,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Харьков 100 лет назад..
  • 3 августа 2010 |
  • 17:08 |
  • jorik.13 |
  • Просмотров: 180661
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
Харьковский университет, созданный вторым в России после Московского, магнитом притягивает еврейскую молодежь. Первый иудей стал харьковским студентом в 1814 году. Здесь же получил диплом офтальмолог Макс Мандельштам (1860) - будущий сподвижник Теодора Герцля. Евреи рвались к знаниям, составив 28 процентов (!) всех студентов Харьковского университета в 1886 году (на медицинском факультете среди студентов было 41,5 процент евреев). «Процентная норма» 1887 года ударила в первую очередь по Харькову: Университету запрещалось принимать более пяти процентов «лиц иудейского вероисповедания».

1900-1917 годы - время расцвета 15-тысячной еврейской общины Харькова. Самые красивые дома городского центра и престижной улицы Сумской, которыми до сих пор гордятся харьковчане, либо служили офисами банков и фирм с еврейским капиталом, либо возводились архитекторами Александром Гинзбургом и Виктором Эстровичем, либо принадлежали евреям (доходные дома Мовшовича, Фреймана, особняк Юзефовича). Евреев среди горожан было 10 процентов, среди купцов второй гильдии - 25 процентов, а среди купцов первой гильдии - 95 процентов!

Евреи стали издателями и журналистами ведущих газет и журналов губернии. Почти все типографии принадлежали евреям, в том числе и крупнейшая - Моисея Зильберберга (позже – типография «Коммунист» обкома КПУ, ныне – «Глобус»). Евсей Элькин издавал ежегодный справочник «Весь Харьков». Евреи-музыканты, певцы и артисты составляли основу харьковских оркестров и театров (только в сезоне 1901-1902 гг. - 130 исполнителей-евреев).

Харьковское Медицинское общество было создано еврейскими врачами во главе с Евсеем Браунштейном, лидером Сионистского комитета. Офис общества и Хоральная синагога строились рядом - номера 14 и 12 по улице Пушкинской. Любителям тайн сообщу, что в подземелье между этими зданиями находился тоннель 18-го века, шедший из центра старой крепости за ее стены.

Весной 1905-го по призыву выдающегося филантропа Пейсаха Бураса создается «Общество пособия бедным евреям Харькова». 1600 человек финансируют бесплатную лечебницу, столовую, аптеку и туберкулезный санаторий. Харьковский раввин Шолом Эпштейн собирает по подписке и рассылает в погромленные города 33 тысячи рублей. Важно подчеркнуть, что в самом Харькове никогда не было еврейских погромов – ни до революции, ни в ходе гражданской войны.

Солидная еврейская публика голосовала за либералов-кадетов на выборах в Госдуму, а молодежь увлекалась радикализмом. Полиция периодически арестовывала евреев - членов Бунда, «Поалей-Цион» и РСДРП. Профессор Вязигин, лидер местных черносотенцев, стал депутатом 3-й Думы. Этот интеллектуал - историк средневековья, стал антисемитом потому, вероятно, что он оставался почти единственным неевреем на улице Куликовской (Мельникова), а дом Вязигина стоял напротив огромного офиса «Общества пособия бедным евреям»…

Харьков был одним из крупнейших центров сионизма. Еще в 1882 году евреи – студенты Университета создают общество БИЛУ («Дом Яакова, вставай и пойдем!»), становясь пионерами еврейского заселения Эрец-Исраэль. Мне довелось изучать архивное дело харьковской полиции, которая следила за поездками билуйцев в Одессу, Стамбул и Палестину. Харьковское издательство «Улей» печатало в 1897-1902 годах материалы всех Сионистских конгрессов и сборники «Вестник Сиона». Большим авторитетом пользовался в Харькове доктор Яков Бернштейн-Коган - один из лидеров сионистского движения, первый окружной врач еврейских колоний Эрец-Исраэль. Осенью 1903 года произошло важное событие в истории сионизма: Харьковская конференция сионистов России приняла ультиматум, требующий от Теодора Герцля отказаться от «плана Уганды».

К 1917 году в Харькове уже 25 тысяч евреев, развитые общинные институты и система образования от детского сада до еврейской гимназии, широкий слой еврейской интеллигенции и благотворителей, пять больших синагог. Хоральная синагога (1913) – крупнейшая в Восточной Европе, построена победителем всероссийского конкурса Яковом Гевирцем (1000 мест, 42-метровая высота до купола). Если бы не революция, община Харькова по богатству и поддержке Израиля могла бы сегодня сравниться с Бостоном и Чикаго…

Столица

Падение царизма наполнило харьковских евреев новыми надеждами. Яков Рубинштейн – один из немногих евреев-масонов, был назначен губернским комиссаром Временного правительства. Декабрь 1917 года опрокинул все либеральные чаяния: большевики объявили индустриальный Харьков своей столицей и провозгласили советскую власть на Украине. В марте-декабре 1918-го порядок наводят немецкие войска. Основательно чистится вокзал, вновь процветает бизнес, кайзеровские полевые кухни кормят уличную детвору. Впервые проходят свободные, прямые, равные и тайные выборы в Харьковскую Еврейскую общину, чьим председателем становится Л. Виленский. Немецкие солдаты-евреи присоединяются к пятитысячному еврейскому Народному собранию против погромов в Польше и Галиции.

Январь-июнь 1919-го – второе пришествие советской власти. Лев Троцкий обороняет столицу Украины от деникинцев и разворачивает «красный террор». Расстрельные приговоры харьковской ЧК осуществляют Саенко, Иоселе Манькин и матрос Эдуард. В списке жертв - и черносотенец Вязигин, и видные евреи-либералы. Когда в июле Доброармия берет Харьков, во всех синагогах идут церемонии поминовения евреев, замученных чекистами.

Лидеры общины предлагают Деникину сформировать полк из харьковских евреев, но генерал предпочитает взять у еврейских богачей миллион наличными. Харьков – столица «Деникии», остается последним оазисом спокойствия и единственным крупным непогромленным городом Украины. Когда изуродованный насилием Киев просит о помощи, харьковские евреи в октябре 1919 года собирают более четырех миллионов рублей. Доктор Зорахович призвал медиков-евреев сдать месячную зарплату или 5000 рублей; пять процентов всех сборов отдали наиболее нуждающимся беженцам – литовским ешиботникам.

Нам трудно представить себе этот ушедший пласт совестливых еврейских интеллигентов. Но в декабре 1919-го будут востребованы иные люди: как только Красная армия захватывает Харьков, из подполья выходит дюжина евреев-большевиков. Никому не известные, они пальцем о палец не ударили, чтобы помочь собратьям в час бедствий, но у них огромные аппетиты и ненависть к «старой общине». Они создают Еврейскую секцию губкома партии и ЦК КПУ.

На Пурим 1920 года красные «аманы» Евсекции громят все общинные структуры. Одним ударом закрываются дом престарелых, лечебница, мацепекарня, религиозные училища, курсы иврита, библиотека, похоронное братство. На Песах запрещаются все сионистские организации – общество «Тарбут» с детсадом, гимназией и театральным кружком «Ха-Зомир», клубы «Герцлия», «Калькала», «Ха-Дор ха-Цаир» и «Маккаби», еврейская студия живописи и «Палестинское переселенческое товарищество». Миллионы рублей, инвентарь и здания делятся между Евсекцией и губисполкомом. Несмотря на давление ГПУ, сионистское подполье еще в 1926 году будет выпускать листовки харьковских комитетов «Цеирей Цион» и «Маккаби».

Весной 1923 года Евсекция закрывает самую крупную синагогу Харькова: из хоральной красавицы делают «Еврейский рабочий клуб имени Третьего Интернационала». Свитки Торы бросают в подвалы, а в оскверненном синагогальном зале гремят съезды Комсомола Украины.

На смену эмигрировавшему или затаившемуся «старому еврейству» в столичный Харьков устремляются 70 тысяч «новых евреев» из разоренных местечек. Активная еврейская волна заливает наркоматы и райкомы, органы ГПУ и военные части, заводы, вузы и театры. Автор книги «Первая Столица» К. Кеворкян отмечает: «Множество талантливых людей, приехавших в столицу со всех сторон Украины, слились с интеллигенцией и коммерческой элитой старого Харькова, породив новый типаж харьковчанина - честолюбивого, предприимчивого и широко образованного. Эти новые харьковчане хотели видеть город, достойный их амбиций».



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх