,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА. Часть III. Несколько слов о греко-католицизме и его славных политических традициях
  • 13 августа 2010 |
  • 23:08 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 79287
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА.  Часть III. Несколько слов о греко-католицизме и его славных политических традициях


Часть I

Часть II

Раскол длиной в пятьсот лет

Данная статья не имеет цели затеять религиозный конфликт. Всего лишь хочется поговорить о крайней противоречивости и взаимоисключающей несовместимости конфессий государства Украина, которые самим своим разнообразием неплохо характеризуют мировоззренческий раскол и в других – нецерковных – областях сознания.

В продолжение жизнеописания украинской религиозной жизни – в лице как традиционных представителей религиозного измерения, так и разнообразных «самовыдвиженцев» – следует поговорить о таком явлении, как Украинская Греко-Католическая Церковь. Без информации о которой понимание всей запутанности и противоречивости украинского религиозно-общественного бытия будет далеко не полным.

Итак, УГКЦ. В отличии от киевского патриархата, который имеет весьма скромные традиции церковного сепаратизма, греко-католическая церковь обладает в этом отношении весьма почтенной историей. Собственно, началась греко-католическая церковь (чаще её называют «униатской») в 1596 году, благодаря так называемой Брестской унии. В то время Польша, а точнее Речь Посполитая – обладала куда большим влиянием нежели в наши дни, и являлась очень серьёзным противником для русского государства. Причем идеологическое противостояние вполне было сравнимо с накалом близкой к нам «холодной войны».

Причины возникновения унии, естественно, были весьма многогогранны, содержали в себе и корыстные мотивы конкретных людей, и долгоиграющую геополитику, однако то, что одним из факторов создания такого церковного образования было желание ограничить влияние русского монарха на Юге и Западе – несомненно.

В Речи Посполитой поляки-католики составляли меньшинство, и наличие огромных областей, населенных православными, могло составить немалую проблему. Как-никак, на дворе стоял конец XVI века, и взаимопроникновение политики через религию было непреложным условием любого масштабного исторического процесса. Поскольку «перевоспитывать» в угадываемые сроки подобную массу некатоликов было попросту нереально, был произведен удачный ход. Согласно акту от 9 октября 1596 года на соборе в Бресте, на котором присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, папские и королевские представители и «западные» русские епископы, новая церковь в рамках означенных епархий признавала своим главой римского папу. А также принимала римско-католическую догматику, за что полагался бонус в виде сохранённого богослужения по византийскому обряду на церковнославянском языке. То есть, это был такой «прото-киевский патриархат». Более чем логичная позиция участников собранного после Бреста православного Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии в виду недостаточных для преобразований таких масштабов полномочий. «Униаты», как и их киевские последователи через 400 лет, были официальным образом отлучены от церкви и полностью сконцентрировались на усилении своего местного влияния.

Греко-католическая церковь изрядно успела «обрасти» легитимностью и давным-давно пустила корни на территории четырех западных областей нынешней Украины, являясь непременной деталью тамошнего идеологического пейзажа.

Явное тяготение к окончательному вливанию в западную сферу хорошо проявилось после манифеста Николая II, который в бурный 1905-й год ещё и утвердил возможность перехода из одной церкви в другую. В католицизм одним махом перешло 200 000 греко-католиков (хотя в некоторых районах имел место и переход в каноническое православие).

Андрей Шептицкий – лицо греко-католицизма в ХХ веке

Во время Первой Мировой за контроль над греко-католиками боролись и Россия, и Австро-Венгрия. Причём едва народившиеся борцы за панукраинские идеи уже тогда демонстрировали свою фирменную несгибаемость в идеологических вопросах. А именно – переход того или иного села в православие и наоборот зависел от того, какая сторона (русская или австрийская) могла выдать более интересную сумму уездным начальникам. Как раз в то время и начался творческий путь звезды первой величины в пантеоне нынешних греко-католиков – митрополита Андрея Шептицкого.

Будущий митрополит родился в семье старинного графского рода, успела послужить до своего духовного роста в австрийской армии. Получив степень доктора права, во время поездки в Италию граф Роман Шептицкий был принят Папой, и, по странному стечению обстоятельств, немедля занялся налаживанием контактов с представителями украинских сепаратистов. Монашество принял в 1888, а уже в 1900 году стал с подачи императора Франца-Иосифа I митрополитом Галицийским. Совмещая пасторскую деятельность с политикой в качестве депутата Сейма, смиренно способствовал вытеснению любого прорусского актива из богословских учреждений. Вообще, человек был потрясающей гибкости. Всячески критиковал проявления антисемитизма в Российской империи, свободно владел ивритом, что ничуть ему не помешало через пару десятилетий благословлять своих последователей на другую деятельность, прямо противоположной дружбе с еврейским народом. Но об этом подробнее поговорим несколько позже.

Помимо дел в Галиции, Шептицкий успел побывать в США и Канаде, которым, такое впечатление, давно пора установить совместный протекторат над Галицией в силу давней дружбы с этим примечательным регионом. Митрополит занимался упорядочиванием и структурированием диаспоры, совмещая с проповедями идеологические вбросы. Заодно – несмотря на любовь в Францу-Иосифу – успел отправить поздравительную телеграмму Николаю II по поводу занятия Галиции в ходе 1-й мировой войны.

Примерно в то же время митрополит вплотную занялся и построением независимого украинского бытия на землях Восточной Польши. Заодно – вот такая он был многогранная личность! – переписывался с православными священниками, уверяя последних в своем стремлении восстановить единство церкви. Причем единство православной церкви предполагалось создавать под руководством Римского Папы, а в беседах с членами недоправительства Центральной Рады Шептицкий сообщал, что не очень бы расстроился в случае исчезновения православия на Украине вообще. Ну, всё ж единство, с какой- то стороны...

Воплотить в жизнь эти идеи Шептицкий попытался двадцать лет спустя. В 1941 году, после взятия немцами Киева, митрополит решил порадовать своим посланием Гитлера. Тон письма не оставляет сомнений в самом комплиментарном отношении Шептицкого к фюреру: «Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом! Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа. С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит».

ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА.  Часть III. Несколько слов о греко-католицизме и его славных политических традициях


Одним словом, «Слава Гитлеру-освободителю», как писали на тогдашних львовских плакатах. Вот бы узнать тайное знание об «истинном значении могучего движения», о котором писал восторженный митрополит. Потому как на основании этого сигнала из иных духовных миров галицкий пастырь отдал колокола церквей в переплавку немцам, поставил своих капелланов в каждую часть ОУН (капелланы еще и агитировали семинаристов вступать в ряды «непобедимой армии»), обязал подчинённых священников массово озаботиться знаменами со свастикой для вывешивания на домах и любых подходящих предметах, а также выступил в роли рекрутёра остарбайтеров!

«Пребывание на чужбине принесет вам пользу и выгоду...»

«Пребывание на чужбине в чем-то принесет вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни», – описывал райские кущи митрополит. В своей деятельности хедхантера он даже сквозь пальцы смотрел на работу прихожан в воскресенья и престольные праздники, если работа эта шла на благо Рейха и Гитлера-освободителя. Сотрудничество с нацистами было теснейшем, всего и не опишешь.

Энтузиазм не проходил и в 1942 году, когда главный по религии и поставке рабочей силы в очередной депеше фюреру сообщил: «руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединенными силами немецкого и украинского народа претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе». Это помимо «дежурных» воззваний, вроде: «По воле всемогущего и всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей родины. Победоносную немецкую армию, занявшую уже почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага, каждый душепастырь отслужит в ближайшее воскресение по получении этого призыва благодарственное богослужение и после песни «Тебе Бога хвалим» провозгласит многолетие немецкой армии и украинскому народу».

С лёгкой руки доморощенных историков со свидомым устройством головы иногда принято изображать Шептицкого эдаким героем «Списка Шиндлера», который всей душой любил евреев на основании того, что митрополит отослал в Ватикан (вот уж подходящий адрес!) письмо с протестом против Холокоста. Масштабный поступок, ничего не скажешь. Это при том, что под вывешенные ведомством Шептицкого флаги и произнесенные приветственные молебны в те дни во Львове было убито, по разным оценкам, от 8 до 12 тысяч одних только евреев. Когда лично знакомые с Шептицким родственники жертв обращались к последнему с просьбой о помощи, тот кротко ответствовал, что «мирские дела его не касаются». Всего во Львовском крае было уничтожено, согласно материалам Нюрнберга, 700 000 человек...

Шептицкий умер в 1944 году, успев перед смертью поздравить Сталина с освобождением Львова советскими войсками. Начиналось письмо весьма знакомым образом: «Правителю СССР, Главнокомандующему и Великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон».

После известных событий конца XX века деятельность УГКЦ возобновилась в полном объёме. Уже полностью под контролем канадской и американской диаспор, вобравших в себя и эмигрировавших функционеров ОУН, и профессиональных украинских диссидентов.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх