,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Прут как танки. Первые шаги новой власти
  • 25 марта 2010 |
  • 21:03 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 15479
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Прут как танки.  Первые шаги новой власти


«Когда они приходят к власти — прут как танки», — в парламентских кулуарах часто приходилось слышать такую характеристику «регионалов» из уст старожилов украинской политики. Несмотря на давно вменяемую этой политсиле якобы извечную уступчивость в политической борьбе, сейчас во власти наблюдаем иной стиль работы.

Ранее «2000» прогнозировали («Что он несет стране?», 26.02.2010): во главу угла новой команды действительно будут поставлены экономические реформы. Для этого у нее есть теперь практически все рычаги и стимулы: полнота власти, время, оправдание не самых популярных решений. Вопрос остается за малым: сколь успешными окажутся эти преобразования, и сумеет ли Николай Азаров так же безупречно перезапустить маховик экономики, как ему это удавалось в 2004-м, а затем в 2006-м?

Не прошло и двух недель с момента назначения нового правительства, но каков старт! Популярные и непопулярные, вынужденные и неотложные, антикризисные, структурные, антикоррупционные — похоже, без слова «реформы» теперь не будет обходиться ни одно выступление новой властной команды.

Даже внезапно созданная парламентская коалиция, посадившая на премьерский пост именно ту фигуру, которая была самой предпочтительной для Виктора Януковича, сама себя окрестила именем: «Стабильность и реформы».

С некоторых пор в стране заработало целых два комитета по реформам — один при президенте Януковиче, который будет определять генеральную, так сказать, линию экономических преобразований. Комитет будет включать представителей разных ветвей власти и согласовывать все ключевые решения. Второй — правительственный комитет по реформам под руководством Николая Азарова, в компетенцию которого войдет выработка исключительно решений Кабмина по части реформ.

В минувший вторник Виктор Янукович подписал еще один указ — о структуре своего комитета по реформам. В нем будет функционировать целая дюжина подразделений. В частности: группа по устойчивому экономическому развитию бизнес-климата и инвестиций (возглавил ее вице-премьер Сергей Тигипко); группа по технологической модернизации экономики и развитию инфраструктуры (вице-премьер Борис Колесников); группа по региональному экономическому развитию (вице-премьер Виктор Тихонов).

Кроме того, в рамках комитета будут вырабатывать консолидированное решение такие группы: по международной интеграции и экономическому сотрудничеству (глава МИДа Константин Грищенко), по реформе социальной системы (вице-премьер Владимир Семиноженко), а также по законодательному и институциональному обеспечению реформ (министр юстиции Александр Лавринович).

Воплощать свои реформаторские решения новая власть, видимо, собирается всерьез и всесторонне. В соответствии с упомянутым указом в течение 10 дней заработают и так называемые региональные комитеты по экономическим реформам, чью деятельность будет координировать первый замглавы АП Ирина Акимова.

На первый взгляд, утверждение о том, что новой властной команде действительно удастся запустить масштабные экономические преобразования, может показаться чересчур наивным. Дескать, раздуть бюрократический аппарат, наплодить комитетов и исписать еще одну тонну бумаги прожектами — это еще никакие не реформы. Но мы все-таки рискнем сделать такое допущение.

Для этого есть достаточно веские основания. Впервые за очень длительное время Украина столкнулась с довольно уникальной политической ситуацией — одна политсила приобретает полный контроль по сути над всеми ветвями власти. Конечно, в этом есть определенные опасности, но принимать законы в парламенте и решения в Кабмине при своем президенте — теперь дело техники.

За минувшие две недели Украина неожиданно была повышена в международных рейтингах сразу двумя рейтинговыми агентствами. В последний раз такое случилось еще в далекие докризисные годы, когда украинская экономика бурно росла и ей, как тогда считалось, ничто не угрожало.

12 марта международное агентство Standard&Poors повысило рейтинг нашей страны по обязательствам в инвалюте.* Свое решение эксперты обосновали собственно снижением политических рисков в Украине.

________________________________________
*До уровня «B-/С» с «CCC+/С».

Стоит заметить, повышение рейтинга страны — это не просто улучшение финансового имиджа в глазах инвесторов (они, между прочим, на рейтинги в первую очередь и опираются в процессе принятия решений по передвижению своих капиталов). Сам факт отсутствия у страны рейтингов с буквой «С» значительно облегчает государству, а также нашим компаниям доступ к внешним рынкам капиталов (например, тех же заимствований).

17 марта еще одно глобальное агентство — Fitch Ratings — изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта Украины в иностранной и нацвалюте — с «негативного» на «стабильный».

Дело в том, что в условиях все еще очень плохой конъюнктуры в мире на основные статьи украинского экспорта сегодня наша страна остро нуждается в притоке любых валютных ресурсов, не так уж важно, через какие инструменты. В связи с началом политической стабилизации и появлением оптимистичных оценок в Украину таки начали понемногу возвращаться и инвестиции. Пока что это капиталы портфельные, в немалой степени спекулятивные — они заходят в страну через фондовый рынок, который в последние недели внезапно стал расти как на дрожжах. По сравнению с ситуацией на начало года в украинские акции уже вернулось несколько сотен миллионов гривен, а фондовый рынок увеличился в полтора раза!

Налоговый стимул

Разработать «прагматичный» бюджет-2010 президент велел Кабмину незамедлительно, максимум до середины апреля. Над подготовкой главного финансового документа, определяющего, куда и как будут потрачены сотни миллиардов казенных денег, как правило, трудится дюжина министерств и ведомств. Буквально тысячи людей по всей стране сводят по крупицам общедержавную смету и за несколько месяцев до подачи в парламент вдоль и поперек подбивают балансы.

Сам госбюджет — чрезвычайно сложный документ, состоящий из тысяч страниц и огромного количества цифр, формул и таблиц. Даже в безмятежные годы, когда на расчеты и перекрестный контроль отводилось несколько месяцев, довольно неплохой работой счетоводов Минфина считалось, если в документе встречались ошибки всего на пару десятков миллионов гривен. При выполнении бюджета кризисного 2009 года, судя по заявлению Счетной палаты, из-за ошибок, а затем приписок не сводились концы с концами в росписи расходов по меньшей мере на несколько миллиардов. Трудно представить, что теми же чиновниками Минфина за месяц будет разработан более качественный антикризисный документ. Скорее всего, мы получим некую формальную помесячную роспись, в которую парламент будет вносить поправки уже по ходу изменения температуры в самой экономике.

До конца весны страна увидит уже разрабатываемый по заданию Януковича проект реформ на 10 лет вперед. Конечно, не факт, что долгосрочные планы и программы будут выполняться хотя бы частично («регионалы» и в прошлые каденции напринимали множество таких программ), но как ориентир такой документ будет явно нелишним.

В скором будущем, по-видимому, стоит ожидать и первых результатов аудита системы государственных финансов, который представители власти прежней уже поспешили окрестить началом репрессий против самих себя.

Остается только догадываться, почему в окружении ЮВТ намерение провести аудит казны вызывает такой испуг, однако для нынешней власти все же необходимо получить обоснование по двум важным для себя вопросам.

Во-первых, ревизия должна четко подтвердить или опровергнуть: финансовая система действительно находится в положении, близком к катастрофическому, либо пациент скорее жив, чем мертв?

Во-вторых, что курс преобразований, запускаемый новой властью (в том числе реформ «непопулярных»), — вынужденный, но единственно верный. Пока неясно, идет ли речь об особом режиме допуска миссий международных кредиторов к государственной финансовой документации или все-таки правительство будет нанимать специальную команду из каких-то аудиторских компаний.

Первый замглавы АП Ирина Акимова пока дает весьма противоречивые сведения. С одной стороны, проверка дел в бюджетной сфере может затянуться чуть ли не на год. Но реформы-то нужно начинать уже сейчас. С другой, согласно ее же заявлению от 22 марта, первый отчет о состоянии в украинской экономике должны опубликовать в ближайшее время эксперты МВФ. «Я надеюсь, что миссия МВФ поддержит просьбу президентской Администрации и правительства опубликовать эти результаты, чтобы все могли с ними ознакомиться, — сказала Акимова. — Где-то через 10—12 дней появится отчет МВФ». По ее словам, власти предложили фонду сделать анализ «максимально глубокий, насколько это возможно». Переговоры о дальнейшем сотрудничестве с фондом будут основываться как раз на этих оценках.

Среди ближайших планов правительства, помимо бюджета, пересмотр всей ныне действующей налоговой системы. Как известно, по оценкам Всемирного банка, система администрирования налогов в нашей стране считается одной из самых запутанных в мире. Украина занимает 181 место среди 183 стран по рейтингу сложности уплаты и администрирования налогов. С требованием незамедлительно начать налоговую реформу, видимо, сейчас и выступают МВФ и ВБ.

19 марта в ходе поездки в Донецк Азаров заявил, что новый Налоговый кодекс, разработанный правительством Виктора Януковича еще в 2006—2007 гг., таки вступит в силу с 1 января 2011 г. «Он, кодекс, есть. В настоящий момент продолжается работа над, скажем так, новой редакцией, — заявил Азаров. — В чем заключается эта редакция? В том, что изменились экономические условия. Если в 2007 г. Украина находилась на стадии подъема, экономического роста, то в настоящее время, естественно, стагнация и рецессия. Поэтому кодекс должен содержать механизмы, которые способствовали бы выходу страны из кризиса и ускорению экономического роста».

Главное, что будет в новой редакции кодекса, по словам премьера, это «либерализация налоговой системы», а также «целый ряд факторов, которые стимулируют средний и малый бизнес». В частности, премьер заявил о возможном введении налоговых каникул для малого бизнеса.

Вице-премьер Борис Колесников на днях также пролил свет на планы грядущей налоговой реформы. В частности, в Кабмине считают, что одним из способов «разогрева» экономики может стать предстоящий Чемпионат Евро-2012. По его словам, уже подготовлен законопроект, предусматривающий введение нулевой ставки налога на прибыль на все отели, которые планируется достроить к началу Чемпионата либо которые будут запущены в ближайшие два года и начнут функционировать до 2020 года. Пока неясно, освободят ли новый гостиничный бизнес от налога навсегда или же льготный период составит лишь десять лет. Так или иначе, но, по словам Колесникова, закон в ближайшие две недели должен быть принят уже в парламенте.

В рамках Евро-2012 возможны и другие налоговые стимулы: снижение НДС на операции по предоставлению туристических услуг (размещение, проживание, питание, экскурсионные, спортивные и оздоровительные услуги, предоставляемые в гостиницах) с 20% до 10%. Послабления могут заработать на период с 2011-го по 2012 г. включительно.

Стоит напомнить, что в экономическом разделе предвыборной программы Януковича говорится о необходимости принятия нового Налогового кодекса, который будет предусматривать налоговые каникулы на 5 лет для малого бизнеса**, а также снижение НДС до 17% уже в 2011 г. Что касается снижения налога на прибыль, то в президентской программе указывалось о достижении отметки в 19% уже с 2011 г. А затем — поэтапное снижение этого налога до 16%.

_______________________________________________
**В нашей стране к малым предприятиям формально относят: предприятия в промышленности и строительстве со штатом до 200 человек; в других отраслях производственной сферы — до 50; в науке — до 100; в розничной торговле — до 15; в других отраслях непроизводственной сферы — до 50 человек.

Точка зрения и место сидения

Похоже, налоговая реформа задумывается новой властью в качестве главного рычага по стимулированию экономики. Под эти цели (возможное сокращение доходов и риск увеличения дефицита вследствие ослабления налогового пресса на бизнес) международные кредиторы, видимо, и готовы давать деньги новому правительству. Увы, но каких-то других чудодейственных методов спасения экономики без денег МВФ, как и «Нафтогаза Украины» вместе со всей отечественной промышленностью без повышения тарифов на газ — в умах политикума как не было, так и не родилось.

Несмотря на то, что на острие критики Юлии Тимошенко со стороны «регионалов» были прежде всего те самые «сомнительные» транши МВФ, которыми прошлый Кабмин не умел с пользой распорядиться, а также готовность ЮВТ идти на попятную перед фондом и повышать тарифы, новая власть, как видим, теперь сама готова принять большинство тех же условий.

Цена вопроса — $5 млрд. (по данным Тигипко — около $6 млрд.), которые правительство Азарова уже запросило у МВФ. Деньги нужны на покрытие дефицита бюджета, за который, кстати, тоже нещадно критиковался прежний Кабмин. Считается, что дефицит казны опустить ниже уровня 5—7% на сегодня уже нереально. Экономика по-прежнему находится в глубокой спячке, а ведь для ее разогрева государству нужны хоть какие-то свободные деньги в казне.

Но, судя по заявлениям самого премьера, лично он рассчитывает на значительные смягчения требований фонда. 23 марта в ходе встречи в Киеве с замминистра финансов США Кристофером Смартом Азаров заявил, что Украина рассматривает два варианта возобновления работы с кредиторами: продолжение существующей программы либо разработка новой многолетней программы. «Эта программа нам требуется в первую очередь для того, чтобы приступить к реализации таких необходимых для Украины реформ, — пояснил премьер. — Необходима помощь в реформировании нашей экономики».

«Для внешних партнеров важно видеть, что вы выполняете и даже немного перевыполняете программу сотрудничества с МВФ, — ответил американский чиновник. — Это будет привлекать инвесторов... Возлагаем большие надежды на то, что вы достигнете взаимопонимания с миссией».

Заметим, что именно от США, имеющих контрольную квоту при распределении голосов внутри МВФ, сейчас и зависит, какие требования к Украине выдвинет миссия фонда. Переговоры с МВФ уже стартовали в Киеве в закрытом режиме и, как ожидается, продлятся до 2 апреля. Помимо Азарова, за контакты с кредиторами отвечает профильный вице-премьер Сергей Тигипко, чья склонность к «непопулярным» реформам давно известна.

Впрочем, не может не радовать хотя бы то, что сам Сергей Леонидович неоднократно повторяет: средства на обещанное повышение соцстандартов в этом году (это дополнительные 24—28 млрд. грн.), которые не собиралось давать правительство ЮВТ, но за которые так упорно боролись «регионалы» перед выборами, в бюджете есть. А значит, с 1 апреля прожиточный минимум по стране все-таки будет определен на уровне 839 грн. Всем пенсионерам, а также работникам бюджетной сферы должно быть доначислено по меньшей мере гривен по 150—200 грн. от нынешнего уровня.

Однако и в этой истории есть одно «но». Очевидно, повышение тарифов — это как раз то, по поводу чего ни Азаров, ни Тигипко торговаться с МВФ не будут. Дай бог, чтобы кредиторы не затребовали немедленного повышения пенсионного возраста или хотя бы отмены системы льготных пенсий (например военнослужащим).

Международные кредиторы, МВФ и ВБ, как известно, не раз указывали на необходимость двукратного повышения цен на газ. Именно такова на сегодня разница между действующими внутренними ценами на голубое топливо и стоимостью его на границе Украины, из-за чего, собственно, в положение банкрота все глубже погружается НАК «Нафтогаз Украини». В определенной пропорции (где-то в 1,5 раза), по разным подсчетам, вырастут, конечно, и другие тарифы — от горячей воды до электроэнергии. Судя по всему, процесс может быть запущен примерно в мае, когда Национальная комиссия электроэнергетики (НКРЭ) обычно пересматривает тарифы по стране на следующий квартал.

Пока переговоры с МВФ только начинаются, правительству Азарова удалось договориться о кредитах с родственной фонду структурой — Всемирным банком. Последний уже заявил о готовности предоставить Украине кредит на покрытие бюджетного дефицита на сумму $850 млн. (около 7 млрд. грн.), что в нынешних условиях тоже отнюдь не лишне.

Однако не случайно в последние дни слышим серию заявлений директора ВБ по Украине, Белоруссии и Молдавии Мартина Райзера, который подчеркивает: Украине не избежать уменьшения госрасходов. Чиновник ВБ недвусмысленно намекает, что правительству предстоит сократить социальную помощь всем, кроме беднейших слоев населения, до которых сегодня, по его оценкам, доходит только 40% того, что должно поступать от государства. Беднейшие слои, по его словам, должны получить полную компенсацию (то есть адресные субсидии) предстоящего двойного удорожания энергоносителей в этом году. В ежегодном экономическом обзоре ВБ рекомендовал Президенту Украины провести ряд безотлагательных структурных реформ. Среди них, в частности, увеличение предельного значения жилищно-коммунальных субсидий до 30%.

По словам чиновников ВБ, ключевые реформы — принятие закона о госзакупках (даже недавно принятый коалицией закон в администрации Януковича сочли чрезмерно коррупционным и он был ветирован), а также модернизация энергетики, стабилизация финансового сектора, раскрытие конечных бенефициариев банков, упрощение системы ликвидации компаний. Оказывается, все эти проекты реформ, на которых давно настаивает ВБ, так и не начаты.

Повышение тарифов ЖКХ — мера, конечно, вынужденная и чрезвычайно опасная для самих «регионалов», особенно в свете перспективы приближающихся местных выборов, а то и выборов парламентских.

На фоне столь масштабных проблем в нашей экономике, разрешение коих пока крайне призрачно, странно звучат заявления ряда представителей «либерального крыла» новой власти (например, Сергея Тигипко, Ирины Акимовой) по поводу приоритетов внешнеэкономической политики.

Украина, дескать, будет выполнять все ранее взятые на себя обязательства перед ВТО, хотя эти обязательства одни из самых тяжелых в сравнении с другими странами — членами этой организации (в том числе соседями Украины). Да и кризис в таких масштабах уронил украинскую экономику не без «помощи» этих обязательств — по части торгово-таможенной незащищенности внутреннего рынка и значительных ограничений в деле поддержки национального производителя.

Дескать, только с позиций ВТО Украина сейчас и готова вести переговоры и с Россией, и с создаваемым ныне Таможенным союзом (с участием Белоруссии и Казахстана). ВТО, от которого, сказать по правде, за последние два года членства наша страна ровным счетом ничего и не получила. Но раскрыв собственный рынок, судя по удручающей статистике нашего экспорта, никаких новых рынков сбыта для себя так и не приобрела.

В Москву сейчас отправилась украинская делегация топливно-энергетического блока правительства во главе с профильным министром Юрием Бойко. Есть заявление вице-премьера Андрея Клюева о том, что для создания Газотранспортного консорциума отныне все преграды устранены и Украина готова передавать в управление консорциуму часть своей ГТС. В обмен, конечно, на некие преференции в ценах на газ и, возможно, еще кое-что на международном газовом рынке.

Есть и ряд распоряжений президента главе Кабмина (в частности, возобновить сотрудничество с Россией по всем замороженным проектам производства ядерного топлива и сооружению АЭС), а также предложение участия Украины в российском проекте Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

Все это, безусловно, очень важные и выгодные для нашей экономики проекты, однако на российском направлении в вопросе перезапуска интеграции на постсоветском пространстве с участием Украины (то есть ключевых постулатов Януковича, благодаря которым его электорат и стал его электоратом) у нынешней власти пока явный провал.

«2000» не раз указывали на то, что РФ сегодня занимает третье место в мире по объемам золотовалютных резервов (более $450 млрд.). То есть в принципе обладает и свободными капиталами в неизмеримо большем масштабе, чем сейчас необходимо Украине. При условии перезагрузки на российском направлении, отказа от стратегий и концепций, десятилетиями доказывавших свою нелепость, Украина могла бы в Москве получить и гораздо больший финансовый ресурс, в том числе в виде кредитов.

И ресурс этот мог бы быть без таких трудных для населения, сомнительных (в т. ч. с точки зрения восстановления экономики) и в конечном счете весьма опасных для самой новоизбранной властной команды обязательств, которые Украине выдвигают по ту сторону океана — в вашингтонской резиденции МВФ.



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх