,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Пагубность «национальных» программ образования
0
Пагубность «национальных» программ образования

Среди выдающихся ученых мира в области педагогической науки, наша страна дала миру гениальных К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, целую плеяду талантливых педагогов, чья практика, теоретические разработки, методические идеи оказывают огромное влияние на развитие образования многих стран мира.

Тем прискорбнее видеть то, что происходит в нашей системе образования в последние, особенно 2005–2010 годы. Все ощутимее заметен научный, культурный спад в работе школ, высших учебных заведений, в культуре, всей духовной жизни народа. Свидетельство этого есть отсутствие за последние 20 лет каких-либо заметных открытий в науке, создании талантливых произведений в литературе, музыке, живописи, кинематографе.

В науке, даже в ранее признанных ее направлениях, таких как микробиология, кибернетика, математика, которые дали в свое время немало открытий для мировой науки, не только не осуществлено ничего нового, но немало утрачено из ранее достигнутого. Это же можно сказать и о сфере применения на производстве новейших технологий.

Фактически уничтожен украинский кинематограф, ибо те примитивные поделки, которые начали появляться в последние годы, ничего общего не имеют даже с посредственным киноискусством. Обидно лишь, что эти картины несут на своих титрах имя великого А.П. Довженко.

Больно наблюдать то, что происходит в театре, музыке, живописи.

Особенно трагично то, что совершено и продолжает осуществляться в сфере образования. Навязывается утверждение, что украинцы, русские, белорусы не являются единым народом, вышедшим из колыбели Киевской Руси, что только Украина является ее единственной наследницей. Более того, что самой основой украинской нации является не народ приднепровья, подолии, черниговских и сиверских краев, а ее западная ветвь в лице галичан. Они все больше трактуются как некий эталон этнических украинцев.

Отсюда происходит полное отрицание всего, что было общего в жизни народов Украины, России, Белоруссии. Совместный многовековой период жизни в Российской Империи до 1917 года трактуется сплошь, как отрицательный и негативный, а время в составе СССР, как период оккупации Украины. И это все говорится тогда, когда, начиная со средины 50-х годов, в составе высшего руководства Советского Союза находились немало представителей Украины, а были годы, когда количественно их было более половины. Да и до революции 1917 года на высоких постах находились и граф Разумовский, оказавший решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику царской власти; и Безбродько, и полтавчанин Паскевич, и верный соратник и сподвижник Петра І Феофан Прокопович. А С. Полоцкий, Епифаний Славинецкий внесли свой значительный вклад в просвещение и культуру российского, украинского, белорусского народов. Не говоря уже о видных военных полководцах, как в дореволюционной России, так и в советское время.

Характерно и то, что сегодня специально созданный «Институт национальной памяти» возглавляет не ученый высокой культуры, глубоких знаний истории хотя бы и Украины, не специалист всестороннего, широкого гуманитарного профиля, а физик Игорь Юхновский. Какой он академик-физик судить специалистам, в отношении же национальной памяти, судя по «продукции» института, он не дотягивает даже до уровня ученика средней школы.

Одна из последних «разработок» института Юхновского – законопроект «О вооруженной борьбе украинского народа за независимость», в котором в замаскированной форме насаждается реабилитация пронацистских формирований – пособников немецких фашистов. В качестве «освободителей» включается сотрудничество ОУН-УПА с гитлеровцами. Представленный законопроект – не что иное, как акт, направленный на разрушение исторической памяти о совместном для Украины и России государстве СССР, о всем, что создавал народ Украины за годы советской власти совместно со всеми другими народами государства. На это же направлены и указы Ющенко о ликвидации всего, что напоминало бы о Советском Союзе. Самое кощунственное во всех этих перекручиваниях исторических фактов состоит в том, что молодежи пытаются навязать ложное представление, что многовековая история развития Украины совместно с русским и белорусским народами, является враждебной для Украины, а сама единая государственность с русским народом не была нашей собственной историей. И многие поколения украинцев не имеют никакого отношения к созданию единого для Украины, России, других народов могучего государственного объединения.

Эти же антиисторические концепции и утверждения в области истории, коснулись и языка. И тут эталоном выступает галицкое наречие и речь зарубежной диаспоры, в которой сохранились особенности языка тех эмигрантов из Украины, которые выехали за рубеж в поисках лучшей доли еще в конце ХIХ – начале ХХ веков.

Уважая колорит диалектов отдельных регионов Западной Украины, преступно отрицать великий фактор истории: все лучшее и талантливое, что было и есть в литературе, искусстве слова украинской речи, начиная с былин, народных песен, сказок, поверий, взлета писательского гения И. Котляревского, Т. Шевченко, И. Нечуя Левицкого, Панаса Мирного, Леси Украинки, И. Франко и заканчивая творчеством писателей и поэтов советского времени, создано на языке полтавско-киевского, отчасти подольского диалектов украинского языка.

При этом многие украинские писатели и поэты обращались и к красоте и могуществу русского языка, выражая с его помощью национальный колорит и духовное богатство украинского народа. Достаточно вспомнить произведения Н.В. Гоголя, отдельные поэмы и рассказы Т.Г. Шевченко, написанные на русском языке.

Если говорить о нашей истории, то дико и нелепо, да и противоречит элементарному здравому смыслу не признавать язык той части народа, которая по своему национальному статусу составляет более 30% всего населения Украины, не говоря уже о том, что на этом языке говорит более 80% граждан страны. Не менее важно и то, что благодаря знанию русского языка люди в массе своей могут приобщаться к усвоению многих новейших открытий в науке, литературе, поскольку по своим возможностям (материальным) все лучшее в науке и литературе оперативно переводится на русский язык и становится достоянием каждого, кто этим языком владеет.

А наличие даже нескольких официальных языков в ряде стран не влияет на сохранение их государственной независимости. В маленькой (по территории) Финляндии, кроме финского, официальным языком является шведский и норвежский, но от этого Финляндия не перестала быть признанной и уважаемой всем миром самостоятельной страной. В Швейцарии и того больше языков, а в Индии на государственном уровне 16 языков и даже не изгоняется язык английский, хотя он принадлежит стране, которая веками угнетала и грабила богатства индийского народа.

Защищая на словах единый украинский язык и истерически отбрасывая даже мысль о втором, русском языке, умалчивают о наличии на Украине параллельных с украинским языком табличек названий всех государственных учреждений на английском языке. Более того, совсем недавно, не афишируя, по – воровски, правительство в январе 2010 приняло постановление о переводе украинского, славянского алфавита на латинский, с подробным описанием, как будет произносится та или иная латинская буква в украинской орфографии.

Некритическое, необдуманное заимствование уже привело к нелепице во введении никому ненужной степени бакалавра, дающей молодежи непонятную градацию незаконченного высшего образования.

Это относится и к широко разрекламированному Болонскому процессу, который практически ничего не дает для качественного улучшения системы образования, даже наоборот перечеркивает то лучшее, что было уже достигнутого в нашем образовании.

Непродуманное введение тестирования превращено в единое мерило оценки знаний. Само тестирование начало преподносится, как некое новшество и открытие (возможно для ратующих за него чиновников оно таким и оказалось, хотя тестирование, как таковое, еще в конце 19 века применили англичане. Но вскоре от него отказались, оставив его лишь как один из способов проверки знаний). Не говоря уже о нелепости содержания многих тестов, их ограниченности.

Обновления в образовании необходимы всегда. Но обновления не в форме заимствованных извне сроков обучения (12 лет вместо 10 для средней школы, замены пятибалльной системы оценок на 100-бальную, переименований профильных институтов в университеты без всякой необходимости и т.п.)

Характерны в этом отношении замечания Натальи Шульги, которая приехала в 2005 году на Украину с целью построить «Украинский Гарвард». То, с чем она столкнулась не просто ее разочаровало, а породило бессилие что-либо изменить. С болью она отмечает, что чиновники от образования потеряли всякие ориентиры. В то время, когда до развала СССР в Украине было 9 университетов, и они отвечали университетскому названию, сейчас их стало 904, а 83-м присвоено звание национальных. Появились университеты, называющие себя частными и т.п.

К чему привели все эти реформирования? Ни один из «университетов» Украины не попадает даже в первую тысячу мировых рейтингов. Если по национальному рейтингу Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко считается на первом месте, то по мировому рейтингу 2009 года он с трудом отнесен на 1613 место. Аналогичная история со всемирно признанным в свое время Киевским политехническим, который в 60-70 годы 20 века был в числе 10 лучших политехнических институтов. Сегодня он отброшен на 2 173 место. По этому же рейтингу 2009 г. Львовский национальный университет им. И. Франко занимает 2 223 место, Харьковский им. В. Каразина – 2 570 и т.д.

Нынешние присуждения некоторым университетам званий «научно-исследовательских» ничего не дают для качественного улучшения университетского образования, ибо не подкреплены не только материально-технической базой, но и соответствующим уровнем научной подготовки профессоров и преподавателей в тех университетах, которым этот статус присваивается.

Обновление в образовании – это наполненность его появляющимся новым, осмысление и использование методик, обусловленных появившимся технологиями, качественная подготовка учителя, педагога, соответствующие их труду материальное обеспечение, формирование в обществе достойного Учителя уважения, как к ведущей в развитии страны и народа профессии.

Формально, требование современного уровня научных разработок, для примера, в области педагогики остается, как главное в определении качеств диссертаций, методических исследований. Но, по-сути, большинство исследований мало что дает развитию образования. Этому «способствуют» те нелепые инструкции и требования, которые выдвигают чиновники Высшей Аттестационной Комиссии перед соискателями ученых степеней: перечислять, в обязательном порядке, в каждой диссертации все существующие законы и постановления официальных органов в сфере образования, давать ссылки на различные международные декларации (в последнее время это связано с упоминанием Болонской и других). Требуется перечисление, как в церковных поминальниках, фамилий всех, кто когда-то писал или касался затрагиваемых соискателем проблем. В результате значительная часть диссертации, по-сути, никакого отношения к научному исследованию не имеет.

Особенно бессмысленно и необъяснимо требование к докторским диссертациям, когда, кроме публикуемой книги, отражающей содержание диссертации, предписывается представить еще и набранный на компьютере текст, и чтобы название монографии не совпадало с названием темы диссертации, хотя и в монографии, и в защищаемой диссертации речь идет об одном и том же.

Не говоря уже о том, что потоки диссертаций (особенно, если брать те, которые относятся к сфере образования) «исследуют» обильно зарубежный, больше всего «американский опыт», от которого сами американские педагоги, ищущее путей обновления в образовании, во многом начали отказываться.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть диссертации в институтах Академии Педагогических Наук Украины, больше половины из них посвящены «американскому опыту». Сказанным вовсе не отрицается то, что было достигнуто в американской системе образования. По-своему неоднородной и противоречивой, ибо в каждом штате она строится по-разному. И лишь в последнее время, особенно с приходом правительства Обамы, ставится вопрос об утверждении единых образовательных подходов во всей стране.

Защищаются же у нас в таком обилии диссертации по «американскому опыту» потому, что они проходные, а «ваковские контролеры», в большинстве своем незнакомые с существом вопроса оценить их по достоинству не могут. Об этом свидетельствует то, что пока еще ни по одной из защищенных диссертаций серьезного анализа, насколько же важен этот «опыт» не сделано. А ведь речь идет о нескольких сотнях диссертаций, особенно кандидатских.

При этом чуть ли не крамолой считаются диссертации об образовании в современной России, уровень педагогической науки и практики которой во многом значительнее, чем в отдаленном зарубежье.

Увлекаясь «американским опытом», начали забывать свое, то, что зарубежные страны, не афишируя, творчески применяют у себя. Достаточно в этом отношении напомнить о системе образования сегодняшней Японии, многое позаимствовавшей из советского образования. А. Макаренко и В. Сухомлинский там не только глубоко почитаемы, но их идеи творчески внедряются в образование и воспитание молодежи.

Характерна и такая деталь: в японской школе 240 учебных дней (в Советском Союзе было 270-–275 учебных дней), а школьники занимаются в школах по 8 часов в день, при этом не менее 2-х часов ежедневно посвящают выполнению домашних заданий. Для сравнения в США (по опыту которых в таком изобилии написаны диссертации) количество учебных дней в году (в последние годы) не превышало 175–180, а на выполнение домашних заданий американские школьники затрачивают около 30 минут.

Конечно, количеством учебных дней и часами домашних заданий не определяет содержание образования, но оно свидетельствует о загруженности ученика определенным объемом преподаваемых ему знаний и о сложности получаемых заданий, выполнение которых требует усидчивости и времени. А лучшее мерило образования в Японии – это те достижения в сфере современных технологий, здоровья людей, общей культуре, которых достиг народ страны после окончания Второй мировой войны.

Особое место в образовании должна занимать проблема здоровья, разумного физического развития молодежи в сочетании с ее общекультурным, интеллектуальным становлением.

Требуется осмыслить и творчески соединить возможности персонального компьютера, электронного учебника в индивидуальном использовании с групповым обучением учащихся. Речь идет о педагогике переплетения и взаимообогащения индивидуального и группового.

Групповое и коллективное в обучении, как стихия моря, которая шлифует и придает неповторимые формы каждому камушку. Классно-урочная, лекционная формы преподавания и обучения важны как воздействие на группы обучающихся, среди которых каждый – неповторимая индивидуальность. Вместе с этим не менее важно не всегда явно ощутимое взаимовлияние обучающихся друг на друга.

Для любой современной страны, особенно важен ответ на вопрос: к чему мы стремимся, какое будущее намерены создавать и какими путями и методами готовить молодежь?

Давно ушли из жизни А. Пушкин, Т. Шевченко, М. Лермонтов, А. Чехов, Л. Толстой, но живет и оказывает свое влияние на живущих все созданное ими. Это касается и великих открытий выдающихся ученых всех времен мировой истории.

Больше полувека в живых нет непревзойденного изобретателя-ученого Николы Теслы, но каждый шаг новых изобретателей не только подтверждает его открытия, но убеждает как далеко впереди своего времени были его мысли, его идеи в развитии техники. Его технологические разработки – сегодня, уже будучи доказаны в их верности, – все еще далеки от осуществления и реализации из-за несовершенства технологий производства.

Создание научно-обоснованной современной системы образования поможет каждому человеку освободить ум от лженаучных заблуждений и ограниченности, очистить от грязи засоренности свои чувства, чтобы во всей полноте воспринимать красоту и волнующую безграничность мира, в котором человек, хотя и маленькая его частичка, но одарен могуществом разума и безграничными возможностями творчества и созидания.
Ярослав ПРАВДЕНКО



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх