,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Что рынок газа нам готовит? -2
  • 19 августа 2010 |
  • 12:08 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 42576
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Что рынок газа нам готовит? -2


21 июля разработанный Министерством топлива и энергетики закон «О принципах функционирования рынка природного газа» вступил в силу.

В Украине существует разветвленная сеть распределительных газопроводов среднего и низкого давления, в несколько раз превосходящая по протяженности сеть магистральных трубопроводов высокого давления. Если протяженность газопроводов большого диаметра составляет около 36 тыс. км, то газораспределительных сетей — около 360 тыс. км.

Законом «О трубопроводном транспорте» запрещается отчуждение имущества и акций госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта, «Нафтогаза Украины», дочерних и учрежденных им предприятий, а также устанавливается запрет на передачу такого имущества и акций под контроль (в пользование и владение) других лиц. Таким образом, законодательно действует мораторий на приватизацию распределительных газопроводов.

Но, несмотря на запрет, в сфере распределения и внутренних поставок газа «прихватизация» идет полным ходом уже больше десяти лет.

Предприятия по газоснабжению и газификации (обл- и горгазы) прошли через корпоратизацию и акционирование еще в 1995—1997 гг. Контрольные пакеты акций газоснабжающих компаний, ранее входивших в состав объединения «Укргаз», собирались включить в уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины», однако после создания компании (в мае 1998 г.) оказалось, что передавать практически нечего. Госпакеты акций предприятий по газоснабжению и газификации активно продавались в ходе ваучерной приватизации и по льготным схемам, вследствие чего государство, не получив в госбюджет ни копейки, утратило контроль над образованными ОАО.

На сегодняшний день в Украине работает 55 ОАО по газоснабжению и газификации. При этом ни в одном из них доля государства не превышает 51% акций. А в 13 крупных облгазах государство не имеет даже контрольного пакета. В перечнях же акционеров практически каждого из облгазов — сплошные неизвестные офшорки, к примеру, кипрские компании Krezer Holdings Limited, Nesiba Venchers Limited, Pasler Enterprises Limited, Porala Venchers Limited, Materon Limited, Tanter Holdings Limited, Eriswell Trading Limited, Sagacity Limited, Sodeman Limited и т. д., так что определить их истинных владельцев чрезвычайно сложно, о чем, в частности, свидетельствует трагедия в Днепропетровске, когда «истинных хозяев» горгаза искали несколько дней.

Попытки же как правительства В. Януковича, так и Ю. Тимошенко вернуть газоснабжающие предприятия в лоно государства потерпели крах.

Так, НАК «Нафтогаз Украины» в начале августа 2009 г. во исполнение решения правительства № 775 от 10 июня завершил создание дочерней компании «Нафтогазмережа», в управление которой планировалось передать государственные газораспределительные сети, эксплуатируемые гор- и облгазами.

Однако Минтопэнерго 13 апреля 2010 г. издало приказ о прекращении деятельности ДП «Нафтогазмережа» путем его реорганизации и присоединения к компании «Газ Украины». В свою очередь НКРЭ аннулировала с 1 мая лицензию «Нафтогазмережі» на поставки газа по нерегулируемому тарифу.

И, наконец, 5 июля т. г. Кабмин постановлением № 547 признал утратившим силу постановление № 775 от 10 июня 2009 г. о передаче государственных газораспределительных сетей, эксплуатируемых гор- и облгазами, на баланс дочернему предприятию «Нафтогаза» — «Нафтогазмережі».

Очень серьезная проблема и с учетом газопроводов низкого и среднего давления — по большому счету учет как таковой вообще не проводился и не проводится.

Данная проблема возникла, когда по соглашению № 76 от 04.02.1999 ФГИ передал функции по оперативному управлению имуществом газотранспортного комплекса НАК «Нафтогаз Украины». НАК в свою очередь передала эти функции ДК «Укртрансгаз» и ДК «Газ Украины». В то же время газораспределительные сети, которыми управляли региональные специализированные предприятия по газоснабжению, были оставлены на балансе новообразовавшихся корпоратизированных предприятий — ОАО по газоснабжению и газификации.

В результате состоялась передача имущества, да еще и на бескомпенсационной основе, без проведения инвентаризаций на момент передачи, экспертной оценки, составления передающих балансов и пообъектного перечня.

Договорная база использования газораспределительных сетей (вышеуказанное соглашение ФГИ и НАК «Нафтогаз Украины» об использовании не подлежащего приватизации государственного имущества, договоры между НАК, ДК «Газ Украины» и ОАО по газоснабжению и газификации) вызывает большие сомнения в своей юридической чистоте.

В частности, вопреки действующему законодательству соглашение предусматривало передачу госимущества во временное пользование и использование его для обеспечения транспортировки и поставок природного газа. Однако такая форма, как «передача в оперативное управление хозяйственным обществам», не определена законодательно.

Как результат в настоящее время около 110 тыс. км — т. е. почти треть газопроводов низкого и среднего давления — не взяты на постоянный или оперативный (внебалансовый) учет. При этом значительная часть неучтенных газовых сетей — это газопроводы, сооруженные за средства местных бюджетов и населения.

Более того, даже то государственное имущество, которое находится на учете, используется обл- и горгазами без оплаты. В частности, газопроводы, построенные в последние годы за счет финансирования «Нафтогаза» и на основании его распоряжений дочерними компаниями, учитываются НАК и ДК «Газ Украины» как собственное имущество и эксплуатируются вышеуказанными коммерческими структурами без заключения договоров на пользование.

И, наконец, еще одной проблемой деятельности обл- и горгазов стала их огромная задолженность за полученный от «Нафтогаза Украины» газ, которая к 1 июля с. г. составляла около 10 млрд. грн.

В начале июля в ходе совещания с руководителями предприятий по газоснабжению и газификации под председательством министра топлива и энергетики Юрия Бойко и председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Евгения Бакулина было заявлено, что НАК допускает возможность заключения договоров о реструктуризации долгов гор- и облгазов сроком на пять лет при условии 100%-ных расчетов в 2010 г.

При этом Е. Бакулин подчеркнул, что компания не намерена списывать облгазам старые долги: «Наша цель — безубыточность компании. Не стоит ожидать списания долгов, его не будет. Мы должны положить начало опыту внедрения четкой политики своевременных взаиморасчетов, соблюдения договорных обязательств и усиления персональной ответственности руководителей».

В конце апреля НКРЭ в очередной раз повысила тарифы обл- и горгазов на транспортировку и поставки природного газа. В частности, в тарифах предусмотрена компенсация текущих производственно-транспортных затрат, тогда как на протяжении прошлых двух лет такая компенсация не закладывалась. При этом председатель НКРЭ Сергей Титенко не исключил, что регулятор в текущем году еще будет пересматривать тарифы гор- и облгазов. По его словам, комиссия может путем пересмотра тарифов компенсировать облгазам производственно-транспортные затраты за 2008—2009 гг., чтобы эти средства впоследствии могли пойти на погашение задолженности предприятий по газоснабжению и газификации перед НАК «Нафтогаз Украины»

НКРЭ после принятия закона о газовом рынке намерена отвести два года на разделение облгазов по направлениям транспортировки и поставок. «Это нужно, чтобы потребитель получил возможность свободно выбирать поставщика», — пояснил ее председатель Сергей Титенко.

Напомним, что с 1 августа 2010 г. НКРЭ повысила общий тариф на транспортировку природного газа трубопроводным транспортом для потребителей Украины на 56% (на 84 грн.) по сравнению с действовавшим с 1 мая с. г. уровнем — до 234 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Комиссия повысила также с 1 августа средний расчетный тариф на транспортировку газа по магистральным трубопроводам для ДК «Укртрансгаз» с 40,7 грн. до 91,7 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС), по распределительным трубопроводам — с 109,3 грн. до 142,3 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

При этом средний расчетный тариф на транспортировку газа по магистральным трубопроводам для ГАО «Черноморнафтогаз» увеличился с 31,7 грн. до 75,8 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Также был увеличен средневзвешенный тариф на поставки природного газа на 10,1% — с 37,5 грн. до 41,3 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Единый по всей Украине общий тариф является суммой средних расчетных тарифов на транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам.

Последний раз НКРЭ пересматривала размер среднего расчетного тарифа на транспортировку природного газа по магистральным трубопроводам в декабре 2006 г. (с 1.01.2007 г. он был повышен на 27,4% — с 31,95 грн. до 40,7 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС), а на транспортировку газа по распределительным трубопроводам — в конце апреля 2010 г. (с 1.05.2010 г. его повысили на 34,4% — с 81,3 грн. до 109,3 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Кроме того, НКРЭ повысила с 1 августа 2010 г. тарифы для потребителей, подключенных непосредственно к магистральным газопроводам, на 71,6% (на 81,3 грн.) по сравнению с действовавшим с 1 мая с. г. уровнем — до 194,9 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Поставки природного газа непосредственно по магистральным газопроводам в обход распределительных газовых сетей осуществляются крупным промышленным потребителям — химическим, металлургическим и цементным предприятиям.

По нашему мнению, реформирование газораспределительной системы можно осуществить путем передачи газопроводов среднего и низкого давления в концессию ОАО по газоснабжению и газификации на основе законов «О концессии» и «О принципах функционирования рынка природного газа».

Для этого Кабмину необходимо принять ряд нормативных актов, определяющих перечень имущества (газопроводы низкого и среднего давления), которое будет передаваться в концессию, принципы формирования тарифов для обл- и горгазов (переход к принятому в большинстве стран Евросоюза, в т. ч. и Восточной Европы, для регулирования тарифов в области транспортировки газа принципу «возврат на вложенный капитал» — RAB), четкую ответственность владельцев газоснабжающих предприятий в части расчетов за полученный газ, и определить орган исполнительной власти на заключение договоров концессии.

В ст. 18 говорится о порядке проведения расчетов за природный газ населением и бюджетными учреждениями и организациями.

Установлено, что расчеты осуществляются потребителями по условиям заключенных договоров с гарантированными поставщиками.

Для проведения расчетов гарантированные поставщики, а также предприятия, осуществляющие им продажу газа с целью реализации всем категориям потребителей, открывают в учреждениях уполномоченных банков текущие счета со специальным режимом использования для зачисления средств, которые поступают как плата за потребленный природный газ от всех категорий потребителей.

Уполномоченные банки, обслуживающие текущие счета со специальным режимом использования, определяются Кабмином при участии НБУ.

Зачисление средств за потребленный всеми категориями потребителей природный газ на другие счета запрещается.

Ст. 19 «Права и обязанности потребителей» гласит, что потребитель имеет право на свободный выбор поставщика; получение информации о наличии у поставщиков ресурсов природного газа, его качественные характеристики, цену и порядок проведения расчетов; подключение в установленном порядке к газораспределительной сети объектов системы газоснабжения.

Отметим, что это правило не распространяется на поставки газа населению — ими будут заниматься гарантированные поставщики.

Положения данной статьи в принципе согласуются с директивой 2003/55/ЕС, по которой каждая страна ЕС должна либерализовать не менее 33% рынка, а наиболее крупные компании-потребители газа получили право на выбор поставщика (на первоначальном этапе речь идет о компаниях с объемом потребления не менее 25 млн. куб. м газа в год, через 5 лет — не менее 15 млн. куб. м, через 10 лет — не менее 5 млн. куб. м).

К сожалению, в настоящее время в Украине все потребители (промышленность, население, теплокоммунэнерго) зависят от одного монополиста — НАК «Нафтогаз Украины», поэтому о выборе поставщика нет и речи.

Так, в январе— мае 2010 г. «Нафтогаз» реализовал весь потребленный на внутреннем рынке газ — 24 млрд. 787,8 млн. куб. м. В частности, промышленным предприятиям и энергетикам реализовано 7,133 млрд. куб. м газа на сумму 17 млрд. 370,4 млн. грн., предприятиям коммунальной теплоэнергетики — 6 млрд. 898,2 млн. куб. м на 8 млрд. 732,8 млн. грн., населению — 10 млрд. 163,7 млн. куб. м на 3 млрд. 928,2 млн. грн., бюджетным организациям — 576,5 млн. куб. м на 1 млрд. 404,3 млн. грн.

Данная ситуация, кстати, противоречит антимонопольному законодательству, согласно которому один поставщик не может занимать более 35% соответствующего рынка.

Отметим, что правительство еще в конце июля прошлого года разрешило шести химпредприятиям — ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» (Луганская обл.), Одесский припортовый завод (ОПЗ), ОАО «Концерн «Стирол», ОАО «Днепразот» (Днепродзержинск Днепропетровской обл.), ОАО «Ривнеазот» и ОАО «Азот» (Черкассы) — закупать импортный газ у нерезидентов. Однако из-за отсутствия доступа к сетям газопроводов высокого давления руководство этих предприятий реализовать данное разрешение не смогло.

Ст. 20 «Права и обязанности поставщиков» определяет, что поставщики имеют право на доступ к Единой газотранспортной системе Украины, свободный выбор продавца ресурса природного газа, получение услуг по его транспортировке магистральными газопроводами, газораспределительными сетями и услуг по закачке, отбору, хранению в подземных хранилищах газа согласно условиям заключенных договоров.

В ст. 22 «Права и обязанности газодобывающих предприятий» установлено, что данные предприятия имеют право на проведение хозяйственной деятельности по добыче природного газа на участке недр на основании специального разрешения, технологических проектов опытно-промышленной или промышленной разработки, а также комплексного проекта обустройства такого участка недр; на самостоятельное формирование цены реализации природного газа (за исключением газодобывающих предприятий, для которых ст. 10 закона предусмотрено применение и утверждение закупочных цен); доступ к Единой газотранспортной системе Украины; реализацию добытого газа и его поставки потребителям согласно полученной лицензии, в т. ч. потребителям, непосредственно присоединенным к внутрипромышленным сетям газодобывающего предприятия соответственно условиям договоров.

С целью обеспечения постепенного и последовательного перехода к полномасштабному рынку природного газа законом устанавливается период, включающий следующие этапы:

I этап (с 1 января 2012 г.) — обособление функций по распределению и поставкам природного газа, определение потребителей, которые получают статус квалифицированных, и определение Кабмином гарантированных поставщиков для населения.

II этап (с 1 января 2015 г.) — получение статуса квалифицированных потребителей всеми категориями потребителей.

Установлено, что до определения Кабмином гарантированного поставщика его функции осуществляют субъекты хозяйствования, имеющие лицензии на поставки природного газа по регулированному тарифу.

В основе либерализации рынка газа — три главных условия: наличие конкурентной среды в сфере добычи (т. е. равноправных производителей природного газа), абсолютно свободный доступ к магистральным газопроводам, свобода потребителя в выборе поставщика на основе конкурирующих цен.

Теоретически закон «О принципах функционирования рынка природного газа», несмотря на указанные недостатки, соответствует этим условиям.

Предполагается, что он позволит ввести организационные, правовые и экономические основы функционирования рынка природного газа в Украине, а также будет содействовать ликвидации монопольного положения на рынке природного газа, внедрению полноценного и конкурентного внутреннего рынка, обеспечению недискриминационности доступа к газотранспортной сети, формированию экономически обоснованных тарифов на услуги субъектов рынка природного газа.

И, главное, неукоснительное выполнение положений закона может воспрепятствовать появлению на «газовом теле» государства новых «пиявок», подобных как отечественным ЕЭСУ, «Интергазу», так и зарубежным Itera, EuroTransGas, RosUkrEnergo.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх