,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Новая власть и Вооруженные силы: 100 дней
  • 5 июня 2010 |
  • 00:06 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 20668
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
Новая власть и Вооруженные силы: 100 дней


Три месяца назад силовые структуры получили нового Верховного Главнокомандующего — вновь избранного президента Виктора Януковича. В июне исполняется 100 дней со дня назначения на должность министра обороны Михаила Ежеля. С одной стороны, эти сроки явно недостаточны, чтобы подводить какие-либо итоги. Но с другой — нам интересны планы нового руководства страны и военного ведомства, а также пути их реализации. Да и повседневная деятельность украинской армии не прекращается ни на день, так же, как и выполнение задач, на нее возложенных.

Ситуация

Новому министру обороны досталось тяжелое наследство. Для украинской армии два последних года были, наверное, самыми тяжелыми за всю ее историю. Цифры более чем красноречивы: в 2008 г. финансирование ВСУ составило 0,99% объема ВВП, в 2009-м — 0,91%. Бюджет, определенный для военных в текущем году, — это всего 13,4 млрд. грн. (с учетом виртуальных средств из Спецфонда), что может удовлетворить минимальные их потребности лишь на 67,9%. Поэтому можно согласиться с высказыванием в 2008 г. о выполнении Госпрограммы развития Вооруженных сил Украины на 2006—2011 гг. Юрия Еханурова — одного из предшественников нынешнего руководителя военного ведомства: с точки зрения финансирования она является проваленной, в нее необходимо вносить коррективы.

Считается, что сегодня из-за недофинансирования эта программа вообще потеряла актуальность (ВСУ недополучили 12 млрд. грн.). Это не позволило создать современную систему управления, силы специальных операций, перейти на цифровую связь, провести модернизацию и закупку новых образцов вооружений и военной техники, ликвидировать ненужные склады и арсеналы, внедрить аутсорсинг и т. п.

Бывший начальник Генерального штаба — Главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал армии Украины Иван Свида: «Критическая точка пока не пройдена. Но она уже близко. Огромные проблемы у нас с материально-техническим переоснащением. Например, Россия по своей программе должна к 2020—2025 годам на 60% модернизировать технику. В Украине есть ряд очень хороших технических разработок. Это танк «Оплот», современные радиолокационные комплексы и ракетное вооружение, боеприпасы. Проблема в том, что из-за отсутствия денег эти разработки не могут пойти в серию. Конечно, немного помочь смогли бы иностранные контракты, но с ними выходит порочный круг: нет денег, и вооружения не идут в производство — иностранные заказчики смотрят на то, что техника не используется в армии страны-разработчика, и побаиваются ее заказывать».

По официальной информации Минобороны, 74% техники, находящейся на вооружении ВСУ, эксплуатировалось более 20 лет и практически исчерпало свой ресурс. За годы независимости в армии принято свыше 100 образцов военной техники, но в общем ее техперевооружение профинансировано лишь на 30,7%. В частности, в 2006—2009 гг. закуплено 56 модернизированных танков БМ «Булат», 87 автомобилей КрАЗ-6322. Сейчас в производстве по заказу ВСУ находятся 10 танков «Оплот» и 29 — «Булат».

Отсутствие средств повлияло на подготовку личного состава — 96% военнослужащих проходят преимущественно теоретическое обучение. В 2009 г. из-за невыполнения условий контракта со стороны МО из армии ушли 1400 контрактников.

Кроме того, после 2011 г. Госпрограммой развития Вооруженных сил Украины на 2006 2011 гг. не предусматривается нахождение в их составе некоторых нынешних структурных подразделений. Расходы на содержание этих «лишних» структур и имущества составляли в 2007 г. 2 647,8 млн. грн. (в общем фонде), в 2008-м — около 3,0 млрд. грн.

В сложившейся ситуации руководство военного ведомства определило для себя главную задачу — не допустить дальнейшего падения уровня боеспособности, стабилизировать состояние ВСУ. Принято решение о концентрации ресурсов на следующих направлениях: миротворческие контингенты, силы специальных операций, силы немедленного реагирования, а также части, несущие боевое дежурство по противовоздушной обороне важных государственных объектов. Все это должно хотя бы частично обеспечить выполнение задач, возложенных на армию.

Уточнение системы координат

Следует понимать, что Минобороны работает в некой условной системе координат, которую нужно уточнить с приходом к власти нового руководства. Одной из главных проблем ВСУ до сегодняшнего дня можно считать потерю государством четких ориентиров своего развития, что делает невозможным и эффективный процесс развития армии как одного из инструментов проведения государственной политики. Политики могут менять векторы своих интересов и взаимоотношений чуть ли не ежедневно, называя это многовекторностью. Но армия по определению должна ориентироваться на долгосрочные, сугубо государственные интересы, а не на временные политические вкусы.

Поэтому сегодня уточнение внешнеполитических ориентиров украинского государства является безусловно важным для военных. То есть, с одной стороны, Украине нужно исправить существующий дисбаланс в отношениях с Россией и возобновить конструктивное и взаимовыгодное взаимодействие с ней в военной сфере. А с другой — не потерять конструктивные и полезные результаты, достигнутые в сотрудничестве с западными государствами, и развивать их далее.

Бывший начальник Генерального штаба — Главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал армии Украины Иван Свида: «Со вступлением в альянс должны разбираться политики, но сотрудничать с НАТО нам нужно. У Европы накоплен огромный опыт по реформированию и подготовке армии, так что у нас нет необходимости изобретать велосипед. Кроме того, у нас есть возможности выполнять общие задания, проводить учения. Это улучшает боеспособность нашей армии. Да и просто было бы абсурдом, если бы одна из крупнейших стран Европы не принимала участие в обеспечении региональной безопасности».

Нельзя закрывать глаза на то, как, например, в соседней Румынии политики и государственные деятели все чаще стали публично выдвигать территориальные претензии к нашему государству, — нужно соответствующим образом на это реагировать, в том числе и несиловыми способами военного сдерживания. Хотя, безусловно, говоря о партнерах и оппонентах, не следует забывать известную истину: у государства нет вечных союзников и врагов, а есть лишь вечные интересы.

Для выполнения любых планов необходимо финансовое обеспечение. Сумма, заложенная в госбюджете-2010 для ВСУ, больше, чем в прошлом году, но намного меньше, чем запрашивало Минобороны. Минимально необходимый бюджет для развития армии — 19,8 млрд. грн. (1,83% ВВП), а выделили лишь 13,4 млрд. Т. о. при условии 100%-ного наполнения спецфонда на содержание армии пойдет 70% средств, при этом реально ожидается не больше 50—60% выделенных средств. Правда, руководители ведомства подчеркивают, что имеют абсолютную поддержку власти, в первую очередь Президента Украины — Верховного Главнокомандующего Виктора Януковича. Поэтому Минобороны ожидает получить на протяжении года дополнительно 785 млн. грн. из Стабилизационного фонда*.

_______________________________________________

*В мировой практике на содержание вооруженных сил обычно направляют 1,5—3% ВВП. Соответствующие показатели у наших соседей: в Польше — 2%, Болгарии — 2,6%, Турции — 4%, России — 3,2%.

Более того, Кабинет Министров недавно подготовил проект постановления «О прогнозных показателях расходов из общего фонда государственного бюджета на потребности обороны на период до 2023 года». Целью этого документа является обеспечение оборонного планирования на перспективу, правовых основ для оборонного обзора органами госвласти, выработки стратегии развития ВСУ и других формирований на долгосрочный период. Главным распорядителям бюджетных средств, выполняющим задачи в сфере обороны, и Минфину рекомендуется с 2011 г. при составлении проекта годового госбюджета учитывать прогнозные показатели как минимальные бюджетные расходы на потребности обороны.

Прогнозные показатели расходов из общего фонда государственного бюджета на потребности обороны на период до 2023 года



Новая власть и Вооруженные силы: 100 дней


Отсутствие этих показателей не позволяет завершить оборонный обзор в Украине, спланировать развитие ВСУ и других военных формирований на средне- и долгосрочную перспективу, процесса вооружения армии, а также отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Это далеко не окончательные цифры, а лишь самый общий прогноз. Но беспристрастный анализ вышеупомянутых объемов финансирования более чем наглядно показывает, в каких условиях новому руководству Мин-обороны предстоит разрабатывать и реализовывать свои планы в течение ближайших лет.

Новые планы и взгляд со стороны

Новое руководство МО уже определило основные мероприятия на 2010 г. по направлениям.

На первом месте — повышение боеготовности войск, прежде всего воинских частей и подразделений Объединенных сил быстрого реагирования, дежурных сил противовоздушной обороны. Далее — поддержание в боеспособном состоянии вооружений и военной техники, создание многофункционального ракетного комплекса, отечественного боевого корабля класса «корвет», завершение государственных испытаний и строительство двух серийных самолетов Ан-70, модернизация боевой авиации и средств противовоздушной обороны.

Среди приоритетов также создание единой автоматизированной системы управления ВСУ и переход на современные информационно-телекоммуникационные средства.

Предусматривается освобождение воинских частей от выполнения несвойственных им функций по содержанию непригодных боеприпасов, вооружения и избыточного имущества, по охране высвобожденных военных городков.

В поле зрения МО остается выполнение международных обязательств Украины в военной сфере, прежде всего участие в миротворческих операциях, а также углубление сотрудничества с военными ведомствами РФ и других стран СНГ.

Понятно, что хочется видеть решение всех этих проблем немедленно, не ожидая завершения выполнения тех или иных долгосрочных планов. Это оправданно, так как изменения ожидаются уже давно, но на протяжении нескольких предыдущих лет, когда и государство, и силовые структуры находились в ручном управлении, общество, к сожалению, получало только обещания, за которыми было мало практических шагов.

Но следует помнить, что ВСУ представляют собой большой и сложный организм, который живет и развивается по определенным законам. И оценить эффективность армии в полной мере можно лишь тогда, когда, не дай бог, ее потенциал придется использовать для вооруженной защиты государства. Все другое — это длительная и кропотливая работа: подготовка личного состава, вооружения, инфраструктуры, — а она не всегда заметна стороннему наблюдателю. Поэтому попробуем на основе анализа гипотетической ситуации спрогнозировать меры, на которых целесообразно сосредоточиться новому руководству Минобороны.

Во-первых, вооруженные силы любого государства, и Украина тут не исключение, развиваются в соответствии с планами: краткосрочными, среднесрочными и т. п. В настоящее время действует Государственная программа развития Вооруженных сил Украины на 2006—2011 гг. При всех своих минусах ее положения достаточно оптимальны для нашего государства и его армии в нынешнем их состоянии. Другое дело, что программа не выполняется в полном объеме. Поэтому, по-видимому, для команды Михаила Ежеля встает задача своевременно внести в нее соответствующие коррективы и за оставшийся срок обеспечить безусловное выполнение намеченного.

Во-вторых, следует выявить слабые места всех действующих программных документов и соотнести содержание последних с непрерывно изменяющейся ситуацией в стране и мире. Не думаю, что кто-то будет отрицать существование ряда задач, которые нашим вооруженным силам еще только предстоит научиться выполнять. Например, на современном уровне проводить мероприятия по информационному влиянию (включая информационно-психологические операции в условиях мирного времени). Или как можно более полно использовать возможности космоса в интересах национальной безопасности и обороны — Украина, будучи ракетно-космическим государством, пока делает это в минимальной степени. Во всяком случае СМИ неоднократно сообщали, что около 90% мероприятий в этой сфере проводится в рамках деятельности Национального космического агентства и только 10% — Минобороны.

Другая проблема — наши Вооруженные силы в условиях мирного времени пока не готовы проводить на высоком уровне силовые операции за рубежом (за исключением миротворческих). Но это очень актуально, потому что нужно защищать наших соотечественников за рубежом от пиратов, террористов и других «плохих парней» не только путем выплаты выкупов. Первую скрипку в этом должны играть силы специальных операций, о создании которых, к сожалению, больше говорят, чем что-либо для этого делают. Собственно, предшественники Михаила Ежеля вообще не пытались решать эти вопросы системно и в полном объеме, и перед новым министром — широкое поле для конструктивного творчества.

Все упомянутое должно найти отображение в стратегическом планировании. И уже сегодня эти задачи значатся в разрабатываемых проектах госпрограммы развития ВСУ на 2011—2015 гг. и модели ВСУ образца 2025 г.

Первые итоги

Стодневное пребывание Михаила Ежеля на посту министра обороны уже имеет результат — отставку начальника Генштаба — Главнокомандующего Вооруженными силами Украины генерала Ивана Свиды. И это наиболее масштабная кадровая перестановка за последнее время. Особо не скрывается, что отставка произошла по политическим мотивам.

«Как офицер и ответственный человек я готов работать в сложных условиях на укрепление обороны страны. В сложившейся ситуации я признаю право президента реализовать свое видение путей развития Вооруженных сил. Он будет это делать с другим начальником Генерального штаба. За должность я не держусь. Благодарен генералам, офицерам, всему личному составу Вооруженных сил за те непростые и ответственные задачи, которые нам совместно удалось реализовать в интересах укрепления обороноспособности Украины», — заявил генерал.

Стоит заметить, что свой пост Иван Свида занимал недолго — его назначение состоялось осенью прошлого года, после того как предыдущий глава Генштаба Сергей Кириченко подал в отставку по состоянию здоровья. Генерал Свида занял высокую должность, пользуется уважением как среди руководящего состава армии, так и непосредственно в войсках.

Причин добровольной отставки называют несколько. Среди самых поверхностных — несогласие генерала с тем, как изменилась политика украинского руководства, в т. ч. в отношении России и НАТО, особенно в аспектах, напрямую связанных с военной безопасностью. Это подписание договоров о продлении срока аренды базы для Черноморского флота России, возвращение в Крым российских контрразведчиков, заявление украинского министра иностранных дел о том, что Украина сохранит на долгие годы внеблоковый статус (и потому окончательно отказывается от вступления в обозримом будущем в НАТО). Назначенный президентом Ющенко генерал армии Свида в определенной мере разделял его взгляды, иначе ему не доверили бы самую высокую должность.

Более реальна другая причина — проблемы внутри Вооруженных сил и в Министерстве обороны. С одной стороны, как самый главный военный, начальник Генштаба несет персональную ответственность за состояние армии, о тяжелом положении которой знают все. А с другой — ресурсы, которые выделяются на ее нужды, настолько ничтожны, что превращают начальника Генштаба в заложника возможных непредвиденных обстоятельств — техногенных аварий на складах боеприпасов, ЧП с физически устаревшей авиацией и т. д. — и реальных социальных проблем, существующих в армии. Добавим к этому факт прихода новой команды Михаила Ежеля. Собственно говоря, ее-то и командой назвать тяжело, так как новая власть навязала новому министру практически всех его заместителей. Причем некоторые из них были в свое время и в подчинении Ивана Свиды. И у каждого — свои цели, свое видение будущего Вооруженных сил. А начальник Генштаба автоматически становился «точкой пересечения» векторов их деятельности...

Новые реалии, новые вызовы и угрозы в сфере безопасности требуют решительных шагов по трансформации национальных Вооруженных сил, переводу их на качественно новые стандарты, интеграции с другими институтами государственной власти и кооперации в пределах существующих систем международной безопасности. Развитие ВСУ уже сегодня должно быть направлено на достижение качественных показателей. Поэтому построение новой модели украинской армии требует от команды Михаила Ежеля поиска новых, нестандартных подходов и решений, которые были бы поддержаны в войсках и позволили бы компенсировать существующие ресурсные ограничения.

От редакции

30 мая президент своим указом назначил начальником Генштаба — Главнокомандующим Вооруженными силами Украины генерал-лейтенанта Григория ПЕДЧЕНКО.

Справка «2000»

Новая власть и Вооруженные силы: 100 дней


Григорий Николаевич родился 3 января 1955 г. В 1979 г. закончил Московское высшее общевойсковое училище, в 1988 г. — военную академию им. Фрунзе, в 1996 г. — оперативно-стратегический факультет академии Вооруженных сил Украины. С 2003-го по 2005 г. — командующий войсками Южного оперативного командования Сухопутных войск. В 2005 г. уволен в запас в звании генерал-лейтенанта. С 2006-го по 2010 г. — депутат Одесского облсовета от ПР. Распоряжением Кабмина от 31 марта 2010 г. назначен на должность первого заместителя министра обороны. Женат, имеет двух дочерей.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх