,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Захват «Арктик си» был спланирован в Эстонии
0
Захват «Арктик си» был спланирован в Эстонии


Один из обвиняемых в нашумевшем захвате летом прошлого года судна «Арктик Си» Дмитрий Савин (по другой версии — Савинс) назвал эстонского бизнесмена и историка Эрика Кросса организатором этой пиратской операции. Также он заявил, что к преступлению причастен немецкий предприниматель Сергей Демченко, сообщает РИА «Новости».

Выходец из семьи эстонских диссидентов, предприниматель и автор научных монографий по истории «лесных братьев» Эрик Нейлис Кросс до кризиса вел бизнес в нефтегазовой сфере, а также занимался строительством пансионатов и деловых центров. С наступлением экономического кризиса у Кросса, по словам Савинса, возникли финансовые трудности, вследствие чего он решил пойти на захват судна для получения выкупа.

Решение диковатое для законопослушного бизнесмена, а уж тем более для ученого мужа. Но вполне допустимое для контингента, про который он писал монографии. «Лесные братья» — они ведь так и промышляли, нападая исподтишка. Возможно, историк слишком уж вжился в роль и перепутал, какой сейчас год на дворе. Да и деньги стали нужны. Как же тут не похитить судно бедному эстонцу, если у него пришла нужда?

Савинс занимался предпринимательской деятельностью в Таллине и имел деловые контакты с Кроссом. В прежние времена у них были планы создания судоходной компании с целью ее последующей перепродажи. А надобно вам сказать, что судоходные компании нынче зачастую состоят из одного судна. Это делается для минимизации последствий по искам и штрафам, если они вдруг возникнут — чтобы остальные суда определенного судовладельца не пострадали и на них не было обращено взыскание. Так что и давняя мечта Кросса и Савинса в эту канву вполне укладывалась.

Савинс взялся возглавить захват судна и сколотил команду из авантюрных уголовников. В течение длительного времени группа проводила теоретические и практические занятия, была даже трехдневная тренировка на базе эстонской армии под Таллином.

Первоначально они хотели сделать «гоп-стоп» судну у берегов Португалии, но потом план изменили на более простой – перенесли действие в Балтийское море. Вооружились чем попало: учебными автоматами Калашникова, несколькими охотничьими ружьями и пистолетом «Вальтер».

Сухогруз «Арктик Си», по словам Савинса, в качестве объекта захвата был избран в последний момент. Ключевыми критериями выбора послужили его тихоходность и низкие борта. То есть эстонским пиратам оказалось далеко до сомалийских – взбираться на быстроходные суда с высокими бортами, несмотря на десятимесячные тренировки, они так и не научились. Хорошо, хоть не поранился никто во время операции. Впрочем, хорошо ли?

Следить за передвижением судна группе помогал гражданин Израиля Алексей Керцбур. В своих показаниях Савинс подробно описывает обстоятельства захвата сухогруза и его дальнейшие передвижения по мировому океану.

Поскольку пираты оказались еще более тихоходными, чем корабль, капитан успел связаться с хозяином судна и сообщить ему, что происходит. При таком сценарии предусматривалась эвакуация пиратов с судна, однако здесь сбой дал уже Кросс – он не выполнил взятых на себя обязательств.

Савинс заявляет, что был вынужден вести «Арктик Си» в Атлантический океан, несколько раз «переименовывать судно и самостоятельно связываться с его владельцем, требуя выкуп в 1,5 миллиона долларов».

Но владелец сухогруза, как и страховая компания «Ренессанс», отказывались платить выкуп, время тянулось, захватчики судна «морально разлагались и пили». А в это время в СМИ бродили версии о похищении сухогруза одна экзотичнее другой. Была, например, такая, озвученная одной московской либеральной радиостанцией: сухогруз якобы вез российское оружие для палестинских боевиков, на него напал прознавший о том доблестный израильский спецназ, отогнал в сторонку, оружие перегрузил, а сухогруз затем отпустил.

На деле же «Арктик Си» освободили моряки Черноморского флота РФ. Произошло это 16 августа 2009 года у берегов островного государства Кабо-Верде. На его борту было 15 человек экипажа и 8 пиратов (граждане Эстонии, Латвии, России, а также лица без гражданства), первоначально он следовал с грузом леса из Финляндии в Алжир.

Один из задержанных, Андрей Лунев, пошел на сделку со следствием и в начале мая 2009 года был осужден отдельно от своих подельников. Его приговорили к пяти годам лишения свободы. После этого на сделку со следствием пошел Савин©, и 17 мая его дело тоже передали в суд.

Надо полагать, неудачный опыт с «Арктик Си» надолго отобьет у горячих эстонских парней желание скопировать опыт сомалийских братьев по разуму. Все-таки условия не те, да и менталитет другой.

Справка
«Арктик Си» (англ. Arctic Sea, «Арктическое море») — лесовоз ледового класса с двойным корпусом. Владелец — Great Lakes Feeder Lines, Канада.

Судно получило большую известность в связи с похищением в июле 2009 года. Судно построено в 1991 году на верфи Sedef в Турции по заказу СССР, изначально получило название «Охотское» в честь села на Сахалине. Оснащено двумя кранами грузоподъемностью 25 тонн. На протяжении 2008-го и первой половины 2009 года судно занималось лесоперевозкой на линии Финляндия — Алжир.


Леонид Рудницкий
Журналист, писатель, публицист



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх