,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Бензиновые пятна на мундире
  • 18 сентября 2010 |
  • 07:09 |
  • BloodyWad |
  • Просмотров: 19088
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Бензиновые пятна на мундире


В среду, 15 сентября, балканские газеты на первых полосах своих изданий со ссылкой на командование международных сил KFOR поместили новость об участии представителей контингента KFOR в контрабанде горючего, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении экономическими полномочиями на протяжении нескольких последних лет. Этим же сообщением начиналось и большинство выпусков новостей на телевизионных каналах края.

В тот же день Миссия Европейского Союза в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX) в своем пресс-релизе сообщила, что в среду на рассвете представителями косовской таможни при поддержке специального департамента полиции EULEX в рамках расследования действий организованной преступной группы, занимавшейся контрабандой горючего, были проведены обыски в офисах четырех компаний, семи домах, а пятеро человек арестованы. По сообщениям косовских СМИ, все арестованные — косовские албанцы. Среди них – Нехми Кастрати, один из основных фигурантов дела о контрабанде.

Ни представители KFOR, ни EULEX не уточняли, кто именно из военных международного контингента имел дело с организованной преступной группой и замешан в контрабанде горючего. Но утечка в местные медиа сделана была. Сразу несколько изданий сообщили о причастности военнослужащих украинского и французского контингентов к «одному из самых больших организованных преступлений, в которое вовлечены очень многие». По данным KLAN Kosova, около 150 бензовозов горючего были проданы в Косово украинским контингентом KFOR. Как утверждают источники телеканала, с мая 2008 г. по август 2009 г. якобы для нужд украинских миротворцев на территорию Косово импортировано 3,7 млн. литров топлива, которое затем было куплено AlbPetrol Company. Последняя перечислила за это горючее 2 млн.145 тыс. евро на банковский счет KFOR — без уплаты таможенных пошлин и налогов. В результате чего, сообщил телеканал, бюджету Косова был нанесен ущерб в размере 1,4 млн. евро.

К моменту появления этих сообщений в косовских медиа «ЗН» уже занималось собственным расследованием дела о причастности украинских миротворцев к контрабанде горючего в Косово. Но мы колебались, взвешивая на одной чаше весов урон, который мог быть нанесен имиджу Украины в результате обнародования позорных для страны фактов, а на другой — тот удар, который уже ему нанесен в глазах и Евросоюза, и НАТО, и ООН.

В распоряжении редакции оказалась копия письма, которое год назад, 23 сентября 2009 г., командующий международной миссией KFOR генерал-лейтенант Маркус Бентлер направил замначальника Генштаба ВСУ, командующему Объединенным оперативным командованием ВСУ генерал-лейтенанту Владимиру Можаровскому (ныне он занимает гражданскую должность первого замминистра обороны, к слову, не уволившись из армии и все еще сохраняя за собой пост замначальника Генштаба). В этом документе генерал Бентлер без каких-либо дипломатических прелюдий по-военному прямолинейно и четко сообщил своему коллеге основные результаты расследования по вопросам поставок и использования топлива, осуществленного в 2009 году и связанного с деятельностью украинского контингента KFOR в Косово:

«1. Украинский контингент серьезно искажает факты, касающиеся использования топлива. За первые четыре месяца 2009 года украинский контингент использовал 1,6 млн. литров топлива, в то время как численность контингента составляет всего 181 человек, а в его распоряжении имеются 47 единиц техники и 11 генераторов.

2. Поставки топлива для украинского контингента оплачивала третья сторона гражданского сектора. Украинский контингент использовал три разных счета. Для незаконного хранения топлива использовались топливозаправочные станции и топливохранилища гражданского назначения.

Таможенными органами Косово были задержаны три цистерны с топливом, предназначенным для украинского контингента, также были закрыты два нелегальных топливохранилища гражданского назначения.

3. В апреле 2009 года начальник штаба KFOR издал распоряжение о проведении полномасштабного расследования выявленных нарушений.

4. Украинский контингент нарушал требования постановления SOP 4111, в частности, проставляя печати и подделывая таможенные сертификаты. Представителями Международного полицейского подразделения при штаб-квартире KFOR было изъято несколько таких таможенных сертификатов и других доказательств нарушений установленных правил.

5. Командир украинского контингента и уполномоченный представитель украинского контингента были вызваны для беседы с начальником военной полиции KFOR. После второй такой беседы стало ясно, что руководители украинского контингента не усматривают в своих действиях каких бы то ни было нарушений. Они утверждали: каждый из используемых украинскими военными автомобилей проезжает до 400 км в день и имеющиеся в их распоряжении генераторы вырабатывают почти столько же электроэнергии, сколько все остальные генераторы международной миссии вместе взятые, что выглядит крайне маловероятным.

6. Украинский контингент импортировал большие объемы топлива из Болгарии и Македонии, используя иммунитет KFOR.

7. Аналогичный случай имел место и в 2007 году, когда украинский контингент закупал топливо в Сербии.

8. Таможенные органы Косово намерены преследовать судебным порядком гражданских лиц, виновных в нарушениях. Это будет освещаться в СМИ, где также будет подниматься вопрос об имеющихся фактах нарушений со стороны представителей KFOR. Вопрос не в том, произойдет ли это, вопрос — когда.

9. Последняя попытка контрабанды была выявлена 31 августа 2009 года на границе между Косово и Македонией. Эту партию сопровождали даже представители украинской военной полиции. При этом был обнаружен контракт между украинским контингентом и одной гражданской компанией, подписанный лично командующим украинского контингента. Контракт предусматривал поставку в течение следующих 10 месяцев еще 1,8 млн. литров топлива.

10. По предварительным оценкам, в результате неуплаты таможенных пошлин правительству Косово был нанесен ущерб на сумму свыше 2,75 млн. евро.

11. Одним из военнослужащих украинского контингента была также предпринята попытка контрабандного ввоза на территорию Косово из Македонии груза контрабандных сигарет весом 1,5 тонны.

12. Все эти нарушения происходят, несмотря на активные действия таможенных органов Косово, а также военной полиции международной миссии KFOR.

Уведомляю вас о том, что, в соответствии с инструкциями штаба Верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе (SHAPE), готовятся следующие шаги:

• Немедленное лишение украинского контингента всех печатей и бланков таможенных сертификатов;

• Обращение к соответствующим инстанциям с требованием о немедленной высылке командующего украинским контингентом из зоны ответственности международной миссии KFOR.

• Предлагаю вам инициировать процесс увольнения с должности командующего украинским контингентом KFOR в Косово».

По информации «ЗН», военнослужащие украинского контингента KFOR осуществляли незаконную деятельность по двум схемам. Первая из них, назовем ее «контрабандной», заключалась в покупке топлива в Болгарии и транспортировке его через болгарско-македонскую и македонско-косовскую границы с использованием сертификатов таможенного импорта-экспорта KFOR. Дело в том, что все товары, поступающие в Косово для нужд KFOR, не облагаются никакими таможенными пошлинами и другими налогами. Для провоза каких-либо товаров через границу для своих нужд контингент той или иной страны должен оформить заявку и получить должным образом оформленный сертификат с двумя печатями в специальных службах KFOR.

По данным косовской таможни и международной военной полиции (МП) KFOR, украинцы обеспечивали сопровождение поставок горючего необходимыми документами, в частности транспортными накладными и вышеупомянутыми сертификатами, а также осуществляли конвой гражданских бензовозов на служебных автомобилях украинского военного контингента. На территории Косово украинцы арендовали хранилища топлива у приватных косовских фирм. Так, в распоряжении МP KFOR находятся договоры, подписанные командиром украинского контингента (в данном случае, это в/ч А3977) и директором базы хранения топлива N.T. Standart Benz. Закупки топлива украинским контингентом оплачивались частными лицами — гражданами Косово, с которыми, как подозревает спецпрокурор EULEX, наши военные вступили в преступный сговор.

Вторая схема, назовем ее «французской», действовала с 2006 г. и заключалась в покупке дешевого горючего на официальной французской базе KFOR на территории Косово и дальнейшей его продажи частным лицам. Украинцы опять-таки обеспечивали документальную поддержку этих операций, составляя заявки на покупку топлива, готовя отчетную документацию по его использованию якобы украинским контингентом. За одну заправку покупалось 30 тонн горючего, полученная прибыль с нее составляла примерно 15 тысяч евро. На сегодня в ходе расследования установлено уже около 100 подобных операций.По данным МP KFOR, полученная украинскими военными прибыль составила примерно 1,5 млн. евро.

По данным косовской таможни, руководство украинских миротворцев заключило договоры на транспортировку топлива с компаниями AlbPetrol, As Graniti и на поставку — с FS Granit и Makpetrol A/D (руководители именно этих компаний, вершивших бизнес с украинцами, были арестованы в среду. Кстати, EULEX разыскивает еще двоих человек. Не исключено, что один из них может оказаться украинцем).

В Болгарии украинцы покупали горючее по цене 0,4—0,5 евро за литр, на французской базе — по 0,46-0,7 евро. Продавался же этот бензин по 1—1,5 евро. (Интересный нюанс: на косовских заправках нет ценников, и топливо продается сербам — по 1,2 евро, албанцам — по 1, а европейцам — по 1,2—1,5). Какой получался навар? Считайте сами. По данным следствия, проведенного главным управлением военной службы правопорядка ВСУ, например, с декабря 2006 г. по октябрь 2007 г. с использованием подделанных официальных документов было осуществлено 42 поставки топлива из Болгарии в Косово объемом 1 млн. 275 тыс. 928 литров стоимостью 688 тыс. 241 евро, а с 12 мая. по 30 июня 2008 г. — 82 поставки топлива на сумму 1 млн.986 тыс.309 евро, и 22 поставки — с января по июль 2009 г. на сумму 286 тыс.евро.

Кстати, был и еще один «маленький бизнес». В 2007 г., не заморачиваясь с поставками и хранением топлива, украинские военные еще и приторговывали сертификатами, заполненными для поставок топлива, якобы необходимого для нужд нашего контингента. По информации следствия, один такой документ мог приносить предприимчивым военным до 2000 евро за штуку. Следствием установлено, что украинские миротворцы оформили и предоставили официальные документы KFOR частной фирме Lukoil Neftohim Bourgas, которая использовала эти бумаги для незаконных операций с топливом.

Несколько лет доверчивые натовцы беспрекословно выдавали руководству украинских миротворцев сертификаты на все заявленные объемы топлива. Пока, наконец, косовская таможня с удивлением не открыла для себя, что украинский контингент потребляет просто немыслимое количество горючего. Затем забеспокоилась и военная полиция KFOR: а почему это украинские военные машины сопровождают частные гражданские бензовозы? Возник еще один вопрос: зачем представители украинского контингента заключают договоры на аренду баз хранения топлива, причем баз крупных, с подъездными железнодорожными путями? Начали расследование. Пригласили для беседы командира украинцев. Как можно без труда узнать на сайте Министерства обороны Украины, возглавлял воинскую часть А3977 12-й ротации в то время подполковник Владимир Веремчук. Насколько нам известно, командование KFOR, в чьих руках уже находились неоспоримые документально подтвержденные свидетельства нарушений со стороны украинских миротворцев, было несказанно возмущено показаниями украинского офицера, предоставившего, как видно из письма М.Бентлера, неправдивые данные об объемах потребляемого украинским контингентом топлива, количестве дизельных агрегатов и другой техники. Это и стало той последней каплей, после которой и последовало письмо генерала Бентлера генералу Можаровскому. В октябре 2009 г. усилиями KFOR была прикрыта «контрабандная» схема поставок топлива. А В.Веремчук был в течение 10 дней отправлен его начальством в Украину. (Правда, каких-либо нарушений в его действиях в Косово украинское военное руководство, видимо, не обнаружило. На сегодняшний день, по информации «ЗН», капитан первого ранга Владимир Веремчук занимает должность начальника отдела — замначальника разведуправления командования ВМСУ. Служебных взысканий не имеет.)

Международная же миссия свое расследование продолжила. Ведь у KFOR уже был печальный опыт «сотрудничества» с официальным Киевом. В 2007 г. МP KFOR и местная полиция уже расследовали незаконные деяния украинских миротворцев, продававших таможенные сертификаты частным фирмам. Выезжала тогда в Косово и комиссия из Киева. Но дело тихо скончалось в Украине, несмотря на то что один из наших военнослужащих дал признательные показания.

Материалы расследования махинаций по поставкам топлива украинскому контингенту в Косово за период с 21 декабря 2006 г. по 18 сентября 2009 г.

были переданы в Брюссель — в штаб-квартиру НАТО, а в декабре прошлого года некоторые из них KFOR передали и в Украину. В результате расследования Международная военная полиция KFOR пришла к выводу, что своими неправомерными действиями представители украинского контингента нанесли значительный финансовый ущерб Республике Косово. В сентябре 2009 г. этим же делом занялась и UNMIK (временная гражданская администрация ООН на территории Косово). А в начале 2010-го оно перешло к EULEX, и его прокурор в порядке исключения взял это дело в свое производство.

В апреле 2010 г. была прикрыта и «французская» схема: обеспечение украинского контингента было возложено на американцев. (Кстати, по некоторой информации, на этой схеме нашим военным дельцам удалось заработать гораздо больше, чем на «контрабандной».) Почему на французской базе KFOR не обращали внимание на фантастические объемы топлива, покупаемые украинским контингентом? Думается, этот вопрос французам должен задать прокурор EULEX. А также поинтересоваться: почему их не смущал тот факт, что украинские закупки иногда оплачивались третьими, гражданскими, лицами.

Итак, и в НАТО, и в ООН, и в Евросоюзе прекрасно известно о нарушениях, совершенных украинскими миротворцами. И только украинское военное руководство до сих пор делает вид, что в нашем контингенте ничего не происходит.

Судя по всему, через некоторое время в Украину прибудет еэсовский прокурор (не исключено, что с решением KFOR о снятии иммунитета с украинских миротворцев на руках). Что сможет предъявить ему Украина?

В феврале этого года по результатам проверки, проведенной в миротворческой военной части А3977 (именно на ее основе проводилось большинство ротаций украинского контингента в Косово) главным управлением военной службы правопорядка ВСУ (ГУВСП), по фактам злоупотребления служебным положением в корыстных целях и подделки документов было возбуждено уголовное дело по статьям 366 и 423 Уголовного кодекса Украины. В ходе проверки было установлено, что в в/ч А3977 12-й ротации велась двойная бухгалтерия. Договоры о поставках, транспортировке и аренде хранилищ топлива, заключенные руководством нашего контингента, в отчетной («белой») документации части отсутствовали. Не было там и данных об операциях с горючим, которые осуществлялись по «контрабандной» и «французской» схемам. Но ведь эти документы есть у командования KFOR и прокурора EULEX!

А в Украине они, похоже, никому не нужны. Вот, например, КРУ тоже провело свою проверку. Разумеется, официальных документов военной части. Как вы, наверное, уже догадались, никаких нарушений выявлено не было. Пожалуй, несложно предугадать и судьбу возбужденного ГУВСП уголовного дела…

С кем в Украине будет разговаривать прокурор? С руководством МО? Так КРУ сказала, что все о’кей. С миротворцами? А где они? Воинскую часть А3977 уже 13-й ротации в полном составе месяц назад вернули в Украину (заменив ее совершенно другой) и отправили на Яворивский полигон. Но когда туда прибыли следователи ГУВСП Минобороны, они обнаружили на месте… лишь одинокого командира: остальных военнослужащих этой части раскидали по всей Украине. У командира же, который должен был сдать все документы части в архив, не оказалось не только бумаг, но даже печати.

Что же касается документов, то, по нашей информации, часть их сожгли во время работы в Косово ротационной комиссии, бессменно возглавляемой генерал-майором Сергеем Попко, начальником штаба Объединенного оперативного командования при Генштабе. Заметим, что глава ротационной комиссии имеет максимальное влияние на подбор кадров в формирующийся миротворческий контингент. Кроме того, являясь руководителями Объединенного оперативного командования, которое в военное время управляет войсками, а в мирное — занимается миротворческими операциями и координацией действий армии с МЧС, генералы Попко и Можаровский имели непосредственное отношение к формированию руководящего состава наших миротворческих контингентов.

Украина всегда гордилась своим участием в международных миротворческих операциях. Но добрые и полезные дела наших миротворцев зачастую перечеркиваются скандалами, оставляющими после себя негативное впечатление об Украине. В Ливане украинские миротворцы героически сделали работу, за которую не хотел браться никто другой — разминировали огромные территории. Но за махинации с горючим их с позором досрочно «попросили».

С.Попко тогда тоже был главой ротационной комиссии. Странно, но мы все время натыкаемся на эту фамилию, когда готовим материалы о нарушениях, совершенных украинскими миротворцами.

В Ираке украинскому контингенту тоже было чем гордиться — стабильной ситуацией на подконтрольной территории, профессионально подготовленными украинцами силами местной полиции. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Помните случай с контрабандой из Ирака «сэкономленной» валюты, выдаваемой американцами кэшем руководству украинского контингента для расчетов с иракскими подрядчиками? Следствием зафиксированы случаи, когда сотни тысяч долларов отправляли в Украину даже в гробах погибших миротворцев… С.Попко тогда был командиром одной из ротаций. Кстати, в ходе громкого дела ему следствием вменялась, но не была доказана контрабанда «сэкономленных» 500 тыс. долл. Дело, как и следовало ожидать в наших реалиях, развалилось в Верховном суде. Там же был оправдан и бывший командующий украинским контингентом генерал-майор Сергей Савченко. Он не только был восстановлен в должности, но ему также выплатили компенсацию за все то время, что он не находился на своей должности.

Мы можем только гадать, чем закончится «косовское» дело. Вероятнее всего, к ответственности привлекут стрелочников среднего звена, например, нескольких командиров (или одного?) украинского контингента KFOR. Но заинтересуется ли следствие тем фактом, что ротация украинских миротворцев и их командиров осуществлялась каждые полгода, а схемы махинаций с топливом существовали годами? Кто руководил ими из Киева? Кто расставлял нужных людей на нужные должности в украинском контингенте в Косово? Кто получал львиную долю незаконных прибылей? Почему многие годы генеральский бизнес, расплываясь пятнами позора на мундире страны, продолжает существовать? И смоет ли эти пятна хотя бы на этот раз единственно возможное средство — объективное и глубокое расследование?

Речь идет о миллионах евро и о статьях Уголовного кодекса, куда более серьезных, чем упомянутые. Дело будет очень сложным. И, наверное, громким. По идее, им займется Генеральная прокуратура. Захочет ли она найти ответы на все вышеперечисленные вопросы? Это самый большой вопрос.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх