,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Парк оранжевого периода Подспудные мысли и подводные камни
0
Парк оранжевого периода Подспудные мысли и подводные камни
Первые выборы Партии регионов в статусе партии власти – это и первое для нее по-настоящему трудное испытание, от результатов которого будет напрямую зависеть, что сможет себе позволить в дальнейшем партия власти. Сможет ли новая власть подтвердить мандат доверия и (опираясь на него) закрыть «парк оранжевого периода», в который мы попали по воле несчастного случая и зловредного давления западных доброжелателей и в котором до сих пор пребываем?

Если результаты будут не очень впечатляющи, ПР придется быть сдержаннее и осторожнее. Но объятия распахнуть пошире для всех – цветных и пустоцветных, как бы наполнить креативную акцию «Обними меня!» новым смыслом.

До обнародования же результатов выборов в местные советы преждевременно говорить об исчерпании повестки дня «оранжевого периода». Да и повестки-то никакой не было. Хотя уже несколько лет назад стало понятно, что мы с Майдана попали то ли в некий заповедник, то ли на съемочную площадку, то ли в генную лабораторию.

Но если даже считать, что «оранжевая» повестка дня действительно себя исчерпала (то есть в каком-то смысле была выполнена) и власть у нас уже действует по новой, «неоранжевой», то все это пока еще не позволяет ей закрыть «парк оранжевого периода». И мы по-прежнему продолжаем жить среди тех же пустоцветных реликтов все той же потрепанной и выцветшей «оранжевой» жизнью. Мы просто стараемся не замечать эти реликты во властных кабинетах. А они стараются не замечать нас и произошедшие вокруг изменения.

Процесс изменений политического ландшафта не то чтобы вялый – он вообще никакой. Нельзя сформировать новый политический ландшафт, реабилитируя по всем статьям самых одиозных майданостоятелей. Нельзя сформировать его раздачей индульгенций и предоставлением политического прикрытия. Это ошибочная стратегия власти, имеющая целью опереться на «оранжевые» силы для достижения условно «неоранжевых» целей. Здесь преимущество, несомненно, будет именно у майданостоятелей, которые рано или поздно подчинят сине-белых совместным меркантильным интересам.

Тем временем в лагере бывшей власти (по мнению экспертов) перед местными выборами, которые должны состояться 31 октябре, ширятся панические настроения. Дескать, очередного «оранжевого» проигрыша (в условиях нового избирательного закона) никак не избежать. После принятия ВР поправок в закон о выборах, паника еще больше усилилась. Караул! Это что же делается? Власть, не моргнув глазом, приняла 30 августа, на внеочередной сессии ВР те самые демократические поправки, на которых настаивала совокупная (необъединенная) оппозиция вместе с объединенными любителями гламурных сердечек.

Власть приняла исключительно по доброй воле президента и правящей коалиции (поскольку оппозиция отказалась голосовать даже за собственные требования) поправки в новый закон, который разрешил-таки принимать участие в местных выборах всем партиям, зарегистрированным в Украине без учета времени регистрации местных партийных ячеек. Теперь совокупная оппозиция ринется на электоральное поле сердечных и гламурных саламандр, и без того изрядно потоптанное на недавних президентских выборах.

В Средние века феодалы за потраву своих полей карали «биомассу» смертью. Такие, знаете ли, жуткие законы тогда были. Хотя и в наше время нравы и методы современных феодалов не слишком отличаются от жутких средневековых. Но когда явление потравы приобретает массовый характер, феодальные меры пресечения уже не очень помогают. Травят и травят подлые, отщипывают и вытаптывают. Потому и паника ширится.

Как же бывшей власти (так и не ставшей объединенной оппозицией) не паниковать, если местные выборы могут показать совершенно новую электоральную карту Украины, которая не просто не совпадает с имеющимся раскладом в ВР, а кардинально с ним не совпадает? Настолько не совпадает, что это может послужить сильным толчком даже для досрочных выборов в ВР. Хотя и парламентское большинство, и парламентская оппозиция идти на досрочные выборы совсем не желают.

Однако это сегодня властная коалиция не заинтересована в досрочных парламентских выборах. А в случае существенного положительного сдвига для власти на местных выборах такая заинтересованность вполне может появиться. Ведь кроме усиления позиции президента в ВР, на досрочных выборах попутно можно будет решить много насущных проблем. В том числе и закрыть «парк оранжевого периода».

В БЮТ изрядно разнервничались по поводу внеочередной сессии ВР. Там заявили, что коалиция «пытается ударить по оппозиционному электорату и раздробить его». Ну так политика – это же не кружок вышивания. Паникующие саламандры попытались было протолкнуть собственный законопроект, который смог бы сохранить и укрепить привилегии и преимущества парламентских партий перед новыми политическими силами, серьезно вознамерившимися их потеснить в украинском политикуме.

Так, небезызвестный член собственной партии (других членов мы не знаем) Юрий Кармазин настаивал, «чтобы в территориальные избиркомы направлялись люди по представлениям зарегистрированных в установленном законом порядке в соответствующей административно- территориальной единице местных организаций: политической партии, депутатская фракция которой была создана по результатам выборов в ВР текущего созыва и политической партии, входящей в избирательный блок, депутатская фракция которого была создана по результатам выборов в ВР текущего созыва». Представителей всех остальных партий, не выдвигавших своих кандидатов на выборах Президента Украины и на выборах народных депутатов, предлагалось практически отсечь от избиркомов.

Но у отсекателей что-то там не срослось. Саламандрочный законопроект парламентарии даже не стали рассматривать, поскольку в Комитете государственного строительства и местного самоуправления ВР заверили, что на заседании комитета этот документ детально не изучался. За основу и в целом Рада приняла законопроект лидера фракции ПР Александра Ефремова. За изменения в законе о местных выборах проголосовало 264 народных депутата из 411, зарегистрированных в зале. В итоге депутаты разрешили идти на выборы всем непарламентским партиям. Законом также изменяется принцип формирования состава территориальных избирательных комиссий, в состав которых будут входить до 18 человек не только от парламентских партий, но и всех местных организаций политических партий, зарегистрированных в Украине. В состав теризбиркомов войдут 15 человек от политических партий, представленных в ВР текущего созыва, и 3 человека из кандидатур, выдвигаемых местными организациями, которые будут определяться жеребьевкой.

Однако критика избирательного закона продолжается, и исходит она не только от оппозиции, но и от некоторых членов правящей коалиции. Так, по мнению Олега Зарубинского, в выборах будут участвовать не только условные «жуки и жабы», но и условная партия «Свет Запада». (Я бы добавил: «Немеркнущий свет Запада». Но и так хорошо.)

Олег Зарубинский: «После внесения таких правок в закон какая-то партия, к примеру, условно назовем «Свет Запада» сможет принимать участие в выборах, не имея ни одного местного представительства, а лишь находясь в шикарном офисе в Киеве…» (UBR)

Критики избирательного закона называют его «изначально большой политической ошибкой Партии регионов». А принятые изменения, дескать, только усугубили изначально большую ошибку и усилили противоречия. Однако подобную оценку тоже можно считать изначально ошибочной. По крайней мере слишком уж упрощенной, поскольку в результате этих, прямо скажем, молниеносно внесенных изменений в избирательный закон (как бы по требованию демократически акцентуированных[1] граждан) необъединенная оппозиция стала еще более необъединимой. Потому возможные противоречия усилились преимущественно в лагере бывшей власти. На этих выборах саламандрам будет не до анафемствующей оппозиционности, поскольку на местных выборах вполне можно будет проиграть не только вторую позицию в украинском политикуме, но и третью.

________________________________
1 Акцентуированная личностная черта – нормальная особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных воздействий. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет предполагать о связи между ними. Классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни.

Трудно представить, чтобы уже не впервые демонстрируемая «регионалами» успешная тактика (назовем ее тактикой оперативных корректировок) стала результатом каких-то совершенно случайных действий. За этим проглядывается вполне осмысленное: заявить по максимуму, а отступить по минимуму. Но делать все быстро, с опережением реакции оппозиции. Это не «политическая гибкость», как считают некоторые политологи, а политическая маневренность. А в маневре главное – это скорость и неожиданность. Еще не смолкла критика, а критиковать-то уже нужно что-то другое. Оппозиция оказалась в очередной раз не готова к оперативным уступкам правящей коалиции. И по большому счету она на них совершенно не рассчитывала. Иначе десять раз подумала бы перед тем, как требовать себе больше демократии. На что было потрачено время и силы?

Юрий Гребенчук, директор аналитического центра «Диаматик»: «Регионалы» всегда были такими, и только люди, не отмеченные печатью разума, могли верить в то, что трепалось на всех ток-шоу Анной Герман или Ириной Акимовой. Но, повторюсь, самое неприятное в этом всем то, что они постоянно нарушают законы, а коалиция это утверждает. Что-то нужно делать с этим…» (For-Um)

И что более всего удивляет пустоцветных в действиях новой власти, так это именно обстоятельство слаженного голосования коалиция. Это их так удивляет, что кушать не могут. Феномену слаженности они не могут найти никакого другого объяснения, кроме того, что «эти люди получают за каждое жесткое голосование очень хорошие деньги». Ну не верят пустоцветные в никакой иной мотив, окромя денежного. Так у них мозги устроены. Ну, еще компромат они уважают как аргумент. Больше и дальше ничего быть просто не может. Потому они «не видят для перспектив демократии ничего хорошего». Но ничего иного, как только отменить само понятие коалиции (и даже забыть это ужасное слово) «отмеченные печатью разума» придумать не могут. Сколько ни напрягаются.

Юрий Гребенчук: «Мне кажется, что этот принцип управления государством с помощью коалиции в наших условиях неприменим. Вот в Германии он работает, и в каком-то смысле демократические ценности сохраняются. У нас же принимаются любые решения, нарушающие Конституцию, нарушающие все, что угодно, а это, между прочим, очень серьезная вещь. И в этой связи возникает вопрос, а сумеет ли наша оппозиция объединиться, чтобы дать «регионалам» отпор? Потому что совершенно очевидно, что нынешняя властная партия – это то ли мафиозная структура, то ли черт их знает, что такое. Единственное – то, что это люди очень далекие от демократии и о ней только врут». (For-um)

Извините за длинную цитату, но это из-за того, чтобы (не дай Бог) не упустить что-нибудь из отмеченного этой самой вышеупомянутой печатью разума. Согласитесь, что такая печать разума встречается нечасто. Но даже с ней понять «регионалов» они не в состоянии. Дескать, умом «регионалов» не понять, аршином общим не измерить.

А вот что отмеченный печатью разума Гребенчук думает о ЮВТ: «И в плане объединения из существующих лидеров вроде Яценюка и Гриценко с «Тимошенчихой» объединяться хочет только Дмитро Павлычко. Вот это все, что у нее есть. Она уже растеряла свой авторитет и вообще себя спалила и не знаю, сможет ли она подняться». Хотеть-то Дмитро Павлычко хочет, да вот сможет ли, если не поднимется? В смысле она не поднимется.

И последний интеллектуальный перл от Юрия Гребенчука: «Возвращаясь к Партии регионов, не могу не отметить тот факт, что, несмотря на то что там нет особо думающих людей, но им кто-то разрабатывает стратегию с настолько тонким пониманием менталитета политика, что их нарушения законов как-то органично всеми проглатываются. Об этом всем можно говорить еще очень долго, но смысл всего сказанного будет единым – все это очень печально».

Можно было бы спросить у (особо думающего) Гребенчука, что это за зверь такой: «менталитет политика», позволяющий ему органично глотать нарушения законов? Но это скорее вопрос риторический.

А мы тем временем возвращаемся от «отмеченных печатью разума» и «особо думающих» (надо полагать, в отличие от ПР) цветных аналитиков к грядущей избирательной кампании, где вполне можно ожидать много всяких неожиданностей. И где Партии регионов и Виктору Януковичу представится немало возможностей проявить свои способности в разруливании конфликтных ситуаций. Но никаких особых потрясений, инициированных оппозицией, ожидать не приходится. Скорее такие потрясения могут произойти по инициативе власти, готовой (как мы видим) в любом случае организованно и оперативно действовать на опережение.

Можно не сомневаться, что на любой выпад непримиримой оппозиции коалицией уже заготовлен несимметричный ответ. Получается что-то похожее на цугцванг[2], когда, с одной стороны, саламандрам стоит десять раз подумать, перед тем как что-то резкое предпринимать, поскольку каждый раз это будет вести к ухудшению их собственного положения, а с другой стороны, им отступать уже дальше некуда, поскольку складывается впечатление, что в развитие дела по незаконному отъему газа «РосУкрЭнерго» (да и по материалам продолжающегося международного аудита) следующим шагом Генпрокуратуры может стать вполне ожидаемый арест правой руки ЮВТ Александра Турчинова.

___________________________________
2 Цугцванг (нем. Zugzwang, – принуждение к ходу) – положение в шашечной и шахматной игре, когда одна из сторон вынуждена сделать невыгодный очередной ход. В цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов, передвижение любой из фигур ведет к ухудшению оценки собственной позиции (ухудшению результата).

Так, например, считает Олег Соскин, президент Института трансформации общества: «Тимошенко, конечно, нельзя отступать, потому что Турчинова все-таки надо арестовывать и это для нее огромный удар. На нем замкнуто много денег, партия, пресса, всякие другие структуры. Кроме того, он еще и харизматический пастор – в данном случае у Тимошенко и Турчинова налицо уже известная Украине схема Черновецкий–Аделаджа, а значит, помимо прозрачной деятельности, здесь еще предостаточно разных теневых моментов». (For-Um)

В этом смысле при последовательном и волевом доведении Генпрокуратурой материалов международного аудита до юридического конца положение БЮТ представляется каким-то уж слишком безнадежным, при любом варианте развития событий на местных выборах.

И здесь просматривается только один более или менее реализуемый выход из печальной ситуации для спасения тех саламандр, которые еще могут спастись. Но ключ от спасительного выхода находится отнюдь не в руках ЮВТ. Более того, Юлией Владимировной, как это ни жалко, спасающимся саламандрам придется пожертвовать и найти себе нового лидера, соответствующего определенной специфике фракции БЮТ и ментальным особенностям саламадричного электорального поля. И такая саламандра (молодая, красивая и гламурная, как и нужно) действительно существует. И новый саламандричный вождь при благоприятных обстоятельствах легко может проделать с Юлией Тимошенко (и с ее одноименным блоком) то же самое, что и Юлия Владимировна проделала в свое время с приснопамятным Павлом Лазаренко и его «Громадой». Один к одному. Не будем оценивать такой сценарий с точки зрения морали (ведь политикой правят интересы), но это было бы по большому счету вполне справедливо.

Такой сценарий представляется вероятным на 99%. Один процент все-таки оставляем ЮВТ. Даже не знаем на что. Переходить на рельсы конструктивной оппозиции ей уже вроде поздно. Но один процент оставляем. А вот новый потенциальный вождь саламандр никаких страшных зароков не давал (землю не ел) и потому вполне может наладить конструктивные отношения с новой властью. Попить с нею чайку, прежде чем отправиться в самостоятельное плавание. Строго по сценарию.

Но, возвращаясь к грядущим выборам, отметим: результаты их трудно предсказуемы, настолько много неизвестных входит в сложившееся избирательное уравнение. Единственное, то остается, – анализировать все возможные варианты. И приготовиться к любому из них.

И наконец: для ПР риски на местных выборах не столь значительны, как для оппозиции (хотя тоже существуют), поскольку правительственная коалиция вполне может поправить свои дела уже на следующем этапе демократической процедуры – формирования коалиций в местных советах. Хотя от программы торжественного закрытия «парка оранжевого периода» в этом случае придется отказаться. Для всех же остальных участников по- настоящему демократического заплыва диапазон результатов очень широк – от возможности утонуть до счастливого выныривания в высшей лиге.

Александр ЛЕОНТЬЕВ
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх