,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Харьковские соглашения и национальные интересы Украины
  • 18 мая 2010 |
  • 03:05 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 137875
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Харьковские соглашения и национальные интересы Украины



Всего три недели прошло с того дня, когда в Харькове президенты Украины и России подписали соглашения, значение которых выходит далеко за рамки их непосредственного содержания, — цены российского газа для Украины и сроков пребывания Черноморского флота России на базе в Севастополе. Этот отрезок времени вместил в себя столько оценок, заявлений, действий политиков и власть предержащих не только в наших двух странах, но и за их рубежами, что по своей насыщенности, наверное, долго еще не будет иметь себе равных.

Многообещающий и долгожданный прорыв в российско-украинских отношениях — так оценили факт свершившихся договоренностей одни. Предательство национальных интересов — такую характеристику событию дают другие.

Что же это такое — национальные интересы Украины? Но прежде чем обратиться к этой теме, отмечу наиболее важные события, последовавшие за харьковской встречей В. Януковича и Д. Медведева.

23 апреля договаривающиеся стороны в лице президентов обеих стран внесли в национальные законодательные органы тексты соглашения о базировании Черноморского флота в Севастополе для их ратификации. Одновременно в Верховную Раду правительством был внесен проект государственного бюджета на 2010 год, реалистичность которого напрямую зависела от цены на импортируемые энергоносители.

Уже на следующий день самопровозглашенный лидер оппозиции Ю. Тимошенко призвала своих сторонников прийти во вторник, 27 апреля, к стенам парламента, где должно было быть ратифицировано российско-украинское соглашение по Черноморскому флоту. Синхронно по сценарию, отработанному еще в 2004 году, ряд областных и городских советов Западной Украины выступили с требованием отозвать подпись Украины под Харьковскими соглашениями.

То, что происходило в сессионном зале Верховной Рады 27 апреля, в дополнительных комментариях не нуждается — в «демократичности» методов противодействия оппозиции рассмотрению проекта закона о ратификации (как, впрочем, и закона о госбюджете) мог убедиться каждый, кто включил в этот день утром свой телевизор.

Надо отдать должное коалиционному большинству — несмотря на все попытки БЮТ и НУНС сорвать голосование, соглашение по Черноморскому флоту было ратифицировано, и закон о Государственном бюджете Украины на 2010 год принят. В России ратификация соглашения Госдумой прошла без каких-либо существенных проблем, если не считать таковыми особую позицию либерал-демократов В. Жириновского.

А накануне в Страсбурге открылась весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), на которой среди прочих обсуждалась тема голодомора в Украине. Забегая вперед, напомним, что европарламентарии отказались квалифицировать голодомор в Украине как геноцид украинцев. О намерении Украины выполнить все обязательства перед Советом Европы заявил, выступая на сессии ПАСЕ, президент Янукович, в частности, что касается осуществления реформ в экономике и судебной системе, введения в действие законов о применении Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. Украина намерена добиваться обновления отношений с Россией наряду с установлением партнерства с ЕС и США. «Сильная Украина выгодна и Европе, и России», — подчеркнул президент.

То, что подписанные соглашения — не пустопорожние декларации, а старт широкомасштабного и взаимовыгодного сотрудничества наших стран, было незамедлительно продемонстрировано. В день ратификации соглашений правительство России сняло ограничения на ввоз на свой рынок украинских труб, следом «Газпром» объявил цену на газ для Украины на второй квартал текущего года. И как только подписанные президентами обеих стран законы о базировании Черноморского флота в Севастополе вступили в силу, Россия отменила вывозную пошлину на газ для Украины.

Уже 30 апреля в Сочи началось заседание межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-российской межгосударственной комиссии под председательством премьер-министров Украины и России Н. Азарова и В. Путина. На рассмотрение комитета украинская сторона внесла ряд предложений по расширению торгово-экономического сотрудничества. Поставлена задача довести до конца этого года объемы двусторонней торговли до докризисного уровня (39 — 40 млрд. долл.). Предложено определить перечень инфраструктурных проектов для совместной реализации. Среди них — перспективы создания газотранспортного консорциума и активизация работы по делимитации морских границ и шельфа.

В области атомной энергетики к рассмотрению предложены заключение долгосрочного контракта на поставку ядерного топлива, строительство в Украине завода по производству ядерного топлива и ввод в строй с участием России двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС.

Предметом рассмотрения комитета станет также межправительственное соглашение о серийном производстве самолета Ан-124. Ряд предложений касается сотрудничества в транспортной сфере. Это и строительство ширококолейной железной дороги Кошице — Братислава — Вена, и обеспечение безопасности судоходства в Азовском море и Керченском проливе, и проблемы эффективной работы железнодорожно-паромной переправы между портами Крыма и Кавказа, и, наконец, перспектива строительства моста через Керченский пролив и кольцевой автомагистрали вдоль Черного моря.

Среди наукоемких проектов — реализация программы нанотехнологий, где у Украины есть существенный задел. И это далеко не полный перечень задач, где стороны могут сотрудничать к взаимной выгоде.

Ответом России стали предложения В. Путина обсудить вопросы объединения российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза», создания украинско-российского холдинга в ядерной сфере.

А что же оппозиция? Не добившись своего в Верховной Раде 27 апреля, она вновь принялась за то единственное, на что способна, — будоражить общество, пытаясь столкнуть одну его часть с другой. Под предлогом защиты национальных интересов создаются различные «народные» комитеты — «защиты Украины», «спасения нации и государства». 8 мая заявлено о создании «всеукраинского молодежного движения сопротивления». Был определен и день для пробы сил «защитников» и «спасателей» — 11 мая, с началом очередной сессионной недели в Верховной Раде.

Особо подчеркну, что вся эта возня происходила накануне даты, которую весь цивилизованный мир отмечает как День Победы над нацизмом.

«Одним из важнейших событий в истории человечества» назвал в своем заявлении победу союзников над фашистской Германией и ее сателлитами президент США Барак Обама, уделив при этом особое внимание России. Символично, что в параде в Москве в честь 65-летия Дня Победы, помимо представителей армий десяти государств СНГ, приняли участие и военные США, Великобритании, Франции и Польши.

Накануне Дня Победы в Москве состоялся неформальный саммит глав государств СНГ. В своем обращении к ветеранам фронта и труженикам тыла стран — участниц Содружества в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне они подчеркнули, что «в годы войны закалилась дружба наших народов, отвага и мужество которых сыграли решающую роль в общей победе».

Но далеко не для всех в Украине дорога память о тех, кто жизнью своей заплатил за ее освобождение от захватчиков. В то время как в большинстве украинских городов и сел чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, во Львове и Ивано-Франковске 9 мая бесчинствовали молодчики из так называемой «Свободы».

Вернемся к поставленному выше вопросу о национальных интересах Украины, о которых якобы так рьяно печется оппозиция. По моему глубокому убеждению, их смысл — в защите государством жизненных прав и свобод граждан Украины независимо от их этнического происхождения. И именно это определяет степень демократичности власти, именно с этой позиции следует оценивать ее действия.

Прошедшее пятилетие воочию продемонстрировало неспособность националистически ориентированных политиков создать эффективную систему государственного управления, действующую в интересах всех граждан. В первую очередь это касается экономики — основного инструмента, обеспечивающего благосостояние общества в целом и каждого его члена в отдельности. Но не только профессиональная непригодность ряда членов правительства Ю. Тимошенко, о чем на днях она сама публично заявила, является причиной экономической разрухи в Украине. Идеология доминирования так называемой титульной нации, навязываемая «помаранчевой» властью, не могла не сказаться на взаимоотношениях с нашим основным экономическим партнером — Россией.

Мировой экономический кризис, на который как на объективную причину небывалого спада производства в Украине ссылаются адвокаты обанкротившейся власти, лишний раз продемонстрировал, что живем мы во взаимозависимом мире, где понятия «сильный» и «слабый» относительны. А уж тем более несостоятельными являются претензии на национальную исключительность кого бы то ни было.

Не конфронтация, а взаимовыгодное партнерство должно стать содержанием и внутренней, и внешней политики Украины. Но именно этого и не могут себе позволить политики вчерашнего дня, пришедшие к власти на волне политического противостояния — средства, которое стало для них самоцелью.

Президента Украины В. Януковича обвиняют в том, что в жертву экономической выгоде от новых соглашений с Россией в газовой сфере принесена возможность осуществления независимой внешней политики и даже территориальная целостность государства. Но вот позиция ответственного представителя другого государства — министра иностранных дел Турции А. Давутоглу, высказанная им 6 мая в Симферополе: «Турция видит Черноморский бассейн как зону дружбы, мира и благополучия. Мы хотим видеть здесь историю, культуру, торговлю, искусство. Это регион не для военного противостояния, не для политического противостояния. В нашей внешней политике нет врагов в этом регионе».

Политика и экономика — сообщающиеся сосуды. Политика добрососедства, в первую очередь со всеми сопредельными государствами, и есть магистральный путь Украины в цивилизованное мировое сообщество, в полной мере отвечающий ее национальным интересам.

Энергичные и результативные переговоры, осуществляемые сегодня руководством Украины и России, являются ярким примером принципиального подхода в отношениях между государствами, при котором определяются общие ценности, формируются механизмы преодоления разногласий, принимаются во внимание интересы других партнеров, а достигнутые договоренности незамедлительно реализуются.

И то, что именно Харьков стал городом, где была открыта новая страница во взаимоотношениях наших государств, нас искренне радует и воодушевляет.



Михаил ДОБКИН

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх