,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Экономическое чудо или «передовой колхоз»?
  • 4 августа 2010 |
  • 21:08 |
  • furval1969 |
  • Просмотров: 159579
  • |
  • Комментарии: 10
  • |
0
Экономическое чудо или «передовой колхоз»?
Экономическое чудо или «передовой колхоз»?


Грузия выставляет на продажу леса, реки и воздушное пространство.
16–17 июля Вице-премьер-министр Сергей Тигипко посетил с визитом Грузию, главной целью которого, по словам чиновника, было изучение грузинского опыта. «Успешный опыт проведения либеральных экономических реформ в Грузии для нас очень интересен, и этот визит открывает новые возможности для обмена прогрессивным опытом государственного управления», – заявил Сергей Тигипко в Тбилиси.

А за некоторое время до этого в ряде украинских СМИ были размещены материалы, ставшие результатом поездки их главных редакторов в Грузию, программа которой включала и встречу с президентом Михаилом Саакашвили.

Не удивительно, что главный редактор пропомаранчевого «Корреспондента» Виталий Сыч не скрывает своего восторга: «Грузинская молодежь за шесть лет превратила нищую кавказскую республику, управляемую ворами в законе, в бурно развивающуюся экономику с амбициями Сингапура и Гонконга. Судите сами. В рейтинге легкости ведения бизнеса, который каждый год выпускает Всемирный банк, Грузия из незавидной компании стран бывшего СССР в этом году взлетела на 11-е место в мире, опередив Финляндию, Швецию и Японию.

Несколько месяцев назад американский журнал Forbes, ежегодно оценивающий легкость уплаты налогов во всем мире, и вовсе назвал Грузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга. Всего за шесть лет нищее и полуразрушенное государство превратилось в бурно развивающуюся экономику, которая притягивает инвесторов со всего мира. Вечером на центральной улице Тбилиси, проспекте Шота Руставели, горят вывески отельных сетей Marriott, Radisson и Sheraton. Подтягиваются регионы. Американский журнал Time написал, что грузинский курортный город Батуми «развивается с такой скоростью, которая заставила бы покраснеть даже Китай». Перечень объектов с макетами, подлежащих сдаче в Батуми уже в следующем году, напоминает рекламную брошюру Дубая.

В своем заключительном отчете, призванном оценить изменения бизнес-климата в Грузии, который был опубликован несколько месяцев назад, американское Агентство международного развития (USAID) назвало эти преобразования «самыми обширными, глубокими и быстрыми реформами, проведенными какой-либо из стран в мире за последние 50 лет». Авторы реформ утверждают, что рецепт грузинского чуда прост. Его ингредиенты – железная политическая воля, резкая либерализация и параноидальное уничтожение всех проявлений коррупции. И первые результаты уже налицо. Доходы грузинского бюджета выросли с $558 млн в 2003 году до $3,3 млрд в 2008-м. С 2004-го по 2008-й экономика Грузии росла со скоростью 9-12% в год. Падение ВВП же в прошлом, кризисном году в стране составило 3,9% по сравнению, например, с 15% в Украине. В результате реформ средняя зарплата в стране выросла с менее чем $30 в 2005-м до среднеукраинского уровня в $240 в прошлом году. Неплохо для государства, где еще семь лет назад водоснабжение и свет были роскошью». (Корреспондент)

И Владимир Скачко, главный редактор «Киевского телеграфа», хотя и заранее сообщает: «Я брезгливо и негативно отношусь к любым революциям. Особенно к совершенным на чужие деньги и по чужому заказу», среди прочих успехов грузинских властей отмечает: «Вообще, антикоррупицонные победы Саакашвили, особенно по линии МВД и ГАИ – это уже притча во языцех во всем мире. Они поражают своей безусловной успешностью всех, кто с ними знакомится. Достаточно только сказать, что гаишники в Грузии не берут взяток, довозят пьяных водителей домой, перед тем «осчастливив» штрафом за вождение подшофе, и уже приняли более 500 новорожденных у мам, которые не успевали в роддом, и это, согласитесь, звучит фантастично. Зато, по словам замглавы МВД Эки Згуладзе, если в 2004 году 75% опрошенных школьников хотели быть знаменитыми грузинскими ворами в законе и столько же школьниц – выйти за них замуж, то последние два года уровень доверия к милиции держится на уровне 82-83%». (Версии)

Конечно, успехи в реформировании ГАИ жителей постсоветского пространства впечатляют особенно, да и в целом не признать значительные изменения в соседнем государстве невозможно и наверно стоит внимательно присмотреться к грузинскому опыту.
Реформы оплатили спонсоры

«В Грузии всего шесть налогов. Фискальная нагрузка на бизнес составляет 26 процентов, а это более чем в два раза ниже украинских показателей» восхищен Сергей Тигипко. Но тут вот о чем следует сказать. «Классическая» либеральная теория вкратце сводится к тому, что радикальное снижение налогов и создание режима наибольшего благоприятствования для частного бизнеса приводит к росту и расцвету последнего, притоку инвестиций и соответственно – увеличению налогооблагаемой базы, росту суммарных налоговых поступлений, подъему благосостояния граждан и т.п.

На практике же перед либеральными реформаторами всегда встает проблема, как «продержатся» между изначальным снижением налогов (и соответствующим сокращением поступлений в бюджет) и моментом, когда (согласно теории) либерализация начнет приносить свои плоды. Тем более, что «от хорошей жизни» реформы, как правило, не проводятся и их фоном является стагнирующая экономика и разбалансированный бюджет. Поэтому-то практически все известные либеральные реформы сопровождались очень жесткой социальной политикой «затягивания поясов», что помимо понятных политических сложностей для реформаторов, имело и обратную экономическую составляющую – снижение доходов населения «стимулирующим» фактором для бизнеса не назовешь!

И лишь Михаилу Николаевичу не пришлось столкнутся с извечной дилеммой между «желаниями» и «возможностями». «Возможностями», т.е. финансовыми ресурсами для проведения реформ его обеспечил Запад, прежде всего США. Вот только некоторые цифры: С 1994 по 2006 годы МВФ предоставил Грузии займы на общую сумму более $500 млн. В 1991–2007 годах Агентство США по международному развитию предоставило Грузии помощь в $1,5 млрд. В 2001–2006 годах помощь Грузии от Евросоюза составила 206 млн евро. В 1992–2006 Германия предоставила Грузии в виде финансовой помощи 228 млн евро, технической поддержки – 48 млн евро. (REGNUM)

Вспомоществование извне в виде грантов, гуманитарной помощи, сверхльготных кредитов позволило новой грузинской власти провести налоговую реформу, в ходе которой вместо 20 налогов осталось 7, проведена полная налоговая амнистия (любые налоговые претензии за период до 2004 года признавались незаконными), отменены практически все таможенные пошлины; и одновременно постепенно повышать социальные выплаты (благо их изначальный уровень в Грузии был предельно низок – средняя пенсия около 10 долларов).

Понятно, что и радикальное реформа госаппарата, включая и знаменитое расформирование ГАИ и набор новой автоинспекции с минимальной зарплатой сотрудников 400 $ против 30 в старой структуре, была бы невозможна без внешней помощи. Впрочем, общеизвестно и то, что «новую» зарплату высшим грузинским чиновникам напрямую платило правительство США – беспрецедентный случай в мировой практике!

Да, низкие налоги и снижение коррупции благодаря кардинальному обновлению госаппарата привлекли иностранные инвестиции, но нужно учесть, что средства от продажи госсобственности, изрядно поддерживавшие грузинский бюджет в первый период реформ, также относятся к категории «инвестиции».

Тогдашний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе так обозначил идеологию грузинской приватизации «Грузия должна продать все, кроме совести». Во «все» не попали лишь железная дорога, почта и магистральные газопроводы. Все остальное, включая порты, должно быть продано, указал министр в интервью телекомпании «Рустави 2» в 2004 году. Тогда же он предсказал, что «через три года Грузия перестанет зависеть от денег доноров и ей уже не понадобится Министерство экономики (существует по сей день –Авт.). Реально, считает министр, это может произойти весной-летом 2007 г.» (Деловой экспресс, Армения).

Очевидно, в грузинском руководстве рассчитывали, что вырученные от продажи «всего, кроме совести» средства позволят продержатся до тех пор, пока, в соответствии с либеральной теорией, грузинская экономика не разгонится и не выйдет на самодостаточный уровень. Можно сказать, что план удался наполовину – продали все запланированное, включая порты, аэропорты, электростанции, месторождения полезных ископаемых и предприятия по их переработке. Новые хозяева вложили немалые средства в развитие купленных предприятий, что нельзя не занести в «плюс», но все-таки отметим – основные инвестиции шли в скупку уже существующих предприятий, причем таких, которые практически гарантируют своим владельцам прибыль при условии разумного хозяйствования – инфраструктурные объекты, предприятия, занимающиеся разработкой природных ресурсов…

Шли инвестиции в банковскую сферу, сферу облуживания (ведь доходы и следовательно, платежеспособный спрос продолжал расти), но вот строить новые промышленные предприятия, особенно ориентированные на внешние рынки, инвесторы не спешили. И к концу 2007 года «грузинское чудо» начало выдыхаться. Согласно отчету Европейского союза, опубликованному в апреле 2008 года, экономический рост в Грузии в последнее перед отчетом время был обеспечен в основном за счет расширения финансового сектора и притока иностранного капитала. При этом отмечалось, что если раньше прямые инвестиции поступали от приватизации и строительства нефте- и газопроводов, сегодня есть тенденция вложения инвестиций в другие секторы, в том числе в банковский сектор, что способствовало быстрому развитию системы кредитов (ROL). С весны 2008 возникли проблемы с финансовыми ресурсами, упала инвестиционная активность, сократилось потребление.

Грузинский эксперт Зураб Кукуладзе отмечал: «Рост нашей экономики с 2005 года по май 2008 года был обусловлен активностью банковской системы, однако, кредитная активность коммерческих банков, исходя из сути предложенных кредитов, не могли содействовать росту производства и созданию реальной экономики, которая в будущем обеспечила бы сохранность темпа экономического роста и создание устойчивой экономики. Кредитами, в основном, поощрялся импорт, чем само собой была обусловлена утечка денег из страны. Одним словом, с весны 2008 года перед экономикой страны возникли проблемы финансовых ресурсов. В долгах оказались, с одной стороны основная часть населения, включенная в экономику, и с другой стороны сами банки, которые брали финансовые ресурсы от международных финансовых институтов в долг. Когда начался спад экономики, на фоне всего этого, естественно, сократились и бюджетные поступления» (Бизнес Грузия).
Если б не было войны…

И тут случилась война «08.08.08»! Мы не будем напрямую связывать грузинскую агрессию с назревавшими экономическими проблемами (хотя принцип «война все спишет», как способ разрешения назревающих экономических и финансовых проблем известен с древних времен), но результат, что называется – налицо. В Брюсселе 23 октября 2008 года состоялась конференция доноров, где было решено выделить Грузии 4,5 миллиарда долларов в течение 2008–2010 годов на преодоление результатов военного конфликта с Россией. В частности, Всемирный банк выделил Грузии 530 миллиона долларов, Европейский банк реконструкции и развития – 927 миллионов долларов, банк развития Азии – 300 миллионов, Международная финансовая корпорация – 350 миллионов долларов, Европейский Инвестиционный банк – 330 миллионов долларов, США- 1 миллиард долларов, Еврокомиссия – 638 миллионов долларов, страны члены Евросоюза – 174 миллионов долларов, Япония – 200 миллиона долларов, и еще несколько государств выделили, в общей сложности, 88 миллионов долларов. Из этой суммы 2,5 млрд – долгосрочный низкопроцентный заем, а 2 млрд – грант. Если разбить объем помощи на фактические два года действия программы, то видно, что ее ежегодный размер составляет около 20% ВВП Грузии.

Что характерно, составители программы определили подлежащий компенсации прямой ущерб от «российской агрессии» всего в 61 млн. $, а расходы, связанные с помощью «внутренне перемещенным лицам» в 70 млн. $. Назначение остальных средств – предотвратить «острый бюджетный кризис, который был вызван сокращением иностранных инвестиций, а также упадком экономической активности» (Civil Georgia).

В основном помощь направляется на поддержание банковско-финансового сектора и инфраструктурные проекты – строительство и реконструкцию дорог (свыше 1 млрд. долларов!), муниципальную сферу и развитие энергетики. Конечно, риторический вопрос – что компенсирует западная помощь – последствия военного конфликта или проводившейся ранее экономической политики на фоне мирового кризиса? Совершенно очевидно – война спасла грузинскую экономику! Не будь объясняемой ею столь масштабной помощи, экономику Грузии ждала бы еще более незавидная судьба, чем взращенные на аналогичных кредитных пузырях экономики стран Балтии и ни о каком «грузинском чуде» сегодня речь бы не шла!
Потемкинская деревня либерализма

Как мы помним, в советские времена в каждой области имелось одно или несколько образцово-показательных передовых хозяйств, которые должны были наглядно демонстрировать преимущества и возможности колхозного строя. Так и Грузии была отведена роль показательного «колхоза» на постсоветском пространстве, призванного показать достоинства и перспективы либерального экономического и проамериканского внешнеполитического курса. На это и выделяются средства.

Причем, если образцовые колхозы и совхозы, в большинстве своем, благодаря привилегированному получению ресурсов со временем становились действительно самодостаточными хозяйствами с высокими, по советским меркам, эффективностью производства и уровнем доходов работников, то Грузия, после семи лет саакашвилевских реформ полностью зависит от внешних вливаний. И за красивой витриной («Вечером на центральной улице Тбилиси, проспекте Шота Руставели, горят вывески отельных сетей Marriott, Radisson и Sheraton») и выборочно цитируемой статистикой стоят другие, не столь радужные реалии.

Гостеприимные грузинские хозяева «забыли» назвать украинским гостям еще один немаловажный экономический показатель – внешнеторговое сальдо. А этот показатель грузинской экономики действительно трудно не назвать фантастическим – при номинальном ВВП в 2009 году в 11,11 млрд. долларов, экспорт составил 1,135 млрд. долларов, а импорт – 4,378 млрд. Ввозит Грузия в три с лишним раза больше, чем вывозит! Отрицательное сальдо – 3,24 млрд. долларов, или 29% ВВП! (Wapedia). Несложно заметить, что объем пакета помощи Грузии, о котором говорилось выше, примерно соответствует размеру ее внешнеторгового дефицита.

Ведь трудно не согласится с фундаментальным экономическим законом, выведенным героем культового мультфильма котом Матроскиным: «Чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать» Поскольку же совсем ничего не покупать еще никому не удавалось, тем более – небольшим государствам, а с «продажами» у Грузии получается не очень, причем внешнеторговый дефицит и в абсолютных и в относительных цифрах рос весь период правления Михаила Саакашвили, то говорить о самодостаточности грузинской экономики не приходится. Характерно, что в структуре грузинского экспорта после минеральной руды (марганец) второе место (8%) занимает металлолом!

Да, средняя зарплата достигла украинских показателей, правда, по официальным данным она увеличилась с 2003 года в 4.2 раза (со 126 лари до 535), а не в 8, с 30 до 240 дол., как сообщил, видимо со слов гостеприимных хозяев, читателям «Корреспондента» Виталий Сыч. К слову, в Украине за этот же период средняя зарплата выросла с 459 до 2059 гривен.

Но в официальной грузинской статистике речь идет о «среднемесячной зарплате нанятых служащих», а доля занятых в сельском хозяйстве (в основном, в качестве самодеятельных фермеров) составляет 55,6 % от общего числа работающих и как признают даже апологеты грузинских реформ: «Единственная отрасль, которая не развивалась вообще – сельское хозяйство. Номинальный выпуск с/х даже сократился в период 2003-2007 гг. Также уменьшилось производство основных видов сельхоз продукции в натуральном выражении» (TEMYR). Доля аграрного сектора в ВВП страны составила в 2009 году 12.5% (при 55,6 % занятых!).

Нетрудно представить реальные доходы грузинских крестьян, но уходить от дающего какой-никакой прокорм куска земли им некуда, поскольку уровень безработицы по официальным данным составляет 16,9 % среди всего населения, 28,8 % среди городского населения, 29,6 % среди населения Тбилиси. Эти цифры заставляют по-другому взглянуть на гордые заявления грузинских чиновников о конкурсе в 50 человек на место в полицию и другие госструктуры. Впрочем, в такой структуре рынка труда ничего удивительного нет, ведь чтобы осваивать внешние гранты и льготные кредиты много рабочих рук не требуется!

В целом можно констатировать – грузинское «чудо» состоялось исключительно благодаря крупномасштабной материальной поддержке западных стран, в первую очередь – США. И оскудение «руки дающего» грозит разрушить и ту хрупкую витрину «успехов» которую демонстрируют украинским журналистам и прочим жителям постсоветского пространства. Ведь «брюссельский пакет» должен закончится уже через несколько месяцев. Как стало известно «В настоящее время парламент Грузии пересматривает список объектов или национальных ресурсов, таких как леса, реки (! – Авт.), которые не подлежат приватизации» (ВЗГЛЯД). Также планируется к продаже почта, транзитный газопровод, связывающий Россию и Армению, а также средства управления и контроля воздушным движением. Как заявил зампред грузинского парламента Леван Вепхвадзе «для прямых коммуникаций с Арменией, где расположена российская военная база, Россия заплатит за грузинскую навигационную систему в десять раз больше, чем она может стоить» (ВЗГЛЯД). Т.е. дошла очередь и до исключений, которые называл Каха Бендукидзе в 2004 году. Особенно, конечно, «впечатляют» планы продать фактический контроль над своим воздушным пространством России, с которой у Грузии известно какие отношения! За счет чего будет существовать «самый успешный проект реформ» когда будет вывезен весь оставшийся с советских времен металлолом и проедены и деньги за продажу лесов и рек и воздушного пространства – вопрос, конечно, риторический.
Почему Украина не Грузия?

Так что же из грузинского опыта стоит перенимать Украине? Ведь даже «помаранчевая революция» не помогла нашему государству стать еще одним «передовым колхозом». И дело отнюдь не только в личных качествах вождей Майдана (в этом плане украинские и грузинские революционеры друг друга стоят). Грузия идеально подошла на роль витрины в силу своих небольших размеров и крайне низкой стартовой экономической базы, что позволяло при относительно умеренных по объему зарубежных вливаниях достичь заметных результатов. Ведь несколько миллиардов долларов из бюджета для «поддержки демократии» – это практически незаметно для налогоплательщиков США или Евросоюза. Зато огромный геополитический эффект!

Для «реформирования» Украины по грузинскому образцу потребовалось бы средств в десятки раз больше, что конечно, в планы западных «друзей Украины» никогда не входило. Можно вслед за Сергеем Тигипко сколько угодно восхищаться низкой налоговой нагрузкой на грузинский бизнес, но чем действующий вице-премьер намерен компенсировать неизбежное (пусть даже на первых порах) сокращение поступлений в и без того «проблемный» украинский бюджет?

Ведь на помощь в размере 20% ВВП от «добрых друзей» Украине явно рассчитывать не приходится! Продолжая «колхозную» аналогию отметим, что передовые хозяйства были в каждой области, но ни одной «эталонной» области построить за все годы так и не удалось – масштаб необходимых затрат был неподъемен.

Тем более, сегодня и интерес к продвижению «демократических ценностей» на постсоветском пространстве резко упал, что самым негативным образом сказывается и на перспективах режима Саакашвили. Да, откровенно бросить на произвол судьбы верного союзника Вашингтону, по понятным причинам не с руки, но и от перспективы бесконечно содержать потерявший актуальность проект за океаном не в восторге.

К слову, то что грузинский режим далеко не соответствует общепринятым «западным» стандартам в плане функционирования гражданского общества, политических прав и свобод – не секрет, как и то, что его западные друзья закрывают на все «негаразды» глаза. И дело не только в том, что Михаил Саакашвили – «наш сукин сын». Не думаю, что грузинский президент может себе позволить пренебрегать рекомендациями американских партнеров в том числе и в сфере внутренней политики.

Скорей всего, он им и следует, просто и рекомендации (не публичные, конечно) для «своих» – другие! Заокеанские консультанты отлично понимают, что без жесткой, сильной власти никаких результатов в экономике (даже таких «специфических», как в Грузии) и тем более в борьбе с коррупцией достичь невозможно. Тут не обойтись без таких характерных черт полицейского государства, как полный контроль власти над телевидением, очень суровое уголовное законодательство и большое количество заключенных (их число выросло в четыре раза за время правления Саакашвили) и 11% госбюджета, идущие на нужды министерства внутренних дел (опора режима!).

А вот для тех, кто, скажем так – не совсем «свои» рекомендации прямо противоположные: «У меня был длинный разговор с министром иностранных дел и президентом и я дала определенные рекомендации относительно гражданского общества. И я хотела бы, чтобы после этих встреч с украинскими должностными лицами в Украине были сделаны конкретные шаги по защите основных гражданских прав и свобод», – сообщила Госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече со студентами в Киевском Политехническом Университете. (УНИАН)

Эти «рекомендации», так разительно отличающиеся от «практики» главного американского союзника на постсоветском пространстве дают новой украинской власти хороший повод задуматься над тем, какой сценарий развития ситуации в Украине считают в Вашингтоне наиболее приемлемым для себя и соответственно, стоит ли этим рекомендациям следовать.

2000



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх