,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Азаров: я – за сильную президентскую республику
  • 24 июля 2010 |
  • 22:07 |
  • sereda |
  • Просмотров: 16539
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
0
Азаров: я – за сильную президентскую республику


Еще недавно, в "оранжевые" времена, премьер-министр не слезала с экранов телевизора, борясь с многочисленными врагами и попутно обещая всем светлое будущее. Николай Азаров просто работает. И в этом главное отличие нового правительства от предыдущего.

Николай Янович, какие основания были для повышения цен на газ? Почему правительство пошло на такой непопулярный шаг?

– Речь идет не о повышении, а о том, что на рынке нельзя покупать товар ниже его стоимости. Попробуйте купить в магазине понравившуюся вам вещь за сумму, которая в четыре раза ниже указанной на ценнике. У вас ничего не выйдет. А с газом именно так и происходило. Поэтому возникает вопрос: за счет кого компенсировать разницу? Самый простой ответ – за счет государства. А государство – это мы с вами. И если мы часть ресурса направляем на компенсацию разницы в цене на газ, то, следовательно, мы забираем средства из сфер образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и так далее. Зададимся вопросом: почему государство, то есть мы с вами, должно дотировать стоимость газа для всех? Почему и богатые, и бедные должны платить одинаковую цену за газ?

Поэтому на самом деле речь идет не о повышении, а о том, что государство, в конце концов, должно привести цены в соответствие с рыночными условиями. И сделать это так, чтобы наименее защищенные социальные слои населения ничего не почувствовали. Правительство приняло решение, согласно которому малообеспеченные семьи никакого увеличения оплаты за коммунальные услуги просто не ощутят. А все бюрократические процедуры, необходимые для получения субсидии, сведены к минимуму. Субсидия – это та разница, которую государство будет доплачивать только тем, кто в этом действительно нуждается. Тем, кого мы хотим защитить от приведения стоимости газа, других видов услуг в соответствие с рыночными требованиями. Например, пенсионерам вовсе не следует беспокоиться. Перерасчет субсидии будет осуществляться органами Пенсионного фонда. У них есть соответствующая информационная база: кто какую пенсию получает, в какой квартире проживает и так далее. Пенсионный фонд должен за полтора месяца провести начисление субсидий, чтобы ни один пенсионер не заметил приведения цен и тарифов в соответствие с рыночными условиями. То же самое делается для людей, которые работают, но имеют доходы, не позволяющие в полной мере оплачивать жилищно-коммунальные услуги и потребленный газ.

Вводится так называемый заявительный принцип назначения субсидий. Каждая украинская семья получит информационное письмо, к которому будет прилагаться форма заявления на получение субсидии и форма декларации о доходах. Гражданам остается их заполнить. Органы социального обеспечения на местах, получив эти материалы, должны установить размер субсидии, сделать перерасчет в соответствующие жэк и контору, которая занимается газораспределением. Таким образом, бюрократические процедуры будут заботой бюрократов, а не граждан. Человеку не надо самому бегать по жэкам, предприятиям, собирать различные справки, ставить печати. Все это государство берет на себя.

Как вы считаете, сколько процентов населения сможет воспользоваться субсидиями?

– Когда мы в правительстве стали разбираться с этой темой, то, откровенно говоря, удивились. В Украине сегодня примерно 600 тысяч семей из 17 миллионов пользуются системой субсидий. Возникает вопрос: почему наши граждане не прибегают к помощи государства, в которой, без сомнения, нуждаются? Да прежде всего потому, что система предоставления субсидий настолько забюрократизирована, что зачастую просто невозможно собрать все необходимые справки. Мы провели необходимые расчеты и каждая семья, у которой доход составляет меньше определенного минимума, установленного постановлением правительства, будет иметь право получать у государства субсидию. Получать до тех пор, пока мы не поднимем доходы населения до такого уровня, что уже никто не будет нуждаться в госпомощи. А такое время настанет.

Правительство обещало, что до осени разработает сообща с Европейским Союзом совместную программу модернизации украинской газотранспортной системы. Что уже сделано в этом направлении?

– Многое. Прежде всего, проведено несколько раундов переговоров с Россией и Европейским Союзом. Верховная Рада приняла закон о рынке газа. Это было ключевое условие Евросоюза, который требовал сделать газовый рынок и систему "Нефтегаза" прозрачными. Кстати, система "Нефтегаза" была закрыта не только для международного аудита, но и для собственного правительства! Достаточно сказать, что ни предыдущий президент, ни Кабинет министров не были знакомы с теми соглашениями, которые Юлия Тимошенко подписала в январе 2009 года. Они хранились за семью замками. Придя к власти, мы наконец-то нашли эти документы. И когда ознакомились с их содержанием, у нас возникло очень много вопросов. Мне вообще трудно понять, как такое соглашение со стороны Украины могло быть подписано, поскольку оно не только неравноправно, но еще и является экономически опасным для страны. Что и показало дальнейшее развитие событий.

Понятны требования ЕС сделать компанию "Нефтегаз" прозрачной, разделить процессы добычи, транспортировки и реализации газа. Это отвечает и нашим собственным интересам. Поэтому соответствующий закон был принят, что открывает возможность для ведения дальнейших переговоров. Я не хочу ставить временные рамки, поскольку переговоры очень сложные. Предусматриваются большие капиталовложения для модернизации нашей газотранспортной системы. Соответственно, появляются, скажем так, имущественные притязания. Если я вкладываю деньги, то хочу получить гарантии того, что, к примеру, следующая власть их не заберет. Тем не менее, думаю, мы найдем общий язык, поскольку открыты для дискуссий и сразу выкладываем все карты на стол.

Премьер-министр РФ Владимир Путин в шутку сказал, что необходимо объединить "Газпром" и "Нефтегаз". А сегодня идут разговоры о подобном объединении?

– Знаете, это не шутка была. И последующие встречи, и контакты с российским руководством свидетельствуют о том, что все серьезно. Процесс слияния и поглощения, создания новых объединений характерен для сегодняшней глобальной экономики. В большинстве стран, к примеру, люди не очень интересуются, какая компания поставляет газ, кто продает электроэнергию. Только у нас данный процесс искусственно политизируют, пытаясь построить на этом какую-то игру, привлечь внимание общественности, сделать акцент на том, что мы кому-то что-то отдаем. На самом деле когда две компании, имеющие общие рынки, интересы, рассматривают возможность усиления своих позиций, к примеру, на рынках третьих стран – это нормальный экономический процесс. Они садятся за стол переговоров и объединяются. Или объединяют активы, создают совместные предприятия, финансируют общие проекты. Есть масса различных возможностей. Поэтому, повторяю, это была не шутка. Но я всегда подчеркиваю: необходимо все просчитать на одном "железном" принципе: насколько это соответствует стратегическим интересам Украины.

Мы сегодня задаем нашим российским коллегам простой вопрос: если вы, предположим, стремитесь наладить с нами совместную работу, то почему бы вам для начала не предоставить Украине гарантии относительно прокачки газа? Например, вы обязуетесь в течение 10 лет прокачивать через нашу территорию 150 млрд. кубов газа. Тогда мы поймем, ради чего надо объединять наши активы. То же самое мы говорим Евросоюзу: хотите создавать с нами консорциум по эксплуатации ГТС? Тогда предоставьте гарантию того, что ЕС будет покупать эти 150 млрд. кубов газа. Получается, что без России мы не получим гарантии поступления газа, а без Евросоюза не получим гарантий от покупателя этого газа. Без одного из трех партнеров никакого газотранспортного консорциума создать не получится. А раз есть три партнера, то, следовательно, у каждого есть свои интересы, и процесс достижения договоренностей усложняется. Мировая практика знает примеры, когда подобные переговоры ведутся годами, а затем в течение одного дня достигается результат. Мы же пока длительность переговоров измеряем месяцами. Однако рассчитываем, что в ближайшее время все же договоримся.

Появилась информация о том, что ситуация с невозвратом НДС не только не улучшилась, но даже ухудшилась. Каково на самом деле положение вещей в этом вопросе?

– Проблема, конечно, есть. Совершенно очевидно, что те десятки миллиардов гривен, которые достались нам в наследство как долг по налогу на добавленную стоимость, за четыре месяца вернуть невозможно. Достаточно сказать, что мы каждый месяц возвращаем по пять миллиардов гривен тех долгов, которые нам оставила Тимошенко за счет внутренних заимствований. Каждый месяц мы выплачиваем долгов больше, чем составляют расходы на оборону страны в течение шести месяцев! Вот какое наследство нам досталось. При таких условиях мы и не могли быстро и радикально решить проблему возмещения НДС. Тем не менее мы подготовили реестр тех предприятий, которые согласились на возмещение в виде ценных бумаг правительства. И, к нашему удивлению, сумма составила всего 17,6 млрд. гривен. Возникает вопрос: а где же остальные предприятия? А они решили не проходить процедуру проверки! Ведь включению в реестр предшествует детальная проверка того, как образовался долг по НДС, за счет чего. Да я и с самого начала предполагал, что добрая половина задолженности – это так называемый бизнес на возврате НДС, когда откаты достигали 50% от предъявляемой суммы.

Реестр у нас готов. Думаю, что с 1 августа мы реализуем выпуск этих ценных бумаг и значительную часть задолженности закроем полностью. Что же касается оставшейся задолженности… Мы знаем абсолютно всех реальных экспортеров, всех реальных производителей. По крайней мере, если налоговая служба в городе, районе, области работает профессионально и квалифицированно, то для нее никакого труда не составляет сказать: вот это – реальное возмещение НДС, а это – так называемое "воздушное возмещение". Заявляю категорически: правительство никаких афер, связанных с НДС, покрывать не будет. После того как процесс компенсации облигациями будет завершен, мы постараемся так отладить систему, чтобы ежемесячное возмещение НДС происходило автоматически в полном объеме.

Оппозиция обвиняет правительство в невыполнении предвыборных обещаний Виктора Януковича и грозит, что к осени наберется сил и отправит Кабмин Николая Азарова в отставку. На чем основаны подобные заявления оппозиционеров?

– Это очередной блеф. И я могу сказать, что, как правило, все заявления госпожи Тимошенко на деле оказывались пустыми обещаниями. Я в этом убедился, когда пришел в правительство и ознакомился с финансовой отчетностью. Оказалось, что 90% решений кабинета Тимошенко просто не было выполнено. Остальные 10% – это кадровые решения, которые просто невозможно не выполнить. Давайте зададимся простым вопросом: что в стране построено за два года премьерства Юлии Владимировны? Вот скоро поеду в городской онкологический центр по раннему обнаружению рака – открывать работу новейшего в Европе позитронно-эмиссионного томографа. Благодаря усилиям нашего правительства в 2007 году эта стройка была начата. В течение последующих двух лет все работы были заморожены. Несмотря на то, что в сентябре прошлого года Тимошенко приезжала по моей просьбе на стройку, клятвенно обещала завершить ее к концу года. В результате ни копейки не было выделено, и никто не контролировал ход работ. Мы пришли к власти в марте этого года, и я сразу же дал указание разобраться с проблемой. Прошло всего четыре месяца, и вот уже должно состояться открытие. То же самое могу сказать и про другие объекты.

Вся эта болтовня нашему народу уже порядком поднадоела. Мы свои предвыборные обещания выполняли и будем выполнять. И всегда говорим правду, какой бы она горькой ни была. Многие решения сегодня принимаются очень тяжело. Но мы твердо знаем, что они необходимы. Я не хочу сравнивать правительство с врачами, которые дают пациенту горькое лекарство или рекомендуют сделать операцию, однако в целом ряде случаев все выглядит именно так. Необходимо провести операцию, но сделать это решительно. И чем быстрее – тем лучше. Да, предстоит пережить нелегкий период. Украина обескровлена популизмом. За пять лет популизм выжал все соки из украинской экономики, загнал ее в тень, сформировал искаженное представление о том, что можно жить, не проводя никаких реформ, жить, не трудясь напряженно для повышения благосостояния. Не буду скрывать: у части населения возникли так называемые патерналистские, то есть иждивенческие, настроения. Скажите, а может человек с иждивенческим настроением построить новую страну? Ответ очевиден: конечно же, нет. Новую страну могут построить только те люди, которые имеют для этого достаточно сил, знаний, энтузиазма, образования, готовы создать свое дело. Я вот недавно встречался с нашими ребятами, ставшими чемпионами мира по кибер-спорту. Мне просто радостно стало на душе от этой встречи! Ребята, как сейчас говорят, "заточили" себя на победы, на успех в жизни и ни от кого подачек не ждут. А человек, который лежит на печи и ждет, когда скатерть-самобранка сама к нему прилетит… Такой будет брюзжать на всех и ничего не создаст.

Что нужно сделать для того, чтобы изменить негативное отношение масс-медиа к деятельности правительства? Ведь люди, насмотревшись критических телепрограмм, начинают верить в то, что в стране все плохо, экономическая ситуация ухудшается и виновата в этом власть.

– Ну, власть всегда виновата во всем: и в хорошем, и в плохом. Это ее специфика. Да, действительно, у нас трудный период. Не так много нам удалось сделать, чтобы говорить об успехах. Мы начали с наведения порядка. Давайте возьмем, к примеру, столицу. Разве не стало чище в Киеве? Стало. Порядка стало больше? Больше. Но никто не говорит о том, что все можно сделать мгновенно. Есть определенный процесс. Сначала мы предложили команде Леонида Черновецкого самой навести порядок. Дали время. Три месяца. Однако ситуация не стала изменяться так быстро, как хотелось бы. Поэтому были предприняты радикальные меры. Сегодня команда заменена. Точно такой же процесс в настоящее время идет по всей стране. Но не быстро. Мы же никому не обещали быстрых результатов.

Хочу подчеркнуть: я не случайно сказал, что экономика страны обескровлена, нет никаких ресурсов. Весь прошлый год искусственно создавалась иллюзия, что можно, ничего радикально не меняя, хорошо жить. За счет чего? За счет того, что было привлечено 15 миллиардов долларов займа МВФ, 5 миллиардов дали другие банки, на внутреннем рынке заняли десятки миллиардов, увеличив государственный долг только за один год в три раза! Вы только себе представьте: 20 лет Украине как государству и всего за один год госдолг увеличился втрое! Скажите, можно так жить дальше? Нельзя.

Да, мы тоже были вынуждены на первых порах брать в долг. Однако действуем осторожно, с умом. К примеру, мы вышли на европейский рынок, оценили ситуацию и отказались от проведения заимствований. Потому что считаем их слишком дорогими. А та же Тимошенко брала под 30% годовых. У нас нет таких займов. Ведь мы думаем еще и о том, как отдавать долги, думаем о наших детях и внуках. Я согласен с тем, что мы, безусловно, должны чаще обращаться к людям, разъяснять позицию правительства. Я стараюсь это делать. Старается и президент, выступая публично. Другое дело, что иногда, просматривая вечером информационные обзоры за день, у меня создается впечатление, что в стране нет премьер-министра.

Вы работали практически при всех формах правления, существовавших в Украине: от президентско-парламентской до парламентско-президентской. Какая из них, на ваш взгляд, является оптимальной?

– Я начинал работу, когда еще была чисто парламентская форма правления и Президиум Верховного Совета назначал премьера и министров. А на ваш вопрос отвечу так: на сегодняшний момент нам необходима очень серьезная, сильная и твердая власть. Она не должна быть, скажем так, распорошенной. Власть должна быть сосредоточена в одних руках. Поэтому я выступаю за сильную президентскую республику, в которой парламент, безусловно, обладает важными контрольными и законодательными полномочиями. Сегодня мы, по сути, даже не внося изменений в Конституцию, эту модель власти и реализуем. Президент Виктор Янукович победил на президентских выборах с определенной программой действий. Правительство взяло эту программу на вооружение, и поэтому мы заинтересованы в том, чтобы власть президента была достаточно сильной и серьезной. Ведь необходимо реализовать программные положения.

На мой взгляд, уже ушли в прошлое постоянные конфликты во власти, которые мы наблюдали последние пять лет. Что же касается различных сплетен по поводу раскола, каких-то трений в нашей команде, то могу ответственно заявить: никакого раскола нет. Есть отдельные вопросы, по поводу которых возникают дискуссии. Это естественно. Кто-то считает, что надо несколько по-другому решать кадровые вопросы, кто-то придерживается иной точки зрения относительно некой конкретной проблемы. Но все это отходит на второй план, поскольку все понимают важность задачи модернизации страны, важность проведения реформ. Я подчеркну: мы являемся командой единомышленников, которая прошла через испытания и властью, и оппозицией. У нас очень большой опыт. Мы никогда свои личные амбиции не выносим на суд публики. Стараемся не допустить, чтобы субъективные факторы играли какую-то роль в политике. Я сожалею, когда отдельные наши товарищи иногда позволяют себе делать эмоциональные заявления. Это дает почву для появления каких-то бульварных провокаций. Оппозиция начинает строить какие-то предположения. Это действительно мешает нормально работать. Поэтому от каждого члена нашей команды требуется взвешенность, рассудительность, спокойствие, выдержка и умение сдерживать свои эмоции. Никакого раскола в команде в ближайшие годы не будет. И не будет никаких поражений. Потому что мы просто знаем, что надо делать. Твердо идем по выбранному пути. Да, безусловно, будут трудности. Предстоит принять достаточно непростые решения. Мы понимаем все риски. Однако знаем, что в конечном итоге Украина станет процветающей страной.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх