,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Почему после событий в Оше Россия не спешит взять Киргизию на поруки
0
Почему после событий в Оше Россия не спешит взять Киргизию на поруки



Две «цветные» революции практически исчерпали возможности киргизской государственности. И если уже предпринятых усилий не хватит, чтобы погасить межэтнический конфликт в городе Ош и на всем юге республики, будущее Киргизии окажется в зависимости от того, кто и на каких условиях поможет временному правительству во главе с Розой Отунбаевой удержать власть. Или наоборот — ускорит процесс его ухода с политической сцены. В любом случае без «присмотра» со стороны эта страна не останется — на Киргизии сошлись геополитические интересы не только России, США, Китая, но и региональных лидеров. Кому из них устанавливать «протекторат» над среднеазиатской республикой? По всему выходит, что роль эту предстоит играть Москве. Последняя пока что думает, на каких условиях поучаствовать в разрешении конфликта. Что неудивительно: в глазах России у Киргизии слишком уж подмоченная «кредитная» история.

Среднеазиатская заслонка

Чем привлекательна бедная Киргизия, занимающая по экономическим показателям чуть ли не последнее место в СНГ? Всевышний не дал потомкам героического Манаса ни газа, ни нефти, ни угля, зато не обделил водными ресурсами. А советская власть разместила в Киргизии «пульт управления» системой орошения всей Средней Азии, где по климатическим условиям нет ничего дороже воды. И тот, кто — не важно, в какой форме — контролирует заслонку, держит весь регион.

Самому Бишкеку манипулировать этим рычагом оказалось не по силам. Уже полтора десятилетия Киргизия с цифрами в руках доказывает, что из 23 кубических километров воды, которые накапливаются в ее водохранилищах, на себя она тратит не более семи процентов. Остальная живительная влага на безвозмездной основе доставалась соседям. Попытку торговать водой предпринял еще Аскар Акаев. Но региональные тяжеловесы Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов, в один голос заявившие, что продажа воды противоречит международным нормам, не дали восторжествовать справедливости, пригрозив Киргизии экономической блокадой. Несколько раз конфликт Бишкека и Ташкента, ежегодно настаивающего на сбросе значительных масс воды для водоснабжения своих аграрных районов (при этом киргизские гидроэлектростанции теряют мощность, а дома в Киргизии — тепло), едва не переходил в плоскость силовых решений. Был случай, когда Узбекистан развернул в своем приграничье возле киргизской Токтогульской ГЭС подразделения ВДВ и провел в назидание Бишкеку показательные учения с применением вертолетов по захвату «хорошо охраняемого объекта». Естественно, самая маленькая в Средней Азии киргизская армия не смогла бы дать достойный отпор вооруженным силам Узбекистана — третьей по численности населения республики СНГ. Поэтому был продуман асимметричный ответ. Киргизия деликатно предупредила, что, если взорвать плотину Токтогульской ГЭС (или просто открыть на полную мощность заслонку), водный поток сметет с лица земли не только Ферганскую, но и Зеравшанскую долину Узбекистана.

В советские времена такие «занятные» мысли, понятное дело, никому в голову не приходили. Но когда внешний центр силы самоустранился от проблем региона, ситуация там быстро стала напоминать пороховой погреб. Поэтому после того, как в Киргизии расположилась американская военная авиабаза, над самым большим в мире орошаемым полем (сельхозугодья всех среднеазиатских республик) раздался вздох облегчения. Так вместо России в регион пришел новый координатор, располагающий всеми возможностями удержать Бишкек от неосторожных телодвижений. По мнению заслуженного ирригатора Узбекистана Вадима Антонова, как и все во внешней политике США, эта ситуация была хорошо срежиссирована. Еще в 1993 году бывшие советские республики Средней Азии подписали соглашение о создании исполкома Межгосударственного совета по Аралу (МГСА), который должен был координировать все водные проблемы. Вовремя подключившийся к процессу Всемирный банк похоронил МГСА вместе с идеей коллегиального управления водными ресурсами региона. На замену в Ташкенте было создано подконтрольное Всемирному банку (то есть США) агентство GEF (Глобальный экологический фонд), которое профинансировало строительство гидросчетчиков на границах Киргизии и надоумило Бишкек ввести плату за воду...

В отличие от бывшего СССР американцы не стали инвестировать в экономику Киргизии, а создали кормушку для киргизской бюрократии, куда поступали средства за аренду авиабазы в аэропорту Манас, бонусы в виде платы за приобретаемое у местных поставщиков авиатопливо и гранты от западных общественных организаций и фондов. Сначала этим источником дохода распоряжался клан Акаева, потом — пришедший к власти в результате «революции тюльпанов» Курманбек Бакиев.

Ту революцию, безусловно, заказали США — поскольку Аскар Акаев деньги брал, но надежды на длительную перспективу не внушал. Предполагалось, что Бакиев вообще не будет оглядываться на Москву. Однако экс-президент оказался настоящим политиком восточного типа. Американцев он шантажировал закрытием авиабазы, и те ему платили. А России, у которой стал пробуждаться геополитический инстинкт, продавал свою лояльность. Цена вопроса: списание Москвой 180 миллионов долларов долга и обещание 2 миллиардов на строительство Камбаратинской ГЭС, из которых первый транш — 450 миллионов долларов.

Это потом выяснилось, что ни американские, ни российские деньги в государственную казну так и не поступили, а, как утверждает временное правительство, попали в руки Максима Бакиева, сына теперь экс-президента.

А ведь еще недавно клан Бакиевых вполне устраивал Запад. Накануне второй революции шли переговоры об открытии еще одной натовской военной базы, необходимой для снабжения войск коалиции в Афганистане. Россию Курманбек Бакиев, как говорится, кинул — и на деньги, и на базу для сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На этом основании некоторые источники «Итогов» из временного правительства Киргизии не исключают участия российской стороны в свержении бакиевского режима. Что, впрочем, вряд ли соответствует действительности. Москва, конечно, вовсе не противилась смене власти в Киргизии. Но и с нынешним временным правительством истинно союзнических отношений выстроить пока не получилось. Официальный Бишкек продолжает метаться между Западом и Россией. Этим и объясняется нежелание Москвы напрямую вмешиваться в ситуацию путем оказания силовой поддержки правительству Розы Отунбаевой.

Долина раздора

Вместе с тем после межнациональной резни в Ошской и Джелал-Абадской областях ситуация в регионе кардинально изменилась. И прежде всего для Москвы. В Бишкеке все чаще звучат голоса, чтобы на референдуме по новой конституции проголосовать едва ли не за присоединение к России. Можно представить результаты такого волеизъявления, если учесть, что сейчас в России работают порядка 700 тысяч выходцев из Киргизии. Вместе с членами их семей — почти половина населения страны. За также проголосует вся узбекская диаспора — еще почти миллион. Этнические русские, надо думать, тоже не будут возражать.

В сердце Средней Азии — Ферганской долине — сам этнополитический расклад толкает к поискам внешней силы, способной обеспечить межнациональный мир. Плодородную долину делят три республики — Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, но народы живут вперемешку, не взирая на государственные границы. Численность узбекской диаспоры, проживающей в киргизском секторе, — порядка 800 тысяч человек. (Правда, по данным Ташкента, около ста тысяч из них в последние дни бежали в Узбекистан.) Границы были проведены еще при Сталине, но поскольку именно узбеки считают себя наследниками Кокандского ханства (занимало всю долину), в Ташкенте уверены, будто исторически только они хозяева этой земли, к какой бы юрисдикции она ни относилась. На деле же в местных органах власти Ошской и Джелал-Абадской областей Киргизии узбеки представлены слабо. И, как полагает директор ассоциации политологов Киргизии Нур Омаров, в первую очередь противоречия по части разделения полномочий стали одной из причин кровопролитной междоусобицы.

Вторая причина демографическая. Население Киргизии в основном сосредоточено в двух долинах — Чуйской и Ферганской. Если плотность населения на остальной территории немногим более 20 человек на квадратный километр, то, например, в Ферганской долине с такой же площади пытаются прокормиться уже порядка 200 человек. Вполне естественно, что в этой «коммуналке» перманентно возникают ссоры. Так, в 1990 году этнический пожар на юге Киргизии гасили две дивизии ВДВ, а количество жертв перевалило за тысячу.

Нынешняя ситуация отличается исключительно масштабом и некоторыми деталями. Жертв, к счастью, меньше (по крайней мере по официальной информации), а вот власть в Бишкеке еще более слабая, чем была власть советская двадцать лет назад. И если тогда ситуацию в Ферганской долине раскачивал националистический элемент, то сейчас Роза Отунбаева во всем обвиняет сторонников свергнутого президента Бакиева, которым события в Оше явно на руку. Но есть и другие силы, способные использовать слабость киргизских властей.

Великий шелковый путь, пролегавший через Ферганскую долину, давно уже превратился в устойчивый наркопоток, с доходов от которого кормятся и местные происламские группировки. Всеобщая исламизация региона прошла как-то быстро и незаметно. И сейчас условно запрещенная партия «Хизб ут-Тахрир», провозгласившая построение исламского рая в отдельно взятой Ферганской долине, в общем-то не скрывает своих магистральных намерений. И беспорядки радикалам только на руку. Когда светская власть бессильна, правоверный всегда идет к имаму.

Так что еще придется разбираться, какая «мина» сработала на этот раз.

Эмблема печали?

Дмитрий Медведев хоть и не в полном объеме, но все-таки смог отказать женщине, когда Роза Отунбаева попросила Россию ввести на юг Киргизии своих миротворцев. В результате принято решение, что Киргизия получит от Москвы только материальную помощь. Кроме того, Бишкеку будет оказана поддержка в расследовании беспорядков и выявлении их зачинщиков. При этом осторожность Москвы чаще всего объясняют международной реакцией на события в Абхазии и Южной Осетии.

Но это не единственная причина. Во-первых, следует учитывать прежнюю «кредитную» историю Киргизии, которая очень поучительна. Во-вторых, в Москве не могли не заметить, что в качестве советников по экономическим вопросам временное киргизское правительство выбрало грузинскую компанию Policy and Management Consulting Group — в свое время Отунбаева была заместителем специального представителя Генерального секретаря ООН по урегулированию грузино-абхазского конфликта. И третья причина: как стало известно «Итогам», прежде чем обратиться к Москве за военной помощью, глава временного правительства просила о том же Вашингтон.

Сейчас Киргизия получает от США 60 миллионов долларов за аренду авиабазы и еще за поставку авиатоплива. Учитывая чрезвычайные обстоятельства, американцы согласились ускорить перевод первого транша в 15 миллионов долларов за аренду и выплатить дополнительно 32,267 миллиона долларов. Однако в военной помощи Бишкеку отказали и в США. Помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Филип Гордон исключил возможность посылки американских миротворцев в Киргизию, в том числе и в рамках совместной с Россией операции.

Позиция американцев понятна. Cсора с Москвой, к которой привел бы первый в истории случай американского миротворчества на постсоветском пространстве, в планы Вашингтона явно не входит. Так что в случае острой необходимости восстанавливать стабильность в регионе придется России. Однако ситуацию осложняет и отсутствие формальной легитимности у временного правительства Киргизии. Обратиться за иностранной военной помощью должен президент, получивший на это санкцию парламента. Но парламент распущен, а экс-президент в бегах. Наконец, правительство Розы Отунбаевой еще не заслужило доверия Москвы.

Обеспокоенность России по поводу ситуации в Киргизии понять можно — народ нам не чужой. Но почему мы должны на бескорыстной основе помогать не только властям Киргизии, но еще и США, заинтересованным в сохранении своего присутствия в регионе? Условия помощи, в том числе и военной, должны быть четко определены между Россией и Киргизией в диалоге, без участия третьей стороны. Если Роза Отунбаева и ее соратники придерживаются на сей счет другого мнения, это печально...

А наша авиабаза в Канте на всякий случай ушла в глухую оборону. Семьи отправлены в Россию, а аэродром охраняют полторы сотни десантников из Ульяновска...

Олег Одноколенко
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх