядов райхсверу.
Начиная с 1925 г., у сторон нарастает недовольство уровнем и качеством договоров и концу 1926г. концессии и работы по договорам прекращаются. Начиная с 1925 г. стороны договариваются о развитии военно-учебной линии сотрудничества. При этом Германия получает возможности, которых лишена по Версальскому договору. «В качестве целей этого сотрудничества германской стороной было намечено дальнейшее развитие военной теории и оперативного искусства, подготовка соответствующих высококвалифицированных кадров, проведение испытаний новых видов военной техники, разработка на этой основе наставлений по обучению военному делу и боевых уставов». Создаются:
1. Авиационная школа в Липецке. «Немецкий персонал авиашколы на постоянной основе согласно протоколу к соглашению должен был составлять восемь человек, включая руководителя школы. С советской стороны выделялся один офицер в качестве постоянного помощника руководителя школы (офицер связи), а также 20 человек по обслуживанию аэродрома». «всего в период с 1925 по 1933 г. в Липецке прошел подготовку более 120 немецких боевых летчиков и около 100 летчиков-наблюдателей (всего порядка 270 человек)»
2. Танковая школа в Казани. «постоянный состав танковой школы должен был состоять, с немецкой стороны, из 42 человек, в том числе 7 человек административной службы, 3 преподавателей (по артиллерийскому, пулеметному и радиоделу), 5 инструкторов по вождению танков, с советской стороны — из 30 человек административно-технического и вспомогательного состава без персонала охраны». «Имущество школы помимо жилых помещений, мастерских, складов, электростанций и т. п. должно было включать три танка, один гусеничный трактор, два грузовика, три легковых автомобиля и два мотоцикла». «К практическому обучению танковая школа в Казани приступила лишь в первой половине 1929 г», «В 1929/30 гг. курсы закончили 10 немецких офицеров, в 1931/32 гг. — 11 и в 1933 г. — 9, то есть всего 30 человек»
3. Химическая школа «Томка». «Группа немецких исследователей, в которую входили и химики, и летчики называлась «Гела» («Гезельшафт фюр ландвиртшафтлихе Артикель мбХ»). Работу «Гелы» возглавлял Х. Хакмак (под псевдонимом Амберг). В «группу Амберга» входило 12 человек». «Это сотрудничество в области военной химии следует оценить как последовательное, плодотворное и взаимовыгодное. Его основным итогом для СССР было то, что менее чем за 10 лет Красная Армия сумела создать собственные химвойска, организовать научные исследования и испытания, наладить производство средств химического нападения и защиты и, таким образом, встать в области военной химии вровень с армиями ведущих мировых держав».
Параллельно возникают и другие формы сотрудничества, такие как обмен разведданными о Польше, взаимное участие наблюдателей на маневрах и учениях армий, командировка технических специалистов (группа Шредера из 7 человек и несколько других), обучение в Германии краскомов «общее количество ездивших в Германию «по линии военведа за 1925 — 1931 гг. составило 156 человек»» (среди этих имен встречаются весьма именитые -Уборевич, Эйдемана, , Якир, Дыбенко) .
Пережив свой рассвет в 1927-29 гг, начиная уже с 31-го года отношения стран начинают постепенно сворачиваться. Начинают налаживаться отношения с Францией и советское руководство становится готовым уже ее рассматривать как потенциального союзника. О сворачивании отношений с Германией убедительно свидетельствуют данные о торговле (Пыхалов И. «Советско-германское экономическое сотрудничество»):
Годы Товарооборот Экспорт Германии в СССР
1931 1065,8 762,7
1932 896,7 625,8
1933 476,3 282,2
1934 286,3 63,3
1935 241,0 49,3
1936 219,3 126,1
1937 182,5 117,4

Процесс еще более убыстряется с приходом Гитлера к власти. В течение 1933 г. военно-техническое сотрудничество прекращается. Полностью экономические связи не прерываются. Но о военном сотрудничестве уже и не идет речи.
Глядя на все сказанное можно сделать выводы.
1. Сотрудничество относится к периоду до прихода Гитлера к власти. Сотрудничество с догитлеровской Германией, с рейхсвером, а не с вермахтом. Таким образом, утверждать, что «фашистский меч ковался в СССР», не приходится.
2. «Практически благодаря советско-германскому «военно-техническому» сотрудничеству были заложены основы ВПК СССР. В качестве примера достаточно упомянуть тот же завод в Филях (Москва), сегодня — завод им. Хруничева, на котором производится ракетное оружие. Химзавод в Чапаевске (Иващенково в начале 20-х годов было переименовано в Троцк, а после того, как Троцкий попал в опалу, — в Чапаевск) берет свое начало от «Берсоли». Полигон в Шиханах (Саратовская область) и по сей день используется в военных целях, а на полигоне в Тоцком (Оренбургская область) в послевоенные годы совершенствовалось советское атомное оружие. Фактически с предоставления концессий «Юнкерсу» началось становление советской авиационной промышленности (завод в Филях в середине 20-х годов считался флагманом советского самолетостроения) и воздушных перевозок внутри страны»



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх