,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Сергей Кивалов: «Суд — не акционерное общество «Правосудие»
0
Сергей Кивалов: «Суд — не акционерное общество «Правосудие»

Член Европейской комиссии «За демократию через право», чаще именуемой Венецианской комиссией (ВК), от нашей страны Марина Ставнийчук 7 июня обвинила председателя комитета ВР по вопросам правосудия Сергея Кивалова в манипулировании информацией. Якобы Сергей Васильевич, сделав доклад в ВК, по возвращении в Украину заявил, что там одобрили законопроект № 6450. По словам Марины Ивановны, комиссия на заседании 4 июня этот документ не обсуждала и не оценивала. Г-жа Ставнийчук также выступила за то, чтобы в нашей стране была проведена широкая публичная дискуссия относительно содержания самого законопроекта и сути судебно-правовой реформы.

Что же на самом деле произошло в Венеции? С этим вопросом «2000» обратились к Сергею Кивалову.

— Кому-то очень не хочется, чтобы реформу судебной системы все-таки провели. Не стану переходить на личности, скажу лишь, что прежняя власть — это говоруны, которые заболтали все, что можно. Оно и понятно: произносить пламенные речи, петь на площади, митинговать — не мешки ворочать... Это все в прошлом. Сейчас такие номера уже не проходят. Постоянное втягивание нас в какие-то информационные войны, в политические интриги, в бессмысленные дискуссии ни к чему не приведет. Им не удастся нас отвлечь от работы.

Если говорить о судебной реформе в целом и принятии ключевого закона «О судоустройстве и статусе судей» в частности, то — вопреки нежеланию наших оппонентов сделать судебную систему прозрачной и доступной людям — реформа произойдет и закон будет принят.

Что касается моих высказываний относительно заседания Венецианской комиссии, то хочу подчеркнуть: нигде и никогда не утверждал, будто она «одобрила» законопроект. Такого слова в моих заявлениях вы не найдете. Кому-то хочется выдать желаемое за действительное. Все это примитивные пиар-технологии, применявшиеся сотни раз. Это легко проверить. Думаю, для работников СМИ не составит труда взять стенограмму моего выступления в Венеции, а также просмотреть мои комментарии в прессе после выступления на заседании. Вопросы отпадут сами собой. Прочее — свободная трактовка и лукавство. Кто хочет работать — ищет средство, а кто не хочет — предлагает «широкую дискуссию и круглый стол».

— А о чем вы говорили в своем выступлении?

— В докладе я отметил следующие моменты. Реализация европейских стандартов в реформе судебной системы Украины после принятия Конституции в 1996 г. шла медленно. Венецианская комиссия утвердила три заключения (в 2001-м, в марте 2007-го и 2010 гг.), а наша страна приняла только один закон (в феврале 2002-го), который реализовал промежуточный вариант перестройки судебной системы — так называемую малую судебную реформу. Когда ВК в марте нынешнего года призвала Украину внести изменения в Конституцию, чтобы более полно реализовать принципы независимости судей, у нас возможности повышения независимости и эффективности судебной власти, которые дает действующий Основной Закон, наполовину не были использованы.

Сегодня в области судебной реформы президент, парламентское большинство и правительство работают в двух направлениях.

Во-первых, готовятся и, надеюсь, будут внесены изменения в раздел VIII Конституции «Правосудие».

Во-вторых, ВР приняла в первом чтении новый проект закона «О судоустройстве и статусе судей», который позволяет, не дожидаясь изменения Конституции, достичь значительного прогресса практически по всем направлениям судебной реформы, указанным Советом Европы и ВК. Авторы законопроекта — рабочая группа, в состав которой вошли 19 действующих судей и трое судей в отставке, три сотрудника аппаратов судов, 19 экспертов и ученых, специализирующихся на проблемах судебной реформы. Все ныне действующие суды разных инстанций сохраняются. Будет образован только один новый — Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел. К слову, по законопроекту, который в свое время внес в парламент экс-президент Виктор Ющенко, планировалось создать минимум 29 новых судов!

Напомню, что ВК дважды давала заключения и рекомендации по законопроектам «О судоустройстве» и «О статусе судей» (позже объединенным в один документ). В 2007-м выводы, сделанные комиссией, сводились к тому, что в целом оба документа — высокого уровня и соответствуют нормам европейского права. Тогда члены ВК дали свои рекомендации, с учетом которых законопроект должен был стать одним из самых прогрессивных законов.

— Почему же не стал?

— Еще станет. А тогда помешала политика. Сначала все шло к тому, что законы примут. Депутаты активно «работали над ошибками». Хотя мы должны понимать, что выводы и рекомендации международных структур — не панацея от всех бед: это всего лишь пожелания. Мы сами решаем, к чему прислушаться, а что нам не подходит. Никто лучше нас не знает, что нам нужно, какие именно законы. Однако замечания коллег из Европы от 2007-го года нам показались оправданными. Практически все поправки были учтены депутатами. Тогда было подготовлено 809 поправок!

И вдруг в 2010-м получаем достаточно сдержанный отзыв ВК. В недоумении мы пытались понять, в чем дело. Оказалось, на рассмотрение комиссии попал законопроект вообще без депутатских поправок — то есть все 809 «потерялись» по дороге в Венецию! Случайно ли это произошло? Не думаю. Вот вам чистой воды политическая интрига и «отстаивание национальных интересов» в действии!

— А кто в этом был заинтересован?

— Это же очевидно: тот, кто с принятием закона теряет свои неоправданные, дутые полномочия. А главное — судами и судьями невозможно будет управлять в ручном режиме, как привыкли «оранжевые». Я с 1998-го — народный депутат, все время вхожу в правовые комитеты, в Высший совет юстиции (ВСЮ) и имею возможность сравнивать, как обстояли дела с правосудием при разных президентах. Могу вас заверить, что такого грубого и циничного влияния и давления на судей, как при Ющенко, не было ни при одной власти. Уверен, со мной согласятся все, кому пришлось столкнуться на практике с отечественными судами.

Реформировать систему надо, и причем «на вчера».

— Какие основные изменения произойдут после этой реформы? Они коснутся Верховного Суда (ВСУ)?

— Конечно. Изменится численность его сотрудников: здесь будут работать 20 человек (вместо почти ста). Кроме того, ВСУ наделяется важными полномочиями — выравнивать практику судов кассационной инстанции, рассматривая жалобы на предмет противоречивого применения норм материального права такими судами различной специализации. Этому полномочию придается не исключительный, а ординарный (общий) характер, что не сужает, а расширяет полномочия ВСУ.

Давно стал камнем преткновения вопрос назначения судей на административные должности, т. е. председателей судов и их замов. Когда закончился срок действия переходных положений Конституции, а профильный закон так и не был принят, ВР решила, что пока будет назначать председателей ВСЮ. Однако это ее решение отменил райсуд, который определил, что назначать судей на админдолжности обязан Совет судей. Это, конечно, нонсенс. Совет судей — по сути общественная организация и подобных полномочий априори иметь не может.

Это подтвердила и Венецианская комиссия, указав на то, что админдолжности в судах — прерогатива ВСЮ. Единственное замечание — что не меньше половины его членов должен составлять судейский корпус. Законопроект впервые полностью реализует рекомендацию ВК обеспечить большинство судей в составе ВСЮ. Для этого президент, ВР, а также съезд адвокатов, представителей юридических вузов поступились своими квотами.

В соответствии с Конституцией глава государства и парламент вместе назначают 6 членов ВСЮ. Теперь, с принятием нового закона, четверо из них будут назначаться обязательно из числа судей. Так же обстоит дело и с выдвиженцами от съезда адвокатов и из представителей юридических вузов: на сегодня они вместе назначают 6 членов ВСЮ; по новой редакции закона двое из этих шестерых выберут из судей. Конференция работников прокуратуры назначает двух членов ВСЮ — и один из них обязательно будет судьей.

Таким образом, ВСЮ дополнительно получает еще 7 представителей судейского корпуса, вдобавок к уже имеющимся трем. В результате, получается 11 судей, а на практике — абсолютное большинство из 13-15 судей в составе ВСЮ.

Другому важному органу судебной власти — Высшей квалификационной комиссии судей (ВККСУ), где большинство составляют судьи, передаются все функции по подготовке избрания судей на неограниченный срок и увольнения таких судей за нарушение присяги. Материалы на избрание и увольнение таких судей из ВККСУ прямо попадают на утверждение парламента, минуя Комитет по вопросам правосудия. Так реализуется еще одна ключевая рекомендация ВК.

Кроме того, ВККСУ заменяет областные комиссии в процедуре рекомендации кандидатур к назначению судьями впервые; на нее же возложены обнародование вакансии судьи, проведение госэкзамена для кандидатов, сведение результатов экзаменов в рейтинг и зачисление кандидатов в резерв. Президент и парламент полностью лишаются полномочий назначать членов ВККСУ. Речь идет о беспрецедентных уступках, которые делают президент и законодательная власть ради укрепления власти судебной.

Новые положения законопроекта направлены на преодоление коррупции в судах. Стартовая зарплата судьи низшего уровня и класса повышается впятеро — с 3 тыс. до 14 тыс. грн. (с 300 до 1500 евро). Это, напомню, для «начинающих» судей, не имеющих стажа. Размер зарплаты привязывается к общегосударственной минимальной (которую изменяют исходя из индексов инфляции и цен на потребительские товары). Эта же стартовая зарплата судьи станет отправной величиной для исчисления денежного довольствия судей всех вышестоящих судов (включая ВСУ), для каждого из которых законодательно прописан свой коэффициент. Таким образом, заработные платы украинских судей будут возрастать автоматически — вне усмотрения законодательной либо исполнительной власти.

Это означает, что судье уже не потребуется демонстрировать свою лояльность к действующей власти, к председателю суда, чтобы получить премию, квартиру или какие-либо преференции. Все закреплено законом, давая судье возможность зависеть исключительно от закона. Но мы знаем, что кому много дано, с того много и спросится. Законодатели предусмотрели все для того, чтобы судья не стал коррупционером, и в случае антизаконных, аморальных проявлений он ответит по всей строгости закона. У нас больше не будет «уездных князьков», которых мы же сами и наплодили, дав судьям полнейшую неприкосновенность, особенно тем, кто назначен бессрочно. Законопроектом предусмотрено, что судьи должны декларировать не только доходы (и свои, и родственников), но и расходы — в случае если объем разовой траты превысит размер месячного заработка.

Чтобы устранить задержки в судебной защите, в качестве ориентира для процессуального законодательства установлены сроки рассмотрения большинства дел, сокращенные вдвое. На рассмотрение административных дел в суде первой инстанции отводится 30 дней, на подачу жалобы об апелляции — 10, на рассмотрение апелляции — 30, а на подачу и рассмотрение кассации — соответственно 10 и 30 дней.

Это только некоторые из конструктивных положений законопроекта, цель которого — утвердить в стране справедливый и эффективный суд, вывести на новый уровень независимость судей. Каждый гражданин должен быть уверен: обратившись в суд в надежде защитить и восстановить свои права, он именно это и получит. Я хочу, чтобы в сознании каждого соотечественника было заложено примерно следующее: суд — это не страшно, это не акционерное общество «Правосудие», а та инстанция, где торжествует справедливость.

Законопроект демократичен и сбалансирован. Я также заверил Венецианскую комиссию в том, что одним из главных критериев оценки и внесения поправок в законопроект будут уже имеющиеся у нас несколько ее заключений, где достаточно подробно изложен весь спектр требований европейских стандартов к судебной реформе.

Вот, собственно, и все, что я сказал в Венеции. Моя информация была принята к сведению. От себя хочу добавить, что ВК с нетерпением ожидала действенных мер по проведению судебной реформы, приближающей украинские суды к европейским стандартам. И вот наконец это свершилось.

Владимир КОЛЫЧЕВ



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх