,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Крутой поворот-2
0
Крутой поворот-2

Так или иначе, но прошедшие в Киеве переговоры со всей очевидностью продемонстрировали: сегодняшние российские предложения и проекты для Украины несоизмеримо масштабней, интересней и выгодней, чем любые другие, выдвигаемые нашей стране будь то в Европе, будь то в США. Объединить нефтегазовые комплексы, интегрировать авиационные концерны и судостроительные активы, начать расчеты в двусторонней торговле в национальных валютах (и в рубле, и в гривне), запустить наконец серию многомиллиардных инвестиционных проектов, которые Украина в одиночку была не в состоянии сдвинуть с мертвой точки.

Пожалуйста, см. наш фоторепортаж, посвященный официальному визиту Дмитрия Медведева в Украину.

Ничего подобного по охвату и перспективе на долгосрочное будущее украинская власть не предлагала стране за последние лет 20. И потому масштабность озвученных проектов и идей не может не поражать. Если хоть часть инициатив удастся реализовать, украинская экономика, несомненно, получит импульс, которого ей так не хватало все эти годы.
Логика изменившихся обстоятельств

Новый украинско-российский альянс, который, по-видимому, будет воплощаться теперь через слияние крупнейших корпораций и отраслей, вполне естественно вызывает огромный интерес во всем мире. Ведущие западные СМИ — от американской Wall Street Journal до британской Financial Times или немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung, — чуть ли не ежедневно на своих страницах уделяют повышенное внимание теме «крутого разворота» Украины и РФ. Впрочем, нервозной или раздраженной риторики западного истеблишмента не наблюдается. Скорее, зарубежные медиа ограничиваются простой констатацией факта.

«В течение нескольких недель Украина исполнила ошеломляющий геополитический пируэт, — пишет, например, американское издание Christian Science Monitor в статье «Почему Киев сделал разворот в сторону Москвы?». — Пять лет спустя после того, как «оранжевая революция» повернула гигантское постсоветское государство лицом к Западу, новоизбранный президент Янукович всего лишь за несколько месяцев развернул страну обратно к Москве...

Но не стоит уделять так много внимания промосковскому развороту Януковича. В конце концов, опросы общественного мнения постоянно показывают, что идея членства в

НАТО никогда не была популярной среди украинцев и что в любом случае Ющенко не удалось получить твердое приглашение вступить в организацию от настроенных все более скептически западных лидеров. Торговля сближает соседей. А Россия остается, несомненно, крупнейшим торговым партнером Украины».

Что ж, трудно оспорить мнение Сергея Лозунько («Курс на сближение с Россией должен стать осознанным», № 18—19 (509) от 14—20 мая 2010 г.) о том, что, дескать, Запад дистанцировался от «экспорта ценностей» в мире, а риторика его лидеров в отношении Украины стала ней-тральной, лишь пока в кабинетах вашингтонской администрации находится команда Барака Обамы (больше занятая делами Ирана, Ирака, Северной Кореи, ну и внутренними проблемами). И потому Украина, мол, получила редкий шанс на передышку — пока в Белый дом не возвратятся республиканцы.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и обратное: нынешний кризис, вновь набирающий обороты уже внутри самого ЕС (под вопросом нынче будущее всей еврозоны), ломает систему и до сих пор привычный мир, приводя к очевидным сдвигам всей геополитической конъюнктуры. И если мы еще не видим появления некой новой системы, то явственно наблюдаем слом системы старой. А то, что происходит ныне между двумя народами — Украины и России, — прямое следствие процесса. Маятник истории дал ход в обратном направлении. И теперь риторика «брошенных» Западом доморощенных атлантистов звучит все растерянней, все резче диссонируя с окружающей действительностью.
Почему S&P поверила Януковичу?

Как уже указывали «2000», за счет такой активизации отношений с одной из крупнейших экономик (то есть с Россией) нынешняя власть рассчитывает на «эффект синергии» (см. «Синергетический эффект», № 15 (506) от 16—22 апреля 2010 г.) — новые масштабные межотраслевые проекты с РФ неизбежно должны произвести мощную цепную реакцию и для остальных секторов, способствуя скорому преодолению кризиса в целом.

В Украине зарегистрировано свыше двух тысяч предприятий с российским капиталом. Теперь российских инвесторов, которые вкладывают свои средства в нашу страну (то есть создают новые рабочие места, способствуют развитию экономики), должно стать больше — российским деньгам объявлен режим наибольшего благоприятствования.

Если глубже ознакомиться с позицией Николая Азарова по поводу предпосылок «экономического чуда» (то есть рекордного за всю историю нашей страны роста ВВП), случившегося в 2003—2004 гг. (есть мнение, что последующий рост, вплоть до кризиса, стал именно следствием созданных тогда стимулов), то секрет очень прост и кроется в масштабных инвестициях в крупные инфраструктурные проекты («Николай Азаров: прогнозирую лишь 2% роста». «Дело», 28.10.2005).

В 2004-м, напомним, впервые за долгие годы введены в действие два новых атомных энергоблока и три крупные скоростные железные дороги, сдана трасса Киев — Одесса, завершен первый этап снижения налогов (ставки остаются неизменны по сей день) и введена самая низкая тогда в Европе 13%-ная ставка на доходы физлиц.

Собственно, в ходе встреч Виктора Януковича с Медведевым идея синергии потенциалов звучит многократно.

«По тем вопросам, где мы видим, что объединение создаст эффект синергии, мы будем способствовать тому, чтобы создавались такие совместные предприятия, холдинги, корпорации, которые будут увеличивать объемы наших экономик и делать их конкурентоспособными», — заявил глава украинского государства в первый день переговоров.

«Во многих случаях наша кооперация будет работать на пользу наших экономик, — сказал Янукович уже в рамках VII украинско-российского экономического форума с представителями бизнес-элиты обоих государств. — Прежде всего с точки зрения оценки объединяемых активов, с точки зрения достижения эффекта синергии».

Между прочим, стоит заметить, первые такие эффекты уже налицо: у нашей страны как-то неожиданно быстро начали расти международные рейтинги, которые отображают, говоря упрощенно, ожидания и мнения международных инвесторов насчет перспективы нашей экономики.

17 мая рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило суверенные рейтинги Украины до уровня B/B+, что фактически означает прогноз «стабильный» (в прошлом году, напомним, Украина в международных рейтингах фигурировала в числе первых претендентов на дефолт). Нынешнее решение S&P — уже второй пересмотр кредитных оценок Украины за каких-то два месяца. На следующий день после избрания правительства Николая Азарова агентство впервые с мая 2005 г. улучшило рейтинги нашей страны. В предыдущие годы его оценки только ухудшались.

В комментарии крупнейшего в мире рейтингового агентства (базируется, кстати, в Нью-Йорке) так и говорится: решение вызвано укреплением экономического сотрудничества Украины и РФ, снижением стоимости газа (это, по подсчетам S&P, позволит стране ежегодно экономить до 3% от ВВП), а также началом политической стабильности и возобновлением переговоров с МВФ.

И действительно, в последние месяцы наша экономика демонстрирует чудеса — она начала восстанавливаться после рекордного спада. По итогам января — апреля динамика положительного ВВП близка к уровню 5,8—6%, а рост промпроизводства уже в апреле ускорился до... 17,4%!

Как это ни странно, но огромную роль в таком разогреве сыграл, очевидно, резкий скачок прежде всего внешней торговли с РФ. В первый же день визита Дмитрий Медведев отметил, что между нашими странами «товарооборот за три истекших месяца составил $7 млрд. — это практически двукратное увеличение».

«Это эффект выхода из кризиса и эффект прихода к власти новой команды. Бизнес очень внимательно относится к тем сигналам, которые дают им руководители, — считает российский лидер. — Я уверен, что здесь, конечно, позитивную роль играют не только экономические моменты, но и политические факторы».

По мнению Медведева, если обе страны начнут реализовывать поставленные задачи, к концу года Украина и РФ почти подойдут к докризисному товарообороту в $30—40 млрд. И потому впору ставить целью достижение обоюдной торговли на уровне в несколько раз выше — в $100 млрд. Соответственно то, что мы уже наблюдаем, и есть тот самый «синергетический эффект».
Оплата — только в рубле и гривне

Ожидания и прогнозы многих экспертов и политиков о том, что переговоры в Киеве на сей раз не принесут сенсаций, подобных харьковским, не оправдались. Встречи оказались на редкость результативными. Переговоры по объединению НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром», слияние российской Объединенной авиационной корпорации с концерном «Антонов», а также Объединенной судостроительной корпорации с украинскими заводами «Заря-Машпроект» и «Море» — действительно идут полным ходом.

Чего только стоит предложение Януковичу, озвученное Медведевым на встрече с полусотней украинских и российских бизнесменов, изучить возможность взаимных расчетов между странами в национальных валютах!

В составе делегации президента РФ были, в частности, главы правления двух крупнейших российских госбанков — Внешторгбанка (Андрей Костин) и Сбербанка (Герман Греф). 17 мая ВТБ и аналогичный украинский госбанк «Укрэксим» подписывают уже анонсированное соглашение о межбанковском сотрудничестве.

Из текста соглашения видим: госбанки договариваются о координации в области расчетных операций между российскими и украинскими компаниями, госучреждениями, «в том числе в национальных валютах России и Украины», а также о проведении совместных операций на российском, украинском и международном финансовых рынках.

В заявлении Костина, распространенном для российских СМИ, отмечается: «Группа ВТБ заинтересована расширять сотрудничество с украинскими банками, в частности в области рублевых расчетов, а также в сфере казначейских операций и инвестиционных услуг. Это позволит улучшить инвестиционный климат в Украине и будет способствовать развитию долгосрочного кредитования. Использование рубля для внешнеэкономических контрактов усиливает его роль как основной расчетной валюты на рынках СНГ».

Собственно, идею перехода с доллара и евро (пока это около 90% всех международных расчетов) на национальные валюты с отдельными странами, как и перевод оплаты за экспортные газ и нефть на рубли, российские власти обсуждают уже около двух лет. Перейти на национальные валюты с крупнейшими странами — торговыми партнерами не прочь и Китай, и Бразилия, и целая группа арабских государств. То есть страны, образующие по меньшей мере половину мировой экономики. Идею перехода на общую единую валюту в расчетах с РФ поддерживает руководство Казахстана и Белоруссии (этот процесс идет в рамках формирования Таможенного союза).

Среди украинских банкиров идея воспринимается достаточно позитивно. Например, глава правления банка «Финансы и Кредит» Сергей Борисов на днях заявил, что если инициатива, озвученная Медведевым, начнет по-настоящему внедряться, это будет способствовать по меньшей мере «приданию большей силы гривне и рублю и уменьшению конверсионных издержек клиентов при обмене гривни в доллар и затем в российский рубль».

Более того, усиление роли нацвалют в расчетах между двумя странами снизит курсовые риски, присущие доллару. «При торговле за нацвалюты возникают исключительно взаимные обязательства, которые при такой взаимозависимости экономик Украины и России будет достаточно просто регулировать, поскольку можно будет выполнить обязательства каждой стороне за счет поставок товаров, а не за счет обращения к стране — эмитенту валюты, то есть к США», — отмечает руководитель украинского банка. На уровне госбанков достаточно выработать лишь приемлемые механизмы клиринга — безналичных взаимозачетов при двусторонних торговых операциях.
Финансовый поток

Активизация партнерства в банковском бизнесе также дала ряд других ощутимых результатов. Украине, как уже говорилось выше, повысили международные рейтинги, а значит, зарубежные кредиты в виде еврооблигаций (денег, которые наша страна может занять на свободных биржевых площадках под выгодные проценты) теперь доступны. В последний раз наша страна размещала евробонды осенью 2007 г. Президент ВТБ Юрий Соловьев сообщил, что российский банк совместно с двумя американскими — JP Morgan и Morgan Stanley — договорились об организации выпуска еврооблигаций для Украины. Объем выпуска суверенных облигаций в этом году может составить $1,3 млрд. Это будет способствовать также возвращению украинских компаний к столь необходимым для них внешним заимствованиям.

Российский банковский капитал теперь, по-видимому, готов к очень крупным инвестиционным вливаниям в нашей стране. Герман Греф, глава Сбербанка, отметил, что если ранее его банк существенно ограничивал лимиты финансирования проектов в Украине в силу экономических и политических причин, то после формирования нового правительства и политической стабилизации такие лимиты значительно расширены и дочернее финучреждение Сбербанка в Киеве практически не имеет ограничений по финансированию проектов.

В частности, Сбербанк, скорее всего, будет среди тех, кто совместно с «Росатомом» профинансирует достройку энергоблоков на Хмельницкой АЭС — проект, ранее анонсированный в СМИ. Как сообщил глава «Росатома» Сергей Кириенко в Киеве, общий объем российских инвестиций в два энергоблока может составить $5—6 млрд.

Стоит заметить, это средства самостоятельно привлечь Украина вряд ли когда-либо смогла бы — весь внешний госдолг страны, к примеру, сейчас около $37 млрд.

Кирилл Дмитриев, президент фонда прямых инвестиций ICON Private Equity, входящего в число крупнейших игроков на рынке прямых инвестиций России и СНГ, в ходе бизнес-форума сообщил о проекте создания совместной интернет-инфраструктуры Украины и РФ и инновационного кластера* в Крыму. Фонд уже предоставил такой доступ с помощью технологии связи 4-го поколения (4G) 10 млн. абонентов в обеих странах. (Однако к технологии 4G у потребителей в Украине есть серьезные претензии. Об этой проблеме читайте в ближайших номерах «2000».)

____________________________________
* Кластер в экономике (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Пример кластера — Силиконовая долина в США.

«Еще одна идея — превращение Крыма в курорт мирового уровня и возможность создания там инновационного кластера, некоего потенциального партнера для «Сколкова». Крым уже почти догнал Силиконовую долину по погоде. Может быть, он когда-нибудь догонит и по уровню инноваций и инвестиций?» — предложил президентам российский бизнесмен.

Напомним, что в России сейчас реализуется федеральная программа по созданию так называемой «Кремниевой долины» — проекта ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации передовых технологий на базе школы управления «Сколково» (Московская область). Медведев возглавляет международный попечительский совет школы «Сколково». Так или иначе, но идея включения в проект инфраструктуры и, надо полагать, кадрового потенциала Крыма заслуживает самого серьезного внимания украинских властей.
Все выше и выше

Как и анонсировалось ранее, в первый же день визита между правительствами двух стран был подписан договор о сотрудничестве в сфере использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. По поводу подключения Национального космического агентства Украины к этому уникальному проекту (ГЛОНАСС, к которой в будущем возможно присоединение и европейского проекта Galileo, — на сегодняшний день единственная действующая система, альтернативная американской GPS) стоит добавить следующее.

На базе предприятий обеих стран обсуждается не только строительство новых спутников, которыми будет постепенно обновляться и пополняться орбитальная группировка данного проекта, но и производство коммерческих устройств навигации, которые будут работать сразу в двух режимах (ГЛОНАСС и GPS) и в будущем пойдут в свободную продажу. Как пояснил первый вице-премьер Андрей Клюев, новую систему будут использовать, помимо частных лиц, такие отрасли, как транспорт, агропромышленный комплекс, недро- и землепользование. Потребность Украины в таких устройствах оценивается в количестве до 100 тыс. единиц в год.

По поводу планируемых в дальнейшем к подписанию проектов в области авиапрома и судостроения Дмитрий Медведев заявил: «Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем выйти на подписание уже конкретных договоренностей по кооперации, по всем самым важным индустриальным отраслям нашей экономики». Соглашения, по его словам, будут касаться судостроения, авиастроения, космической промышленности и энергетики. Так, в области авиапрома, по словам российского президента, обсуждаются модели кооперации для совместного возобновления всей линейки самолетов «Антонов» — Ан-140, Ан-148, в перспективе — Ан-70 и Ан-124.

В свою очередь Янукович, отстаивая позицию украинской стороны, заметил, что к перспективной линейке Анов уже добавился Ан-158, который по экономическим характеристикам выше, чем Ан-148.

Глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров официально признал, что с «Антоновым» действительно готовится проект создания СП по продаже и обслуживанию самолетов «Ан», а также комплектующих к ним. ОАК совместно с украинскими партнерами уже реализует проект самолета Ан-148 и его модификаций.

«В ближайшее время мы ставим задачу возобновить производство и вывести на рынок уникальный самолет Ан-124 «Руслан». А также насытить российский рынок региональными самолетами Ан-140», — сказал Федоров. Кстати, как стало известно в тот же день, россияне параллельно предлагают создание отдельного СП по проекту «Руслан» с США — американцы все-таки являются частыми заказчиками «Антонова» и ОАК на перевозку грузов на базе этого крупнейшего в мире транспортного лайнера.

Судя по всему, предварительно проработанные планы по кооперации в авиастроении предусматривают объединение усилий РФ и Украины в таком соотношении: если сборка самолетов происходит на территории России, то комплектация будет на 60% российская и на 40% — украинская. Если самолет собирается в Украине — комплектация на 60% будет украинская и на 40% — российская. Трудно не согласиться с утверждением Януковича: для выхода на рынки третьих стран необходимо не штучное, а серийное производство самолетов, которого в Украине с начала 90-х нет. После слияния авиастроительных мощностей, по его словам, «мы совместно будем зарабатывать больше, чем если бы мы в одиночку боролись на мировых рынках».

Известным сторонником идеи объединения авиапромов двух стран является президент ОАО «Мотор Сич» депутат-«регионал» Вячеслав Богуслаев. В ходе бизнес-форума с участием президентов он, в частности, заметил: «В этих проектах задействованы десятки предприятий России и Украины. Под наши совместные проекты создаются новые материалы и технологии. Такая работа в два раза ускоряет и в два-три раза удешевляет создание конечного продукта — самолета или двигателя».

Украинский авиапром, несмотря на то что страна уже давно является членом ВТО, испытывает, по словам Богуслаева, явную дискриминацию со стороны европейских государств. «Мотор Сич» уже несколько лет не может приобрести в Германии некоторые образцы высотехнологичного оборудования, поскольку в Евросоюзе созданы списки нежелательных предприятий-конкурентов: «Не рекомендовано продавать на предприятия России и Украины самое современное технологическое оборудование, которое будет работать на оборонный комплекс».

Подвижки с россиянами намечены и в судостроении. Большинство судостроительных верфей, которые были приватизированы в прошлом, сегодня находятся под управлением ряда российских инвесторов. Два крупных госпредприятия кораблестроения — «Заря-Машпроект» (завод в Николаеве по производству судовых турбин, который может производить также газовые турбины) и ОАО «Феодосийская компания «Море» — давно испытывают трудности с заказами, периодически простаивая. Как заявил на встрече с Януковичем и Медведевым президент российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко, в случае создания единого российско-украинского судостроительного кластера, при интеграции этих предприятий в ОСК, «мы могли бы решить вопрос их загрузки».

Мировая практика, по словам Троценко, показала, что «просто заниматься судостроением, как финальной сборкой, бесперспективно».

Украина является крупнейшим зарубежным поставщиком ОСК, экспортируя в РФ около 6 тыс. наименований оборудования. Страны, которые достигли успехов в своем национальном судостроении, решали задачу выстраивания всей цепочки — от производства комплектующих и сложных систем до строительства судна. «В рамках нашей компании мы приобретаем комплектующих, запчастей и материалов для судостроения из Украины на $200 млн. в год и считаем, что эта сумма может быть больше в дальнейшем, ставя целью создание единого российско-украинского кластера по производству комплектующих и материалов для отрасли», — пояснил он.

Одним из результатов переговоров в области судостроения стало решение о финансировании российской стороной достройки на украинских верфях ракетного крейсера «Украина», который готов на 95%, но достроить его в одиночку наша страна так и не смогла. Переименованный в 1998 г. (до этого — «Адмирал флота Лобов») крейсер того же класса, что и ныне активно действующие «Москва» и «Устинов», был заложен на мощностях николаевского Судостроительного завода им. 61 коммунара еще в 1984 году по заказу ВМФ СССР. Он должен был стать четвертым кораблем проекта 1164, известного под названием «Атлант». В 1990 г. судно было спущено на воду, но в 1996 г. его достройка была вновь остановлена в связи с отсутствием денег. В 2000—2001 гг. крейсер планировалось ввести в состав ВМС Украины, но чуть позже от дорогого проекта снова отказались.
Вынужденный альянс
[Александр Миллер и Юрий Бойко]
Александр Миллер и Юрий Бойко

В ходе бизнес-форума министр топлива и энергетики Юрий Бойко отметил, что главной проблемой для нефтегазового сектора Украины сегодня является отсутствие гарантии объемов транзита газа по ее территории — в связи со строительством Россией обходных маршрутов. На что российский президент сказал, дескать, оба решения давно приняты и их невозможно повернуть вспять.

Вместе с тем, по словам Медведева, «это не значит, что ничто невозможно альтернативно — мы никогда не зацикливались, никогда не говорили, что если будет один «поток», другой «поток», то невозможно обсуждать никаких других вариантов». «Возможно, все меняется, энергетика меняется. Поэтому давайте дальше обсуждать эту тему», — подчеркнул российский президент.

По сведениям «2000», на уровне профильных министров, премьеров, а также президентов вопрос корпоративного слияния НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома» действительно активно прорабатывается. Впрочем, помимо оппозиции, данный проект всячески тормозится отдельными бизнес-группами, заинтересованными в сохранении статус-кво существующих на внутреннем газовом рынке посреднических схем (речь идет о целом ряде отечественных бизнес-групп, контролирующих гор- и облгазы). В целом же у украинских властей имеется достаточно реалистичное представление, какую цену Украина может (или, скорее, ей придется) заплатить во имя сохранения транзита по своей территории, а также финансового оздоровления нефтегазовой отрасли.

Вместе с тем у обеих сторон пока нет достаточного понимания того, на каких условиях может происходить интеграция компаний с учетом сохранения за правительством Украины контроля над ключевыми активами НАКа, стоимость которого в десятки раз уступает стоимости «Газпрома».

«Альянсы — они не только возможны, они в некоторых ситуациях необходимы», — сказал перед визитом в Киев Дмитрий Медведев. Есть также заявление для радиостанции «Эхо Москвы» Януковича: «Если бы там был я, то я бы протянул Владимиру Путину руку и сказал: согласен, 50 на 50». Но РФ, по словам президента, на такие условия, естественно, не пойдет.

17 мая глава «Газпрома» Алексей Миллер вновь заявляет, что объединение «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» действительно находится в стадии активного обсуждения и РФ предлагает Украине взамен не только гарантии транзита, но и полную модернизацию ГТС за средства российского монополиста. По словам Миллера, предложение об объединении двух корпораций полностью лежит в русле общемировой тенденции слияния компаний в области ТЭК, и этот «процесс мог бы вестись поэтапно».

Профильный вице-премьер РФ Игорь Сечин 18 мая несколько дополнил утверждение Миллера. «Газпром» и «Нафтогаз», по его словам, обсуждают сразу несколько вариантов.

Одним из них может стать создание СП с последующей возможностью дополнительной интеграции на втором этапе. «Рынок Украины для «Газпрома» сам по себе очень интересен. «Газпром» заинтересован в выходе на этот внутренний рынок», — подчеркнул вице-премьер. Целью же «Нафтогаза» является стабилизация поставок на внутренний рынок и стабильный транзит. Сечин предположил, что рано или поздно «стороны найдут взаимовыгодное решение».

Любопытно, что идея слияния двух газовых компаний спокойно воспринимается внутри ЕС. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер по итогам недавней встречи с Юрием Бойко в Брюсселе заявил, дескать, все вопросы, связанные с объединением «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», должны решаться на уровне руководства этих структур. «Вопрос объединения «Газпрома» и «Нафтогаза» — это не вопрос к Европейскому Союзу, это вопрос к самим компаниям, — отметил он. — Пока рано делать какие-либо выводы, необходимо подождать и посмотреть».

Впрочем, Еврокомиссия в рамках контроля за соблюдением европейских норм конкуренции обычно в обязательном порядке анализирует условия слияний любых транснациональных компаний, которые могут оказать прямое влияние на европейские рынки.

Несмотря на то что в среде российских экспертов слияние двух компаний в общем воспринимается позитивно, есть и активные противники данной идеи. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, к примеру, считает, что возможное объединение принесет России в целом и «Газпрому» в частности только проблемы.

Во-первых, Украине будет сложно провести это решение через парламент. Во-вторых, НАК «Нафтогаз Украины» в действительности находится в крайне тяжелом финансовом положении, и с каждым месяцем перед компанией лишь растут риски банкротства. Поддерживая низкие цены на газ на внутреннем рынке Украины, НАК работает себе в убыток. В случае объединения эту проблему постараются повесить на «Газпром», которому придется субсидировать по-прежнему низкие цены на внутреннем рынке. Наконец, украинская ГТС, по мнению скептически настроенного ученого, сильно изношена, и если в нее и вкладывать какие-либо средства, делать это целесообразно в консорциуме с Европой — с целью разделения высоких экономических и политических рисков, а также расходов.
От Ванкувера до Владивостока

По словам Медведева, Москва готова помогать Украине в деле общения с международными финансовыми организациями и лоббировать ее интересы на международной арене, если это потребуется.

И действительно, за последние годы значительно возросло влияние РФ внутри МВФ; Москва, как известно, также является участником и «большой восьмерки», и «большой двадцатки».

«Нам исключительно важно координировать позицию в СНГ по вопросам будущего финансово-экономического устройства, — подчеркнул далее президент РФ. — Россия готова к тому, чтобы отстаивать наш консолидированный подход по конфигурации мировой финансовой системы — мне кажется, это очень важно, тем более что для Украины это также возможность участвовать в этих обсуждениях».

Помимо того, что стороны по итогам встречи таки подписали соглашение о демаркации украинско-российской границы (данный вопрос Украина и РФ никак не могли решить еще с середины 90-х), а также совместные заявления, касающиеся безопасности в Черноморском регионе и урегулирования приднестровской проблемы, наиболее важным в этом пакете стал совместный протокол по вопросам усовершенствования системы европейской безопасности.

В контексте решения проблем международной безопасности небезынтересными были заявления российского президента в стенах Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Медведев высказался и по поводу перспективы участия Украины в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и о реальных задачах российской базы в Севастополе. «Если интересно участвовать в ОДКБ — добро пожаловать! Если есть какие-то сомнения, мы к этому уважительно относимся, — подчеркнул президент России. — Жизнь меняется, и если в будущем вы посчитаете для себя правильным присоединиться к ОДКБ, мы, конечно, будем счастливы вас пригласить и принять».

Для России база ЧФ в Крыму — элемент системы безопасности, поддерживающий в Черноморском бассейне статус-кво, а также «систему распределения рисков, которая уже сложилась». Как напомнил глава Российского государства, в начале 90-х годов, когда исчезла система Варшавского договора, но осталось НАТО, статус-кво был нарушен. Это, по словам лидера РФ, привело «к тектоническим изменениям на политической карте Европы» — многие вооруженные конфликты тогда начались именно из-за этого.

Итак, согласно итоговому заявлению по европейской безопасности, лидеры двух стран, в частности, намерены «активно способствовать созданию общего пространства юридически обязательных гарантий равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств евроатлантического пространства, включая надежные гарантии для стран, добровольно отказавшихся от ядерных арсеналов, и внеблоковых государств».

В заявлении также указано, что РФ и Украина «поддерживают строительство гармоничного миропорядка, опирающегося на центральную координирующую роль сильной ООН», частью которого должно стать «единое пространство безопасности от Ванкувера до Владивостока». Данный алгоритм, как заявил после подписания документа Янукович, может стать основой для создания «модернизированной архитектуры и единой системы безопасности в Евро-Атлантике».

Сама идея нового соглашения, которое придаст прочность военно-политической безопасности в Европе, впервые была высказана Дмитрием Медведевым в июне 2008 г. в Берлине. Стоит сказать, что в сегодняшней Европе есть немало сторонников данной идеи. Во всяком случае на уровне публичных высказываний. Среди таковых — нынешний Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, который в конце марта заявил, что Европа в сотрудничестве с РФ должна «создать единую систему противоракетной обороны от Ванкувера до Владивостока».

Как видим, Украина вместе с Россией начала участвовать в одном очень важном проекте — по крайней мере пытаясь предложить конструкцию новой архитектуры европейской безопасности.

По словам украинского президента, в настоящий момент наша страна взяла курс на внеблоковую политику с целью «недопущения новых разделительных линий на Европейском континенте». Таким образом, возможно, Украине придется сыграть решающую роль в сохранении международного баланса и недопущении противостояния между РФ и НАТО в будущем. Такое противостояние по обе стороны наших границ, будь то новые рецидивы «холодной войны» или межконтинентальные баллистические ракеты (пока еще нацеленные друг на друга), Украине совершенно ни к чему по многим причинам. В том числе и потому, что в случае очередного витка противостояния наша страна вновь оказывается в самом его эпицентре — со всеми проистекающими последствиями и угрозами. Преодолеть эти угрозы нам, очевидно, поможет не только восстановление корпорации с главным торговым партнером, но и максимально активное отстаивание новой внешнеэкономической доктрины на международной арене.
СПРАВКА «2000»
Cписок бизнесменов, приглашенных на VII украинско-российский бизнес-форум.
Бизнесмены с российской стороны:

Николай Швец — генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК»

Игорь Финогенов — председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР)

Алексей Федоров — президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

Шафагат Тахаутдинов — генеральный директор ОАО «Татнефть»

Владимир Никитенко — президент — председатель правления ОАО «Банк Петрокоммерц»

Андрей Костин — президент-председатель правления Внешторгбанка РФ

Борис Ковальчук — и. о. председателя правления ОАО «Интер РАО ЕЭС»

Евгений Дод — председатель правления ОАО «РусГидро»

Алексей Исайкин — президент группы компаний «Волга-Днепр»

Олег Дерипаска — генеральный директор ОК «РУСАЛ»

Александр Гурко — генеральный директор национального ГЛОНАСС-оператора «Навигационно-информационные системы» («НИС»)

Петр Авен — президент «Альфа-Банка»

Андрей Бородин — президент Банка Москвы

Герман Греф — президент — председатель правления Сбербанка России

Владимир Дмитриев — председатель Внешэкономбанка

Роман Троценко — президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»
Бизнесмены с украинской стороны:

Игорь Козырев — генеральный директор ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара»

Дмитрий Фирташ — владелец Group DF

Ринат Ахметов — владелец СКМ

Александр Кива — вице-президент, заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова

Константин Григоришин — совладелец группы «Энергетический стандарт»

Вячеслав Богуслаев — председатель совета директоров ОАО «Мотор-Сич»

Игорь Юшко — председатель правления Дочернего банка Сбербанка России

Вячеслав Козак — председатель правления Ощадбанка

Николай Янковский — совладелец ОАО «Концерн Стирол»

Виктор Башкиров — председатель правления Проминвестбанка

Андрей Хоменко — генеральный директор ГП НПКГ «Зоря-Машпроект»

Николай Удовиченко — председатель правления Укрэксимбанка

Вячеслав Романов — генеральный директор ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе»

Виктор Пинчук — совладелец EastOne

Александр Ярославский — владелец DCH

Александр Савчук — президент ОАО «Азовмаш»

Виктор Субботин — генеральный директор ОАО «Турбоатом»

Сергей Тарута — председатель совета директоров корпорации «ИСД»

Игорь Сырый — генеральный директор ОО «Метинвест Холдинг»

Георгий Скударь — президент ЗАО «НКМЗ»

Вадим Новинский — президент «Смарт Холдинг»

Евгений Бакулин — председатель правления НАК «Нафтогаз Украины»

Максим Тимченко — генеральный директор ДТЭК

Кирилл Дмитриев — президент фонда прямых инвестиций ICON Private Equity

Юрий Недашковский — президент НАЭК «Энергоатом»

Василий Федин — генеральный директор ОАО «Херсонский судостроительный завод»

Константин Вайсман — председатель правления ПУМБ

Евгений Хворост — председатель правления ОАО «Крюковский вагоностроительный завод»

Юрий ЛУКАШИН



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх