,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Об ответственности избранных перед избирателями Один из признаков демократии — выборность ряда должностных лиц и органов власти.
0
Об ответственности избранных перед избирателями  Один из признаков демократии — выборность ряда должностных лиц и органов власти.

В Украине выбирают президента, мэров городов и советов — от сельского и до Верховного. Предполагается, что граждане передают на определенное время свои права по участию в управлении теми или иными ячейками общества (селами, районами, городами, областями, наконец государством) президенту, мэрам и депутатам, избранным от партий, общественных организаций, или самовыдвиженцам.
Демократия как способ устройства общества теперь часто подвергается критике за свою неидеальность. Так, жестко критиковал в «2000» этот строй П. Петров, правда, забывая сказать, что демократия — сугубо классовое понятие (как и государство). В Древней Греции, родине демократии, она не касалась рабов, в Древнем Риме была для патрициев. Стоит ли удивляться, что в капиталистической Украине демократия и государство в основном ориентированы на обслуживание денежных мешков?

Избирателям говорят: подождите пять лет, до очередных выборов, тогда и вмешаетесь в исторический процесс, вбросив бюллетень в урну. Если принять средний срок политической жизни человека за 50 лет, то пять лет — десятая доля этой жизни. Немалый срок. Пять лет понадобилось народу Украины, чтобы избавиться от известного всем властного «дуэта», начать избавляться от порядка, при котором малая часть народа эксплуатирует его большую часть, насильно навязывая большинству свою идеологию.

Демократия должна давать народу возможность оберегаться от издержек режима личной власти «вождей» и от пренебрежения интересами пресловутых «винтиков».

Речь не о том, чтобы политики при власти менялись, как перчатки, но демократия должна висеть над головами политиков, напоминая им, что они наняты и оплачиваются народом, что они подотчетны народу, и как были наняты, так могут быть и уволены. Государство не должно быть над народом, оно должно быть аппаратом управления для народа.

Можно ли хотя бы частично «отремонтировать» реально существующую буржуазную демократию в Украине, чтобы защитить людей, их гражданские права от волюнтаризма властей? Вероятно, но при этом не обязательно оглядываться на «старые» западные демократии. Потребуются некоторые изменения в избирательном законе и в регламенте ВР.

Ниже изложены предложения автора и некоторые комментарии.

1. Желательно, чтобы была принята мажоритарно-партийная избирательная система по выборам депутатов всех уровней. Побеждает тот, кто набрал в первом туре наибольшее число голосов, но не менее половины общего числа избирателей, участвовавших в голосовании. Если ни один из кандидатов не набирает 50% голосов, объявляется второй тур, в котором участвуют два кандидата, получившие в первом туре наибольшее количество голосов, а побеждает набравший во втором туре простое большинство.

Такая избирательная система дает возможность партиям бороться за свои программы, а избирателям — выбирать не только программу, но и личность, ответственную перед ними. Никаких партийных списков, никакой очереди из стоящих «в затылок» кандидатов одной партии. Разговоры о том, что при мажоритарной системе возможна «продажа-покупка» мест, — не что иное, как капитуляция общества перед коррупцией.

2. Партийные фракции образуются из индивидуально избранных депутатов. Чтобы депутат был не «кнопкодавом», а политическим деятелем, он должен иметь некоторую свободу действий в парламенте, ограниченную уровнем партийной дисциплины во фракции и личной ответственностью перед избирателями. Если депутат расходится с фракцией в оценке принципиального вопроса, он обязан провести в избирательном округе репрезентативный опрос избирателей. При поддержке депутата избирателями он имеет право перейти в другую фракцию или быть внефракционным, или войти во вновь создаваемую фракцию.

3. Избиратели, не согласные с линией, проводимой их депутатом по принципиальному вопросу, по призыву инициативной группы, собравшей определенное количество подписей, проводят референдум в округе, в результате которого депутат может быть отозван из совета. Проводятся внеочередные выборы в данном округе, позволяющие избирателям учесть позицию по данному вопросу не только депутата, но и фракции.

4. Репрезентативные опросы избирателей по принципиальным вопросам должны стать одной из основных форм работы депутатов, как и регулярные отчеты перед избирателями.

5. Пока пост Президента Украины конституционно имеет большое политическое значение, граждане через своих депутатов должны иметь возможность высказать официальное неодобрение действиям президента в отдельных случаях не только в форме преодоления вето и отвержения президентских проектов законов, но и в форме заявлений ВР по принципиальным вопросам внешней и внутренней политики.

Таким образом, реализация предложений позволила бы рядовым гражданам влиять на решение принципиальных государственных и общественных проблем. Конечно, это связано с некоторым усложнением общественной жизни и дополнительными финансовыми затратами, но Украина могла бы получить настоящее развитие демократии, и понятие «гражданин» наполнилось бы реальным содержанием.

В. ДАВИДСОН



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх