,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Местные выборы: впереди проверка гипотез
  • 1 сентября 2010 |
  • 01:09 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 5621
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Местные выборы: впереди проверка гипотез


Итак, стартуют местные выборы. И выборы эти будут уникальными для Украины.

Не столько потому, что впервые они пройдут по смешанной системе, а сколько потому, что впервые в истории альтернативных выборов в стране, они пройдут без привязки к выборам в центральной власти. Ведь до сих пор у нас они неизменно сочетались с выборами центральной власти – в 1994-м с президентскими, в остальные годы с парламентскими. Таким образом, депутаты местных советов во многом избирались на волне общенациональных кампаний. Особенно такая зависимость была заметна в 2006-м, когда и парламент, и областные, городские и районные совета избирались по партийным спискам. И тогда в каждом регионе и городе результаты ведущих партий на общенациональных выборах особо не отличались от их результата на выборах местных.

Это обстоятельство породило и особенности самого избирательного законе, и его критику. При этом, похоже, обе стороны исходят из одной гипотезы – на выборах по партийным спискам в местные советы, будут фактически голосовать не столько за местные команды соответствующих политических сил, сколько за Тимошенко, Тигипко, Яценюка и прочих партийных лидеров. Бесспорно, задача партий, особенно в тех местах, где они не имеют выразительных лидеров – создать в общественном сознании именно такую иллюзию, чтобы даже первую пятерку в бюллетене не захотелось разглядывать. Или на худой конец убедить избирателя, что некий Иван Петренко, возглавляющий бютовский список – это реинкарнация Юлии Тимошенко, а некая Татьяна Петрова, возглавляющая список «Сильной Украины» -- это реинкарнация Сергея Тигипко.

Именно с этим и был связан запрет блоков, и ограничения для партий, не имеющих зарегистрированных за год до выборов местных организаций (впрочем, ограничения были отменены 30 августа на чрезвычайной сессии Рады).

Но представляется, данная гипотеза слишком недооценивает украинского избирателя. Бесспорно, его уровень оставляет желать лучшего, но ведь когда речь идет о тех же кандидатах от Тимошенко – то этот избиратель, должен иметь представление, как их фракция проработала в местном совете предыдущего созыва и уже, исходя из этого, делать выводы.

Что же касается Яценюка и Тигипко, то их силы стартуют как бы с чистого листа, не имея бремени опыта в предыдущих местных советах. И если по спискам «Фронт перемен» и «Сильная Украина» получат высокие результаты, а в мажоритарных округах выступят заметно хуже, значит, гипотеза, все-таки была верной, и вывезли эти партии на местном уровне исключительно Арсений Петрович и Сергей Леонидович. Впрочем, поскольку обе эти силы имеют солидную бизнесовую составляющую, трудно ожидать от их мажоритарников плохих результатов.

Надо обращать внимание и на такое обстоятельство, как неодинаковое изменение результатов на местных выборах, в сравнении с президентскими. Скажем, рядом находятся две области, где в нынешнем январе Тигипко набрал 15%. Предположим в одной из них на выборах в облсовет «Сильная Украина» наберет 17%, а в другой – 5%. Ясно, что во втором случае мы будем иметь в большой степени результат того, что в регионе избиратели задумались не о личности главы партии, а о содержании конкретного списка и в нем разочаровались.

Что же касается только что принятых изменений к закону, то ясно, что они на пользу именно силам Тигипко и Яценюка. Но регионалам, пожалуй, они тоже выгодны. Последние соцопросы, проведенные Центром Разумкова (хотя к данным этой службы и надо относиться с некоторой осторожностью) показывают, что эйфория от успеха Януковича проходит. Это закономерно, поскольку часть общества ждет чуда, а чуду браться неоткуда. Однако Тимошенко от такой тенденции не выигрывает. Увеличивается число неопределившихся и чуть растет поддержка Яценюка и Тигипко. То есть, сторонников приобретает не жесткая оппозиция власти, а альтернатива. В такой ситуации – создавать ограничения для этих двух сил означает подыгрывать Тимошенко, ибо там, где они оказались дискфалифицированы, их избиратель мог бы проголосовать за «Батькивщину». Плохо только то, что изменения законодательства произошли после западного давления (которое, впрочем, нельзя сравнивать с давлением времен Кучмы). В результате на Западе может возникнуть уверенность в целесообразности давления как тактики

Безусловно в задачу любой демократической власти входит создание такого избирательного законодательства, которое не давало бы превращать выборы в лоходром, где избиратель думает, что голосует за Тимошенко или Тигипко, а получает на выходе Петренко или Петрову. Но решить проблему можно было более гибко и интересно, чем нынешний избирательный закон, особенно в том виде, в каком он был принят в июле. Речь идет об избрании всех местных депутатов по территориальным спискам по многомандатным округам (5–10 депутатов от округа), о чем подробно я писал («Местные выборы – есть ли выход из порочного круга?» - «2000», №25 (515) 25 июня - 1 июля 2010 г.. При такой системе, на мой взгляд, избиратель бы задумывался над содержанием списков, поскольку и списки были бы легко обозримыми, и шла бы речь о людях, которые будут представлять небольшую территорию, где сам избиратель проживает. Тогда как нынешняя система, увеличивает риск ситуации, когда задумываться будут только над кандидатами в мажоритарном округе, а по местным партийным спискам будут голосовать, не думая об их содержании, а исходя из отношения к общенациональным лидерам. К такому поведению избирателей будет подталкивать и порожденное введением смешанной системы увеличение числа бюллетеней на местных выборах.

Но о том, как сработала бы на нынешних выборах система избрания по территориальным спискам, остается только гадать. Зато можно будет проверить гипотезы, выдвинутые другими авторам «2000».

Так, например Александр Фидель считает, что запрет участия блоков очень невыгоден для Тимошенко. «Политтехнологам БЮТ придется очень постараться, чтобы донести до каждого поклонника леди Ю, что «Батьківщина» — це Тимошенко». Можно с уверенностью прогнозировать, что вынужденный ребрендинг негативно скажется на результатах данной политсилы и при голосовании по партийным спискам». Полагаю, что провести такой ребрендинг политтехнологам совсем несложно. Вот куда сложнее для них доказать вдумчивому избирателю, что некий местный бизнесмен, который ничем в горсовете не запомнился, как раз и является воплощением Юлии Владимировны.

Подозреваю, что результат «Батькивщины» окажется неважным, то есть заметно уступит результату Тимошенко в первом туре выборов президентских. Однако в этом отнюдь не обязательно можно будет видеть оправдание гипотезы Фиделя. Скорей причина будет в утрате админресурса и в общей усталости от экс-премьера.

Гораздо лучше проверится другая гипотеза этого же автора – о том что запрет блоков серьезно помешает сильным местным политикам, не связанным с какой-либо из ведущих партий. «Арендовать» для участия в выборах бренд какой-нибудь «партии умеренного прогресса в рамках законности», надо полагать, не составит проблемы. Но все-таки это будет не именной блок, а список, представляющий никому не известную партию. И в мажоритарном бюллетене будет фигурировать кандидат от этой партии, а не от именного блока известного в городе политика!».

Во многом в том же русле мыслит и Виктор Сидорченко, когда размышляет, что отказ от самовыдвижения будет невыгодным для ПР на Западной Украине. «К чему подобным политическим деятелям договариваться с ПР, заведомо зная, что данный проект в регионе непроходной? Думаю, с какими партиями будут идти переговоры — ответ ясен». То есть имеются в виду националисты.

Думаю, однако, для политтехнологов не сложно раскрутить малоизвестную в стране партию на городском уровне, если там ее представляет сильный и популярный политик. Другое дело, что политиков таких не так много. А еще проще когда речь идет не о партии, а об отдельном кандидате в мажоритарном округе, который формально партией выдвинут. Поскольку избиратель предпочитает смотреть на личности, а не на партпрограммы принадлежность к неизвестной партии, не ставит на политика клеймо труднопроходимости. Думаю, это касается и Западной Украины, хотя политика там больше идеологизирована. И люди, которые идут в местную власть для защиты своих бизнес интересов, будут очень внимательно думать о том, удобно ли будет эти интересы защищать, оказавшись в горсовете от запрограммированных на жесткую оппозицию БЮТа или «Свободы». Не лучше ли пойти от нейтральной силы?

О том, как оправдаются эти гипотезы можно будет судить достоверно: по сведениям о партийном составе облсоветов и горсоветов. Ждать осталось меньше двух месяцев.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх