,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Крутой поворот Виктор Янукович держит слово
  • 22 апреля 2010 |
  • 22:04 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 7031
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
Крутой поворот  Виктор Янукович держит слово


21 апреля войдет в историю, по-видимому, не только как переломная дата в украинско-российских отношениях. Договор о продлении пребывания российского Черноморского флота в Севастополе еще на 25 лет стал знаковым для будущего всей системы международной безопасности.

Отнюдь не только удешевление газа на треть его стоимости Украина получает теперь. Хотя благодаря этому отечественная промышленность уже вскоре сможет восстановить основные конкурентные преимущества, утраченные в прошлые годы, а наша экономика в целом — начать выходить из кризиса.

Теперь можно говорить, что между двумя странами начался качественно новый этап взаимоотношений.

«Я сегодня приземлился в Харькове и поймал себя на мысли, что практически пять лет не был у вас в гостях, — сказал российский президент в начале встречи с украинским коллегой. — Перерыв в контактах на высшем уровне — показатель резкого охлаждения отношений, но не мы были его сторонниками».

После того, как сенсационная новость о продлении присутствия ЧФ России в Севастополе до 2042 года была оглашена (несмотря на появившуюся в последние недели утечку информации на сей счет, до конца не был ясен формат и сроки возможных договоренностей по флоту), из пояснений самого Виктора Януковича наиболее знаковым, пожалуй, стало следующее. «Украина хочет найти свое место и получить соответствующие гарантии коллективной безопасности», которые, по словам украинского президента, были определены соглашением по ядерному разоружению Украины еще в 1994 г. И сегодня Украина напрямую связывает вопрос пребывания ЧФ РФ на своей территории «в контексте формирования системы коллективной европейской безопасности».

«Мы понимаем, что Черноморский флот будет одним из гарантов безопасности стран Черноморского бассейна», — подчеркнул Янукович.

Украина, по его словам, поддерживает инициативу президента РФ о рассмотрении новой концепции европейской системы коллективной безопасности. Действующие системы безопасности, очевидно следует из слов Януковича, — в том числе и такие, как НАТО или ОБСЕ, — не в полной мере отвечают интересам всех стран континента и нуждаются в пересмотре международным сообществом.

«То, что сделали мы с Виктором Федоровичем, — это реальные партнерские шаги. Это шаг, который мы очень давно ждали. Именно в таких действиях проверяются истинные намерения соседей, друзей, родственников, близких нам стран. Украина этот шаг совершила, как и Россия, — сказал в свою очередь Дмитрий Медведев. — Эта мера также может рассматриваться в контексте той инициативы по поддержанию европейской безопасности, которая была выдвинута Россией в 2008 году». Гарантированное присутствие российского флота на Черном море, подытожил российский президент, «создает необходимый баланс интересов для всех участников причерноморских отношений, прежде всего для России и Украины».

Скидка на $40 млрд.

Итак, соглашение, подписанное президентами в Харькове, пока не вступило в силу и подлежит ратификации национальными парламентами. Судя по заявлениям обеих сторон, Янукович и Медведев договорились провести эту ратификацию одновременно.

Уже в среду вечером стало известно, что договор будет рассматриваться парламентами обеих стран во вторник, 27 апреля. Спикер Госдумы России Борис Грызлов заявил: «Подписание президентами России и Украины соглашения, продлевающего пребывание Черноморского флота на территории Украины, — событие, которое, безусловно, имеет огромное значение для обеспечения стратегической безопасности и стабильности не только в Черноморском регионе, но и во всей Европе. Учитывая особую значимость вопроса... мы договорились, что российские и украинские парламентарии будут стремиться провести синхронную ратификацию данного соглашения».

Вслед за Грызловым последовало заявление Владимира Литвина, из которого стало ясно, что коалиция с принятием подписанных в Харькове соглашений медлить не намерена. «Нам нужно принимать бюджет с учетом нового ценового фактора», — пояснил глава украинского парламента. Однако в целом, по его словам, договоренности с РФ являются чрезвычайно выгодными для нашей страны, так как с учетом 30%-ной скидки украинская экономика в ближайшие 10 лет оставит в своем распоряжении по меньшей мере около $40 млрд., которые в противном случае могли уйти на оплату импортного топлива. Эта сумма, по мнению Литвина, станет очень ценным инвестиционным ресурсом.

Более того, сейчас за пребывание ЧФ России Украина ежегодно получает символическую плату в $97,7 млн. в счет погашения старого газового долга на сумму $2,3 млрд. «Если сделать расчет, то где-то $1,2 млрд. Украина будет получать ежегодно за временное пребывание ЧФ на военных базах Украины», — подчеркнул украинский спикер.

Новость о продлении базирования российского флота в Крыму в НАТО восприняли весьма спокойно. Так, официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай назвал подписание соглашения исключительно двусторонним делом России и Украины.

Один из влиятельных западных экспертов Аманда Пол (Европейский политический центр) комментарии представителей Запада пояснила просто: «Многие не удивлены, что президент Янукович позволил русским оставить свой флот — он ведь никогда не говорил, что не позволит России продолжать держать ЧФ в Севастополе. Многие ожидали, что это случится».

60% — за Черноморский флот

Несмотря на вполне прогнозируемую реакцию нынешней оппозиции, уже обвинившей Януковича в «сдаче национальных интересов», среди граждан страны пребывание российского флота в Крыму вопросов не вызывает.

Одно из последних социологических исследований на тему отношения украинских граждан к вопросу пребывания ЧФ в Севастополе было проведено компанией Research & Branding Group в марте. Согласно результатам опроса, более 60% респондентов в целом положительно оценивают продление срока пребывания российского флота. 18% из них готовы согласиться на продление пребывания ЧФ в Севастополе без каких-либо условий. 43% согласны с продлением сроков, но при условии предоставления экономических преференций Украине со стороны РФ. 22% опрошенных хотят, чтобы Россия непременно вывела флот из Севастополя в 2017 году, а 16% граждан затруднились с ответом («Интерфакс-Украина»).

Так или иначе, но в условиях, когда страна испытывает экономический кризис и острую необходимость стимулирования (и даже сохранения) собственной промышленности, шаг навстречу России в стратегическом для нее вопросе ЧФ для большинства граждан Украины вполне логичен. Если бы договоренностей по газу не удалось достичь, населению грозило бы почти двукратное повышение жилищно-коммунальных тарифов. Вице-премьер Сергей Тигипко в среду утром пояснил: снижение цены на российский газ (с нынешних $334 до $230 за 1 тыс. м. куб.) позволит вообще не повышать тарифы для населения и теплокоммунэнерго.

В свою очередь руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий считает, что снижение стоимости газа может оказаться едва ли не самым эффективным антикризисным средством как для украинской промышленности (прежде всего химии и металлургии), так и для всей экономики. «Снижение цены на газ до уровня немногим более $200 за 1 тыс. кубометров улучшает перспективы динамики основной макроэкономической пары в Украине — инфляции и ВВП, — отметил банкир. — Эти цены улучшают перспективы экспорта, в том числе химии и металлургии. Это подставит плечо всему нашему экономическому росту».

Более того, по мнению представителя НБУ, договоренности в Харькове теперь позволяют Украине принять вполне сбалансированный госбюджет, в котором будет заложено больше свободных ресурсов на антикризисное стимулирование. А в отношениях с МВФ Украина теперь может продолжать диалог с куда более выгодных для себя позиций.

Наконец более дешевый газ для Украины будет означать укрепление позиций гривни и значительный приток свободных валютних ресурсов. $3—4 млрд., которые уже по результатам этого года останутся внутри национальной экономики, — все же очень существенно для внешнеторгового сальдо нашей страны.

Внезапно сплотившись

Теперь становится понятным и то, что имел в виду Виктор Янукович, говоря о «крутом повороте» в отношениях с Россией в интервью «Интерфаксу» накануне своего первого визита в Москву 5 марта с. г.

Нынешним соглашением украинское руководство подтвердило, кто на деле является стратегическим партнером нашей страны. И кто — противником такого партнерства.

Как и следовало ожидать, харьковские договоренности объединили до сих пор разрозненную оппозицию в порыве критики соглашений с РФ. Юлия Тимошенко уже через пару часов после встречи Януковича и Медведева провела брифинг, на котором заявила, что, дескать, фракция ее имени начинает сбор подписей за проведение внеочередной сессии парламента, на которой депутаты должны затребовать от правительства детальный отчет о сути и мотивах подписанных соглашений.

По мнению экс-премьера, вся информационная кампания, направленная на пересмотр газовых контрактов, на самом деле «была лишь прикрытием для заключения соответствующих соглашений по ЧФ». Более того, ЮВТ призвала лидеров оппозиционных партий скорей сплотиться и начать подготовку «соглашения о защите национальных интересов».

Несколько позже ряд депутатов БЮТ и «Нашей Украины» заявили, что поскольку соглашения, подписанные Януковичем в Харькове, якобы являются прямым нарушением Конституции, оппозиция имеет все основания инициировать импичмент президенту. С непривычно жесткими обвинениями в адрес Януковича выступил и лидер политической партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк, и глава группы «Единый центр» Виктор Балога, и глава комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко (НУНС).

«За скидку в цене на газ Янукович превращает Украину из суверенного государства в Юго-западный территориальный округ России, — сказал Гриценко. — Избранный президентом, хотя и голосами преимущественно юго-восточной Украины, но все же — Украины, отныне Янукович сам лишил себя права называться главой Украинского государства».

ЧФ России как гарантия Украине

Несмотря на аргументы оппозиции по поводу якобы нарушения норм действующей Конституции, на самом деле подписанные в Харькове соглашения юридически чисты и имеют достаточное обоснование.

Во-первых, стоит напомнить, что все-таки ни в одном из положений украинской Конституции конкретно не указан предельный срок временного пребывания ЧФ РФ на территории Украины.

Во-вторых, согласно действующему соглашению по ЧФ от 1997 г., странами был предусмотрен механизм автоматического продления его действия на следующие 5 лет. Соглашение считается аннулированным, только если одна из сторон заявит о желании выйти из него. Иными словами, говорить о том, что 28 мая 2017 г. — это та самая дата, когда ЧФ России должен неминуемо покинуть Севастополь, юридически некорректно.

Украина в результате новых соглашений, безусловно, выигрывает экономически. В распоряжении государства и бизнеса остается очень немалый денежный ресурс.

Россия в свою очередь, несомненно, выигрывает стратегически — сохраняя присутствие в Севастополе на ближайшие три десятилетия, РФ реализовывает собственные геополитические и оборонные цели. Конечно, учитывая заявление российского президента Медведева о том, что скидка для Украины привязана к арендной плате России за пребывание флота в Крыму, газовый контракт теперь по сути напрямую привязан к внешнеполитической и военной стратегии Киева.

Однако главный камень преткновения между сторонниками и противниками достигнутого компромисса с РФ, пожалуй, в следующем. Чем все-таки является факт присутствия ЧФ РФ на Черном море — угрозой национальной безопасности и интересам Украины или наоборот — фактором укрепления авторитета нашей страны на международной арене, гарантией от претензий третьих стран?

Подписанное экс-премьером Юлией Тимошенко газовое соглашение до сих пор полностью удовлетворяло российскую сторону. У Москвы не было никаких мотивов добровольно идти на уступки в этом вопросе. И только столь существенный компромисс геополитического характера, предложенный украинской стороной, смог привлечь внимание россиян.

У украинской же власти это был, пожалуй, единственный шанс на спасение национальной экономики и обретение финансовой стабильности. По условиям действующего контракта Украине в недалеком будущем предстояло столкнуться с очередным повышением импортных цен и пересмотром всех внутренних тарифов, в том числе для населения. В такой ситуации у правительства Азарова просто не осталось никаких иных рычагов удержания экономики на плаву, как идти на компромисс в достаточно важном для России вопросе Черноморского флота.

Безусловно, нынешняя оппозиция может сколь угодно обвинять команду Януковича в «продаже национальных интересов», под таковыми подразумевая все что угодно. Тем более, что по большому счету, если бы не предшествовавший пятилетний период правления режима Ющенко — Тимошенко, нынешняя цена вопроса для нашей страны, безусловно, была бы иной.

Однако то, что в действительности может называться сдачей «национальных интересов» — утрата стратегического партнера в лице одной из крупнейших и уважаемых держав мира, уступка позиций на крупнейшем рынке сбыта для нашей страны, наконец, кабальные условия договора по газу в 2009 году — все это произошло задолго до прихода Януковича к власти.

Договор по Черноморскому флоту, этот важный стратегический шаг президента, конечно, несет ему определенный риск недоверия на Западе. А ведь новому президенту, только-только начавшему свою каденцию, такое ни к чему. Но, по-видимому, ситуация в государственной казне на сегодня такова, что ждать окончательного решения этого вопроса до 2017 г. власть просто не может себе позволить.

Для российской же стороны нужны были весомые гарантии соблюдения ее интересов в регионе, при этом непременно на долгосрочной основе. Ведь для РФ нет явных гарантий того, что даже при условии нынешних «ценовых» уступок (дотаций) для Украины, через очередные пять лет кабинеты на Банковой и Грушевского не займут те, кто располагался в них еще совсем недавно, и кто вновь не попытается выдавить российский флот из Крыма.

Наконец, новый договор по Черноморскому флоту окажет и, как видим, уже оказывает огромное влияние прежде всего на внутриполитическую ситуацию в Украине. Как бы президент ни старался позиционировать себя в качестве лидера «обеих частей Украины», натиск на него теперь будет только нарастать.

В условиях, когда разрозненная до сих пор оппозиция переходит к открытой идеологической борьбе с властью, между «регионалами» и разными группами влияния в НУНС теперь вряд ли возможен какой-либо прочный даже тактический союз. Перманентное расширение коалиции может застопориться, если не пойти вспять. И хотя последнее маловероятно, прогнозы о возможном расширении состава коалиции до «конституционного большинства» с этого дня становятся абсолютной утопией.

В ситуации нарастающей неустойчивости в парламенте, внутри коалиции, видимо, существенно возрастет влияние Компартии — единственной политсилы, последовательно выступающей за сближение с РФ, на которую президент действительно может опереться в ближайшем будущем.

Таким образом реакция на Харьковское соглашение окончательно прояснит, кто в украинском политикуме искренние друзья России, а кто является последовательными русофобами. Думается, что вслед за решением о продлении аренды базы в Севастополе в список «сдачи национальных интересов» оппоненты Януковича запишут и соглашение в сфере атомной энергетики и т. п. Атака на президента резко усилится и будет принимать знакомые нам по «оранжевому перевороту» формы.

И Янукович, и оппозиция, что называется, перешли Рубикон.

Справка «2000»

По базовому соглашению между Украиной и Россией о разделе Черноморского флота, в украинских территориальных водах может находиться группировка кораблей и судов ЧФ численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок).

Корабельный состав ЧФ России в Севастополе сегодня насчитывает около 50 единиц, в том числе ракетный крейсер «Москва», две подлодки, два больших противолодочных корабля, три сторожевых, а также малые ракетные, десантные, разведывательные корабли и спасательные суда. Большинство из них отслужили по 20—35 лет. Однако чиновники ВМФ России, ссылаясь на то, что сроки пребывания российского флота в Крыму будут продлены, неоднократно информировали о возможном изменении уже в ближайшие годы состава и численности военно-морских сил РФ в Севастополе.

Так, на ЧФ ожидались поставки нескольких новых корветов проекта 20 380, а также подводных лодок проекта 677 типа «Лада» и модернизированных субмарин проекта 877 типа «Варшавянка».


КОММЕНТАРИИ

Это несомненный успех!

АЛЕКСЕЙ ПЛОТНИКОВ, народный депутат Украины, член фракции Партии регионов, доктор экономических наук, профессор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— Это несомненный успех! Прежде всего потому, что удалось снизить цену на газ на треть. Без этого вряд ли можно было бы решить серьезные проблемы с формированием бюджета, с выживанием целых секторов экономики.

Соглашения же по Черноморскому флоту, во-первых, дают нам определенность. Теперь всем понятно, сколько флот будет находиться на нашей территории. Во-вторых, мы решаем еще одну важнейшую задачу — флот будет заботиться о Севастополе, будет инвестировать в его инфраструктуру.

Что касается «опасений» по поводу национальной безопасности, которые озвучивает оппозиция, так то, что произошло сейчас, представляет наименьшую угрозу для Украины. Если бы в обмен на снижение цены были предложены как объекты торга подземные хранилища, газотранспортные мощности страны — вот это с точки зрения национальной безопасности было бы более ощутимо и проблематично. А продление срока нахождения у нас базы, которая и так действовала в Украине и никогда не доставляла никаких проблем, — это наименьшая из возможных плат за пересмотр цены на газ.

В любом случае подписанное соглашение должно быть ратифицировано парламентами двух стран. Ни у кого нет сомнений, что наш парламент легитимен и представляет украинский народ. Таким образом, процедура ратификации и будет реализацией права всех наших граждан на обсуждение указанных соглашений.

И хочу подчеркнуть: Украина выигрывает этим шагом примерно 4 млрд. долларов в год!

«Янукович объединяет оппозицию»

Член депутатской группы «Народной самообороны», замглавы парламентской фракции НУНС ТАРАС СТЕЦЬКИВ видит в подписанных президентом соглашениях «все признаки государственной измены».

— Данные договора — если их верно освещают информагентства — прямо противоречат Конституции Украины. Нужно, конечно, их прочесть, но, думаю, у нас есть все основания для начала процедуры импичмента президенту. Речь идет о прямом нарушении Конституции ее гарантом.

Должна быть созвана внеочередная сессия и всем причастным к подготовке подписанных соглашений следует отчитаться в ВР. А оппозиция к этому времени определится, как она будет действовать. Ведь подобного рода договор должен проходить процедуру ратификации. Но его нельзя даже выносить на ратификацию. Потому что невозможно существование такого акта, пока есть запись в Конституции о том, что ЧФ должен быть выведен до 2017 г. Этот договор нереалистичен. Это филькина грамота. И он не будет реализован хотя бы потому, что Янукович уже больше никогда не будет президентом. Это его первый и последний срок. Следующий президент попросту расторгнет соглашение.

— Но этот «нереалистичный» договор вполне может работать как минимум в течение ближайших пяти лет, пока Янукович будет президентом.

— Пусть он попробует сначала найти в парламенте 300 голосов.

— Разве для этого нужно 300 голосов?

— Конечно! Нужно же вносить изменения в Конституцию. В противном случае харьковские соглашения будут денонсированы — в рамках национального или международного права.

— Но ведь в стане коалиции есть юристы, которые смогут аргументированно доказать, что пункт о нахождении флота до 2017 г. — не имеет отношения к Конституции...

— Я очень надеюсь на КС, хотя сомневаюсь в его объективности. В конце концов есть и голос общества, возмущенного деятельностью Януковича. Не прошло и двух месяцев, как президент вступил в должность, а он уже форсированным темпом, шаг за шагом, сдает национальные интересы. Знаете, разменять один год дешевого газа на пребывание ЧФ — ну это... Это позиция не президента, это позиция лакея.

— Сможет ли данный эпизод послужить прецедентом объединения разобщенной сегодня оппозиции?

— Янукович все делает, чтобы объединить оппозицию.

Дмитрий КАРАКАТ

Этот вопрос находился вне дискуссии

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ (эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии):

— И Медведев, и Янукович грамотно воспользовались возможностью, которую дает законодательство Украины. В Конституции сказано: использование существующих военных баз для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды и в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными ВР.

Напомню, Конституция была принята в 1996 г. На тот момент еще не было договора о базировании Черноморского флота. То есть сначала приняли Основной Закон, где создали лазейку для того, чтобы оставить ЧФ на определенное время, а потом, год спустя, уже оформили принципы его пребывания.

Что написано в самом соглашении по флоту от 28 мая 1997 г.? Настоящее соглашение заключается на 20 лет, отсчитываемых от даты начала его временного применения. Срок действия договора будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если за год до окончания срока действия одна из сторон не выразит намерения этого не делать. То есть этот пункт изначально предполагал, что флот необязательно базируется именно до 2017 г. И очень плохо, что о таком моменте в договоре никто из политиков не говорил, — этот вопрос находился вне дискуссии. 2017 г. — и все! Такое было впечатление, что с этим молчаливо или немолчаливо соглашаются и те, кто за уход флота, и те, кто считает, что договор надо модифицировать.



Крутой поворот  Виктор Янукович держит слово


Фото УКРИНФОРМ

Теперь будем тверже с МВФ

ПЕТР СИМОНЕНКО, лидер КПУ

Президенты Украины и России заключили договоренности поистине исторического значения. Только теперь можно говорить о подлинном преодолении наследства «лихих лет» в отношениях наших братских народов. Подчеркну при этом, что само присутствие в составе парламентской коалиции коммунистов (а ведь ратификация харьковских договоренностей с украинской стороны теперь в руках Верховной Рады) является гарантией стремления Киева к солидарности в двусторонних отношениях. Ведь в отличие от других входящих в коалицию партий, коммунисты никогда не изменяли ключевой позиции своей внешнеполитической линии — союзным, дружественным и взаимовыгодным отношениям с братской Россией.

Важно, что Украина впервые за многие годы вышла на отвечающие национальным интересам условия импорта российского газа. По существующим расчетам — дешевле российский газ пока будет только для Минска. По мнению ряда экспертов, это соглашение, возможно, позволит вообще избежать повышения коммунальных тарифов для населения, чего последовательно добивалась КПУ. Харьковский договор позволит нам также сверстать реалистичный бюджет и проявить твердость на переговорах с Международным валютным фондом.

Коммунисты, конечно, понимают, что одним из главных мотивов, побудивших Виктора Януковича пойти на эту беспрецедентную договоренность с российским руководством, были и экономические интересы олигархов, поддерживающих партию крупного капитала — Партию регионов. Им позарез нужны энергоносители по доступным ценам, чтобы получать сверхприбыли на их предприятиях.

Но с другой стороны, доступные цены на энергоносители позволят возродить рентабельность металлургических, химических и прочих предприятий, которые в первую очередь и обеспечивают наполняемость бюджета.

В данном случае форма реализации классовых интересов крупной украинской буржуазии совпала с потребностью большинства наших граждан в экономической стабильности и с их стремлением навсегда оставить в прошлом русофобскую политику «оранжевых». Наш народ желает возродить и развивать дружественные связи с братским российским народом. Вместе с ним остановить продвижение НАТО на восток, на земли, политые кровью наших отцов и дедов в их общей борьбе с немецко-фашисткими и прочими завоевателями.

Убежден, что следующим шагом должно стать присоединение Украины к Таможенному союзу. А затем — рассмотрение вопросов (пускай через холдинговые компании) развития отечественного авиастроения, решение проблемы модернизации нашей газотранспортной системы. Если президент Янукович, власть в целом и далее будут последовательны в такой конструктивной позиции, то, несомненно, их надо поддерживать.

В программе КПУ сказано: «Коммунисты — против реализации планов включения Украины в военные структуры НАТО, превращения ее в буфер, санитарный кордон между западными государствами и Россией». Эту цель можно на данный момент считать достигнутой.

Надо быть реалистами

СЕРГЕЙ ТЕПЛЕНКО, независимый военный эксперт

— Если абстрагироваться от нынешней ситуации, связанной со взаимоотношениями между Украиной и Россией, то, безусловно, наличие чужих воинских соединений одной страны на территории другой нежелательно. Как известно, вечных союзников не бывает, существуют лишь вечные интересы.

Однако надо быть реалистами и воспринимать мир таким, каков он есть. Иностранные базы на чужих территориях — это реальность, и никуда от этого не денешься. Возьмем в качестве примера США. Во время Второй мировой войны американцы обзавелись военными базами в Исландии, Северной Африке и Индийском океане. После войны они остались в западной части Германии, Италии, Франции, Японии, в южной части Корейского полуострова.

Наибольшее количество американских военнослужащих, проходящих сегодня службу за пределами США, находится в Германии, Японии и Южной Корее. После 2001 г. американские базы появились в Афганистане, Киргизии и Узбекистане.

Почему все эти страны согласились с тем, чтобы на их территориях присутствовали военные США? Европейцы, например, просто стремились максимально обеспечить свою безопасность.

А теперь посмотрим на нашу страну. Большой вопрос, примут ли Украину в НАТО и когда еще это произойдет. И судя по последним заявлениям западных лидеров, в альянсе нас явно не ждут и даже вздохнули с облегчением, когда «процесс застопорился».

В то же время никто не снимал с повестки дня проблему дальнейшего укрепления безопасности Украины в условиях появления в нашем регионе новых сильных и подчас агрессивных геополитических игроков. Поэтому наш интерес заключается в поисках альтернативной НАТО страховки и в этом смысле новый договор по Черноморскому флоту не так уж плох. Если рассмотреть все плюсы и минусы этого документа, думаю, первые перевесят вторые.

РУБЕЖ

АЛЕКСАНДР ФИДЕЛЬ, политический обозреватель газеты «2000»

Российско-украинские соглашения, заключенные в среду в Харькове, безусловно, стали самым важным шагом, сделанным Виктором Януковичем после прихода к власти.

Будем откровенны, далеко не все шаги и особенно заявления представителей новой власти вызывали однозначную оценку у традиционного избирателя Партии регионов, выступающего за обеспечение подлинного языкового и национального равноправия в стране, развитие стратегического партнерства с Россией. Не могли не вызвать определенной озабоченности заявления о «незыблемости европейского выбора» и жесткие слова президента в адрес вице-премьера Семиноженко, предложившего лишь обсудить возможность вхождения Украины в Таможенный союз и ЕЭП.

Были и другие признаки, как казалось, наметившегося отката после первых решительных шагов, а в программе Евгения Киселева «Большая политика» были озвучены и циркулирующие в Киеве слухи о том, что одним из неафишируемых, но настоятельных рекомендаций МВФ, обусловливающих получение нового кредита, является переформатирование коалиции с заменой КПУ на НУНС. О том, что большинство фракции НУНС уже «созрело» для коалиции с «регионалами», заявил и Юрий Ехануров. И, честно говоря, такой вариант развития событий полностью исключить было нельзя.

Что ж, можно смело сказать, что «ширки» не будет! «Наша Украина» уже потребовала импичмента Януковичу, и даже если списать это заявление на популистскую риторику, совершенно очевидно, что ни на какие публичные компромиссы с действующей властью ни «Наша Украина», ни другие «патриотические» партии в обозримой перспективе не пойдут. Очевидно, в ближайшие дни нас ждет острое противостояние в парламенте, а возможно, и за его стенами.

Но и Януковичу отступать некуда. Отказ (в любой форме) от заключенных договоренностей означал бы резкое ухудшение отношений с Россией и одновременно полную потерю Януковичем доверия и уважения его избирателей. Пойдя на попятную, он превратился бы в «хромую утку», окончательное отстранение которой от власти — вопрос времени. Думаем, Виктор Федорович и его команда отлично это понимают, да и реакцию оппозиции вполне просчитали.

Впрочем, и в этот «крайне тяжкий» для всех «национал-патриотов» момент, когда, как казалось, им следует переступить через междоусобные разногласия, партия Ющенко не преминула «лягнуть» Тимошенко: «Отличия между предателями заключаются лишь в том, что кто-то пытается делать это втихую, как Тимошенко, которая повязала Украине петлю в виде январских газовых соглашений 2009 года, рассказывая, что это выгодно Украине. А кто-то, как Янукович, не скрывает, что готов уступить россиянам все, чего они захотят», — говорится в заявлении «Нашей Украины» (http://vz.ru/news/).

Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай оперативно прокомментировал подписание соглашения о продлении срока базирования Черноморского флота России в Севастополе, назвав его двусторонним делом России и Украины: «Это, несомненно, вопрос двусторонних отношений между странами, которые обе являются партнерами НАТО». Особенно показателен пассаж о том, что «обе являются партнерами НАТО». Какова будет подлинная реакция Запада, увидим позднее.

Особо любопытно, как далее будут развиваться переговоры между Украиной и МВФ. Если приведенная выше информация о рекомендациях МВФ имеет под собой основание, то у МВФ, конечно, найдутся формальные причины отказать в кредите, но с другой стороны — такое решение привело бы к еще более глубокому сближению с Москвой, ведь нужда в средствах для поддержания украинской экономики на плаву по-прежнему огромная. Поэтому можно предположить, что и кредит от МВФ правительство Азарова получит.

Но в любом случае выбор сделан! С нынешнего дня стратегические отношения с Россией — гарантия функционирования украинской экономики и прочности политических позиций самого Януковича.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх