,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Что НЕ обсудили Медведев и Янукович Экономика, экономика и... все время экономика?
  • 29 мая 2010 |
  • 13:05 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 8253
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Что НЕ обсудили Медведев и Янукович  Экономика, экономика и... все время экономика?


Отшумели напыщенные речи во время и после визита президента России в Украину, завершилась череда «круглых столов» и пресс-конференций, на которых эксперты проанализировали итоги визита (большей частью даже не ознакомившись с итоговыми документами, подписанными делегациями). Думаю, теперь настала пора поговорить не только о том, что было подписано и сказано двумя президентами, но и о том, что не было подписано и не было сказано.

Мечта поколений тарасюков и огрызков осуществлена!

Сразу хочу пояснить свою позицию относительно долгожданного официального визита главы российского государства в Киев. Я расценивал и расцениваю этот визит как очень важную поворотную веху на пути перезагрузки отношений между Украиной и Россией. Даже если бы президенты ничего не подписали, сам факт возобновления официальных визитов лидеров наших держав друг к другу является позитивным свидетельством того, что черный период во взаимоотношениях между странами, связанный прежде всего с бездумным антироссийским курсом Виктора Ющенко, канул в Лету.

И уж тем более этот визит можно считать результативным ввиду того, что президентами и членами обеих делегаций подписаны очень важные документы. Политологи, дипломаты и журналисты единодушно на первый план по значимости выдвигают соглашение о демаркации сухопутной границы. Хотя я не стал бы преувеличивать значение этого договора. Демаркация — это всего лишь дорогостоящая формальность, на которую у Украины все равно в ближайшее время денег не будет.

Но, с другой стороны, меня поражают комментарии некоторых оппозиционных экс-дипломатов, которые так долго уверяли нас в том, что подобное соглашение является чуть ли не вопросом жизни и смерти для молодой Украинской державы, а теперь солидаризуются со мной, заявляя о второстепенности данного договора. Поколения тарасюков, огрызков и иже с ними постоянно твердили нам, что от подобного соглашения зависит чуть ли не судьба безвизового режима для Украины в Европе. Впочем, я не помню ни одного европейского чиновника, который увязывал бы эти два вопроса. Мало того, Россия без крика о своей «европейскости», не открывая в одностороннем порядке границы для граждан ЕС, продвинулась по пути к безвизовому режиму с Европой гораздо дальше, чем Украина. Причем, заметьте, никто от России демаркации границ со всеми своими соседями не требует.

На самом деле никогда вопрос формальной демаркации границ с соседями не являлся препятствием для получения безвизовых режимов с ЕС. Это даже не было препятствием для членства государств в Евросоюзе. Так, страны Прибалтики вступили в ЕС и Шенгенскую зону в 2004 г., а демаркация границ с Белоруссией у некоторых из них состоялась лишь в 2008 г. Хорватия получила безвизовый режим с ЕС чуть ли не сразу после распада Югославии, хотя демаркационные споры и даже войны с соседней Сербией у нее продолжались еще многие годы. А Сербия буквально в прошлом году получила безвизовый режим с ЕС — и это при том, что львиная доля членов Евросоюза признала независимость Косово, а Сербия, само собой, не только границ с Косово не демаркировала, но и по-прежнему считает его составной частью своего государства.

Россия тоже не раз подчеркивала, что вопрос демаркации уже давно определенной сухопутной границы с Украиной для нее не был особо принципиальным. Подписав сейчас данное соглашение вне привязки к более спорному вопросу делимитации морской границы, Москва пошла навстречу пожеланиям нескольких поколений украинских дипломатов. Поэтому особенно удивительно слышать возмущенные возгласы некоторых из этих дипломатов. Нет никаких сомнений, что для них противно любое сближение с Россией — даже если это сближение происходит в связи с движением Москвы навстречу пожеланиям украинской стороны.

«Экономикоцентризм» возвращается?

Гораздо более важными мне показались подписанные под пристальными взорами президентов соглашения министров культуры и образования наших государств. При этом, прямо скажу, вызвало некоторое беспокойство заявление Дмитрия Медведева: «Нам нужно заниматься сначала экономикой, потом еще раз экономикой, потом... снова экономикой». Президент России, правда, сразу же вспомнил, что между нашими государствами существуют и проблемы «в других сферах». «Но экономика, во-первых, важнее, — пояснил он, — и, во-вторых, здесь, может быть, проблемы наиболее опасны».

На фоне того, что основные соглашения, подписанные во время встреч Медведева и Януковича, касались гуманитарной сферы, согласитесь, сведение основных проблем, накопившихся между Украиной и Россией, исключительно к экономической тематике выглядит довольно пикантно. Конечно, легче всего объяснить эту фразу обстоятельствами, при которых она была сказана: все-таки российский президент встречался с украинскими олигархами и говорил о том, что интересует тех в первую очередь. Однако буквально за час до этого он встречался со студентами Киевского университета, львиная доля из которых была гуманитариями, и говорил фактически то же самое.

Поневоле когда звучат подобные идеи (экономика, экономика и все время экономика), возникает тревожный вопрос: а не возвращаются ли «старые добрые» времена, когда Москва фактически субсидировала украинскую экономику дешевыми энергоресурсами, закрывая глаза на ряд серьезных проблем гуманитарного свойства и на тот факт, что под боком у России стремительными темпами формируется откровенно антироссийский и даже русофобский идеологический проект размером с целое государство? Не секрет, что в период с 1991 г. по начало 2000-х годов мы неоднократно из уст различных государственных деятелей и Украины, и России слышали слова о том, что «экономика всему голова». Нас уверяли, что «главное — развивать экономические связи и товарооборот, а все остальное само приложится». Как показали события 2004 г., не «приложилось».

После Майдана мы не раз могли убедиться, что Россия извлекла уроки из событий в Грузии, Украине и Киргизии, перейдя к более прагматичным отношениям со всеми соседями и уделяя более значительное внимание, чем прежде, гуманитарным и идеологическим проектам (особо обращаю внимание, что за эти проекты вплоть до своего избрания президентом отвечал именно Дмитрий Медведев). И эта политика начала давать весомые результаты для России на постсоветском пространстве, что отмечают сейчас фактически все западные аналитики. Любого, кто заинтересован в продолжении этой успешной политики, не может не волновать перспектива возврата к идеологии «экономикоцентризма», когда во главу угла ставили экономические вопросы, а спорные пункты повестки дня попросту выносились за скобки. Нагляднее всего такая политика проявлена в Большом договоре о дружбе между РФ и Украиной.

Мне кажется в этой связи, что сейчас крайне важно предостеречь и Киев и Москву от возвращения к исключительно экономической повестке дня. Экономика экономикой (никто, само собой, не выступает против тесного развития экономических связей), но важно выделить ряд серьезнейших проблем, которые должны быть первоочередными для нас. Некоторые из них гораздо важнее вопроса о том, кому достанется то или иное предприятие.

Теперь и Москва берется поддерживать «Трипільське коло»

Конечно же, в первую очередь следует выделить не решаемую уже десятилетиями проблему нарушения языковых и национальных прав русских и русскоязычных жителей Украины. Отмечу поразительный факт: почти за два десятилетия раздельного существования наших государств ни разу(!) ни один президент РФ во время визитов в Украину не провел встречу с представителями местных русских организаций. В других государствах подобные встречи — обычное дело.

По словам представителей Московского дома соотечественников, выступавших на прошлой неделе в Киеве, только за последнее время состоялось по меньшей мере восемь подобных встреч в разных государствах. Так, в марте этого года Медведев в Париже встречался с представителями русской диаспоры Франции. Для сравнения: во Франции проживают около 100 тысяч русских, а в Украине согласно результатам переписи 2001 г. людей, которые идентифицировали себя как русские, насчитывалось восемь с лишним миллионов.

Понятно, встречи с деловыми кругами Украины очень важны. Но, скажем, на состоявшейся в прошлые выходные в Киеве Региональной конференции российских соотечественников Белоруссии, Молдавии и Украины глава украинской организации «Русское собрание» Алла Потапова сообщила, что деятелей русскоязычной культуры Украины, местных писателей, театральных деятелей, композиторов оповестили, что готовится встреча с ними министра культуры РФ А. Авдеева. Однако в последний момент русских писателей Украины уведомили, что встреча отменяется, и причин отмены никто не объяснил.

Может, этим и объясняется тот факт, что в соглашении министерств культуры дело защиты языковых и культурных прав свелось лишь к одному маленькому пункту: «В пределах своей компетенции Стороны обеспечивают удовлетворение культурных потребностей лиц, которые относятся к числу украинского национального меньшинства в Российской Федерации, и лиц, которые относятся к числу русского национального меньшинства в Украине». Вот и все, собственно. А далее министр культуры Украины может трактовать сферу своей «компетенции», как ему вздумается.

К примеру, в компетенции украинского министра культуры отменить неконституционный, незаконный, дискриминационный приказ своего предшественника от 18.01.2008 г. об обязательном дублировании всех иностранных фильмов на украинский язык, что является грубым нарушением и Конституции, и закона «О кинематографии», и соответствующего разъяснения Конституционного Суда Украины. Но вместо этого мы слышим невнятные, обтекаемые объяснения министра Михаила Кулиняка о правомочности приказа и последовавших за ним циркуляров Госкино. Разве эта позиция украинского государства не стоит того, чтобы на нее реагировала Москва? Мы же понимаем, чьи национальные и языковые права нарушают данные подзаконные и незаконные акты украинского Минкульта и Госкино.

В соглашении министерств культуры значительное место уделяется обмену концертными, театральными коллективами. Министры договорились о том, что обе стороны будут активнее вовлекать в украинские фестивали российских исполнителей, а в российские — украинских. И это здорово! Я, кстати, целиком солидарен с заявлением депутата Госдумы РФ, директора Института стран СНГ Константина Затулина, который, анализируя итоги визита Медведева в Киев, сказал: «Наши власти в лучшем случае приглашают бизнесменов, которых заведомо на Украине подозревают в том, что они собираются похитить все у украинцев. Это не самый лучший отряд имиджмейкеров России здесь». Если бы российский президент взял с собой в Киев не десант российских олигархов во главе с Олегом Дерипаской (или не только этот десант), но и популярных в Украине деятелей российской культуры и искусства, то, мне кажется, это наполнило бы визит особым смыслом для рядовых украинцев.

А если бы министр культуры РФ все-таки встретился с деятелями русской культуры Украины, то, возможно, был бы подкорректирован и текст упомянутого соглашения, который напрочь игнорирует этих самых деятелей.

Судя по перечню мероприятий, к которым стороны обязались привлекать российских звезд, подходы украинского Минкульта к понятию «отечественная культура» совершенно не изменились по сравнению с мракобесными взглядами предшественника Кулиняка. В течение нескольких лет деятели русскоязычной культуры Украины (группа «Грин Грей», «Братья Карамазовы», композитор Владимир Быстряков и др.) протестовали против того, что украинская власть создает искусственные препоны для развития русскоязычного творчества в стране, игнорирует отечественную русскоязычную культуру.

В свое время показательный тезис выдвинул Олег Скрипка: «Давайте не будем вилять хвостом, выкручиваться: украинская музыка — это музыка на украинском языке». Я уж не знаю, как музыку можно переводить на какой-то язык, пусть эта фраза остается на совести самого Скрипки. Но именно так предыдущее украинское Министерство культуры и делило отечественных исполнителей — на украинских и остальных, «неукраинских», отрезая последних от каких-либо государственных программ

А посмотрите перечень мероприятий, куда украинский Минкульт подрядил приглашать российских исполнителей — здесь все то же, что было и год назад! Пул певцов, обслуживавших Юлию Тимошенко, остается нетронутым. К примеру, российская сторона приглашается к участию в «эко-культурном» фестивале «Трипільське коло»! Остался в пуле и фестиваль украинизатора Олега Скрипки «Країна мрій». Ясное дело, «Братьям Карамазовым» или Быстрякову при таких подходах места не находится ни в России, ни на Украине — и там и там они считаются «чужими».

Министры культуры наших государств договорились приглашать украинских исполнителей в Россию. Кого именно? Буквально через несколько дней после подписания этих документов в Перми состоялся этап фестиваля «ГОГОЛЬFEST», который также упоминается в соглашении. Украину представляли те самые «Вопли Видоплясова» и Олег Скрипка! Таким образом, вольно или невольно Россия тихонечко соглашается с позицией предшественников Кулиняка: мол, украинскую культуру не могут представлять русскоязычные жители этой страны. Но что же делать этим русскоязычным? Все-таки жаль, что министр культуры РФ передумал с ними встречаться.

На идее «Карты русского» хотят поставить крест

К сожалению, для русских Украины и сопредельных России государств, для той категории населения, которую в Москве принято называть «российскими соотечественниками», готовят еще один неприятный сюрприз. На днях в Госдуме РФ состоится рассмотрение проекта поправок к закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Данный закон был принят еще в 1999 г., и с тех его кто только ни критиковал, называя аморфным и выхолощенным, не дающим русским, проживающим за рубежом, никаких прав в самой России, никакой поддержки со стороны Российского государства.

Вот уже много лет в связи с этой критикой в воздухе витают идеи введения «удостоверений соотечественников» (такая норма существует и в нынешней редакции закона, но никем, понятное дело, не выполняется ввиду аморфности понятия «соотечественник») или же «Карты русского» — по аналогии с «Картой поляка». Если инициатива Польши вызвала такой ажиотаж среди части украинского населения, можно себе представить, какой бы популярностью пользовалась «Карта русского» в случае ее введения.

Однако, судя по подготовленному в кабинетах российского МИДа документу, чиновники как раз этого ажиотажа и испугались, вообще выбросив упоминания о каких-либо удостоверениях или «картах», выдаваемых государством Российским. Выступивший в прошлую субботу в Киеве директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИДа РФ Александр Чепурин перечислил представителям русских организаций Украины ряд аргументов, почему его ведомство категорически не согласно с «любым видом документирования соотечественников».

Одним из главных аргументов послужил тот факт, что якобы «ни одна страна в мире не документирует своих соотечественников за рубежом». Исключением, по словам Чепурина, являются Венгрия и Польша. Причем российский дипломат якобы располагает сведениями, что и та, и другая стороны собираются в скором времени от этой практики отказаться ввиду трений с соседями. Честно говоря, я не слышал о таких намерениях Варшавы (на сайте польского посольства в Киеве по-прежнему висят формы заявки на получение «Карты поляка»), а вот упоминание Венгрии меня несколько удивило.

Наверное, в российском МИДе пока еще не обратили внимания на тот факт, что в Венгрии не так давно закончились выборы, на которых ошеломляющую победу одержала партия, чьим главным предвыборным пунктом было обещание начать выдачу венгерских паспортов всем этническим венграм, проживающим за рубежом! Это мы тут увлеклись российско-украинскими отношениями, не заметив, что на западных рубежах Украины происходят серьезные геополитические изменения, а в соседней Словакии по поводу победы правых в Венгрии и их обещаний относительно зарубежных венгров было созвано экстренное заседание Совета национальной безопасности. Кстати, принятие закона по этому поводу в Будапеште было запланировано уже на эту неделю!

Самое интересное, что венгры поясняют свою инициативу довольно просто: «Обеспечение венгерским гражданством всех венгров, проживающих за границей, это базовая часть нашей идентичности. Не секрет, что мы используем румынский пример, который вполне соответствует законам ЕС». Ну вот вам и нигде в мире! А ведь Александр Чепурин, убеждая в невозможности ввести «Карту русского», прогнозировал, что это вызовет большие проблемы с ОБСЕ и ЕС.

Я хотел было возразить г-ну Чепурину, что, кроме Польши и Венгрии, я знаю как минимум еще одну страну, где на государственном уровне предусмотрена выдача удостоверений представителям зарубежной диаспоры, — и это страна Украина! Но тут представитель российского МИДа заявил: «Так что нигде в мире такой практики нет — ни в США, ни в Израиле, ни где бы то ни было...» Упоминание Израиля меня настолько потрясло, что я напомнил дипломату о существующей в Израиле практике выдачи паспортов зарубежным «соотечественникам» без уведомления государства их проживания и спросил: «Если вы ссылаетесь на опыт Израиля, готовы ли к буквальному применению этого опыта Россией? Если Россия начнет выдачу российских паспортов русским за рубежом при условии сохранения ими гражданства страны своего проживания, то, конечно же, вопрос «Карты русского» отпадет сам собой»

В конечном итоге, перечисляя аргументы против «Карты русского» г-н Чепурин назвал аргумент, который, на мой взгляд, является первопричиной такого подхода российского МИДа к данной проблеме: «Подумайте, кто будет заниматься документированием миллионов наших соотечественников, кто будет ездить по селам и аулам, выдавая эти удостоверения! Наши дипломатические учреждения вынуждены будут заниматься только этим!» То есть проблема, с точки зрения МИДа, заключается в первую очередь в головной боли, которая возникнет у дипломатов в связи с возможным введением документа для зарубежных русских — вот и все весомые аргументы!

И если такой подход возобладает через несколько недель в Госдуме, то многолетнее желание не одного поколения русской диаспоры (в том числе граждан Украины) получить «Карту русского» (или как угодно называйте документ, который свидетельствовал бы о причастности к не чужой для нас стране) так и останется желанием. Еще на несколько лет. Или десятилетий...

Что позволено Кузьо, не позволено Леонтьеву

На переговорах президентов почему-то вновь вынесена за скобки тема наличия позорных «черных списков» персон нон грата между нашими государствами, доставшихся нам в наследство от Ющенко и Наливайченко. Честно говоря, я надеялся, что оба президента на первой же встрече объявят, что отныне практика запрета по идеологическому признаку на въезд политическим деятелям, депутатам, журналистам уходит в прошлое. Тем более что это не требовало длительной подготовки, дополнительных затрат и т. д.

Но пока мы имеем лишь заявление министров иностранных дел Лаврова и Грищенко, сделанное еще в апреле, из которого можно сделать вывод, что списки сохраняются, но каждый отдельный случай будет рассмотрен индивидуально. А фигуранты данных списков будут узнавать о том, разрешен или нет им въезд на территорию соседнего государства, не на границе, а заранее.

И как дело выглядит на практике? Еще в 2006 г. известный российский тележурналист Михаил Леонтьев был объявлен персоной нон грата в связи с тем, что он якобы позволил «оскорбительные заявления в адрес Украины». Думаю, всем понятно, что под Украиной СБУ подразумевала не само государство, а тогдашнее руководство Украины, в адрес которого Леонтьев действительно высказывался более чем критично. И вот в Украине уже и руководство сменилось, а Леонтьев понятия не имеет, может он въезжать или нет.

Как он ни пытается прояснить ситуацию со своим статусом здесь, у руководства российского «Первого канала» на руках есть пока лишь официальная нота следующего содержания: «Посольство Украины в РФ... сообщает, что ведущему программы ОРТ «Однако» М. В. Леонтьеву запрещен въезд на Украину до 16 июня 2010 года, и во избежание недоразумений при пересечении российско-украинской государственной границы просит поставить его об этом в известность».

Точно так же в неведении в отношении своего статуса в Украине пребывают Юрий Лужков, Александр Дугин, Кирилл Фролов и ряд других российских общественных деятелей и журналистов. Причем обратите внимание: исключительно российских! Стандарты, применявшиеся против граждан РФ прежней властью, неприменимы к гражданам других государств. Почитайте оскорбительные комментарии действий нынешних президента и премьера Украины со стороны канадского «профессора» (чья степень у многих интернет-блоггеров вызывает сомнения) Тараса Кузьо, почитайте бесчисленные англоязычные оскорбления в отношении украинского руководства со стороны иностранных граждан в газете «Kyiv Post» — оказывается, они имеют на это право.

А представьте, какой шум в связи с нарушением свободы слова поднимут, если вдруг нынешние власти недальновидно объявят персоной нон грата гражданина Канады Кузьо! Причем, не сомневаюсь, громче всех будут кричать те же люди, которые аплодировали таким же действиям относительно российских граждан, критиковавших предыдущий режим. А какой будет реакция самого государства Канада!

Конечно же, объявление критиков режима персонами нон грата — это дикость, которая не совместима с демократическими принципами. Хочу обратить внимание на один свежий эпизод, не замеченный украинскими СМИ. На днях в Израиль не был допущен известный американский идеолог левых профессор Ноам Хомский (сам-то он называет себя Чомски, но такая уж транскрипция повелась традиционно в русскоязычных СМИ). Казалось бы, рядовое событие — с точки зрения последних лет украинской действительности. Тем более что Хомский много лет критиковал не только руководство, но и само государство Израиль, публично заявляя, что оно не может существовать в том виде, как сейчас, что базовым принципом этого государства является дискриминация, называл его «иррациональным».

Со взглядами Хомского в Израиле многие не согласны, но какую же бурю возмущения вызвал поступок израильских пограничников в среде израильской интеллигенции — в том числе среди тех, кто категорически выступает против взглядов профессора! Сотни академиков, профессоров и студентов подписали петицию с протестом против недопущения известного общественного деятеля США.

В защиту своего гражданина выступили и американские власти (которых, кстати, Хомский критикует гораздо больше, чем Израиль). В итоге официальному Израилю пришлось оправдываться. Спикер премьер-министра Марк Регев заявил: «Наша политика неизменна. Идея о том, что Израиль не допускает людей, чьи взгляды в отношении нашего государства критичны, нелепы; этого нет. Это было недоразумение. Парень на границе превысил свои полномочия». Г-н Регев публично заверил, что если профессор Хомский попробует въехать в Израиль снова, у него все получится.

Обратите внимание на эту фразу! Речь идет даже не о критике власти, а о критике государства в целом — но объявление персоной нон грата на этом основании считается нонсенсом! Почему же этот нонсенс по-прежнему допустим в отношениях между Украиной и Россией? Почему свободы российских граждан (в том числе свободу слова и свободу передвижений) по-прежнему ограничивают в Украине, а вопрос защиты этих свобод не решается на официальном уровне? Неужели эта проблема кажется третьестепенной?

Мины под будущее отношений России и Украины

Можно еще долго перечислять пункты политической повестки дня взаимоотношений между Украиной и Россией, которые требуют немедленного решения и которые не имеют прямого отношения к экономике. Мы подписали важное соглашение о пролонгации сроков пребывания Черноморского флота в Севастополе, но почему-то до сих пор президентом не отменены два незаконных указа предшественника от 13.05.2008 г., которыми украинской стороной вводятся непреодолимые препятствия для деятельности ЧФ. Да, эти указы не могут быть выполнены буквально и не выполняются. Но само их наличие — серьезная помеха для нормального развития российско-украинских отношений.

Так же, как и наличие позорящих Украину указов по героизации Бандеры и Шухевича. Кстати, помнится, что украинский президент, будучи в Москве, обещал российским журналистам, что до 9 мая сего года вопрос по этим указам «будет решен». И хотя есть уже решения судов, признающие указы незаконными, остается удивляться тому факту, что нет указов, отменяющих незаконные акты Ющенко. Вместо этого на сайте Верховной Рады в тексте указа о героизации Бандеры появилась странная ссылка на номер решения Донецкого суда (без расшифровки самого решения), а на сайте президента этот указ по-прежнему без изменений. Но ведь само наличие этих указов не может не влиять на отношения России и Украины самым пагубным образом!

В который раз остался за скобками вопрос отношения Украины к интеграционным проектам на постсоветском пространстве. В частности, сейчас самое время обсудить претензии Киева к Уставу СНГ, который Украина уже который год не ратифицирует, практически не выдвигая конкретных претензий к самому документу. Мне кажется, если Россия проявит волю, а Украина предоставит перечень конкретных претензий к уставу, то многие государства СНГ пошли бы навстречу пожеланиям украинской стороны. А если этих претензий нет, то почему бы не предложить украинскому парламенту вновь рассмотреть вопрос о ратификации данного устава?

Москве и Киеву есть что обсуждать, помимо экономики. Мало того, мне кажется, что как раз экономические связи между государствами будут крепнуть вне зависимости от идеологических потрясений. Не забывайте, с 2004 по 2008 гг. (то есть до кризиса) товарооборот между Украиной и РФ возрос с 20 почти до 40 млрд. долл. — и это в годы серьезного идеологического противостояния! Я уверен, для нормального развития экономических связей между нами будет достаточно доброй воли руководства обоих государств, отсутствия дискриминационной политики относительно российских инвесторов в Украине и ослабления таможенных ограничений.

А вот проблемы, названные в этой статье, — это кричащие проблемы, которые закладывают мину под будущее наших отношений и требуют немедленного решения: они не «приложатся» сами собой к росту нашего товарооборота! Очень хочется надеяться на то, что и российское, и украинское руководство не вернется на пагубную для обеих стран, давно уже протоптанную дорогу абсолютной экономизации отношений между элитами, оставив в стороне «наименее опасные» проблемы.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх