,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Кузница кадров военной элиты Заметки выпускника
0
Кузница кадров военной элиты Заметки выпускника

Впечатления от учебы

Прошу заранее извинить за не совсем скромную формулировку «будущая военная элита», но именно так обращаются к слушателям в самом университете командиры и преподаватели. По сути, это во многом соответствует действительности, так как сегодня большинство высоких постов в военном ведомстве занимают выпускники этого вуза, начиная от министра обороны и начальника Генштаба страны.

В летописи университета, еще совсем недавно носившего название Национальной академии обороны Украины (а до этого – Академии Вооруженных Сил Украины, Военной академии ПВО Сухопутных войск СССР) – много самых различных страниц. Но предыдущие пять лет – особенные. После «оранжевой революции» академия испытала на себе все прелести ценностей «западной ориентации» Анатолия Гриценко, бывшего тогда министром обороны, и генерала Виталия Радецкого, получившего пост начальника академии за открытую поддержку «оранжевых» на Майдане в 2004 году. По мнению многих преподавателей, эти два «деятеля» принесли столько «пользы» для обучение командных кадров, что потребуются годы, чтобы вернуть утраченное.

Но и сейчас для нас осталась не совсем понятной логика распределения учебного времени. Приведу несколько примеров: изучаем тему по дисциплине «Оперативное обеспечение», из которой 2 часа отводится на вводную лекцию, после которой всего через день следует 4-х часовый семинар. Это при том, что для большинства офицеров по причине их предшествующего служебного опыта и образования материал является абсолютно новым. Или как понимать восемь семинаров в течение одной недели? Несмотря на достаточно высокие должности слушателей и их будущие назначения, учебное время бездумно тратилось на рисование на картах. Безусловно, такие знания и умения нужны. Но от руководителей высокого уровня в реальной жизни требуется, прежде всего, умственная работа, а для ее «художественно-оформительской» части на картах есть подчиненные рангом пониже. В итоге не оставалось времени хотя бы на беглое ознакомление с действительно нужной и полезной литературой, которой в библиотеке академии сосредоточено достаточно много.

Что получается на выходе? Будущий руководитель высокого уровня «натаскан» на выполнение конкретных типовых заданий по готовым схемам и алгоритмам. И наших будущих полководцев учат принимать решения для войн прошлого, т. е. по обстановке, которой уже не существует. Хотя, в идеале он должен владеть методологией самостоятельного поиска решений в тех или иных ситуациях. Ведь история не помнит ни одной войны или вооруженного конфликта, в точности повторявших предшествующие. Американцы это четко понимают, у них даже начинающий кадет в академии в Вест-Пойнте детально изучает военное искусство, историю войн, различные теории лидерства, большой блок гуманитарных дисциплин, призванных дать в перспективе фундаментальные знания, на базе которых в последующем осуществляется уже специализированная подготовка.

Многие вещи познаются в сравнении. Во времена Советского Союза и сейчас в России для слушателей Военной академии Генерального штаба организовывались различные поездки в войска. Например, на Северном флоте они посещали боевые корабли, начиная от атомного ракетного крейсера и заканчивая тральщиком, выходили на них в море и наблюдали за учениями сил флота. Аналогичным образом офицеры бывали в частях Ракетных войск стратегического назначения и на многих других объектах. Цель этих поездок – расширить кругозор и способствовать формированию стратегического мышления у будущего высокопоставленного руководителя. Между прочим, слушатели американского Национального университета обороны во время учебы также многократно посещают американские военные базы различного назначения в самых различных местах с аналогичной целью. Наши предшественники более ранних выпусков на несколько дней также осуществляли поездку в Севастополь для знакомства с ВМС Украины. Увы, на нас денег уже не хватило, все ограничилось полетом на несколько часов в Севастополь для ознакомления с пунктами управления ВМС и на этом все.

Естественно, что после такого обучения большинство выпускников проблематику военно-морских сил знает лишь по учебникам. А если учесть, что из всего нашего выпуска был лишь один офицер-моряк, то можно представить, как мои коллеги, находясь на высоких должностях, будут учитывать в своей служебной деятельности интересы флота. Ради справедливости нужно упомянуть несколько незначительных поездок на военные объекты в окрестностях Киева, но они лишь отдаленно похожи на здравые подходы в «серьезных» армиях типа российской или американской. Причина этого банальная – отсутствие мозгов и нежелание финансировать упомянутые поездки и стажировки…

Не совсем понятна организационно-штатная структура университета, вернее, необоснованно раздутая численность структур обеспечения. Зачем нужно иметь целое финансово-экономическое управление, если для слушателя академии (говорю не за всех, а о своем выпуске) было проблемой получить предусмотренную законодательством материальную помощь. А ежемесячное денежное содержание выдавалось, наверное, в последнюю очередь среди частей Киевского гарнизона. Существует также целый отдел службы войск во главе с комендантом-полковником, офицеры которого, видимо из-за отсутствия более серьезных задач, в роли регулировщиков по утрам управляют движением и парковкой машин на территории университета.

Список вопросов можно продолжить, но почему-то все очередные сокращения и реорганизация в первую очередь затрагивают кафедры и преподавателей, а не обслуживающую «прослойку». Наши руководители дореформировались до того, что даже традиционная для многих вузов кафедра физической подготовки теперь гордо именуется Учебно-научным центром физической подготовки и спортивно-оздоровительных технологий, имея в своем составе… кафедру физической подготовки. Подтверждением моего мнения о надуманности штатов является совместный приказ министра обороны Украины и министра образования и науки Украины от 03.05.2006 № 243/344 «Про затвердження Типових нормативів для розробки штатів (штатних розписів) вищих військових навчальних закладів, військових навчальних підрозділів вищих навчальних закладів та військового ліцею». Очень много структур и должностей Национального университета обороны Украины положениями данного документа не предусмотрены. Тем не менее, они существуют и тем самым вступают в противоречие с нормами права…

Между прочим, в ряде стран мира ведущие военные университеты и академии пошли по пути не наличия большого количества штатного персонала, а приглашая для чтения конкретных лекций или изучения той или иной тематики на временной основе известных военачальников или специалистов с именем. Примерами этого являются Балтийский колледж НАТО, военная академия в Хорватии и т.п. Увы, за 14 месяцев нашей учебы количество лекций, прочитанных первыми лицами нашего военного ведомства, можно посчитать по пальцам…
Социальная составляющая

Незадолго до нашего выпуска был назначен новый начальник университета – генерал-лейтенант В. М. Телелим. Он является доктором военных наук, долгое время преподавал в военной академии, был начальником кафедры и заместителем начальника академии, возглавлял научно-исследовательский институт. Т. е. все аспекты научно-педагогической деятельности и жизни вуза он знает не со стороны.

Каково было наше удивление, когда его нововведения начались не с вопросов процесса обучения, а с наведения порядка в парковке машин и их выравнивания на стоянке личного автотранспорта офицеров. Собственно говоря, мы выпустились и эти нововведения нам уже безразличны. Но для тех, кто пришел на наше место – хороший повод для удивлений…

Или как понять ситуацию, когда в дни приезда в академию различных групп иностранных военных инструкторов офицерскую столовую закрывают для доступа наших офицеров из-за необходимости кормить иностранцев? Пытался это понять, но ни одно объяснение с позиций здравого смысла в голову не шло. Осталась обида, что из-за каких-то сержантов или младших офицеров иностранной армии полковники украинской армии были поставлены в положение изгоев.
Образец «правильной» кадровой политики…

Скажу честно, иногда наши преподаватели смотрели на нас, как на сумасшедших людей. И часто спрашивали о том, что заставило нас оставить свои достаточно высокие должности и пойти учиться на очную форму обучения.

Дело в том, что реалии кадровой политики в нашей армии таковы, что выпускника нашего т. н. «генеральского» института никто не собирался «просто так» назначать на высокие должности. Т. к. многие из них являются фактически номенклатурными и лишь за хорошую учебу на них попасть трудно. Поэтому уже несколько лет подряд, включая наш выпуск, на нормальные должности назначаются или «члены команды», или же те, кто успел лично подсуетиться и что-то себе найти. Во всяком случае, лишь один человек был назначен на генеральскую должность, а ряд моих коллег пошли даже на должности с понижением. А почти все из нас до последнего момента даже не знали, какое нам выпадет назначение.

Успехи в учебе и успеваемость при этом роли не играли. Более того, чтобы сделать некоторых офицеров «самыми достойными» кандидатами, произошло невидимое вмешательство в учебный процесс, вернее, в вопросы сдачи экзаменов и зачетов. И в итоге дипломы с отличием получили далеко не все из тех, кто соответствующим образом учился, а другие… Да и как может быть по другому, если существует скрытая разнарядка, сколько может быть выпускников с золотой медалью и с т. н. «красным дипломом»?

Объяснений этому кадровому беспределу существует много. Но один из них является более чем показательным.

Мы уже готовились к выпуску, когда началась учеба наших коллег-первокурсников. И каково было наше удивление, когда на очную форму обучения был принят лишь 21 офицер, зато «заочников» набрали почти шесть десятков. Для сравнения, в этом году в российскую Военную академию Генштаба набор составил лишь 16 человек! Причем все – только на дневную форму обучения. И это при масштабах российской армии!

У нас же получается все с точностью до наоборот. Сначала тот или иной офицер, не имея соответствующего образования (а иногда и опыта, часто при отсутствии морального права на повышение) всякими правдами или неправдами получает ту или иную высокую должность. Затем поступает заочно учиться в военный университет и через два года цепляет на китель знак о получении образования оперативно-стратегического уровня. Естественно, что знания при такой форме обучения проходят мимо…

Это – мнение подавляющего большинства наших преподавателей. Мы за время обучений на очной форме не успеваем все усвоить, проходя некоторые важные и нужные темы лишь «по верхам». Зато «заочники» в своем огромном количестве успевают получить диплом, занять нужную должность и на всех остальных смотреть свысока… Поэтому выпускников университета очной формы обучения просто не куда распределять…

Очень хочется надеяться, что руководство военного ведомства изыщет возможность вникнуть в учебный процесс университета, а также успеет исправить ошибочность упомянутых кадровых подходов до очередного выпуска офицеров и найдет мужество предложить им достойные должности…

Виталий ВАСИЛЬЕВ
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх