,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Эра дешевого газа минула О перспективах освоения Черноморского шельфа
  • 29 мая 2010 |
  • 13:05 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 97046
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


Общие сведения


За последние два года в мире около 70% новых открытий нефтегазовых месторождений пришлись на морские зоны. Прогнозируется, что мировой спрос на углеводороды вырастет примерно на 15—20% в ближайшие 10 лет, поэтому освоение шельфа является приоритетной задачей для развития мировой экономики. Например, по данным правительства США, запасы нефти на американском шельфе составляют около 12 млрд. т, а газа — 12 трлн. куб. м. По сообщению Минприроды РФ, общие ресурсы шельфа РФ составляют около 100 млрд. т условного топлива (у. т.) в нефтяном эквиваленте, а запасы шельфа примерно на 75% — газовые месторождения.


Анализ обобщенных данных по освоению Черноморского шельфа в Причерноморских странах, приведенных в табл. 1 показывает, что все Причерноморские страны для освоения шельфа привлекают инвесторов — зарубежные компании, имеющие финансовые ресурсы и необходимые технологии. В настоящее время Украина не имеет ни технических, ни финансовых возможностей для самостоятельной разработки и добычи углеводородов на глубоководных месторождениях шельфа. На сегодняшний день степень освоения украинского шельфа составляет около 3%, а суточная добыча в украинском секторе шельфа Черного моря составляет около 2 млн. куб. м природного газа.


Освоение Черноморского шельфа требует значительных инвестиций. Например, по словам президента компании Vanco Prуckerchenska Ltd. Джима Бауна, стоимость одной скважины на шельфе может составить около $70 млн. Площадь участка, на котором планирует работать инвестор, составляет 12,96 тыс. кв. км, а глубина моря изменяется от 70 м до 2,2 км.


Эффективная организация работ с инвесторами: улучшит инвестиционный климат (позволит получить около $15 млрд. инвестиций), который необходим для экономического развития Украины; повысит экономический потенциал страны (в бюджет страны будут поступать значительные финансовые ресурсы — до 65% стоимости добытых углеводородов); ускорит освоение перспективных участков шельфа и устранит дефицит углеводородов в стране.


Цена ошибки в разработке нефтегазовых месторождений шельфа очень высока. Например, затраты на ликвидацию последствий техногенной катастрофы на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая затонула в Мексиканском заливе в апреле этого года на глубине 1500 м, могут составить около $12 млрд., а нанесенный ущерб окружающей среде (по оценке американских экспертов, в результате аварии из скважины вытекала нефть объемом от 700 т до 7000 т в сутки и попутный нефтяной газ) — невосполним. Техногенная катастрофа, по экспертной оценке телеканала CBS (США), может оказать влияние на всю мировую экономику: если British Petroleum обанкротится под давлением судебных исков, то цены на нефть могут существенно повыситься.


Таблица 1. Обобщенные данные по освоению Черноморского шельфа в Причерноморских странах



Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


По данным сайта http://en.wikipedia.org/wiki/Deepwater_Horizon, полупогружная плавучая буровая установка Deepwater Horizon построена судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries (Южная Корея) в 2001 г. Способна бурить скважины до 9000 м на глубине моря до 3000 м. Тоннаж — 52 587 т. Длина/ширина/высота — 112/78/97,4 м. Средняя осадка — 23 м. Экипаж — 146 человек. Стоимость платформы — $560 млн. Среднесуточный тариф эксплуатации — около $500 тыс. Стоимость трехлетней аренды платформы (до сентября 2013 г.) — $544 млн. Владелец платформы — компания Transocean, а оператор — корпорация British Petroleum.


В течение длительного времени нефтегазовые компании развитых стран обеспечивали целевое финансирование научно-технических разработок в области совершенствования технологии добычи углеводородов на морском шельфе. В настоящее время для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе в ведущих странах мира организовано производство высокотехнологичных комплексов и систем: для бурения на шельфе используют морские буровые платформы (МБП) различных типов, а для добычи углеводородов — морские производственные платформы и системы. На Мировом нефтяном конгрессе (World Petroleum Congress) в 2002 г. глубина моря: меньше чем 400 м признана как обычная глубина (от англ. conventional water depth); 400—1500 м — как глубоководная (deepwater) и выше 1500 м — как сверхглубокая (ultra-deepwater). Исходя из этого морские технологические комплексы, по возможности их использования на различных глубинах моря, классифицируются как обычные, глубоководные и сверхглубокие.


Справка. С анализом современного состояния морских технологических комплексов можно ознакомиться, например, в статьях: Франчук В. Г., Чупрун В. П., Яремийчук Я. С., Шваченко И. И., Струневич О. В. Анализ современного состояния морских технологических комплексов // «Hефть и газ». — № 9. — 2009. — C. 22—30; Самоподъемные буровые установки: аналитический обзор «Hефть и газ». № 1. — 2010. — С. 28—39.


Перечень наиболее применяемых морских буровых платформ, которые могут быть использованы для освоения Черноморского шельфа, приведены в табл. 2 и 3.


Таблица 2. Использование морских буровых платформ в мире (на 30.04.2010 г.)



Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


Анализ данных, приведенных в табл. 2 и 3 показал, что мировой экономический кризис и падение цен на нефть обусловили уменьшение спроса на бурение скважин. Имеется тенденция уменьшения строительства морских буровых платформ всех типов. Это объясняется насыщенностью рынка, влиянием мирового экономического кризиса и падением цен на нефть. В мире из общего количества 1247 морских буровых платформ используется лишь 736 единиц, т. е. их относительное использование составляет 59% (на 01.01.2010 г.). Наибольшее распространение в мире получили самоподъемные буровые установки (СПБУ) — 514 единиц, а далее идут морские стационарные платформы — 250 и полупогружные плавучие буровые установки — 224. В 2010—2013 гг. планируется построить 103 единицы передвижных морских буровых платформ, в том числе: самоподъемных буровых установок — 42; полупогружных плавучих буровых установок — 26; буровых суден — 35


Таблица 3. Количество строящихся МБП в 2010—2013 гг.



Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


Крупнейшим собственником буровых платформ является компания Transocean Inc. — 143 единицы, использование которых составляет 70,6%, а далее идут компании: Nabors Offshore — 74 единицы (37,8% имеют контракт); Noble Drilling — 64 единицы (76,6% имеют контракт).


Крупнейшими операторами буровых платформ являются компании: Petrobras — 54 единицы; Shell — 44; Pemex — 43; ONGC — 39.


Для разработки нефтегазовых месторождений используются плавучие производственные системы (в состав системы могут входить буровые судна и глубоководные морские платформы различных типов, оснащенные буровым и нефтегазодобывающим оборудованием). До 2013 гг. прогнозируется построить около 120 плавучих производственных систем, на общую сумму $45,8 млрд. (средняя стоимость одной системы — от $380 млн.). При этом 59% объема производства предназначено для глубоководных районов шельфов Африки, Северной и Латинской Америки.


Схема освоения нефтегазовых месторождений на шельфе



Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


Как видно, для извлечения углеводородов на шельфе необходимо бурить скважины глубиной от 3000 до 9000 м, что связано со значительными затратами


Стоимостные факторы


По экспертной оценке российских специалистов, стоимость бурения одной скважины на шельфе Черного и Охотского морей составляет не менее $50 млн., а в Карском море — от $20 млн. (по ценам 2008 г.).

Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


Для сравнения в табл. 4 приведены данные за 2009 г. о средней стоимости бурения скважины на британском шельфе Северного моря.


Например, в 2006 г. средняя стоимость бурения скважины в Центральном районе Северного моря составляла около $35—50 млн. (в условиях высокого давления и температуры на забое скважины).


В Мексиканском заливе бурение сверхглубокой скважины стоит в среднем больше $100 млн., а среднегодовые эксплуатационные затраты (2006 г.) на добывающую скважину составляли: $10,3 млн. для глубины воды до 30 м; $10,6 млн. — 90 м; $12,2 млн. — 200 м.


По данным U.S. Energy Information Administration и American Petroleum Institute, средняя стоимость 1 м проходки скважины на шельфе непрерывно увеличивается. Например, если в 2000 г. она составляла $396, в 2003 г. — $836, то в 2007 г. — $2200.

Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


В качестве примера в табл. 5 приведены среднесуточные тарифы эксплуатации МБП. Анализ данных показывает, что разброс эксплуатационных затрат для МБП зависит от возраста установки, района размещения, глубины моря и бурения скважины. Наиболее дорогие в эксплуатации плавучие глубоководные и сверхглубокие буровые платформы.


Значительные затраты на бурение скважин, эксплуатационные расходы на добычу, транспортировку и переработку газа и нефти, которые ежегодно увеличиваются, приводят к непрерывному увеличению стоимости на энергоносители в мире, что в свою очередь удорожает стоимость производства металла, труб и оборудования для освоения шельфа.


В табл. 6 приведены данные об изменении средней стоимости (в $ млн.) наиболее распространенных (по количеству производства) проектов СПБУ по годам.


Анализ данных приведенных в табл. 6 показывает, что, при длительности строительства одной СПБУ около 30 месяцев, задержка строительства приводит к существенному увеличению стоимости СПБУ (до 50% исходной).


Таблица 6. Изменение средней стоимости (в $ млн.) наиболее распространенных проектов СПБУ по годам



Эра дешевого газа минула  О перспективах освоения Черноморского шельфа


Имея вышеприведенные среднемировые стоимостные данные можно подсчитать необходимые минимальные затраты на освоение континентального шельфа Черного моря. Например, для увеличения добычи газа с 2 млн. куб. м в сутки (это около 0,7 млрд. куб. м в год) до 60 млн. куб. м в сутки (это около 21 млрд. куб. м в год, чтобы исключить импорт газа) необходимо пробурить не менее 100 скважин (при условии, что все они будут высокопродуктивные) в течение 10 лет. Технико-экономические расчеты по ценам 2009 г. показывают, что в ближайшие 10 лет понадобится около $25 млрд. инвестиций для освоения шельфа. В последующие годы для поддержания добычи газа на заданном уровне ежегодные эксплуатационные затраты будут составлять не менее $2,5 млрд., а себестоимость добычи газа составит не менее $120 за 1000 куб. м.


При этом необходимо будет организовать производство современных высокотехнологичных самоподъемных буровых установок и полупогружных плавучих буровых установок совместно с ведущими судостроительными компаниями мира. Это благотворно скажется на экономике Украины — привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест на промышленных предприятиях Украины (судостроительные, машиностроительные, металлургические, химические, электротехнические, приборостроительные и др.).


Выводы


1. Перспективы развития нефтегазодобычи на Черноморском шельфе связаны с освоением месторождений, расположенных в шельфовой зоне на глубинах до 2200 м, что влечет за собой значительные финансовый и экологический риски — это предотвращение возможности загрязнения внешней среды, воспламенения и утечки углеводородов.


2. Для реализации функционирования технологической цепочки по извлечению углеводородов на Черноморском шельфе: «геологоразведка — бурение — обустройство месторождения — добыча — подготовка до транспортировки — транспортировка углеводородов» и увеличения добычи газа до 20 млрд. куб. м в ближайшие 10 лет понадобится не менее $25 млрд. инвестиций. В последующие годы для поддержания добычи газа на заданном уровне ежегодные эксплуатационные затраты будут составлять не менее $2,5 млрд., а себестоимость добычи газа составит не менее $120 за 1000 куб. м.


3. Организация производства высокотехнологичных морских буровых и добывающих платформ совместно с ведущими судостроительными компаниями мира благотворно скажется на экономике Украины — позволит привлечь инвестиции и создать дополнительные рабочие места на промышленных предприятиях Украины.


4. Эффективная организация работ с инвесторами: улучшит инвестиционный климат, который необходим для экономического развития Украины; повысит экономический потенциал страны; ускорит освоение перспективных участков шельфа и устранит дефицит углеводородов в стране.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх