,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украина: новые смыслы развития
  • 23 октября 2010 |
  • 22:10 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 31661
  • |
  • Комментарии: 8
  • |
0
Украина: новые смыслы развития


Для того чтобы жизнь в стране стала лучше, многое в жизни и в стране нужно менять. Начинаться перемены должны в головах — в смыслах, в интересах, в мотивациях людей. Только затем меняется поведение человека в обществе и общество в целом. Такие изменения не происходят «по свистку» или «с понедельника». Это сложный процесс, затрагивающий все сферы жизни человека, общества, государства. А начинается он с «серого вещества» всякого общества — с интеллектуальной элиты страны, с ее научного, образовательного, культурного потенциала.

Этой статьей мы предлагаем начать серьезное и широкое обсуждение национальной идеи социально-экономического развития, ее главных смыслов. Украина не может дальше терять время: извечный гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» уже более чем актуален для нее. Страна стоит перед выбором: либо застрять на обочине мирового прогресса, либо стать процветающим и уважаемым в мире государством. И дело не в том, что выбрать, — кто ж тут станет спорить? — а в том, как этот выбор реализовать.

Для ведущих мировых экономик глобальный кризис стал суровым уроком. Он наглядно показал, к какому обрыву может привести неконтролируемый финансовый азарт и государственный эгоизм, надежда на хорошо известное нам «авось». И Европа, и Америка, и Азия сделали выводы. Они ускоряют переход к новому технологическому укладу, модернизируют экономику. Восстанавливают объемы ВВП, поднимают конкурентоспособность реального сектора экономики и укрепляют финансовые системы. Ищут новые «страховочные ремни» от повторения кризиса и новые векторы развития.

Украине также необходимо по-новому осмыслить свое место и роль на континенте и в мире. Нужен свежий взгляд в будущее, ощущение уверенности в достойном завтра не только для живущих сейчас, но и для следующих поколений украинцев. В современных условиях нет альтернативы устойчивому развитию, повсеместной и последовательной инновационизации производства. Это единственно возможный стратегический путь, апробированный передовыми странами.

Но по нему надо еще пройти. И пройти как можно быстрее, догоняя ушедших вперед. При этом не следует наступать на грабли, повторять ошибки первопроходцев и терять время на их исправление. Следует избрать более прямую траекторию движения, перешагивая через уже известные препятствия, — и тогда есть шанс оказаться в лидирующей группе стран, по кирпичику складывающих для себя и своих потомков здание достойного и комфортного будущего.

Речь идет о важнейшем смысле развития — инновационной парадигме государственного управления с амбициозными масштабными преобразованиями в экономической, научно-технологической и образовательной сферах. Вспомним, каких экономических и социальных успехов достигли послевоенная Европа и Япония, каким неожиданным был рост азиатских «тигров» и «драконов» и как стремительно сейчас развиваются Китай, Индия, Бразилия, ряд других стран.

У всех у них, несмотря на различия, в стратегии развития был и остается один «общий знаменатель» — выверенная государственная политика, в подготовке которой участвовали выдающиеся интеллектуалы этих стран и крупные исследовательские центры. Результатом такого сотрудничества стал альянс государственного управления и научного сообщества, без которого сегодня невозможно успешное экономическое развитие. Интеллектуальный потенциал отечественных ученых ничуть не ниже, но зачастую он остается либо недооцененным, либо невостребованным.

Между тем украинское общество остро нуждается в новом отношении к смелым новациям, к научной мысли, к высоким технологиям. К счастью, сейчас появляются признаки востребованности научного интеллекта, а значит, будут и «пророки в своем Отечестве». Однако много времени упущено. Больше десяти лет с момента обретения независимости страна была погружена в тектонические процессы приватизации и перераспределения собственности. Происходило расслоение общества.

В этот период властвующей элите было не до высоких технологий и научной мысли, а смелые новации сводились, как правило, к одной цели — накоплению капитала. Затем наступил период радостного ожидания «манны небесной» от зажиточных ЕС и США в обмен на политическую благонадежность и «развод» с Россией. Однако в итоге не получилось, к сожалению, ни манны, ни, к счастью, развода. Вышло как всегда — внутреннее политическое противостояние в ущерб развитию собственной страны и ее ближайшим соседям.

В то время когда другие двигались вперед, украинская экономика воспроизводила устаревшую технологическую базу, все больше отставая от передовых стран. Возникало, конечно, немало хороших начинаний, но из-за частых смен правительственных «караулов» они не имели серьезного продолжения. Так, важным программным документом, определяющим порядок имплементации в Украине общепринятых в мире принципов, была «Комплексная программа реализации на национальном уровне решений, принятых на Всемирном саммите по устойчивому развитию, на 2003—2015 гг.», утвержденная Кабмином в 2003 г. В том же году была разработана и концепция стратегического плана устойчивого развития страны. Но с очередной сменой правительства эти документы были забыты.

В 2008 г. Госкомитетом Украины по инновациям и инвестициям совместно с НАН Украины была предложена стратегия национального инновационного развития с современным кластерным подходом к экономическому и технологическому развитию страны. Был создан соответствующий национальный совет при главе государства. Однако в противовес ему тут же был создан еще один такой же совет, но уже при главе правительства. Разумеется, ничего из такого противостояния не вышло. А время не ждет.

Пока Украина топчется на месте, ее уверенно обходят на мировых рынках, причем даже в тех сферах, где у нее всегда были конкурентные преимущества, — в металлургии, авиационном, атомном, аграрном секторах, транспортном машиностроении, обходят даже те развивающиеся страны, которые еще недавно были импортерами украинской продукции, а теперь, вытеснив ее со своих рынков, вытесняют и с других. Среди них Китай, Бразилия, Индия, Турция, Иран и др.

Такое положение дел не может устраивать ни украинское общество, ни интеллектуальную элиту, ни бизнес, ни власть. Сегодня вселяет надежду наступившая в стране политическая стабилизация. Пошел наконец-то процесс разработки и принятия новых стратегий развития на местах — а ведь это один из актуальнейших принципов: «мыслить глобально, действовать локально». Так, закончена разработка стратегии устойчивого развития Одессы, принято решение о разработке стратегии социально-экономического развития Крыма, на подходе другие территории. Принимаются и важные институциональные решения.

Хочется верить, что даст реальные результаты работа нового Национального совета по устойчивому развитию Украины, миссия которого — генерировать стратегические идеи и системные программы развития страны. Значительные надежды возлагаются также на создаваемый Фонд модернизации экономики Украины.

Намечаются предпосылки для ускоренного роста украинской экономики, обновления ее технологической системы. Но в условиях цейтнота следующие ходы также нужно делать безотлагательно и выверенно — и тогда на мировой экономической арене заговорят не только об азиатских «тиграх» и «драконах», но и об украинском экономическом чуде. Украина должна сделать свой правильный выбор. Для этого надо оценить экономическое и технологическое состояние страны, ее реальный потенциал, принять новую доктрину развития — сформулировать генеральное направление этого развития и определить его «точки роста». Затем разработать и осуществить прагматичную, лишенную каких-либо иллюзий стратегию, открыто и в деталях проанализированную и осознанно принятую всем обществом для нынешних и будущих поколений.

Безусловно, непросто свести воедино мнения признанных научных авторитетов, оценки специалистов, выводы крупных научных школ. Но это — обязательное требование времени. Мировой финансовый кризис, как рентген, просветил экономику Украины, обнажив не только и не столько ее финансовую «анемию», как может показаться на первый взгляд, сколько системную, структурную болезнь. Симптом этой болезни — гипертрофированная структура затрат на производство продукции и услуг, где их высокая энергоемкость, как термометр, указывает на необходимость срочной «госпитализации» украинской экономики с диагнозом: структурная несостоятельность, устаревшая технологическая основа, потеря конкурентоспособности на мировых рынках.

Экономические проблемы Украины нарастают с каждым днем, и это будет продолжаться дальше, если национальная инновационная система не станет адекватна требованиям времени. В Украине, с ее все еще мощным интеллектуальным капиталом, выгодным геоэкономическим положением, возобновляемыми ресурсами в аграрном секторе и энергетике, транзитным потенциалом и т. п. — увеличение ВВП обеспечивается главным образом ростом торговли и услуг. Отрасли с высокой добавленной стоимостью продолжают деградировать. Особенно это касается наукоемкой промышленности, станкостроения и сельхозмашиностроения, легкой промышленности. Из-за сокращения производственных инвестиций износ основных фондов уже превышает 60%. При этом коэффициент обновления составляет не более 2,5% в год, предопределяя нарастающее технологическое отставание украинской экономики.

Отставание наметилось и в науке. Если академическая научная мысль во многом еще сохраняет свой потенциал, то прикладная наука подверглась наибольшему разрушению, став жертвой приватизации, уничтожившей большую часть отраслевых НИИ и КБ. Корпоративный сектор остался без научного обеспечения, нарушена связь между современными разработками и производством. Это вносит свою лепту в отставание страны, в разрушение научной и технологической основы устойчивого экономического развития, в возрастание техногенных угроз.

Если не остановить деградацию научно-производственного потенциала страны, украинская экономика окончательно сползет на обочину мировой экономической системы.

Сырьевая специализация, низкая оплата труда, ничтожное финансирование научных исследований, бегство капитала и утечка умов, вымывание национального дохода через обслуживание внешнего долга — все эти характерные черты периферийной страны — увы! — так хорошо знакомы и украинской экономике.

Воспроизводственный контур сырьевого сектора Украины замкнулся на мировой рынок, изолируясь от внутреннего. Внешний протекционизм по всему периметру украинской экономики и объективный «эгоизм» других стран, проявившийся во время мирового кризиса, обнажили разобщенность участников украинского внутреннего рынка, их неготовность переключиться друг на друга.

Кризис наглядно продемонстрировал «инъекционную зависимость» страны от импорта готовой продукции. Зависимость, которая де-факто грозит утратой экономического суверенитета. Вместе с сокращающимся производством наукоемкой продукции эти тенденции просто обрекают украинскую экономику на неэквивалентный внешнеэкономический обмен. Экспортируя сырье и импортируя готовые изделия, Украина теряет невоспроизводимую природную ренту, обменивая ее на чужую интеллектуальную ренту и финансируя таким образом научно-технический прогресс и экономический рост за рубежом.

В итоге — в стране низкий уровень доходов населения, медицинских и образовательных стандартов, экологическое неблагополучие городов и целых регионов. Все это негативно сказывается на продолжительности жизни людей, их социальном самочувствии, отражается на многих других индикаторах «здоровья» страны.

На Украине — самая высокая в Европе степень загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почвы) токсичными промышленными и бытовыми отходами и как следствие самая низкая продолжительность жизни!

Чтобы оставаться на плаву и хоть как-то конкурировать на мировых рынках, отечественные экспортеры компенсируют высокую энергоемкость низкой заработной платой, невысокими социальными расходами и заниженными экологическими требованиями.

То же самое происходит и на внутреннем рынке.

Такое положение дел многими экономистами (в том числе и на правительственном уровне) признается конкурентным преимуществом украинской экономики. На самом деле — это фундаментальная ошибка. Прежде всего потому, что низкие социальные стандарты и доходы населения сдерживают потребительский спрос, ориентируют его на решение только самых насущных, сиюминутных проблем. Низкая платежеспособность стимулирует производство низкокачественной продукции и услуг. Чрезмерное загрязнение окружающей среды препятствует развертыванию многих современных технологий и вызывает утечку умов, стремящихся к высокому качеству жизни. Отсутствие перспективы повышения благосостояния и качества жизни создает высокий уровень социального стресса, снижает благополучие и бумерангом вновь отражается на здоровье населения. Образуется порочный круг: внутренний потребительский рынок стимулирует воспроизводство низкокачественной отечественной продукции и ввоз таких же импортных товаров. Он противостоит развитию производства изделий долговременного пользования, а также высокотехнологичному отечественному производству и оказанию качественных услуг. В результате — сдерживание экономического развития, нарастающая социальная напряженность и политическая нестабильность.

Возникает прямая угроза превращения страны в низкопробный потребительский и сырьевой придаток развитых стран, в их экологический отстойник. Кроме того, поддержание хозяйствующими субъектами конкурентоспособности за счет низкого социального обеспечения и невысоких заработных плат консервирует технологическую отсталость — нет необходимости менять стереотип поведения, стремиться к новациям, к энергосбережению, к охране окружающей среды, к инвестированию в человека.

В развитых странах высокие социальные и экологические стандарты, высокие доходы населения мотивируют бизнес-сообщество гоняться за новинками, за высокоэффективными технологиями для снижения затрат и трудовых, и энергетических. Это заставляет также и наемных работников повышать квалификацию, получать современное образование, стремиться к здоровому образу жизни. Таким образом и со стороны потребительского рынка, и со стороны производственной сферы стимулируется инновационная идеология устойчивого развития. Она буквально пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Этой идеологией проникаются научная, деловая и правящая элиты передовых стран, а также тех развивающихся стран, которые не видят иного смысла своего развития и идут по этому пути.

По этому же пути предстоит пройти и Украине. Но очень важно не терять драгоценное время на «изобретение велосипеда». Мир движется на сверхскоростях, экономика становится все более глобальной, все процессы в ней происходят очень динамично.

Стране необходимо обзавестись стратегией «опережающего» развития. Структурный кризис преодолевается внедрением новых технологий, обеспечивающих прорыв в росте производства и его эффективности. Так, на фоне общего мирового спада экономики и резкого падения спроса на продукцию традиционных производств просматривается рост нового технологического уклада — подъем, в основе которого лежат кластеры в наукоемких био-, нано- и информационно-коммуникационных технологических направлениях. В современных условиях продолжение инвестирования традиционных направлений становится более рискованным, чем инвестирование в нововведения. И наоборот, инвестиции в ключевые направления развития нового технологического уклада способны вывести экономику на новую волну роста.

Стратегически выверенное развитие начинается с научно обоснованной доктрины. В ней должны быть определены главные принципы и направления, поставлены конкретные задачи перед законодателями и правительством. Особое внимание следует уделить системе управления инновационными процессами, целью которой должна быть мотивация всего общества на творчество, созидание, успех.

Надеемся, что эта статья положит начало дискуссии о главных смыслах развития Украины, которые следует незамедлительно формулировать и повсеместно реализовывать. Системно подготовленные и системно реализуемые, каждое из преобразований будет синергически усиливать остальные, минимизируя расходы на их проведение. На следующем этапе развития следует ожидать экспоненциального* роста ВВП, роста конкурентных преимуществ на мировых рынках, повышения качества жизни населения, сохранения окружающей среды, политической стабильности. Ниже приводятся основные, на наш взгляд, направления преобразований и их смыслы. Уверены, этот ряд может быть дополнен.

_________________________________________
*Экспоненциальный рост — возрастание в геометрической прогрессии.

1. Повышение образования административного аппарата. Смысл стратегии опережающего развития понятен инвесторам, современным руководителям бизнеса, высшим руководителям страны. Однако этого недостаточно для реализации «опережающего» сценария развития. Черед — за повышением образовательного ценза, сменой мышления многочисленного административного аппарата. Страна будет топтаться на месте, если чиновники, принимающие решения на всех этажах власти, не будут обладать современными знаниями, не проникнутся инновационной идеологией осознания главных общественных ценностей — сохранения окружающей среды, укрепления общественного здоровья, роста материального достатка и социального благополучия всего населения.

На этих принципах должны основываться все решения и действия власти в экономической сфере, инвестиционной и социальной политике.

Если мы хотим добиться серьезных успехов на этом поприще, то прежде всего следует заняться модернизацией всей системы образования, особенно — той ее части, которая направлена на приобретение современных знаний госслужащими. «Переучить» или поменять огромное, мало к чему стремящееся чиновничье сословие крайне непросто, но и крайне необходимо.

2. Создание национальной системы прогнозирования и стратегического планирования. Лишь на основе хорошо отлаженной системы прогнозирования, программирования и планирования государство способно решать задачи развития, предвидеть как положительные, так и отрицательные тенденции внутренних и внешних условий, формировать на основе этих оценок стратегии, программы, планы, национальные проекты.

Для этого необходимо консолидировать разрозненный на сегодня научно-исследовательский потенциал, сообщество экспертов по социально-экономическому и технологическому прогнозированию, планированию и макропроектному менеджменту. Консолидация всех этих элементов возможна только на базе высоких информационных технологий, знаний и опыта команды системных специалистов-аналитиков, умеющих синтезировать полученную информацию в форматы, необходимые для принятия стратегических решений.

По сути речь идет о создании национальной информационно-аналитической системы постоянного стратегического информирования руководства страны и ее регионов о состоянии экономического и научно-технического развития, соответствующих мировых тенденциях, а также о факторах и механизмах, определяющих траекторию и скорость этих процессов. Особенно ценным здесь представляется подготовка рекомендаций и предложений по «опережающему» сценарию развития отечественной экономики и становления нового технологического уклада, а также по управлению этими процессами.

3. Законодательно закрепленные стимулы для развертывания в стране «инновационного движения снизу», инвестиций в новейшие технологии, в соблюдение экологических требований, в повышение материального достатка и социальных стандартов населения. Стране необходим своеобразный инновационный кодекс, который в новых условиях глобального соперничества стал бы для Украины ее «экономической конституцией».

4. Создание инновационной инфраструктуры, пронизывающей всю экономику — как на общенациональном, так и на территориальных уровнях. Речь идет о создании национальных и территориальных инновационных кластеров, технопарков, технологических «инкубаторов», венчурных производств. Главная цель — ускоренное движение к новому технологическому укладу экономики, ключевым фактором которого выступают нанотехнологии.

5. Рациональное размещение производительных сил страны в регионах и городах. Нужно определить главные векторы устойчивого развития территорий, обусловленные природными факторами, геоэкономическим положением и (что особенно важно) — поддерживаемые территориальными громадами на местах. Необходим консенсус между центральными властями, местным самоуправлением и общественностью. Ведь экономическая успешность размещенных объектов во многом зависит от мотивации работающих на них местных жителей, их предпочтений в развитии территории для себя и своих потомков. Но независимо от отраслевой специализации — для любой территориальной громады необходимо всяческое поощрение сферы культуры, экономики творчества, образовательной и туристической сфер. Неизменным для всех проектов и программ развития территорий должно оставаться требование сохранения окружающей природной среды, повышения материального и социального благополучия населения.

На этой ноте можно было бы и закончить статью. Однако возникает существенный вопрос: может ли в условиях глобализации политических и экономических процессов «одна отдельно взятая страна» самостоятельно догнать ушедших вперед? Самостоятельно — вряд ли.

Есть два возможных сценария развития событий: «прицепиться» к впереди идущим или объединиться с такими же «догоняющими» странами и взаимно ускорить процесс развития.

Опыт взаимодействия с развитыми странами убедительно показал, что они крайне неохотно позволяют заимствовать свои высокие технологии и не делятся конкурентными преимуществами. Украина, так же, как и ее ближайшие соседи, рассматривается ими как сырьевой придаток и рынок сбыта готовой продукции. Это — объективная реальность. Развитым странам нет смысла делиться накопленным за многие годы интеллектуальным капиталом, который приносит им высокую ренту и позволяет воспроизводить достаточно высокий уровень жизни своих граждан.

Вот уже 15 лет Украина пытается интегрироваться в ЕС — но процесс идет крайне медленно и часто буксует. При этом жизнь постоянно возвращает украинскую экономику в естественное лоно интеграции с российской. Все локомотивы роста украинской экономики — химико-металлургический, агропромышленный и машиностроительный комплексы жестко связаны с российской — либо сырьевой базой, либо рынком сбыта, либо столетиями сложившейся кооперацией производства.

Попытки отгородиться от России в условиях, когда в цене производимой в Украине техники половина приходится на российские комплектующие, обрекают украинскую экономику на дальнейшую деградацию.

Стратегия «опережающего» развития предлагает возвращение Украины в процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве,

включая участие в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и, конечно же, участие украинского научно-технического сообщества в создаваемом «Центре высоких технологий» стран ЕврАзЭС.

Перспективным является наращивание полноценного сотрудничества и с другими странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), иными быстро развивающимися странами — Индонезией, Кореей, Малайзией и т. д. Используя свое выгодное геоэкономическое положение, транзитные преимущества, обладая интеллектуальным потенциалом, Украина может стать для этих стран плацдармом для финансовых и торговых операций с ЕС и постсоветскими странами. Такое сотрудничество принесет Украине немалую пользу.

Наиболее близкие и проверенные партнеры Украины — страны постсоветского пространства. В этом партнерстве, безусловно, есть и минусы, но гораздо больше плюсов. Да, нужно отдавать себе отчет в том, что, наращивая взаимную торговлю, эти страны отстают в своем технологическом развитии. Однако на первом этапе это позволяет создать больше рабочих мест, активизировать внутренний спрос, расширить сырьевую базу, вместе противостоять внешним экономическим угрозам

Кроме того, объединение академического и научно-исследовательского потенциала этих стран, их технологическое взаимодействие в самых перспективных направлениях — а акцент в партнерстве нужно делать именно на таком объединении и взаимодействии — позволят существенно ускорить переход в постиндустриальную фазу развития, к новому технологическому укладу. Совместно наши страны могут осуществить прорыв на мировые рынки и войти в группу лидеров по таким ведущим направлениям роста нового технологического уклада, как авиакосмический комплекс, атомное машиностроение, нано- и биотехнологии, прирост которых в развитых странах составляет сегодня, несмотря на кризис, примерно 35% в год.

Но для того чтобы Украина стала привлекательной для экономического сотрудничества, для стратегических инвесторов, для инновационного взаимодействия — надо менять законодательную систему. И здесь не стыдно было бы подсмотреть, как работают законодательные механизмы в столь разных странах, как, скажем, Швейцария или Китай. Подсмотреть, какие государственные инновационные концепции придают в других странах ускорение развитию. Например, «Национальная нанотехнологическая инициатива» в США. Или новые подходы к инновационному развитию в России — уже действующие институты развития. Уверены, у Украины есть все основания для взаимовыгодного сотрудничества.

Однако сколько ни повторяй «халва», во рту слаще не становится. Поэтому и необходимы действенные системные преобразования во всех сферах жизнедеятельности. Требуются новая инновационная культура, инновационный менеджмент, нужно вовлечение научных исследований и разработок в экономический оборот с дальнейшей их коммерциализацией и многое другое.

На новом пути развития Украину ждет множество проблем. Это и формирование нового мышления, основанного на экологических ценностях, и воспитание нового поколения управленцев, и восстановление уважения к науке и образованию, и борьба с коррупцией, подрывающей инновационный путь развития «на корню», и многое-многое другое, с чем придется столкнуться. Но важно, чтобы новые смыслы развития были осознаны и поняты властвующей и производственной элитой. А для этого нужны общественная дискуссия, выдвижение лидеров новых направлений, активное и плодотворное сотрудничество между бизнесом, промышленностью, наукой, государством.

Украина должна найти для себя новые смыслы развития и придать им государственное звучание!



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх