,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. Какая судьба ждет арестованных соратников Тимошенко?
  • 10 сентября 2010 |
  • 01:09 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 16209
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.  Какая судьба ждет арестованных соратников Тимошенко?


В конце августа правоохранительные органы Украины арестовали несколько бывших чиновников, работавших в правительстве Юлии Тимошенко. Игоря Диденко и Анатолия Макаренко обвиняют в растрате чужой собственности в особо крупных размерах. Ранее Диденко был фактическим главой «Нафтогаза Украины», а Макаренко руководил таможней, когда в начале 2009 года правительство Юлии Тимошенко отобрало 11 миллиардов кубометров газа у компании RosUkrEnergo. Каков мотив этих арестов? Есть ли у них политическая составляющая? Каким будет дальнейшее развитие этой истории? Ответы дают украинские и российские эксперты.
Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):

В арестах бывших чиновников правительства Тимошенко есть как политические, так и уголовные мотивы. На постсоветском пространстве практически невозможно найти чиновника, которому – при необходимости – было бы нельзя вменить пару-пятёрку классических уголовных статей. В то же время вменяются они не по мере нарушения закона, а всегда в силу политической конъюнктуры. Новая власть Украины могла бы это сделать без стратегического риска для себя в единственном случае: когда население страны увидело бы результаты экономического подъёма в стране, резкого позитивного отличия времён Януковича от времён Ющенко. Финансовые операции с Севастополем к таким акциям отношения не имеют.

Перед такими арестами надо организовывать тотальное падение цен на хлеб, на масло, на бензин, на лекарства. В этом случае оппозиция Януковичу не имела бы никаких перспектив на ближайшие 50 лет. Но сегодня это выглядит как элементарная месть прекрасной, тонкой и ранимой «Юле». Продолжение этой истории – до безобразия простое. Администраторов Януковича, как мы помним, ещё совсем недавно также репрессировали в массовом порядке те, кто находился тогда «у влады». Поэтому после репрессий в обратную сторону стоит в очередной раз ожидать усиления украинской оппозиции. Будут ли её возглавлять старые фигуры (Тимошенко и др.) – это уже другой, крайне интересный вопрос. Думаю, что на этой волне появляются прекрасные шансы у абсолютно новых лиц украинской политики.
Антон Финько, эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии:

Конечно, в задержании или розыске ряда бывших должностных лиц правительства можно усмотреть политическую подоплеку и признаки давления на оппозицию. Ведь действия правоохранительных инстанций направлены против представителей лишь одной политической силы. При этом для начала необходимо сопоставить ситуацию «выборочного правосудия», с той, которая сложилась в 2005-2007 годах, когда на «оранжевой» волне были незаконно уволены около 20 тысяч государственных служащих, задержан председатель Донецкого областного совета и подвергались преследованию харьковский и закарпатский экс-губернаторы.

Причем по последнему делу в апреле 2005 года, согласно сообщению издания «Правозахист», готовились аресты около 60 человек, среди которых 17 бывших сотрудников обладминистрации и несколько редакторов. Метили, естественно, выше. Ситуация предрасполагала к тому, чтобы под предлогом «борьбы с кучмизмом» заняться переделом бизнеса и нейтрализовать политическое влияние оппонентов. Керстин Циммер из Марбургского университета в те времена отмечала, что в донецком случае это был «знак на будущие выборы, что их власть [донецких верхов] будет ограничена. Это признак того, что они не смогут распространять свое влияние на политическую сферу». Видный член Партии регионов Нестор Шуфрич в октябре 2005 года заявил: «сотни, тысячи людей под следствием, многие по надуманным обвинениям осуждены».

К тому же важно учитывать еще один момент: во времена правления Л. Кравчука – Л. Кучмы – В. Ющенко в Украине, как и во многих иных постсоветских странах, сложилась ситуация, когда на верху общества «невиновных нет» и при желании большинство представителей правящего класса (или, по крайней мере, очень многие) могут быть подвергнуты давлению или преследованию в рамках антикоррупционных действий. Корни этого явления уходят еще в советский период, когда, по свидетельству одного из наиболее информированных очевидцев, «не всегда принимались меры по фактам взяточничества, «разложения»... предпочитали не наказывать преданных высокопоставленных чиновников. Если же они причислялись к соперникам, то этот компромат сразу же использовали для их увольнения или репрессий». Однако в нынешних условиях такого рода разложение приобрело несоизмеримо большие, откровенно патологические масштабы.

Полагаю, что власть заинтересована не в «выборочном правосудии», позволяющем на время усилить воздействие на оппозицию, а в проведении общей решительной антикоррупционной линии без особого разбора «на чужих» и «своих». Повторюсь, что энергичные антикоррупционные действия на постсоветском пространстве являются в сложившихся условиях мощнейшим политическим и моральным ресурсом в борьбе за выживание и обеспечение минимальной легитимности того или иного режима. Ведь в условиях экономического кризиса власти не могут без проблем идти по иному пути повышения к себе доверия – повышать социальные выплаты, зарплаты в бюджетном секторе и т. д.
Алексей Щегловитов, политолог, участник политического клуба «Вектор» (Москва):

Конечно, любые процессы, происходящие вокруг политиков и в сфере власти – политические. Однако еще, в данном случае на Украине происходит явное перераспределение контроля над бизнесом и прочими экономическими благами. Многие соратники Тимошенко установили собственный контроль над экономической собственностью и финансовыми потоками, используя имевшиеся властные ресурсы. Это перераспределение сфер влияния происходило и в ущерб экономическим интересам некоторых финансово-промышленных групп, объединившихся нынче вокруг «донецких». То, над чем был частично утерян контроль нынешними соратниками Януковича, теперь закономерно должно пополнить ресурсную базу действующей власти. К тому же, для наиболее эффективного обеспечения готовящихся радикальных преобразований в экономике, необходим полный контроль над всеми финансово-промышленными ресурсами и хозяйством страны.

Возможно, если бы не политический вес самой Юлии Владимировны, то наверняка и в отношении нее были бы приняты более жесткие меры, вплоть до меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако общественные настроения, статус главного лидера оппозиции, не позволяют нынешней власти действовать более радикально в отношении «оранжевой принцессы». Вероятно, по итогам предстоящих местных выборов будет выработана новая тактика. И в случае слабых результатов «Батькивщины», Тимошенко придется пойти на конкретные договоренности с регионалами, иначе, вслед за неизбежной потерей политического влияния на значительную долю населения страны, могут последовать конкретные репрессивные действия в отношении экс-премьер-министра. Поэтому, Тимошенко будет необходимо вовремя сориентироваться в новой ситуации, пойти на определенные договоренности с Януковичем, чтобы суметь адекватно вписаться в выстраиваемую сегодня властную вертикаль.
Алексей Мартынов, историк, Центр политологического анализа и технологий (Донецк):

Политические мотивы в арестах ряда функционеров бывшего правительства Тимошенко, безусловно, присутствуют. Хотя заявления «оранжевых» о «политических репрессиях» вряд ли обоснованны, само обнародование «черных дел» бывших чиновников Тимошенко уже само по себе является удачным политическим ходом Партии регионов. Громкие разоблачения ставленников БЮТ отвечают политическим интересам ПР. Если же говорить о причинах арестов членов правительства Тимошенко, то они, очевидно, действительно вызваны допущенными правонарушениями коррупционного характера. Однако на Украине уровень распространения коррупции настолько высок, что подобные обвинения можно предъявлять представителям всех политических сил.

В условиях, когда правительство Азарова повышает тарифы на газ для населения (получив реальную скидку от Росии в ходе «Харьковских соглашений» в апреле) и в то же время просит от РФ еще более дешевого газа, общественность может не поверить в принципиальность коррупционных разоблачений чиновников Тимошенко. Примечательно также, что объектом коррупционных разбирательств служит именно политическая сила Тимошенко, а не соратники Ющенко, хотя к последним также могут быть претензии. Часть приверженцев Ющенко – например, активиста «оранжевого» Майдана Давид Жвания и Владислав Каськив – вообще перешли в лагерь «бело-синих», и к ним никаких претензий не предъявляется. Иными словами, обвинения в коррупции, даже при их юридической обоснованности, на Украине всё равно являются инструментом политической борьбы.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев):

Поскольку в Украине существует традиция сажать правительственных чиновников только когда они стали бывшими, то подобные аресты в любом случае выглядят политически мотивированными. В этом отношении правоохранительные органы могут быть обвинены в том, что преследуют оппозиционеров (даже если это не так). Публично-политическая составляющая представлена именно этим. Безусловно, аресты могут быть использованы для того, чтобы обвинить предыдущую власть в сегодняшних проблемах страны.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх