,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Відбувся "круглий стіл" з міжцерковних питань
-2
Опубликовал Прес-центр Київської Патріархії

«Портал-Credo.Ru»: В СМИ появились высказывания экспертов о том, что Патриарх Кирилл имеет намерение со временем прибавить к своему титулу слово «Киевский». Насколько велика, по Вашему мнению, вероятность такого развития событий и что это будет означать?

Епископ Евстратий: С одной стороны, я полагаю, что такие предположения укладываются в стиль мышления и поведения Патриарха Кирилла. Они не кажутся мне невероятными или невозможными. Вполне похоже на то, что такой вариант, как один из возможных для действий Патриарха Кирилла по отношению к Украинской Церкви, всерьез рассматривался. И также вполне возможно, что эта информация была вброшена в качестве слухов или мнений, без ссылки на конкретный источник информации, для того, чтобы прозондировать почву, изучить настроения и отношение к этой идее, в первую очередь, со стороны Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

Определенным подтверждением того, что эта идея вполне могла появиться у Патриарха Кирилла, для меня стало то, что в своих публичных выступлениях Патриарх Кирилл несколько раз говорил, что Московский престол – прямой наследник Киевского престола, который сначала был перенесен во Владимир-на-Клязьме, а потом в Москву. Логически из этого следует, что это один и тот же престол. И что он, как Московский Патриарх, является правопреемником Митрополитов Киевских времен княжеской Руси. Такова историческая ретроспектива.

С другой стороны, эта идея может иметь вполне практическое применение, т.к. в том случае, если Патриарх включит в свой титул наименование «Киевский», он тем самым избавит себя от необходимости искать преемника митрополиту Владимиру (Сабодану) на Киевской кафедре, потому что тогда не будет митрополита Киевского, а будет некий патриарший наместник, который будет управлять от имени Патриарха.

Таким образом, если Патриарх Московский станет еще и Киевским, сам статус независимости и самостоятельности в управлении, который имеет УПЦ МП уже около 20 лет, будет нивелирован и фактически отменен.

Также этот вопрос интересно рассмотреть и с той точки зрения, что Константинопольский патриархат находится по отношению к Киевской кафедре в двойственном положении. Фактически он признает, что Киевская кафедра, как и вся территория Украины, находится в юрисдикции Московского патриархата, но юридически, и с точки зрения канонов, он этого не признает, считая, что присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 году прошло не по предписанию канонических правил. Поэтому, включение Патриархом Московским в свой титул наименования «Киевский» вполне очевидно вызвало бы определенный кризис во взаимоотношениях между Московским и Константинопольским патриаршими престолами.

Так что, насколько этот план может быть реализован, сейчас сказать достаточно трудно. Вполне возможно, что в качестве идеи у Патриарха Кирилла или его окружения этот план выглядит красиво. Хотят украинцы иметь своего Патриарха? - Вот у вас будет Киевский Патриарх. Но с точки зрения практической реализации этого проекта возникает множество препятствий, каждое из которых может стать непреодолимым.

В первую очередь, то, что Киевская кафедра уже занята и, несмотря на слабое здоровье, митрополит Владимир (Сабодан) продолжает управлять УПЦ МП и, очевидно, на покой уходить не собирается. После же его ухода в мир иной, который раньше или позже, но произойдёт, есть много архиереев, которые бы желали занять его место. Вряд ли кто-либо из них хотел бы получить просто место наместника Патриарха в Киеве. И каждый из тех, кто претендует на митрополичью кафедру, намерен получить в полной мере те права, которыми обладает сейчас митрополит Владимир (Сабодан).

– А как реально это может произойти? Что нужно для того, чтобы Патриарха Кирилла провозгласили Патриархом или митрополитом Киевским?

– Для этого нужно вносить изменения в Уставы Русской и Украинской Православных Церквей. Для этого нужно собрать Архиерейский Собор УПЦ МП, а затем Архиерейский собор РПЦ МП. Хотя порядок может быть и другим – Собор РПЦ МП примет принципиальное решение, а Собору УПЦ МП придется только его подтвердить.

– Насколько вероятен такой ход событий? Ведь изменения уставов и их перерегистрация весьма непростая вещь. До сих пор последний вариант Устава РПЦ МП так и не зарегистрирован в Минюсте РФ.

– Я не знаю в полной мере законодательства Российской Федерации, но я уверен, что проблема для реализации такого плана может возникнуть не со стороны российского государства, а скорее со стороны УПЦ МП. Это же план отбирания у УПЦ МП ее прав независимости и самостоятельности. Насколько я могу видеть, сторонников того, чтобы эти права были у УПЦ МП отобраны, в епископате этой Церкви не так уж много. А скорее всего, их мало. Поэтому вызвать множество внутренних проблем таким решением будет неосмотрительно со стороны Московской патриархии.

– Такое решение сможет реально собрать необходимое число голосов на Архиерейском Соборе УПЦ МП?

– Гадание на кофейной гуще по такому вопросу достаточно сложно. Но, зная, каким образом Московский патриархат умеет добиваться нужных ему решений, если Патриарх Кирилл твердо решит, что это ему нужно, и он хочет идти именно этим путём, то он будет искать пути для того, чтобы найти необходимое количество голосов.

Беседовал Владимир ОЙВИН,
«Портал-Credo.Ru»

Джерело



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх