,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Андрей Клюев: «Наша коалиция крепка как никогда»
0
Андрей Клюев: «Наша коалиция крепка как никогда»
Первый вице-премьер Андрей Клюев работает почти без выходных. В этом мне пришлось удостовериться, когда в течение нескольких недель кряду замглавы правительства не раз переносил время и дату нашего интервью, даже когда мы с фотокором уже находились вблизи его кабинета в здании Кабмина. То лесные пожары, то срочные командировки по стране, то международные переговоры или важный пакет законопроектов, подаваемых правительством в Верховную Раду.

Мы, конечно, отнеслись к этому с пониманием, потому как знали: Клюев — нынче один из самых загруженных делами членов правительства. Реальный сектор экономики или, проще говоря, почти все — от ядерной энергетики, нефтегазовой и угольной отраслей до телекоммуникаций, авиастроения, а также строительства и ЖКХ. Координация такого количества отраслей и секторов государственного управления — сфера прямых обязанностей первого заместителя главы правительства. А во время отпуска Николая Азарова на нем была еще и львиная доля обязанностей премьер-министра.

Андрей Клюев, главный координатор нынешней парламентской коалиции, давно считается одной из самых влиятельных фигур в Партии регионов. И потому знает внутриполитическую кухню и свежие расклады в ней не понаслышке. Но в то же время владелец довольно крупного бизнеса не любит сегодня о нем говорить — по его словам, давно уйдя в политику, он отошел от управления активами. Также он не склонен комментировать внутрипартийную ситуацию, будучи убежденным, что подобное не к лицу зрелой и крупнейшей в стране политической силе, коей является Партия регионов.

Зато перед началом интервью у вице-премьера удалось разузнать кое-что из малоизвестных страниц его биографии. Оказывается, выходец из простой шахтерской семьи, когда-то он с отличием окончил музыкальную школу по классу фортепиано. К концу 70-х преуспел в музыке настолько, что во время Олимпиады-80 был включен в составы ансамблей, которые давали концерты для иностранных делегаций в Москве и Киеве. В те годы у Клюева уже была собственная электрогитара знаменитого американского бренда Fender — мечта, пожалуй, всех рок-музыкантов того времени. Впрочем, в реальной жизни Клюева ждал путь потомственного шахтера, как и многих уроженцев Донбасса. Еще в институте он работал подземным рабочим на шахте им. Засядько. Несколько раз оказывался под завалами, а однажды во время очередной аварии в шахте едва не погиб.

Сегодня, находясь на вершине политического олимпа, Андрей Клюев в редкие свободные минуты садится дома за рояль и любит импровизировать в стиле джаз.

Впрочем, целью нашего интервью на этот раз была не личная жизнь первого вице-премьера, а текущие проблемы в стране, положение дел в экономике. Нашу беседу об этом мы и предлагаем вашему вниманию.

— Андрей Петрович, прежде всего не могу не спросить вас о главном. Что, на ваш взгляд, все-таки удалось новому правительству за прошедшие полгода работы и каких поставленных задач вы решить не смогли? Удалось ли нынешней властной команде переломить негативные тенденции и спад в экономике?

— В целом падение остановлено. Рост ВВП с начала года на уровне 5,5%. На 11,4% за тот же период увеличилось промышленное производство. Я скажу так: ситуация крайне непростая, но мы все-таки понемногу выходим из кризиса. В первую очередь это касается базовых отраслей, по которым можно делать определенные выводы.

Значительно лучше положение дел в металлургии. Правда, непростая ситуация вновь складывается у химиков — в последнее время опять снизились мировые цены на их продукцию. Но я надеюсь, что до конца лета сбудутся прогнозы относительно оживления спроса мировой экономики и на их продукцию, тогда мы и сможем уверенно говорить о стабилизации производства в этой отрасли.

Мы навели порядок в финансах, приняли относительно сбалансированный бюджет, насколько это было возможно в нынешних неординарных условиях. Мы погасили долги государства, которые нам достались в наследство от прежнего правительства. Можно сказать, что на сегодня фактически погасили все внутренние госзаймы прошлых периодов.

И, наконец, оживились крупные стройки. В Крыму — объекты энергетики. По Евро-2012 — возобновлено строительство всех объектов, которые раньше простаивали. Активизировалась реконструкция аэропортов, строятся дороги, мосты (в том числе в Запорожье и Киеве). Например, в Черновцах в конце августа будет открыта вторая очередь объездной дороги, в Симферополе также строится объездная трасса, которая должна значительно разгрузить город. В Киеве максимально активизировано решение узловых транспортных проблем, например, на Московской площади и Жулянском путепроводе. Продвинулись проекты по строительству метро в Киеве, Харькове и Донецке.

Проще говоря, мы наконец начали строить. А когда в стране разворачиваются масштабные стройки — рост экономики обеспечен. Есть четкая закономерность: если строительные краны по стране работают, значит, рост пошел, и он будет в большинстве связанных отраслей. Если краны стоят — значит, налицо фаза стагнации экономики.

— А почему правительство все-таки решило отменить действовавшие долгий период льготы для предприятий ГМК и химической промышленности? Дескать, ситуация в этих отраслях теперь лучше, тогда как поддержки требуют другие секторы экономики. Действительно ли, по вашим оценкам, положение дел в главных экспортообразующих отраслях столь безоблачно? Есть ведь немало прогнозов о риске новых кризисных волн. То есть падения цен и на наш экспорт.

— Цены у металлургов так или иначе растут. При нынешней рыночной конъюнктуре они — давайте скажем теперь об этом прямо — уже в льготах не нуждаются. В критический момент правительство хорошо поддержало отрасль.

По мнению экспертов, вторая волна мирового кризиса не исключена. Но, думаю, новых потрясений такого масштаба уже не будет. Серьезное оживление наблюдается во многих странах, оживление видим и в крупнейшей экономике Европы — в Германии. И даже в Испании, считавшейся страной проблемной, ожидается восстановление роста.

Иными словами, у нас есть достаточно оснований говорить, что второй волны или каких-либо серьезных рецидивов в мировой экономике все-таки не произойдет.

— Да, но для Украины сегодняшняя ситуация коренным образом отличается от той, что была в 2004-м и даже 2007-м годах. Это значит, что использовать ту же модель роста, что в 2004-м (массированные госинвестиции в инфраструктурные проекты), будет куда трудней. Например, в ближайшие 2—3 года страна столкнется с беспрецедентными до сих пор размерами выплат по кредитам. Пик выплат по займам, то есть нагрузка на бюджет по обслуживанию ранее взятых кредитов, ожидается уже в 2012—2014 гг., когда Украине придется выплатить сразу около $15 млрд. Вы полагаете, что у страны будет достаточно валюты, чтобы и долги такие обслуживать, и потреблять импорт с нынешним размахом?

— Вообще-то Украина уже сегодня испытывает очень высокую долговую нагрузку на государственные финансы. Мы только за апрель— июнь погасили по внутренним займам около 15 млрд. грн., которые были взяты предыдущим правительством на весьма короткий срок и под довольно невыгодные проценты. По 5 млрд. грн. мы по внутренним займам погашаем сейчас ежемесячно.

Конечно, с бюджетом очень непростая ситуация. Но по крайней мере при подготовке главного финансового документа на 2011 год мы уже четко представляем, сколько нам придется платить по долгам, включая их обслуживание, т. е. уплату процентов, а сколько — по основному телу займов. Это все уже просчитывается в проекте госбюджета на 2011 год, работа над которым продолжается. Словом, на данном этапе я не вижу каких-то серьезных причин, из-за которых мы не смогли бы выполнять свои финансовые обязательства в текущем и следующем годах.

— К концу лета возник еще один серьезный риск. Плохие урожаи в мире и в России ведут к удорожанию зерна. А значит, существует вероятность роста цен на продукты питания и в Украине?

— Сейчас нет никаких предпосылок для роста цен, так как Украина в целом собрала неплохой урожай, которого достаточно, в том числе и для покрытия внутренних потребностей. Поэтому серьезных оснований для большого роста цен на хлеб на данный момент нет.

Да, в мире цены на пшеницу пошли вверх, потому что в России, Казахстане и у других крупных экспортеров значительные потери урожая. Так рынки отреагировали на засуху и рекордно жаркое лето. Недавно в правительстве прошло совещание по проблемам рынка зерна. Мы договорились с зернотрейдерами и другими игроками на этом рынке о том, что закупаем в Госрезерв и Аграрный фонд зерно по фиксированным ценам. Причем пополняем резервы не только до следующего урожая, а на два года вперед. Чтобы удержать цены на хлеб в нынешних условиях, правительству нужно иметь ресурс, чтобы осуществлять интервенции не менее 1 млн. тонн в расчете на год. А мы будем закупать сейчас на два года вперед — чтобы иметь возможность оперативно реагировать на любые попытки спекулятивных манипуляций. Деньги на эти цели уже выделены.
Рост тарифов — увеличение газодобычи

— Правительство начало повышение тарифов на газ, что предусмотрено меморандумом с МВФ. Насколько такая мера была необходима, учитывая, что для населения все-таки идет топливо внутренней добычи?

— Цены на газ для населения не поднимались в течение последних четырех лет. За этот период добыча газа, который используется исключительно для нужд населения, стала чрезвычайно убыточна. И по этой причине отчетливо наметилась тенденция к значительному сокращению собственной добычи. Поэтому наращивались закупки импортного газа. Но теперь он поступает в Украину по мировым ценам. Газа внутренней добычи хватает лишь для потребностей населения. Для предприятий теплокоммунэнерго подается импортный газ, поэтому отопление и горячее водоснабжение сегодня в основном убыточны. Государство вынуждено за счет бюджета поддерживать эту отрасль в виде компенсации в разнице цен на используемый газ.

Естественно, отечественный сектор газодобычи нужно развивать. Если отрасль будет убыточна, не может быть и речи о наращивании собственных объемов добычи и замещения более дорогого импортного газа. Это вопрос энергетической безопасности страны. Нужно сделать так, чтобы энергетические компании, которые заняты разведкой и добычей, работали без убытков, хотя бы с рентабельностью 10—12%. Дефицит бюджета НАК «Нафтогаз Украины» в этом году составляет значительную сумму, в следующем мы будем стараться устранить разрыв в доходах и расходах компании.

По этой причине по требованию МВФ цены и приводятся в соответствие с экономически обоснованными затратами. По сути решение о пересмотре тарифов — это политика, направленная на увеличение собственной добычи газа и снижение зависимости от импорта.

— Стало быть, в следующем году стоит ожидать бурных инвестиций в газодобычу? Сколько же реально Украина может извлекать топлива из собственных недр?

— Сейчас мы добываем на своей территории около 20 млрд. кубометров, но в результате активного инвестирования в разведку и добычу сможем увеличить эту цифру как минимум раза в полтора. Украина должна добывать хотя бы 30 млрд. кубометров природного газа. Только таким образом мы сможем в перспективе повысить финансовую устойчивость нефтегазового сектора и собственным газом полностью покрывать потребности и населения, и теплокоммунэнерго.

Кроме того, мы уже вплотную занимаемся вопросом организации добычи сланцевого газа, метана, сопутствующего угольным месторождениям.

Мы восстановили контракт по глубоководной добыче газа на шельфе Черного моря с компанией Vanco. Более того, рядом выделили участок для разведки и разработки месторождений, богатых углеводородами. Помимо этого работы сдвинулись и на мелководье, их осуществляет «Черноморнефтегаз».

— Но проблема увеличения газодобычи — то, что в последнюю очередь будет волновать простого потребителя, когда он увидит в квитанции сумму, которая окажется для него неподъемной.

— Да, возросли тарифы на газ, но одновременно был увеличен и объем субсидий для населения. Мы проводим и будем проводить разъяснительную работу среди граждан. Главное, что большинство граждан, ранее уже получавших субсидии, теперь за газ будут платить меньше, поскольку субсидии увеличены. Безусловно, количество семей, имеющих право на новые субсидии, возросло. И на них не должно сказаться это повышение. Кроме того, для получения госпомощи по оплате счетов гражданам теперь нужно куда меньше справок. Постараемся в соответствующих службах не допускать очередей на получение субсидий. А вот люди обеспеченные теперь будут платить за газ больше. На них и ложится вся нагрузка новых тарифов.

— В вашу компетенцию входят переговоры с Россией, газовые контракты и все двусторонние проекты в области ТЭК. Расскажите, какую модель совместного предприятия с «Газпромом» правительство на самом деле предлагает российской стороне и какие активы, по вашему мнению, в него придется включать?

— Сейчас рассматриваются два варианта — либо совместное предприятие, либо Газотранспортный консорциум. Оба проекта еще в работе, окончательное решение не принято.

Мы непосредственно заинтересованы в модернизации газотранспортной системы, а значит, в развитии транзитного потенциала страны. И, конечно же, строить новые газопроводы. Но надо четко понимать, какой объем транзитного газа будет идти в будущем через нашу страну и какие гарантии такого транзита мы будем иметь. В условиях, когда уже практически завершено строительство газопровода «Северный поток», а чуть позже то же самое может произойти и с «Южным потоком», наша газотранспортная система действительно рискует оказаться вовсе без газа. Поэтому главная задача в проектах кооперации с «Газпромом» — эти негативные процессы и сценарии нивелировать.

— Как правительство относится к давнему предложению «Газпрома» о либерализации внутреннего рынка газа?

— Верховная Рада недавно приняла закон о функционировании рынка газа. Он направлен на либерализацию этого рынка. Как и в отношении прочих товаров, в страну смогут беспрепятственно заходить зарубежные газовые компании и свой ресурс газа поставлять непосредственно потребителям. Уверен, от этого внутренние потребители газа только выиграют — это диверсификация поставок.

— Как все-таки будет решена проблема долга перед «РосУкрЭнерго»?

— Над этой проблемой сейчас ломают головы юристы. Главная задача — урегулировать конфликт, при этом государство не должно нести потерь. Думаю, скоро мы выйдем на приемлемое для страны решение. Повторю, задача правительства — отстаивать национальные интересы Украины.
Строительная перезагрузка [Андрей Клюев: «Наша коалиция крепка как никогда»]

— В последние месяцы вы много ездили по стране. Например, была длительная поездка по Запорожской области, а одна из последних — по Крыму. На чем правительство концентрирует внимание в этих регионах?

— Во всех регионах возобновлена реализация крупных инфраструктурных проектов, которые по тем или иным причинам были заморожены. Вы еще полгода назад видели, чтобы где-то кто-то что-то по-настоящему строил? Только сейчас работа на крупных объектах оживилась, на некоторых — строительство ведется почти круглосуточно. Усилен контроль за исполнением проектов.

Что касается Крыма, там, к примеру, недавно было запущено строительство линии электропередачи Симферополь— Севастополь, в результате чего мы наконец окольцуем электросетью весь полуостров.

Там начато строительство новых подстанций, тепловой электростанции. Также запустили два проекта в области альтернативной энергетики. В конце августа введем в эксплуатацию первую в Крыму солнечную электростанцию. И хоть она небольшая — 17 Мвт, тем не менее это будет первая в Украине станция такого типа. Также на полуострове скоро появится новая ветровая электростанция.

После того, как мы приняли закон о «зеленом тарифе», создание новых генерирующих мощностей на основе принципиально новых технологий стало возможным. Для Крыма это будет действительно знаковый проект. Через два года мы окончательно закроем проблему электроснабжения полуострова. Хотя еще совсем недавно там возникали сбои в работе электроэнергетики. Крым мог в конце концов оказаться без электричества. Сейчас на цели развития ТЭК региона расходуются немалые средства. Одна только новая линия электропередач по Крыму — около 600 млн. грн. Подстанция — 360 млн. грн., а электростанция на 1 Гвт — около 1 млрд. евро.

На контроле правительства имеется еще целый ряд крупных инфраструктурных проектов. Среди них строительство мостов — в Киеве и Запорожье. В Киеве уже до конца года мы сдадим в эксплуатацию сразу два моста. Один — на Оболони, второй — железнодорожно-автомобильный, в южной части столицы. В Запорожье тоже будет достраиваться мост. Я уж не говорю о проектах Евро-2012, которые «ожили» после долгих простоев. В конце августа мы открываем терминал F в аэропорту «Борисполь», в сентябре следующего года — терминал D.

— В правительстве вы также отвечаете за атомную отрасль и все проекты, которые сейчас разрабатываются в этой сфере. Расскажите, что на данном этапе предлагает Украина России в плане кооперации в атомной энергетике?

— Сейчас наша страна завершает процедуры по вхождению в крупномасштабный международный проект обогащения урана на территории России в г. Ангарск. По сути в рамках проекта будет производиться ядерное топливо для АЭС — как для нужд его участников, так и для поставок в другие страны, которые не имеют полного ядерного цикла. Для реализации этого проекта потребуется еще много времени. Мы хотим построить завод по обогащению урана в Украине, так как у нас достаточно серьезная сырьевая база. На данном этапе изучаем возможности расширения добычи урана в нашей стране, что позволит Украине участвовать во всех переделах до конечного производства ядерного топлива, а также реализовать его для третьих стран.

Также уже реализуется проект достройки двух блоков на Хмельницкой АЭС, который будет осуществляться за счет кредита с российской стороны на сумму $2 млрд. Достройка первого реактора займет от трех до пяти лет.

— Каких результатов можно ожидать Украине от участия в российском проекте ГЛОНАСС, переговоры по которому вы также курируете?

— ГЛОНАСС — проект Роскосмоса, к которому подключается Национальное космическое агентство Украины. Это спутниковая система, которая по сути становится единственной альтернативой уже действующей американской GPS. В рамках сотрудничества в данном проекте мы планируем загрузить заказами собственные предприятия, которые специализируются на производстве тех или иных элементов спутников, а также ракетоносителей (в том числе «Южмаш»). Украина также имеет все возможности, чтобы наладить массовое производство устройств приема спутникового сигнала, которые смогут работать и в режиме GPS, и в режиме ГЛОНАСС, более надежно принимая сигнал и вычисляя координаты.

Какие важные задачи позволяют решать подобные спутниковые системы, помимо навигации? В течение последних недель каждый день в Украине возникало свыше двухсот пожаров. Горели поля, леса, торфяники и жилые дома. Мы задействовали спутники зондирования земли — Национальное космическое агентство в оперативном режиме предоставляет информацию о возникновении задымлений или аномально высоких температурах на территории страны. Это дало возможность быстро реагировать и предупреждать распространение огня — как только появляется информация о первых признаках задымления, мы тут же направляем туда пожарные машины и самолеты. То есть появилась возможность тушить пожары в начальной стадии.
Единение авиапромов

— После Харьковских соглашений в Украине и России активно заговорили о перспективе слияния авиапромов двух стран. Версий по этому поводу сегодня хоть отбавляй. О чем на самом деле вы ведете переговоры с российской стороной?

— На сегодняшний день мы видим модель создания совместного предприятия на базе АНТК им. Антонова на долевых условиях 50 на 50. Новое СП будет обеспечивать организацию и координацию производства самолетов, прежде всего таких модификаций, как Ан-158 и Ан-148.

Компоненты и комплектующие для самолетов этой линейки производятся и в России, и в Украине. Наше предложение — углубление производственной кооперации с целью освоения новых рынков сбыта и увеличения самой линейки самолетов, предлагаемой заказчику. Не только тех, что сейчас производятся в Украине, но и тех, которые производятся в РФ. То есть речь идет о расширении спектра продукции, чтобы выходить на новые рынки сбыта, вернуть потенциалы наших авиастроительных комплексов, закрепиться на рынках, где мы традиционно были сильны.

— И на какой объем выпуска Украина может выйти в результате такого объединения? Проводились ли первичные расчеты, бизнес-планы?

— В перспективе мы сможем загрузить заказами все существующие мощности нашей авиационной промышленности. Естественно, все зависит от заказов. Ради появления заказов мы и затеваем этот проект. К сожалению, очень много потеряно за последние 20 лет. Но и сегодня мы можем производить достаточно большое количество самолетов.

— За последние полгода, судя по данным Госкомстата, в числе не только крупнейших стран — торговых партнеров, но теперь и крупнейшим инвестором в украинскую экономику в 2010 г. оказалась Россия. Что в общем неудивительно. Премьер Николай Азаров в Москве заявлял, что впредь никаких препятствий для работы российского бизнеса в Украине не будет. Означает ли это решение самых громких корпоративных споров с участием российских инвесторов в нашей стране? Например, корпоративного конфликта вокруг «Укртатнафты»? Россияне подали судебный иск на $5 млрд. к государству Украина из-за убытков, понесенных в связи с лишением контрольного пакета предприятия.

— В настоящий момент по данному вопросу продолжается рассмотрение дела в суде. Посему этой проблемой правительство сейчас не занимается. Но, я думаю, скоро проблема решится. И решится так, что все инвесторы, надеюсь, останутся удовлетворены.
Распродаж по бросовой цене не будет

— В президентской программе реформ серьезное место занимает тема приватизации. В каких отраслях, на ваш взгляд, целесообразно продолжать разгосударствление собственности? Какова, к примеру, ближайшая судьба Одесского припортового, «Турбоатома», «Укртелекома»?

— Думаю, что в этом году первые два предприятия уж точно приватизироваться не будут. Что касается «Укртелекома» — это большой вопрос. Дело в том, что мы, очевидно, получим далеко не самую высокую цену, если решимся продавать это предприятие на спаде ценовой конъюнктуры. Кроме того, существует большая проблема — не решена судьба социального сектора предприятия. Я считаю, что спешить с «Укртелекомом» не стоит.

— Но в бюджете огромный дефицит. И прежде всего через продажу того же «Укртелекома» были планы в этом году дефицит перекрыть...

— У нас есть другие крупные объекты, которые можно выгодно продать и решить проблему наполнения бюджета. Например, тепловые электростанции и облэнерго. Мы должны получить от приватизации этих объектов достаточные средства — надеюсь, что это будет в рамках запланированных в бюджете 10 млрд. грн. А продавать телекоммуникационного монополиста по минимальной цене — по меньшей мере неразумно.

— В завершение должен спросить о сегодняшнем положении дел внутри коалиции, так как вы ее координатор. Понятно, что от стабильности и единства в коалиции прямо зависит и будущее реформ, и реализация всех проектов правительства. Известно, что у каждой фракции свой взгляд на многие ключевые вопросы реформ. В частности, по рынку земли, сотрудничеству с МВФ, тарифообразованию, приватизации и даже реформе налогов. Насколько, по вашим оценкам, коалиция сможет находить консенсус по этим спорным темам, особенно после начала активной фазы реформ?

— По этому поводу скажу одно: сейчас наша коалиция крепка как никогда. Уже 270 депутатов! Коалиция работала, работает и будет эффективно работать на благо Украины. Ни одна политическая сила, которая входит в коалицию, не имеет намерения из нее выходить.

Согласитесь, в Украине никогда не было парламента, который бы так долго и так продуктивно работал прежде всего с точки зрения принятия законов. Сейчас нет противостояния в Верховной Раде — оно ушло в прошлое. Конечно, в будущем не исключены отставки и кадровые перестановки в органах исполнительной власти. Но в целом наше правительство будет продолжать упорно работать, и предпосылок для каких-либо серьезных потрясений сегодня я не вижу.
Справка «2000»

Андрей Клюев родился в 1964 г. в Донецке. В 1986 г. с отличием закончил горный факультет Донецкого политехнического института (сейчас — Донецкий национальный технический университет) по специальности горный инженер. В 1989 г. защитил диссертацию, получил степень кандидата технических наук. Автор 18 научно-технических изобретений в угольной отрасли.

Трудовую деятельность начал в 1983 г. подземным горным рабочим шахты им. Засядько, с 1985 г. — подземный горный мастер на шахте им. Горького (Донецк), замначальника шахтного транспорта шахты «Белореченская».

1986—1991 гг. — аспирант, научный сотрудник Донецкого политехнического института. Преподаватель.

1991—1994 гг. — технический директор объединения «Шельф», президент АО «Промкомсервис», гендиректор АО «Укрподшипник».

С 1994 г. — замглавы Донецкого облсовета по исполнительной работе. С ноября 1995 г. по апрель 1996-го — зампредседателя Донецкой ОГА по вопросам развития рыночных отношений, приватизации, реформирования экономики и труда, угольной промышленности. С 1996 г. — первый заместитель донецкого городского головы.

С 1998 г. — зампредседателя Донецкой ОГА по вопросам политико-правовой работы, развития территорий и внешнеэкономических связей, производства товаров народного потребления.

1996—2002 гг. — депутат Донецкого горсовета. С апреля 2002-го по май 2006 г. — народный депутат Украины. В Верховной Раде IV созыва — председатель Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

2003—2004 гг. — вице-премьер-министр Украины, с апреля 2006 г. — народный депутат Украины от Партии регионов, с августа 2006 г. по декабрь 2007-го — вице-премьер-министр Украины, глава правительственного комитета по вопросам развития отраслей экономики.

С декабря 2007 г. по март 2010-го — народный депутат Украины, член парламентского Комитета по вопросам правовой политики.

С марта 2010 г. — первый вице-премьер-министр Украины, председатель правительственного комитета по вопросам развития отраслей экономики и научно-инновационной политике.

На ХІ съезде Партии регионов в апреле 2008 г. избран заместителем председателя и членом президиума политсовета партии.

С марта 2000 г. возглавляет Федерацию бокса в Донецкой обл.

Владеет английским языком.

Женат, имеет троих сыновей.

Юрий ЛУКАШИН



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх