,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Вечно молодой «горбатый».
  • 1 августа 2010 |
  • 02:08 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 41475
  • |
  • Комментарии: 8
  • |
0
Советскую малолитражку копировали с «Фиата», а движок был, как у военной амфибии

Воспетый в анекдотах «горбатый» празднует свой полувековой юбилей. Он появился на свет благодаря Никите Хрущеву: генсек решил обогнать США по количеству машин на душу населения. К тому же в 1956 году был снят с производства «Москвич-401», и граждане СССР завалили автомобильные и мотоциклетные заводы письмами с просьбами построить недорогой народный автомобиль. Так родился первый в мире «Запорожец»: дешевый (примерно 22 средние советские зарплаты — см. графику), высокопроходимый, с прочным кузовом, но обладавший целым рядом недостатков: тесным салоном, крохотным багажником, шумным, перегревающимся летом и плохо заводящимся зимой двигателем. А еще у «горбатого» частенько открывались на ходу двери, из-за чего машинка могла полностью потерять управление. У экспортного варианта модели был радиоприемник и пепельница.

Вечно молодой «горбатый».

Первый. Испытательный ЗАЗ-965. Фото И. Пап

КАК "ФИАТ". Прототипом ЗАЗ-965 был итальянский «Фиат». Первые разработки «горбатого» велись на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, он же АЗЛК, в 2006 был ликвидирован). Из-за высокой загрузки производство нового авто было решено перенести в другой город. «За право выпускать малолитражку боролись Киев, Белая Церковь, Днепропетровск, но победило Запорожье. Базой стал завод «Коммунар», занимавшийся выпуском сельскохозяйственных машин», — вспоминает экс-директор ЗАЗ Степан Кравчун, который начал работать на заводе помощником слесаря за год до начала выпуска «горбатых» — с 1959 года, а в 1983 году стал его директором.

Вечно молодой «горбатый».

На осмотре. Все в «горбатом» было в новинку. Фото И. Пап

ОЧЕРЕДЬ. По словам Кравчуна, он хотел купить себе первый ЗАЗ-965, но до него так и не дошла очередь. «Получить автомобиль в те времена было непросто. Например, по области была общая очередь, когда она подходила, человек мог купить машину. Частично их распределяли по предприятиям. У ЗАЗ был приоритет — наши сотрудники получали автомобили из числа сверхплановых, кому их выдавать решали дирекция и профком. Получали, как правило, передовики производства, активисты. Мне в свое время так достался ЗАЗ-966 в 1968 году, тогда я был заместителем начальника цеха. Но ездить приходилось не раз и на «горбатом» — его купил мой друг. Мы с ним ездили за город, на охоту, он давал мне иногда порулить».

Вечно молодой «горбатый».

В цехе. Процесс рождения первого ЗАЗ. Фото И. Пап

КОНСЕРВНАЯ БАНКА. Кравчун считает, что Никита Хрущев допустил громадную ошибку, назвав «Запорожец» консервной банкой. «В итоге все силы были брошены на 966-ю модель. ЗАЗ-965 был поставлен на производство, но завод, так и не выйдя на проектные мощности, вынужден был переориентироваться на выпуск следующей модели — ЗАЗ-966 (в народе известен как «Ушастый». — Авт.). В итоге «горбатых» стали собирать меньше и прекратили в 1969 году. А зря. Это был очень удачный автомобиль — хорошо подобраны параметры несущих деталей, ребер жесткости, прочный пол, независимая задняя подвеска, торсионная передняя подвеска...».

Вечно молодой «горбатый».

Степан Кравчун проработал на ЗАЗ 37 лет: от слесаря до директора

ДВИГАТЕЛЬ «В БАГАЖНИКЕ». Силовая установка доставила конструкторам больше всего хлопот. На «Фиате» движок стоит впереди и охлаждается водой. Для «Запорожца» был использован двигатель, изначально предназначенный для военных амфибий — легких десантных машин. Благодаря этому у машины была хорошая проходимость, но очень шумный салон (военных уровень шума, понятное дело, не интересовал). Размещать двигатель сзади было решено потому, что при его мощности он должен был располагаться как можно ближе к ведущим колесам. «Горб» у «Запорожца» вырос потому, что двигатель был больше, чем у «безгорбого» «Фиата» — пришлось увеличивать обводы кузова. Легенда гласит, что цену первых «горбатых» «Запорожцев» рассчитали на ЗАЗ более чем полвека назад, исходя из стоимости... водки: 1000 бутылок, или 50 ящиков. Мол, только тогда машина будет действительно доступной для народа.

ПОМЕНЯЛА «МЕРСЕДЕС» НА «ЗАЗ»

Поклонники 965-й модели «Запорожцев» объединяются по всей стране. Крупнейший и самый старый клуб — во Львове. В «гараже» основанного 27 лет назад «ЗАЗ-Казака» — 26 раритетных «жужиков», каждый год в «семействе» прибавляется по два-три новичка. Самому «пожилому» экземпляру — 49 лет. У фан-клуба есть свой устав, гимн, герб и флаг. В нем собрались люди разных возрастов и профессий — врачи, бизнесмены, журналисты, программисты. Любовь к «Запорожцу» они объясняют сентиментальностью и поддержкой отечественного производителя. Гордятся: это первый украинский автомобиль, проверенный временем.

РЕКОРД. «Горбатого» обожают дети, для которых поклонники ретроавто устраивают забавные конкурсы с призами. Как-то в эту кроху влезли 26 ребятишек 5—13 лет общим весом 973 кило, побив рекорд вместительности в салоне «ЗАЗика». Любители «жужиков» пылинки с них сдувают. Старожил львовского клуба, 81-летний Евгений Бальва, уверяет, что за сороковое лето машина ни разу его не подвела. А 55-летняя Оксана Денис села за руль «Запорожца» после «Мерса». «Просто «Мерседес» у меня украли, и я решила купить «горбатого», который мне всегда нравился. «Теперь даже рада, что у меня украли «Мерс». Чувствую себя комфортно в «Запорожце», и ни за что не променяла бы его на иномарку», — говорит Оксана.

В ПИТЕР — НА СПОР. Несмотря на приличный возраст и смешной вид, шустрые «жужики» успешно «ударяют» автопробегами по бездорожью, часто мотаются за границу на выставки и встречи с иностранными «коллегами» из клубов любителей ретроавтомобилей. За две недели любители «горбатых» проехали около четырех тысяч километров и вернулись 29 июля. А в прошлом году львовяне испытали свои раритеты на дороге до Санкт-Петербурга. Идея прокатиться в город на Неве пришла во время визита во Львов губернатора Петербургщины Валентины Матвиенко, которой понравились местные «Запорожцы». На что «казаки» обещали приехать в гости, но Матвиенко засомневалась, что на таких машинах можно так далеко доехать. «Фактически она бросила нам вызов, и мы отправились в Питер, чтобы показать, на что способны наши «ЗАЗики», — улыбаются любители «горбатых» из Львова.

МОЩНЫЙ ПЕРЧИК. В киевском клубе владельцев «запорожцев» — около полусотни членов. Сейчас клуб, по словам его президента Александра Оверченко, не очень активен: «Многие старожилы отошли от дел, «горбатых» «на виду» в Киеве осталось порядка 15, и еще с пяток в области. Кстати, в киевском клубе есть «горбатый» — чемпион по звуку. ЗАЗ-965 «Перчик» дважды брал призовые места на крупных конкурсах автозвука. Хозяин «Перчика» 42-летний Олег Сивенко говорит, что динамики в его машине отечественные, украинские, а магнитола — Sony. «За машину предлагали $4 тыс. в начале 2000-х, но я не продал. И сейчас не хочу».

СВАЯЛ: ЛИМУЗИН ИЗ ТРЕХ «ГОРБАТЫХ»

Вечно молодой «горбатый».

«Лимурожец». Внутри есть холодильник и мобильный

53-летний преподаватель Сергей Кравченко из города Малая Виска Кировоградской области, всю жизнь занимавшийся реставрацией старых авто, собрал свой ЗАЗ-лимузин. На работу ушло два года и три «Горбатых». «У моего «лима» все запчасти родные, от ЗАЗ-965, правда, двигатель усилен, чтобы большую машину можно было разогнать до 80 км/час при расходе бензина до 7 л на 100 км. Изменил отделку салона — сиденья обиты красным велюром, холодильник есть, бар, мобилку установил, те которые в начале 90-х были.

Когда «лимурожец» Кравченко увидел свет, к мастеру просто посыпались заказы на необычные авто, но соглашается на работу он редко. «Заказчики слишком привередливы, а я люблю творить то, что нравится самому», — говорит Сергей. Да и свой «лим» продать пока не удается, хотя хозяин и не прочь: «Предложений было много, но когда узнают, что машина не оформлена, обычно остывают, — объясняет Кравченко. — Самые большие деньги, которые за него предлагали — $12 тыс., но дальше разговоров дело не дошло».

Сергей Павлович свой лимузин в аренду не сдает. Иногда ездит сам, иногда бесплатно катает друзей на праздники. Гаишники хозяина не оформленного авто не штрафуют: «Конечно, останавливают — диковинная машина ведь. Расспрашивают, как сделал... Некоторые пожурят за то, что без документов, но отпускают», — рассказывает Кравченко.

«ЗАП» ЗА $13 ТЫСЯЧ ЛЕТИТ 160 КМ/Ч

Вечно молодой «горбатый».

«ЗАЗ-Революшн». Предлагали продать за 30 тысяч евро. Фото zaz.kiev.ua

Самый дорогой в Украине «горбатый» — «ЗАЗ-Революшн» сделан под Ивано-Франковском и стоит $13 000: «Я купил его у мастеров Володи и Ярослава, — рассказывает владелец «Революшн» Павел Данченко. — Визуально он был таким, как сейчас, но без музыки, со старым мотором, мы вместе с ними его доделывали». У «Революшна» только верхняя часть кузова и дворники от «горбатого» 1968 года, а нижняя варилась вручную. Ходовая супер-«Запа» — от Mitsubishi Colt, спортивные колеса, звук — от Kenwood с монитором, есть видеокамера, направленная назад, — для парковки. На хорошей трассе он разгоняется до 160 км/час. «Очень приятно ездить на этой машине. Ощущение — будто ты окружен доброй аурой, — говорит Данченко. — Всем «горбатый» нравится, фотографируются с ним, даже гаишники». По словам Данченко, 3 года назад его «тачку» хотели купить за… 30 тысяч евро! «В Феодосии были автосоревнования. Только я припарковался — подходит ко мне дедушка, говорит: «Покупаю, я тебе 30 тысяч евро дам». Не продал. А сейчас мы с двумя Кулибиными сейчас еще один «Запорожец» на ходовую от Honda сажаем».

Один из авторов авто-красавца, мастер Ярослав Павлиський говорит, что купил «Зап» в 2004-м за $20: «Помню, как-то ехали в Крым на скорости 130 км/час. Нас ДПС остановила, и на нашу чудо-тачку посмотреть приехал сам полковник ГАИ!».

ПРИВИДЕНИЕ С МОТОРЧИКОМ

***

«Запорожец» — самое доброе в мире привидение с моторчиком!

***

Встречаются двое новых русских, один говорит:

— «Запорожец» себе купил! На заказ! Кузов от «Мерседеса», двигатель от «Феррари», салон от «Ролс-ройса».

— Что же там от «Запорожца»?

— Да не едет ни фига!

***

В неположенном месте паркуется дедок на стареньком «Запорожце». К нему подходит гаишник и говорит:

— Штраф — триста гривен!

Дед, чуть подумав:

— Добавь еще двести и забирай!

***

Сyдят двyх водителей, ехавших на огромном КpАЗе. Сyдья:

— Иванов, вы пpизнаете свою винy в том, что наехали на «Запорожец»?

Иванов, повоpачиваясь к своемy напаpникy: — Эх, Коля, говоpил я тебе, что это машина, а ты — ведро, ведро!..

***

Едет мужик по загородной дороге. Смотрит, а на дереве «Запорожец». Спрашивет водителя «Запорожца»: — Ты чего, мужик?

Тот отвечает: — Ну все знаю, машина плохая, но чтобы собак боялась!

***

У автолюбителей юбилей: В 600-й «Мерседес» врезался 600-й «Запорожец».

***

Что общего между «Запорожцем» и беременной 8-классницей? И то и другое — позор для семьи.

Влад Бережной , Дмитрий Гомон, Александр Панченко, Анастасия Сосновая, Александра Харченко

P.S. Даешь народному автомобилю втору жизню.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх