,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Регионам тоже нужна демократия!
0
Регионам тоже нужна демократия!

Да, нужно, просто жизненно важно без промедления сделать местное самоуправление (причем именно самоуправление!) основой всей политической системы общества, внеся соответствующие изменения в Конституцию Украины, другие акты законодательства и практику государственного управления. Но в наших условиях не обойтись и без серьезных изменений региональной составляющей этой системы. Ее сохранение в нынешнем виде любые преобразования способно свести насмарку. Используя метафору, я бы сегодняшнее государство назвал Киевской Украиной. Депутаты отечественного парламента фактически не несут никакой ответственности перед населением регионов.

С этой точки зрения бесконтрольно работают вообще все центральные органы власти. Вдобавок они господствуют не только в политике, но и в экономике страны, задавая правила игры (либо запуская игру без правил) и с помощью командных рычагов, в том числе госбюджета, определяя, каким территориальным образованиям и населенным пунктам жить, а каким лишь бороться за выживание. В регионах же бал правят назначаемые Киевом наместники-губернаторы и формируемые ими государственные администрации. Короче говоря, власть сосредоточена в руках обосновавшейся в столице «политической элиты». А жители других регионов, как, впрочем, и рядовые киевляне, имеют все основания с горечью повторить классическое: «Мы живем, под собою не чуя страны».

Уже неоднократно, в том числе на страницах «2000», я говорил о том, что выходом для Украины является построение так называемого регионального государства (англ. regional state). Ведущие специалисты по этой проблематике Кэролайн Мейерс и Рудольф Маэс полагают, что к числу его важнейших признаков относятся: 1) «деволюция» законодательной компетенции, означающая наличие определенной категории вопросов, законодательное решение которых осуществляется регионами самостоятельно; 2) всеобщие прямые выборы органа законодательной власти региона (регионального совета) его населением; 3) существование регионального органа исполнительной власти, который несет политическую ответственность перед региональным советом; 4) собственная фискальная (фиск – государственная казна) компетенция региональных органов власти, связанная с системой распределения ресурсов.

В рамках этого типа государственного устройства сфера компетенции общенациональных, центральных органов власти формируется по остаточному принципу. Двумя главными отличиями регионального государства от федеративного упомянутые авторы считают, во-первых, то, что регионы не имеют собственных конституций и распределение компетенции определяется в общенациональной конституции, а во-вторых, то, что регионы не представлены во второй палате парламента страны. По их мнению, остается открытым вопрос, является ли этот тип государства устойчивым или же он должен рассматриваться только как переходная форма от унитарного к федеративному государственному устройству.

Классические примеры больших европейских региональных государств являют собой Италия и Испания. Характерно, что обе страны двинулись по этому пути, преодолевая авторитарное прошлое: Италия – после Второй мировой войны, Испания – после смерти в 1975 году диктатора Франко. Причем показательно, что и та и другая вошли в число экономически высокоразвитых государств, только достигнув весомых успехов в деле демократизации общественно-политической жизни. В Италии в настоящее время существуют 20 «регионов», в Испании – 17 «автономных сообществ» (включая находящуюся в Атлантике, близ западного побережья Африканского континента, автономию Канарские острова) и 2 «автономных города» (Сеута и Мелилья, расположенные на северном побережье Африки).

Считаю, что нам в Украине наряду с сохранением и расширением прав АРК (в частности, Верховная Рада республики должна стать не просто представительным, как сейчас, а представительно-законодательным органом) следует предоставить точно такой же, совершенно аналогичный автономный статус всем 24 областям и Севастополю, закрепив его в Конституции страны. Кстати, подчиненную Севастопольскому горсовету территорию уже сейчас абсолютно правильно именуют Севастопольским регионом: ведь в ее состав входят и такие населенные пункты, как Балаклава, Инкерман, Кача плюс несколько меньших по размеру, и довольно обширные незаселенные участки. Впрочем, вполне допускаю, что в новых условиях Севастополь захочет влиться в состав АРК; однако этот и другие подобные вопросы (см. далее) следует решать в первую очередь на основе свободного волеизъявления местного населения путем референдума.

Что касается Киева, то, по-моему, есть смысл взять пример с Италии и Испании. Ни Рим, ни Мадрид, не уступающие ему по численности населения, не являются самостоятельными административными регионами, а имеют лишь статус столиц соответственно региона Лацио и Мадридского автономного сообщества. Ведь сейчас Киев выполняет функции центра области, юридически не входя в ее состав. Вдобавок не поразмыслить ли над тем, чтобы, оставив за Киевской областью сам Киев и левобережную часть, из правобережных районов создать новую область с центром, скажем, в Белой Церкви или в Фастове? Такое «разукрупнение» может дать неплохой эффект, стимулировать ускорение развития, причем для обоих регионов. Но главное – преодолеть нынешний «цивилизационный разлом» между Киевом и остальной Украиной, который с момента обретения независимости уродует нашу общественную жизнь.

Не является критичным превышение числа наших автономных регионов над таковым в Италии и Испании: два с половиной десятка против двух. Ведь в государственном управлении, кроме численности населения, надо принимать во внимание также размеры территории. А по площади Украина в два раза больше Италии и на 100 тыс. квадратных километров превосходит Испанию!

Зато действительно критическое значение имеет учет культурно-исторических факторов. У нас любят порассуждать об изменении административно-территориального деления Украины с ориентацией на так называемые исторические области. Но ведь нынешнее административно-территориальное деление – тоже история, насчитывающая уже восемь десятилетий! В некоторых случаях чуть меньше, но суть дела от этого не меняется. Это деление и связанные с ним обстоятельства жизни прочно укоренились в сознании и подсознании населения. И не сомневаюсь, что отнюдь не вызовет восторга у большинства местных жителей идея передачи, скажем, Сумщины «под руку» Харькова, Луганщины «под руку» Донецка, Житомирщины «под руку» Киева, Ивано-Франковщины «под руку» Львова. Об обратных вариантах мы как-то вообще не привыкли задумываться, что, кстати, оскорбительно по отношению к якобы «младшим партнерам»…

Важно сделать первый шаг: предоставить областям Украины автономный статус, а их административным центрам – статус столичный. Причем предоставить не формально, а реально, то есть незамедлительно закрепить в Конституции страны и оперативно воплотить в практике государственного управления. Убежден, что в сочетании с резким усилением роли местного самоуправления в целом это очень быстро даст положительные результаты.

А дальше жизнь подскажет, как нам двигаться: переходить к федеративному устройству, сохранять региональное государство или внедрять новые формы, которые в будущем могут появиться. Главное – «любить Украину», прежде всего уважительно относясь к ее народу, который (впрочем, как и любой другой), без сомнения, заслуживает и материального достатка, и настоящей демократии, и богатой духовной жизни.

Доктор социологических наук,
кандидат экономических наук,
главный редактор «Украинского
социологического журнала»,
Харьков
Юрий ЧЕРНЕЦКИЙ



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх