,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Как выхолащивается смысл Победы
  • 13 апреля 2010 |
  • 09:04 |
  • MozGoPrav |
  • Просмотров: 15615
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Как выхолащивается смысл Победы


Как выхолащивается смысл народного подвига? Такую тему поднял на заседании круглого стола «Ревизия итогов Второй мировой войны и современная геополитика», организованного Фондом исторической перспективы и Государственным центральным музеем современной истории России, Михаил Демурин – чрезвычайный и полномочный посланник, директор по программам Института динамического консерватизма.

Среди различных аспектов обсуждения темы народного подвига 1941–1945 гг. важнейшим, по его мнению, представляется взаимосвязь смысла и образа Великой Отечественной войны и Победы с современной внутриполитической ситуацией в нашей стране, с процессами, протекающими в российском обществе. Из них наибольшее беспокойство вызывает начавшееся еще в период существования СССР целенаправленное размывание многих важнейших для состояния национального духа понятий.

Этот пагубный процесс затрагивает не только сферу исторического знания и исторических идеалов: он уже глубоко покоробил общественно-политическую жизнь, экономику, культуру. Чтобы остановить этот процесс, вернуть ключевым для менталитета нации понятиям их чистоту и исконный смысл, уже нужна напряженная общественная работа. Равно как и для того, чтобы наши граждане научились понимать, где и когда этими святыми понятиями пытаются манипулировать, искажать их смысл. И с какой целью зачастую просто упрощают их до примитива, и делают чуть ли не объектом насмешки.

Есть слова и смыслы, которые на века связаны с русской геополитикой, считает Демурин. В числе таких концептов – формула победы русского оружия в войне 1812 года, как она была зафиксирована А.С. Пушкиным в известном стихотворении «Клеветникам России».

...И ненавидите вы нас...
За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, пред кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну провалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?

Без малого два столетия прошло, но эта формула и в приложении к нашему времени, к победе в Великой Отечественной войне, работает на 100%.

Но что мы видим, отмечает Демурин: в определенный момент, в контексте усиления западнических настроений в нашей стране, это стихотворение становится нежелательным текстом для численно не очень большого, но весьма влиятельного сегмента российского общества. Мало того, что оно пропадает из школьных программ, – его вообще пытаются выкинуть из пушкиноведческого дискурса. Не мог же, в самом деле, как нас пытались и все еще пытаются убедить, «европеист» Пушкин быть таким оголтелым патриотом!.. Когда это произошло? Как ни печально это констатировать, не 10 и не 20 лет тому назад, а раньше, еще в позднее советское время.

А теперь давайте посмотрим, что происходит с другими великими выражениями смысла борьбы и победы в Великой Отечественной войне, появившимися во время этого грозного материального и духовного испытания, выпавшего на долю нашей Родины, продолжает Демурин. Прекрасная формула «отлита» Александром Трифоновичем Твардовским в «Василии Теркине»:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Но «Василий Теркин» тоже исключен из обязательной программы в школе, а вместе с ним исключена и эта важнейшая поэтическая квинтэссенция смысла Великой Отечественной войны. А слова эти – великие, потому что в них выражено самое главное: то, что этот бой – святой, святой в прямом смысле этого слова, в смысле борьбы с антихристианской, античеловеческой силой; что это был бой правый, смертный, и (самое главное!) что вели его русские люди не ради славы, а ради жизни.

Еще более дикий смысл приобретает навязываемая обществу дискуссия о «цене победы». Мол, столько было жертв, что это – вовсе и не победа. И что побежденные куда лучше нас живут... Подобные перлы стали вылетать со страниц нашей «свободной» прессы еще в конце 1980-х гг. Т. е. уже целое поколение на них выросло.

Уже не раз СМИ рассказывали о Генеральном плане «Ост» и о том, какая судьба в соответствии с ним грозила и русскому народу, и другим народам нашей страны, если бы война была проиграна.

Даже тех, кто был отобран Гитлером в качестве более-менее «приемлемого» материала для участия в осуществлении его планов, в случае, если бы СССР не вышел победителем в Великой Отечественной войне, ждало бы духовное и нравственное самоуничтожение. Можно говорить о потерях в той или иной военной операции, что совершенно понятно, но вести разговор о цене победы в Великой Отечественной войне в целом как таковой – это явная подмена понятий, а чаще – попытка жульнической пропаганды.

Демурин счел необходимым обратить внимание и на связанный с русским православием аспект военной истории. К сожалению, не сложилось правила хоронить героев Великой Отечественной войны в стенах древних православных монастырей, как героев Отечественной войны 1812 года, отмечает он и обращается к Русской православной церкви «задуматься над тем, чтобы и прах героев Великой Отечественной войны нашел упокоение в ее монастырях».

Второй момент – это иконография. Люди помнят знаменательное обращение Святейшего патриарха Сергия к православным христианам (а по сути дела – ко всему русскому народу) в первый день Великой Отечественной войны, другие его обращения тех лет, помнят о большой деятельности РПЦ в пользу обороны страны и особенно о молебнах и крестных ходах, которые помогли собрать все силы для побед в отдельных сражениях и для Победы в этой войне с дьявольскими силами нацизма в целом.

В качества примера он приводит стихи Константина Симонова, говорящего о русских женщинах, которые шептали вслед отступающим солдатам Красной армии: «Господь вас спаси!»; о старике, «как на смерть» одетого во все белое, а дальше, размышляя о том, что же поможет собраться с духом на великую битву под Москвой, пишет так:

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.


«Убежден, что такую мысль можно получить только озарением свыше. Это – глубоко православная поэзия, глубоко православные символы, которые должны присутствовать в нашей жизни не только в слове, светской живописи, кинематографе, но и в иконописных образах», – полагает Демурин.

Но, пожалуй, важнейший момент – это связь с Победой сегодняшнего поколения. Она должна быть упрочена. Демурин считает, что «та лучшая часть молодого и среднего поколения, которая принимает активное участие в увековечении памяти о войне», должна иметь право на получение какого-то знака отличия, подобного тому, что к юбилеям получают ветераны. «Правильно было бы принять решение о награждении медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» не только ветеранов, но и энтузиастов-поисковиков, которые возвращают для достойного захоронения останки солдат Великой Отечественной войны, историков, которые отстаивают правду о подвиге наших отцов и дедов, общественных деятелей и политиков, которые борются за доброе имя Победы и за рубежом, и в самой России. Эта медаль, увековечивающая нашу Победу, должна стать общенародной медалью, потому что если она будет только медалью для ветеранов, то через 5 лет некого будет ею награждать, а такая медаль должна продолжать жить. Это было бы особое, выдающееся поощрение, знаковая реликвия для тех людей, кто не воевал, но реально делами приобщается к Победе, стимул для многих активнее подключаться к этой важнейшей и непростой работе», – объясняет свою позицию Михаил Демурин.

Он также выразил недоумение приглашением участвовать в параде на Красную площадь войск США, Великобритании и Франции, особенно с учетом того, как вели себя союзники по отношению к СССР на завершающем этапе войны и какие агрессивные планы против нашей Родины они вынашивали в послевоенные годы. Логичнее уж было пригласить контингенты стран бывших республик СССР, с которыми вместе завоевали Победу. Их, правда, спохватившись, пригласили, но уже после стран Запада. И неизвестно, как они теперь на такое приглашение отреагируют.

«В связи с парадом 9 Мая есть еще одна бессмыслица. Бессмыслица, правда, с точки зрения того, кто радеет за воспитание достойной смены российскому офицерскому корпусу. Я имею в виду решение об отстранении от участия в параде суворовцев – истинных детей Победы, которые долгие годы неизменно шли в первых рядах праздничных парадов, рассматривая такое участие в общенародном и воинском торжестве как особое поощрение, знак своего приобщения к армейскому делу», – также вполне резонно замечает Михаил Демурин.

Но самый основной и итоговый его вывод: Победа в Великой Отечественной войне – это вершина единения русского народа и других народов исторической Российской Империи (СССР в ХХ веке) ради высших созидательных целей. Конечно, были еще и послевоенное восстановление, и совместный штурм космоса, и многое другое, достойное памяти. Но Победа в этом ряду стоит особняком. «Утратим ее правильное понимание, ее смысл и образ – утратим один из важнейших ключей такого единения в будущем. А поодиночке, да еще с внутренней рознью, наши народы ждут лишь деградация и гибель», – резюмирует Михаил Демурин.

Справка
Из директивы А.Гитлера А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.):

«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год».


Максим Хрусталев



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх