,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТУДА И ОБРАТНО С НАРКОМОМ НА БОРТУ: Эстонец с сибирским характером
  • 10 мая 2010 |
  • 13:05 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 73778
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТУДА И ОБРАТНО  С НАРКОМОМ НА БОРТУ:  Эстонец с сибирским характером


Он много раз летал через линию фронта бомбить Германию. Однако звание Героя Советского Союза получил только за один конкретный, причём мирный перелёт. В мае-июне 1942 года майор советских ВВС Эндель Пусеп возглавлял секретный борт Пе-8, на котором с важной миссией к нашим союзникам отправлялся нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.

Упорно к поставленной цели

Эндель Карлович Пусеп (упрощённое написание; правильнее – Пуусепп) родился ровно 100 лет назад, 1 мая 1910 года в Енисейской губернии (нынешний Красноярский край) в семье эстонских переселенцев. В ней говорили по-эстонски: это обстоятельство впоследствии спасло Энделю жизнь.

Самые начальные факты его биографии часто бывают искажены в СМИ. Дело в том, что лишний год возраста юный Эндель приписал себе сам для поступления в лётную школу. Отсюда во всех документах пошёл неправильный год его рождения – 1909. В этом он сам признаётся в своих мемуарах.

Можно встретить сообщения, что он родился в семье «столыпинских» переселенцев. На самом деле родители Энделя ещё до столыпинской реформы бежали из Прибалтики в поисках земли и воли на просторы Сибири. В Америке таких переселенцев называли скваттерами. В России – просто самовольными захватчиками. Это отразилось и в названии хутора, где родился маленький Эндель – Самовольный. Но время тогда было смутное, шли революционные 1905-1906 гг. Поэтому землю, занятую семейством Пуусепп, за ними и закрепили. Правда, в отличие от легальных «столыпинских» колонистов, они были обязаны платить налоги с первого года поселения.

Вскоре после окончания гражданской войны недалеко от хутора совершил временную посадку аэроплан. На мальчишку фанерная «птица» произвела незабываемое впечатление. Он решил непременно стать лётчиком, когда вырастет. И со свойственным природному эстонцу упорством, помноженным на благоприобретённый сибирский характер, реализовал свою мечту.

Для получения среднего специального образования Эндель поехал в Ленинград в эстонско-финский педагогический техникум. Сравните современную «демократическую» Эстонию и «тоталитарную» Советскую Россию и почувствуйте, как говорится, разницу. В первой запрещено преподавание в старших классах школ на русском языке. Во второй имелись не только средне-специальные, но и высшие учебные заведения для нацменьшинств (родственники Энделя учились в Ленинградском Университете народов Запада).

Но в техникуме Эндель проучился всего год. Его неудержимо тянуло в небо. В 1927 году ему удалось поступить в военно-теоретическую школу ВВС в городе Вольск под Саратовом. Там началось обучение его лётному мастерству, продолженное затем в Оренбурге и Ейске. Из Ейска Эндель совершил «слепой» (т. е. только по приборам, без визуального обзора) перелёт в Москву – первый в истории авиации подобный перелёт на такое расстояние.

Неудивительно, что молодого эстонца вскоре направили в команду полярных лётчиков. В те времена это был элитный отряд советских пилотов, выполнявших самые сложные задания мирного времени. В 1938 году Пусеп участвовал в поисках прославленного лётчика Левандовского, пытавшегося на четырёхмоторном самолёте перелететь через Северный полюс в Америку и пропавшего без вести.

ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТУДА И ОБРАТНО  С НАРКОМОМ НА БОРТУ:  Эстонец с сибирским характером


В налётах на Берлин

В первые недели войны Пусеп, как и его коллеги по полярной авиации, был зачислен в авиацию дальнего действия (АДД). 81-ю дивизию АДД возглавил легендарный лётчик Водопьянов.

Эндель принял участие уже в самых первых налётах советской авиации на Берлин, носивших пока больше морально-политический, чем стратегический характер. Налёты совершались на самолётах Пе-8. В то время эта четырёхмоторная машина (её другое название – ТБ-7: «тяжёлый бомбардировщик-7») была единственным самолётом советских ВВС, чья дальность полёта позволяла совершать такие операции. Естественно, эти дальние рейды производились без прикрытия истребителей. Поэтому неудивительно, что назад возвращалось меньше половины вылетевших самолётов... Да и сам Пе-8 ещё не был опробован как следует. Особенно ненадёжным его местом были двигатели: они часто выходили из строя.

Как и на Севере, Пусеп поначалу был вторым пилотом в экипаже Водопьянова. 10 августа 1941 года Пе-8, пилотируемый Водопьяновым, вылетел на бомбардировку Берлина. Назад на базу в Пушкине под Ленинградом он не вернулся. На обратном пути у самолёта возникли проблемы с одним из четырёх моторов. А затем осколком вражеского зенитного снаряда был пробит бензобак...

Машину удалось посадить, хотя она при этом, естественно, превратилась в обломки. Экипаж уцелел. Он оказался, как выяснилось, на территории Эстонии, уже занятой врагом. Нерадостным получилось для Энделя первое свидание с родиной предков. Но тут его и товарищей выручило его эстонское происхождение. Энделю удалось переговорить со встреченным ими пастушонком на родном языке. Так советские лётчики узнали, как можно будет выйти к своим (сплошной линии фронта ещё не было), не напоровшись на немцев. Комдив и его экипаж спаслись.

После этого Пусеп ещё неоднократно летал на бомбёжки Берлина, Данцига, других германских городов. Он стал одним из опытнейших лётчиков АДД. Вскоре его мастерство понадобилось для выполнения ответственнейшего государственного задания.

ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТУДА И ОБРАТНО  С НАРКОМОМ НА БОРТУ:  Эстонец с сибирским характером


Экипаж самолета в Лондоне (Э. Пусэп слева)


Почему над оккупированной территорией и с эстонцем?

В мае-июне 1942 года народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов по поручению И. В. Сталина совершил миссию в Великобританию и США. Её значение для ведения войны трудно переоценить. В ходе этого визита Молотова были подписаны важнейшие документы, ставшие краеугольным камнем антигитлеровской коалиции.

Достижение договорённостей с союзниками требовало личного присутствия кого-то из советских руководителей в Англии и Америке. Само собой, что таким руководителем по долгу службы должен был стать нарком иностранных дел.

В декабре 1941 года Москву посетил британский министр иностранных дел Энтони Иден. Он летал в Россию кружным путём: через Северную Африку и Ближний Восток. Таким же маршрутом в августе 1942 года в Москву прибыл Черчилль. Почему Молотов не воспользовался этой менее опасной трассой? По-видимому, сказались три обстоятельства.

Первое: перелёт пришлось бы совершать с несколькими посадками, очень долго, а обстоятельства не терпели промедления. Второе: промежуточные посадки требовали дополнительного согласования с местными властями и с британскими представителями на данном маршруте. Третье: такой перелёт, с несколькими посадками и согласованиями, неминуемо бы повлёк утечку информации, а значит, гитлеровцы обязательно развернули бы охоту за главой советской дипломатии. В перелёте над оккупированной территорией заключался важный элемент неожиданности: фрицы явно не ожидали от большевиков такой «наглости».

Наконец, известную роль могло сыграть и четвёртое обстоятельство: советское руководство хотело продемонстрировать союзникам как свою неустрашимость, так и искусство советских лётчиков в качестве дополнительных психологических козырей на переговорах. Ради этого можно было пойти и на известный риск.

В силу всех обстоятельств было принято решение лететь без посадки до Великобритании. А оттуда до Америки, вне зоны действия немецкой авиации, – уже с промежуточными посадками.

Почему выбор командующего АДД, генерал-лейтенанта (в то время) Александра Голованова пал именно на Пусепа? Памятуя, что всё вроде бы кончилось успешно, так и хочется свести дело к шутке: тише едешь – дальше будешь, поэтому и выбрали эстонского лётчика. На самом деле, только конец был успешным, а начало – трагическим.

Дело в том, что прежде, чем везти наркома, лётчики должны были сами опробовать данный маршрут. С нашей территории вылетел Пе-8 с экипажем лётчика Сергея Асямова (кстати, как и Пусеп, красноярца и выпускника Ейской лётной школы). Экипаж Пусепа находился на борту самолёта в качестве дублирующего. До Англии долетели благополучно. А там произошла трагическая случайность. Асямов сопровождал группу британских лётчиков, пожелавших осмотреть уникальный русский бомбардировщик. Казавшийся сверхнадёжным английский самолёт на коротком пути из Лондона в Данди потерпел крушение. Все, кто были на его борту, погибли... Так экипаж Пусепа против своей воли стал основным.
Через океан

Вечером 19 мая 1942 года пилотируемый Пусепом Пе-8 с Молотовым в качестве пассажира взял курс с подмосковного аэродрома. Летняя северная ночь коротка. Вряд ли можно было пройти незамеченными для вражеской ПВО. Ещё хуже было то, что по соображениям секретности нашей ПВО не сообщали, кто летит. Так что можно было быть сбитым ещё до линии фронта... Однако, всё обошлось.

Но страшнее людей оказалась стихия. Над Прибалтикой самолёт сразу же попал в грозу, из которой вышел целым только благодаря мастерству пилота. Густая облачность скрыла самолёт над Балтикой и Швецией. Во время войны шведы неоднократно топили наши корабли и подводные лодки под предлогом нарушения ими границы. Однако вряд ли шведы ждали, что русские наберутся нахальства пролетать на самолёте над их территорией. Гул моторов сочли, очевидно, принадлежащим немецкому или английскому самолёту. С этими шведы связываться не хотели... Рассвет застал Пе-8 уже над Северным морем, а после десятичасового беспосадочного перелёта русская машина приземлилась в Данди на востоке Шотландии.

Через несколько дней – вылет в США. По пути предполагалось совершить две посадки для дозаправки – в Исландии и на северо-востоке Канады. Но в Рейкьявике самолёт задержала непогода. Когда же наконец решили вылетать, выяснилось, что короткая взлётная полоса аэродрома столицы Исландии не позволяет подняться Пе-8 в воздух при штиле. Полоса обрывалась прямо в море... Тяжёлый, до отказа заправленный топливом русский бомбардировщик всё-таки взлетел благодаря мастерству эстонского пилота.

Обратно из Америки летели тем же маршрутом. По пути, в Англии Молотов снова провёл переговоры с Черчиллем, пытаясь вырвать у хитрого премьера гарантии открытия Второго фронта в 1942 году. Черчилль в конце концов дал такое обещание (но не выполнил его). Молотов решил переслать текст совместного советско-британского коммюнике для публикации в Москву ещё до вылета домой. Теперь, даже если бы немцы сбили самолёт, миссия советского дипломата всё равно увенчалась бы успехом.

Нацистское руководство, взбешённое перелётом Молотова у них под носом, действительно собиралось сбить или захватить советский самолёт на обратном пути. О переговорах советского наркома в Лондоне и Вашингтоне уже знал весь мир. Но фактор «наглости» снова сыграл свою роль. 12 июня 1942 года Пе-8 с высокопоставленным пассажиром благополучно вернулся на Родину.

За успешное выполнение ответственного задания Родины указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 г. майор Эндель Пусеп, штурманы экипажа капитаны Александр Штепенко и Сергей Романов получили звания Героев Советского Союза. При этом двое последних были повышены в чинах до майора. Звание Героя Советского Союза посмертно получил Асямов, который должен был пилотировать этот рейс, если бы не трагическая случайность. А вот второй пилот рейса капитан (к тому времени майор) Василий Обухов звание Героя получил только в марте 1944 года.

ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТУДА И ОБРАТНО  С НАРКОМОМ НА БОРТУ:  Эстонец с сибирским характером


Карьера, отставка, преследования и бессмертие

В октябре 1942 года подполковник Пусеп был назначен командиром 890-го полка АДД, с которым прошёл до конца войны. В марте 1943 года Пусеп выполнил ещё одно важное задание, доставив в Англию и затем вернув оттуда на Родину советскую правительственную делегацию.

Во время одного из боевых вылетов Эндель Пусеп получил тяжёлое ранение в область позвоночника, перенёс пять операций. Врачи запретили ему летать. В 1946 году Пусеп вышел в запас в звании полковника.

На гражданке Пусеп занялся укреплением Советской власти в Эстонии. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Эстонской ССР, был заместителем председателя Президиума ВС Эстонии, министром социального обеспечения республики.

В 1973 году Пусеп вышел на пенсию. В том же году в таллинском издательстве Easti Raamat вышла в свет книга его мемуаров на эстонском языке. Уже в 1975 году появился его русский перевод: «На дальних воздушных дорогах», выпущенный Воениздатом. Предисловие к книге написал лётчик-космонавт СССР Герман Титов. В 1978 году в том же таллинском издательстве на русском языке вышло новое издание его мемуаров под заглавием «Тревожное небо» (с прежним автором предисловия). По сравнению с первой книгой, эта была дополнена воспоминаниями о детстве и юности будущего лётчика, годах его учёбы в лётных училищах.

ЧЕРЕЗ ОКЕАН ТУДА И ОБРАТНО  С НАРКОМОМ НА БОРТУ:  Эстонец с сибирским характером


В «демократической» Эстонии у героя Второй мировой отобрали пенсию и дом. В 1996 году он умер и был похоронен на кладбище Метсакальмисту. Но память о герое жива. В 2007 году стараниями Центра национальной славы России и НКО «Русский дом» при поддержке посольства РФ в Эстонии на могиле Пусепа был установлен памятник. В 2008 году на экраны телеканала «Россия» вышел документальный фильм «Лётчик для Молотова. Один шанс из тысячи». В прошлом году активисты антифашистских организаций Эстонии торжественно отметили столетие «документированного» дня рождения Энделя Пусепа.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх