,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Киев отрекся от Мазепы. Но лишь наполовину
0
Киев отрекся от Мазепы. Но лишь наполовину


Киевский городской совет принял решение о переименовании улицы Мазепы в улицу Лаврскую, сообщает ИА «Украинские новости».


Правда, только части этой улицы. Что очень типично для новых украинских властей – делать шаг в правильном направлении, но — в угоду националистам — оставлять всегда либо двусмысленность, либо возможность идти на попятную. Ведь в результате хоть и обрезанная, но улица, названная в честь гетмана-предателя, в Киеве сохраняется.

Но все-таки благодаря решению Киевского горсовета в преддверии визита на Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ликвидирован кощунственный парадокс: главная святыня русского православия, Киево-Печерская лавра, последние три года находилась на улице, названной именем отлученного от Церкви предателя Мазепы.

Как известно, в 1708 году Иван Мазепа был предан анафеме Православной церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Украины. Кроме того, Мазепа, как заявляли священнослужители, был склонен «к пороку и безнравственности», поскольку «предавался греху блуда».

Как утверждают историки, сама Лаврская улица возникла на известном со времен Киевской Руси Ивановском пути, который соединял Подол с Печерском. Ее начальный отрезок пролегал по исторической местности Долгая Нива. В этой местности находилось село Берестово с загородным дворцом киевских князей, Печерский и Никольский монастыри. Здесь сохраняется красивая церковь Спаса на Берестове (построенная еще до 1072 г.), в которой покоится прах великого киевского князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы.

С начала XIX века улица носила имя Никольской — в честь Николаевского военного собора. Здесь служили молебны в память о погибших военнослужащих, а в дни военных побед сюда приходили поставить свечу за упокой души павшего воина его родственники. На высоких квадратных постаментах около храма были установлены артиллерийские орудия, в память о защитниках родины.

После окончательной победы на Украине Советской власти улица получила имя Январского восстания, в честь рабочих, сражавшихся против украинских националистов в январе 1918 года. Это название закрепилось вплоть до первых лет «оранжевого режима» Виктора Ющенко.

Как рассказывает украинская редакция Фонда стратегической культуры «Одна Родина», сейчас эта улица является своего рода духовно-исторической артерией, к которой кровно-духовно «подключены» памятные, архитектурные и культовые строения разных эпох. Начиная от метро «Арсенальная» и заканчивая парком Великой Отечественной, где установлена гигантская фигура Родины-матери.

«Вот лишь некоторые «адреса исторической памяти» по этой улице: дом № 15 — памятник Вечной Славы на Могиле Неизвестного Солдата, дома №№ 21, 25 — Киево-Печерская лавра, резиденция предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всей Украины Владимира (в частности дом № 21 — Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник), дом № 27 — памятник воинам-афганцам, дом № 38–40 — часть памятника «Цитадель киевской крепости», валы цитадели (конец XVII в.), дом № 44 — мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». На этой же улице можно увидеть еще более десятка домов, связанных с историей и культурой Киева. Не забудем и Верхние Московские ворота (1765), возведенные как южные ворота Печерской крепости и ориентированные в сторону дороги, ведущей на Москву».

«Чисто визуально, когда вы идете от станции метро «Арсенальная», подходите к главным лаврским воротам, Свято-Троицким (которые находятся от вас по левую руку по ходу движения), то впереди вы постоянно видите, как улица словно упирается в красивое монастырское строение, центром композиции которого является храм Преподобного Феодосия Печерского (1698—1702). Это дом № 32 по данной улице. И есть некая символика в том, что, когда этой знаменитой улице национал-патриоты с подачи Ющенко дали имя анафематствованного Мазепы, видимый нам собор был захвачен раскольниками-филаретовцами, именующими себя «Киевским патриархатом».

Против присвоения улице одиозного имени предателя и кровосмесителя Мазепы сразу заведомо выступал Священный синод Украинской православной церкви, а также православная общественность Украины. Задолго до переименования священнослужители Киево-Печерской Лавры обращались в Киевраду с просьбой о переименовании улицы в Лаврскую, но им отказали. «Нам ответили, что уже есть Лаврский переулок, поэтому улицу так называть не станем. А как же можно ее назвать в честь Ивана Мазепы, если он отлучен от Церкви: он изменил клятве верности перед Богом?!» — заявил тогда казначей Лавры отец Варсонофий», рассказывает «Одна Родина».

Факт отлучения от Церкви своего духовного предшественника тревожил и самого Виктора Ющенко. Почти одновременно с переименованием улицы в улицу Мазепы, он обратился и в Московскую патриархию – дескать, не сняли ли за давностью лет отлучения с предателя-гетмана. По слухам, на Украине в 1918 году якобы такое решение принималось.

Однако, как тогда заявил Интерфаксу секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, слухи эти не подтверждаются. На самом деле, в 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, однако совещание епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной российской церкви пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных».

В то же время, отметил Балашов, епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия. Такого обращения не поступило, и вопрос был снят с рассмотрения. «Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем»,— резюмировал протоиерей Николай.

Собственно, компетентные историки уже неоднократно разбирали биографию этого исторического персонажа. Вот какую оценку дает Мазепе отнюдь не советский, и даже не «москальский» историк Николай Костомаров. Которого, кстати, Советская историческая энциклопедия аттестует как «украинского буржуазного националиста»:

«В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался». Костомаров в данном случае имеет в виду фаворита царевны Софьи Василия Голицына, который фактически сделал его гетманом. Зато Мазепа, сразу после падения Софьи и ссылки Голицына, подал на него Петру развернутый и подробный донос, чем сразу завоевал расположение молодого царя.

Итог жизнедеятельности Мазепы Костомаров подводил так: «Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приемам жизни, он перешел в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь, как мы видели, к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем был готов делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности».

Более того, предавая царя и Россию, гетман отнюдь не искал, как врал своим старшинам, какой-то независимости для Малороссии (слово «Украина» тогда даже Мазепа не употреблял). По договору с королем Польши Станиславом вся Украина и Северщина с Черниговым и Смоленском присоединялись к Польше, а Мазепа становился правителем полоцких и витебских земель (т. е. подальше от Украины?!) на правах герцога Курляндского.

Справка
Олесь Бузина, украинский историк:

«Для нормального человека предательство — это плохо. Для украинского националиста — высокий образец для подражания. Мазепа — герой. А почему герой? А потому, что рекордсмен по предательству. Польского короля предал. Турецкого султана предал. Гетмана Дорошенко предал. Гетмана Самойловича заложил. Родному батьке собственной полюбовницы голову отрубил. Московскому царю в душу наплевал. Только шведского короля не успел предать — жизнь кончилась. Разве ж это не симпатяга? Да ему улицы в Киеве мало за такие заслуги — весь Киев нужно переименовать в Мазепоград! Ну если не весь, то хотя бы его центральную часть возле парламента. Или Конча-Заспу под Киевом, где живут на государственных дачах новые мазепы».


Максим Хрусталев



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх