,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Освобождение (киноэпопея)
  • 26 апреля 2010 |
  • 08:04 |
  • jorik.13 |
  • Просмотров: 118208
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
0
История создания

До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времен, как «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва».
Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров.
Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с капитаном Цветаевым, майором Орловым, подполковником Лукиным и остальными героями. Здесь Юрий Бондарев использовал уже готовые свои произведения. И прежде всего, «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). Впоследствии «Батальоны просят огня» (1985) были отдельно экранизированы на ТВ.
После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. И с самого начала режиссёра фильма Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.

Техника и реквизит

Установка на создание киноэпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием нескольких европейских социалистических государств, львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были немалыми. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил именно тот портной, что шил мундиры настоящему Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также пришлось шить. Каски (пластмассовые для меньшего веса) изготовили на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. А всё советское обмундирование сохранилось на складах со времён [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны, поэтому с этим реквизитом трудностей не возникло.
Зато проблема возникла с военным снаряжением, в особенности со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «Тигров» и «Фердинандов». Их пришлось изготавливать силами советского производства на Львовском ремонтно-механическом заводе[1], где были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить сотню отечественных танков, которые перекрасили под немецкие и были использованы на заднем плане (всего в съёмках участвовало 150 танков). Подобным образом «обзавелись» и самолётами.
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился режиссёр Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.

Актёрский составОсвобождение (киноэпопея)

Кадр из фильма. Сержант Пелка (Франтишек Печка) и танкист Дорожкин (Валерий Носик)
Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий.
С немецкой стороны одним из консультантов выступал, например, полковник фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года.

Иосиф Виссарионович Сталин

Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Виссарионович Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль режиссёр Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе. Надо сказать, что в сценарии Иосифа Виссарионовича не было. Все эпизоды со Сталиным режиссёр снимал по ночам и на свой страх и риск. Но так как он точно уловил настроение зрителей, то оказался прав, и появление генералиссимуса на экране вызвало бурный восторг у значительной части зрителей, особенно у ветеранов Великой Отечественной войны, которые на каждом просмотре картины приветствовали экранного вождя аплодисментами и вставали с мест[источник не указан 342 дня].
Существует мнение, что Иосиф Виссарионович Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах В дни Октября (1958) и На одной планете (1965). В этих картинах Иосиф Виссарионович показан как близкий соратник Владимира Ильича Ленина, один из большевистских руководителей — его образ был трактован в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 1950-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако обе эти картины мало известны — как были тогда, так и остались сейчас.

Георгий Константинович Жуков

Ещё в процессе написания сценария режиссёр Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправдано).
Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство. Георгия Константиновича не утвердили консультантом (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок. Книга Георгия Константиновича подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые нелицеприятно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли маршала Жукова в Великой Отечественной войне. На роль Георгия Константиновича Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз.

Андрей Андреевич Власов

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. В то время даже упоминание этого имени было под запретом. Огромной удачей для режиссёра Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
На роль Андрея Андреевича Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник Великой Отечественной войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.

Адольф Гитлер

Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву».

Другие персонажи

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.
Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Класа Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие.
В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Игнацы Маховский, Адам Пежик и многие другие. Один из самых выдающихся актёров современной Польши Ян Энглерт исполнил роль поляка-танкиста из армии Михаила Ефимовича Катукова.
Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.

Выход на экран

К 1968 году первый фильм эпопеи, «Огненная дуга», был завершён. Сначала его просмотрел Сергей Матвеевич Штеменко. Вопреки ожиданиям режиссёра Юрия Озерова, обе ленты генерал воспринял в целом неплохо; сделал всего лишь два замечания: первое касалось эпизода, где лейтенант Васильев развлекается с девушкой в танке («это не разрешалось»), а второе — Сергей Матвеевич не очень остался доволен «собой». Собственно, к самому актёру Клёну Протасову у него претензий не было, только к режиссёру. Штеменко обратил внимание Юрия Озерова, что в июле 1943 года у него была ещё одна звёздочка на погонах. Да и орденов явно не хватает. На что режиссёр ответил, что всё соответствует документам, предоставленным Военным архивом. Значит, в них были именно такие данные.
Следующими картину увидели Андрей Антонович Гречко с Алексеем Алексеевичем Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Так, ничего не сказав, они и уехали. После этого картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени режиссёр Юрий Озеров переделывал картину четыре раза.
К лету 1969 года режиссёр закончил также и второй фильм («Прорыв»), так что обе ленты вышли в прокат одновременно и демонстрировались на одном сеансе. В конце 1970 — начале 1971 года вышел третий фильм киноэпопеи — «Направление главного удара» (в двух частях). А в конце 1971 года — два заключительных фильма — «Битва за Берлин» и «Последний штурм». В 2002 году лента была полностью отреставрирована на киностудии «Мосфильм».

Сюжет

Освобождение (киноэпопея)
Фильм первый — «Огненная дуга», 1969 год


Картина рассказывает о Курской битве июля 1943 года. Съёмки проводились в окрестностях города Переславля-Залесского. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что на местах былых сражений всё ещё оставалось огромное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать в любой момент при проведении пиротехнических эффектов и при движении огромного количества тяжёлой военной техники.


Освобождение (киноэпопея)
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год


Идёт освобождение Орла и Белгорода, а также оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на левом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — капитана-артиллериста Цветаева и майора Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Пьетро Бадольо. По приказу Адольфа Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Немецко-фашистские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией.

Освобождение (киноэпопея)
Фильм третий — «Направление главного удара», 1969 год


Рассказ о решающих и драматических событиях 1944 года, о Белорусской наступательной операции «Багратион» и полном освобождении территории СССР. В начале июня союзники высаживаются в Нормандии. Несмотря на то, что немецкий агент «Цицерон» сумел выкрасть документы об открытии Второго фронта, немцам не удаётся предотвратить высадку. Неудачи на фронтах порождают заговор генералитета с целью убийства Адольфа Гитлера и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Покушение 20 июля не удаётся. Заговор раскрыт, и мятеж подавлен.
Военные съёмки велись там же, где и два предыдущих фильма — на специально выделенной территории около Переславля-Залесского.

Освобождение (киноэпопея)
Фильм четвертый — «Битва за Берлин», 1971 год


Главное сражение на подступах к германской столице, штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. По указанию Адольфа Гитлера рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн, на переговоры с Алленом Даллесом.




Освобождение (киноэпопея)
Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год


Последний фильм киноэпопеи, рассказывающий о последних днях Великой Отечественной войны. Его просмотрело самое большое количество зрителей, так как он демонстрировался по Центральному телевидению Гостелерадио СССР ко дню Победы 9 мая чаще других фильмов киноэпопеи. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР.
Сюда прибыл целый съёмочный эшелон. Как раз в это время в Берлине начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания, поэтому этот район легко отдали под съёмки. Здесь можно было взрывать и ломать без всяких ограничений. Штурм Рейхстага снимался по частям. В Берлине нашли полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого очень напоминали Рейхстаг. Бои внутри здания сняли, естественно, на «Мосфильме». А перестрелку наверху — в берлинском Доме техники.
Особое место в картине занимает эпизод с затоплением метро (по сценарию, Адольф Гитлер приказал открыть шлюзы и спустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск). Эти съёмки прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли настоящие немецкие вагоны. Затопление «метро» происходило в результате открытия шлюза…

Данные о фильме:



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх