,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ЖыдоЛитовия
  • 26 сентября 2010 |
  • 10:09 |
  • jorik.13 |
  • Просмотров: 24283
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
О котировании литовцев. В недавнем советском прошлом ситуация в сфере национальностей выглядела следующим образом. Большинству советских людей было практически невозможно выехать за границу или купить что-нибудь, произведенное на капиталистическом Западе. Это очень способствовало смотрению на иностранцев снизу вверх, причём даже на арабов и негров, приезжавших в СССР учиться. Как же, это ведь были люди, обладавшие возможностью колесить по миру и дёшево покупать американские джинсы и японские радиоприёмники.
В русскоязычной среде почтение к иностранцам распространялось по ассоциации на всех, говоривших не по-русски, за исключением тюрок("чурок"), "народов Севера" и почему-то молдаван. Литовцы наряду с латышами и эстонцами не только попадали в почитаемую группу почти-иностранцев, но даже возглавляли её, чему способствовало то, что они 20 лет (в 1920-х, 1930-х) "дышали воздухом свободы" и вообще отдыхали от печальной русской действительности. Пиететное отношение к "прибалтам" (которые на самом деле на 2/3 просто балты) подпитывалось их же собственным стремлением одражать Европе и поменьше мешаться с "руснёй". Поэтому русакам и примыкающим к ним казалось, то в Прибалтике даже подзаборные алкоголики либо русские, либо культурнее подзаборных алкоголиков Центральной России. В целом шкала потребительской ценности народов выглядела приблизительно так:

западноевропейцы, североамериканцы, австралийцы, японцы, новозеландцы и т. п.;
латиноамериканцы, негры, арабы, выездные евреи, восточные
немцы, венгры, чехи, словаки и т. п.;
литовцы, латыши, эстонцы; москвичи;
кавказцы (кроме азербайджанцев); ленинградцы;
русские, украинцы, белорусы;
молдаване, невыездные евреи;
тюрки, "Народы Севера".

У тех, кто родом из СССР, эта шкала по-прежнему в деле -- с тем только изменением, что "прибалты" в ней поднялись уже почти до западноевропейцев, а негры и арабы приблизительно уравнялись с восточными славянами.

* * *

Данные о населении Вильни из русской Википедии:

годы 1897 1916 1941 1959 1970 1979
--------------------------------------------
литовцы 2,1 2,1 28,1 33,6 42,8 47,3
русские 20,1 1,6 3,6 29,4 24,5 22,2
поляки 30,9 50,1 50,7 20,0 18,3 18,0
евреи 40,0 43,5 16,2 7,0 4,4 2,3
белорусы 4,2 1,4 0,9 6,2 6,5 6,4


Данные о населении Вильни из белорусской Википедии:
Как видно, к началу XIX века потомки кривичей в Вильне по сути уже не жили (разве что ополячившиеся). А литовцы по сути ЕЩЁ не жили (и стали наращивать свою численность только после того, как Вильня благодаря Советской власти оказалась столицей Литовской СССР). В свою классическую эпоху (то есть в то время, когда были выстроены основные архитектурные достопримечательности и т. д.)
Вильня была городом польско-еврейским. Национальный характер Вильни изменила Вторая Мировая война.

"Электронная еврейская энциклопедия" (сайт www.eleven.co.il):
"Вильнюс... Крупнейший центр еврейской культуры до Второй мировой войны. Восточноевропейское еврейство (особенно в новое время)
называло Вильнюс Иерушалаим де-Лита, то есть Литовский Иерусалим. Первые сведения о еврейской общине в Вильнюсе относятся к 1568
году..."
"Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) -- выходцев из Праги, Франкфурта-
на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали
русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском
еврействе."
"Христианское население относились к евреям враждебно..."
"Начиная с 17 в. община Вильнюса стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса."
"В конце 18 в. Вильнюс (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и крестностей. Впоследствии арестованные были освобождены."
"Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение. Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г. Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 году в городе была основана раввинская семинария."
"В 90-х гг. 19 в. Вильнюс стал местом встреч евреев-социалистов. Съезд еврейских социал-демократов состоялся в 1895 г., а в 1897 г. еврейская рабочая партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильнюсе, который стал затем центром деятельности этой партии. В 1902 г. сапожник Хирш Леккерт пытался застрелить виленского генерал-губернатора, расправившегося с первомайской демонстрацией. Покушавшийся был приговорен к смертной казни и повешен. В 1900 г. евреи пережили вспышку антисемитских настроений христианского населения в связи с делом Блондеса, на которого был возведен кровавый навет (обвиняемый был полностью оправдан в 1902 г.)."
"В начале 20 в. Вильнюс стал центром сионистского движения в России. В городе наблюдался расцвет литературы на иврите и идиш.
В 1903 г. Вильнюс посетил Теодор Герцль, горячо встреченный еврейским населением. Сионистский лидер Шмарьяху Левин был избран виленским депутатом в Государственную думу России."
"Период между двумя мировыми войнами характеризуется плодотворной общественной и культурной деятельностью евреев Вильнюса." "В это время была учреждена сеть начальных, средних и ремесленных школ, а также педагогических институтов с преподаванием на иврите и идиш. В этот период Вильнюс был международным центром еврейской культурной и литературной жизни на языке идиш. Здесь выходили утренние и вечерние газеты на идиш и многочисленные общественно-политические, литературные, педагогические, научные и другие журналы."
"Еврейское историко-этнографическое общество, основанное С. Ан-ским [псевдоним писателя Шломо Раппопорта, 1863-1920 -- А. Б.], создало в 1919 г. музей и архив. Научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (ИВО) был основан в Вильнюсе в 1925 г."
"В октябре 1939 г. Вильнюс перешел к Литве. Многочисленные беженцы из Польши, находившиеся в городе, ставшем литовской столицей, хотели спастись от надвигающейся войны." "Многим из них удалось получить визы на въезд в колонию Нидерландов Кюрасао от консула этого государства в Вильнюсе. Для проезда в Кюрасао консул Японии в Каунасе С. Сухигара выдал большое количество японских транзитных виз (не имея на это разрешения министерства
иностранных дел Японии), благодаря чему с октября 1940 г. по август 1941 г. в Японию въехали 3489 еврейских беженцев. В начале 1941 г. японское министерство иностранных дел разрешило беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая."
"24 июня 1941 г. в Вильнюс вошли германские войска. В оккупированном городе оказалось около 60 000 евреев. В первые дни оккупации литовские националисты уничтожили тысячи евреев."
"4 июля в Вильнюсе был создан юденрат из десяти человек."
"6 сентября 1941 г. в Вильнюсе были созданы два гетто. В первом было сконцентрировано около двадцати тысяч человек, включая так называемых специалистов, и трудоспособное население с семьями. Во втором гетто были заключены нетрудоспособные. В середине октября оно было ликвидировано."
"К началу 1945 г. еврейское население города составляло около 600 человек, в 1959 г. -- 16 354 человека."
"После войны власти не допустили возрождения даже тех ограниченных форм еврейской жизни, которые существовали в советской Литве в 1940-41 гг. В конце 1940-х гг. было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище, находившееся в районе Шнипишкес; останки Элияху бен Шломо Залмана, его родственников и учеников, а также В. Потоцкого были перенесены с него на новое кладбище Судярвес. В 1951 г. переименованы улицы с еврейскими названиями -- Жиду (Еврейская), Гаоно, Страшуно (названия восстановлены в 1992 г.). Не существовало еврейской печати и театра. В середине 1960-х гг. было ликвидировано Зареченское еврейское кладбище, существовавшее с 1828 г.
Останки лишь немногих (...) были перенесены на кладбище Судярвес; могильные камни с Зареченского кладбища использовались при строительстве зданий."
"Радикальные изменения политики властей по отношению к еврейскому меньшинству произошли на последнем этапе так называемой перестройки в Советском Союзе. В сентябре 1988 г. было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания 'Ткума'(председатель Г. Альпернас); в Вильнюсе были открыты официальные курсы иврита, еврейская библиотека. И т. д."
"Вместе с тем, в 1990-х - начале 2000-х гг. в Вильнюсе происходило определенное количество антиеврейских инцидентов: так, были осквернены могилы евреев, на стенах еврейских общественных зданий появились антисемитские лозунги и изображения свастики."
"Литовские суды крайне снисходительно относятся к литовским военным преступникам, участвовавшим в массовом уничтожении евреев."
Еврейская жизнь в Вильне с конца 1980-х пошла мощно в рост, хотя евреев в городе становилось всё меньше. Можно представить, каким ключом она била бы (по литовцам), если бы большая часть виленского еврейства уцелела в войне. С таким количеством евреев пришлось бы юридически оформлять Вильню как второй еврейский Иерусалим.
Сегодняшняя этническая ситуация в центре Европы -- результат кровавого передела мира в 1940-х. Литовцы тогда отвоевали у евреев Вильнюс, евреи у арабов -- Палестину. Теперь каждый из этих народов -- со своим Иерусалимом, а белорусы -- с пустыми руками.


* * *

Вильня -- город четырёх народов, но народов в нём, разумеется, было и есть несколько больше. Из традиционно имеющих своих представителей в Вильне следует назвать в первую очередь татар,караимов и немцев. Из нетрадиционно имеющих -- русских.
Уникальный объект во Вселенной -- виленское татарско-караимское кладбище. Располагается на улице Жирню, 19. Татары -- мусульмане, караимы -- иудеи. На виленском кладбище они покоятся в пределах одной ограды, правда, разделённые неглубоким рвом. Основание для совместного захоронения состоит в том, что те и другие -- тюрки.
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх