,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Гарри Поттер против Пушкина
  • 24 апреля 2010 |
  • 05:04 |
  • MozGoPrav |
  • Просмотров: 174409
  • |
  • Комментарии: 22
  • |
0
В продолжении темы Табачник вернет в школы русскую литературу

Гарри Поттер против Пушкина


О русофобии уходящей украинской власти говорят давно. Мало-помалу вирус русофобии стал своеобразным брендом современной Украины. За общими фразами подчас остается в тени истинный смысл происходящего в стране, населенной дружественным и родственным России народом. А между тем из культурного и информационного пространства Украины активно и последовательно выдавливается русская культура, делается все, чтобы лучшие, всемирно признанные образцы русского искусства и русской литературы не были известны гражданам Украины. Эта политика тщательно продумана, структурирована и возведена в ранг государственной. Главный её объект – дети.

В украинских школах гуманитарный блок ныне представлен курсами украинской литературы, зарубежной литературы и (для старших классов) курсом «Художественная культура». Русская литература как отдельный предмет не изучается сегодня на Украине вообще - даже там, где компактно проживают от 80 % этнических русских.

По зарубежной литературе действующих программ две – одна для школ с русским языком обучения, другая для школ с украинским языком обучения. Рассмотрим интегрированный курс [1] литературы для школ с русским языком обучения, принятый в 2005 году, и сравним его с предыдущей программой, действовавшей с 2001 по 2005 годы [2].

По новой программе в 5 классе к изучению рекомендовано 27 произведений мировой литературы, из них 16 – русских писателей. Творчество Пушкина представлено одним произведением, которое изучается как целое («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), и одним фрагментом - вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Изучаются также поэма Ю.Лермонтова «Бородино», повесть И.Тургенева «Му-Му», несколько стихотворений поэтов второй половины XIX века (Тютчев, Фет, Плещеев - по выбору учителя), лирика поэтов «серебряного века» (Бунин или Есенин – по выбору учителя), а также повесть Е.Носова «Белый гусь». И это всё! Более ничего! На изучение каждого произведения отводится от двух до пяти академических часов. В новой программе убраны стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» и поэма «Руслан и Людмила», зато появилась книга Дж. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». В целом количество часов курса уменьшено с 85 до 70, русской литературы – с 40 часов по старой программе до 31 по новой.

В 6 классе сейчас изучаются басни Крылова (3 часа), стихотворения Пушкина «Зимнее утро», «Няне», поэма «Песнь о вещем Олеге» (всего на творчество Пушкина отводится 4 часа), 4 стихотворения Лермонтова «Парус», «Три пальмы», «Утес», «На севере диком» (всего 3 часа), повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» - 4 часа (среди вопросов для обсуждения – связь писателя с Украиной, телефильм и телеверсия произведения, в частности, новогодний мюзикл «Ночь перед Рождеством»), повесть В.Короленко «В дурном обществе» – 5 часов, повесть В. Распутина «Уроки французского» - 3 часа, поэзия ХХ века (стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли» и Р.Рождественского «Ксении», на каждого автора по одному часу). Из новой программы убраны: «Повесть временных лет», «Дубровский» А.Пушкина, стихотворения И. Никитина, А.Майкова, роман Л. Толстого «Детство», рассказы А.Чехова, стихотворения А.Блока, повесть М.Пришвина «Кладовая солнца». Уменьшено и общее количество часов курса – с 85 до 70, причем сокращение часов осуществляется именно за счет русской литературы – 44 часа в предыдущей программе против 27 часов в нынешней.

Из программы 7 класса убраны: произведение древнерусской литературы «Задонщина», стихотворения М.Лермонтова «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива» и поэма «Песня про купца Калашникова». Ранее в седьмом классе дети на Украине знакомились с произведениями И.Тургенева, Н.Некрасова, А.Платонова, И.Бунина, Ф.Абрамова, теперь их лишили такой возможности. Зато увеличены часы зарубежной литературы, причем выбор произведений для обязательного чтения подчас вызывает недоумение: например, в программу включено творчество американского фантаста Роберта Шекли.

Тенденция к сокращению часов интегрированного курса вообще и русской литературы в частности прослеживается и далее - в 8 и 9 классах общее количество часов интегрированного курса уменьшено с 85 до 70, в 10 и 11 классе – с 102 часов до 70. Учитель может познакомить своих учеников с творчеством И.Гончарова, Ф.Достоевского, М.Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого, А.Чехова и других выдающихся русских писателей лишь вскользь, поверхностно.

Изучение древнерусской литературы сведено к минимуму: позволено лишь обзорное «Поучение Владимира Мономаха с обсуждением отдельных фрагментов «Слова о полку Игореве» (9 класс), нет текстуального изучения хотя бы эпизодов из «Повести временных лет». Отсутствует в программе замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которое действительно воспитывает лучшие человеческие качества - любовь, уважение, преданность. Совершенно не представлен житийный жанр, хотя раньше изучалось наполненное светом и добротой «Житие Сергея Радонежского». А какой великолепный познавательный, эстетический и воспитательный потенциал заключен в пьесе Н.Островского «Снегурочка», которой тоже нет в новой программе. Учащиеся лишены возможности познакомиться с творчеством замечательных русских поэтов XIX века К.Батюшкова, А.Кольцова, Е.Баратынского. Знакового произведения Н.Лескова «Левша» также нет в новой программе.

За границами программы остались и произведения М.Зощенко, не изучается роман М.Булгакова «Белая гвардия», хотя события, показанные писателем, происходят на Украине, это общая, написанная кровью русских и украинцев, история, которую нельзя забывать. Признано лишним для обязательного изучения творчество А.Платонова, В.Набокова, поэтов «серебряного века» и многих других замечательных авторов, чьи произведения по праву считаются сокровищами мировой культуры. Совершенно не даны яркие примеры утопий и антиутопий, хотя в последнее время это жанры сверхсовременны. Учитель не имеет возможности сказать хотя бы слово о новинках русской литературы, что затрудняет ориентацию учащихся в бурных волнах современного литературного процесса и существенно сужает круг их чтения.

Учащиеся школ с украинским языком обучения (их количество растет с ужасающей быстротой за счет закрытия школ с русским языком обучения [3] ) еще больше ограничены в изучении русской литературы. В новой программе [4] произведения русской и зарубежной литературы распределены следующим образом. В 5 классе изучается 13 произведений зарубежной литературы и только 4 – русской (стихотворения М. Лермонтова, Ф.Тютчева, С.Маршака и вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Из 70 часов курса на русскую литературу оставлены только 8.

Непонятно, какими критериями отбора руководствовались составители программы: дети не имеют возможности познакомиться со сказками А.Пушкина, зато изучают стихотворение Алкмана (поэта VII в. до н.э.) и японские хокку Мацуо Басё. В 6 классе изучаются 14 произведений зарубежной литературы и только 2 – русской (И.Крылов, А.Чехов), на что из 70 часов курса отведено всего 2. В 7 классе изучается 5 произведений русской литературы (былины, А.Пушкин, В.Гоголь, М. Шолохов, А.Твардовский) и 20 – зарубежной. В 8 классе русская литература не изучается вообще, а в 9 представлены всего три русских автора – А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Гоголь, на их творчество отводится 16 часов из 70. В 10 классе изучаются произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Н.Некрасова, А.Чехова (23 часа из 70), а в 11 классе ребята обзорно знакомятся только с М.Булгаковым, А.Блоком, А.Ахматовой, В.Маяковским и Б.Пастернаком (15 часов из 70).

Из Пушкина в украинских школах изучается только вступление к поэме «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге» и 4 часа в 9 классе на все творчество, включая «Евгения Онегина». Основная масса школьников Украины лишена возможности изучать произведения Грибоедова, Островского, Тургенева, Куприна. Изучается «Альпухара», «Смерть матери Юговичей», но совершенно нет произведений древнерусской литературы. В программу включены и Коэльо, и Мураками, и Павич, и Ричард Бах, и даже Зюскинд, но нет ни одного произведения современной русской литературы. В общем – соотношение 16% русской литературы к 84% зарубежной.

Украинские чиновники напрочь забыли (если когда-то и знали) слова замечательного русского писателя украинского происхождения Владимира Галактионовича Короленко: «Моя родина – русская литература».Гарри Поттер этим людям куда ближе, чем Евгений Онегин или Тарас Бульба.

Екатерина ЧЕРНОУСОВА - кандидат филологических наук.
_____________
1. Cимакова Л.А., Снегирева В.В. Литература (русская и зарубежная). Интегрированный курс. Программа для 5-12 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005.

2. Симакова Л.А., Кошкина Ж.А. Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. Литература. Рекомендовано Министерством образования и науки Украины (письмо Министерства образования и науки Украины №1/11-3580 от 22.08.2001 г.). – Киев, Школьный мир, 2001.

3.Подробнее о ситуации с обучением на русском языке в местах компактного проживания русскоязычных граждан Украины см. http://old.rdu.org.ua/text.php?id=1213478820

4. С новой программой по зарубежной литературе для школ с украинским языком обучения можно ознакомиться на сайте Министерства образования Украины http://www.mon.gov.ua/main.php?query=education/average/new_pr



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх