,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Почему необходим газотранспортный консорциум?
  • 20 марта 2010 |
  • 10:03 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 80470
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
Почему необходим газотранспортный консорциум?


Запасы, добыча и потребности на европейском газовом рынке

В последние десять лет наблюдалось снижение совокупных извлекаемых запасов газа в странах Европы, которое, однако, происходило намного медленнее по сравнению с темпами совокупного потребления. Это объясняется внедрением как новых методов интенсивной разведки запасов, так и современных технологий добычи газа на месторождениях морского шельфа, где имеются значительные неразведанные запасы углеводородов.

Например, по данным сайта Rigzone, примерные затраты на освоение нефтегазовых месторождений на шельфе, определяющие тенденцию сохранения высокой цены на газ в обозримом будущем, по нынешним среднемировым ценам составляют:

— среднедневной тариф эксплуатации морских буровых установок — от $0,042 млн. (стационарная платформа) до $0,411 млн. (буровое судно);

— средняя стоимость бурения морской скважины в зависимости от глубины моря и геологических условий — от $6 млн. до 50 млн.;

— стоимость плавучей производственной системы для добычи углеводородов — от $300 млн. до 1000 млн.;

— среднегодовые эксплуатационные затраты на добывающую скважину в зависимости от глубины моря и расстояния от берега — от $10,3 млн. до 12,2 млн.

По данным Международной ассоциации нефтяных и газовых производителей, уровень потенциальных запасов природного газа в регионах мира (Европа, Африка, Ближний Восток, страны СНГ, страны Карибского бассейна), из которых поставляется газ на европейский рынок, составляет 207,14 трлн. куб. м — для европейских стран хватит на ближайшие сто лет.

В некоторых государствах уменьшение запасов уже изменило общую схему поставок, например Великобритания в 2004 г. из экспортера газа превратилась в его импортера. Лишь несколько стран, среди которых — Россия, Норвегия и Нидерланды, являются только экспортерами газа. Ожидается, что Нидерланды сохранят существующий уровень добычи, а объемы экспорта газа останутся примерно на уровне 45—50 млрд. куб. м. Однако в ближайшие 20 лет потребность европейских стран в газе будет и дальше в значительной мере покрываться за счет собственной добычи. При этом общая доля газа на энергорынке ЕС составляет около 25%.

СПРАВКА. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, добыча газа в России в 2009 г. сократилась по сравнению с 2008-м на 12,1% — до 584 млрд. куб. м, в том числе ОАО «Газпром» уменьшило его добычу на 16% — до 461,4 млрд. куб. м. В 2010 г. «Газпром» планирует увеличить добычу на 12,5% по сравнению с 2009-м — до 519,3 млрд. куб. м. Имеющаяся у него сырьевая база позволяла прогнозировать добычу газа в объеме 610—615 млрд. куб. м к 2015 г. и 650—670 млрд. куб. м — к 2020-му (с учетом добычи на востоке России).

Согласно расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), для обеспечения запланированных объемов добычи в странах — основных производителях природного газа необходим объем инвестиций до 25 млрд. в год. Например, с 2009-го до 2030 г. инвестиции в мировой нефтегазовый сектор могут составить $8,2 трлн., а 67% указанной суммы будут необходимы для поддержания существующего уровня добычи углеводородов. Однако экономический кризис и возросшая конкуренция вынуждают изменять сроки реализации инвестиционных программ и финансирования дорогостоящих проектов в нефтегазовой области.

При этом 85% мировой добычи углеводородов приходится на госкомпании или концерны со значительной долей государства в акционерном капитале. Например, в крупнейших энергетических компаниях, работающих на европейском рынке, доля государства в акционерном капитале составляет: ОАО «Газпром» (Россия) — более 50%; ENI (Италия) — 30,3%; GasTerra (Нидерланды) — 50%; GDF Suez (Франция) — 35,7%.

Особенность текущего экономического кризиса — относительно высокие цены на нефть и газ, что побуждает потребителей усилить экономию энергоресурсов. При этом европейские программы энергосбережения, находясь на начальном этапе внедрения, не оказывают значительного влияния на снижение энергопотребления в ЕС. С другой стороны, существенный рост цен на нефть и газ в прошедшие годы стимулировал поиск дополнительных источников энергии, которые теперь оказываются рентабельными.

Сегодня крупнейшие нефтегазовые компании озаботились поиском в Европе сланцевого газа — нетрадиционного источника энергии, изменившего рынок энергоносителей США. По данным МЭА, запасы сланцевого газа в Европе оцениваются примерно в 15 трлн. куб. м и затраты на его добычу определят европейские цены на газ в ближайшие 10—15 лет. В Соединенных Штатах добыча газа — развитая отрасль промышленности с низкозатратной структурой и квалифицированным персоналом. По мнению специалистов Оксфордского института энергетических исследований, для создания аналогичной промышленности в Европе потребуется около 10 лет, поскольку здесь сейчас всего 20 наземных буровых установок, тогда как в США — около 2000. Об этом сообщает «Самотлор-Экспресс».

Например, США наращивают добычу сланцевого газа, надеясь вскоре отказаться (благодаря этому) от импорта газа. Разработка новых месторождений сланцевого газа, доля которого в общей американской добыче достигла 10%, и сокращение объемов импорта газа в Штаты привела к избытку сжиженного природного газа (СПГ) на европейском рынке. По оценкам ряда компаний, в 2009 г. прирост импорта СПГ в странах Европы составил 18%. Обостряется конкуренция между дешевым СПГ и сланцевым газом, добыча которого стала экономически выгодной с внедрением современных технологий добычи газа, бурения и строительства скважин.

В течение последних нескольких лет, когда цены на энергоносители достигали максимальных значений, в мире были созданы большие мощности по производству СПГ, значительная часть которых теперь не загружена. Как сообщается на сайте OILCAPITAL.RU, расчеты показывают, что поставки СПГ обходятся дешевле по сравнению с использованием подводного трубопроводного транспорта, если расстояние транспортировки превышает 1500 км, а в сопоставлении с наземными трубопроводами — при расстоянии более 4500 км.

На европейском рынке одновременно идет конкуренция между поставщиками газа — Россией, Норвегией, Катаром, Нигерией и Йеменом. В Европе долю ОАО «Газпром» активно отбирает Норвегия. В прошлом году прирост поставок оттуда составил 1,9 млрд. куб. м (1,8%). По данным нефтяного директората этой страны, в 2009-м объем продаваемого газа составил 103 млрд. куб. м; ожидается, что в 2010 г. экспорт вырастет на 1%, а в 2014-м достигнет 112 млрд. куб. м. Норвегия оказалась более гибкой в переговорах с покупателями, предложив цены на газ ниже российских.

На фоне падения экспорта российского газа арабские страны ОПЕК, например, в 2009 г. увеличили экспорт газа на 54%, т. е. до 162 млрд. куб. м — в основном за счет роста на 70% продаж СПГ из Катара, который демпинговал с мая по декабрь 2009 г. на спотовых рынках ЕС. При этом в декабре газ по долгосрочным контрактам был вдвое дороже, чем на таких рынках. Определенную роль сыграл и январский транзитный кризис, который привел к недопоставке «Газпромом» в дальнее зарубежье 4,5 млрд. куб. м газа. И этот объем европейские потребители не обязаны выкупать в рамках контрактов take-or-pay.

До начала кризиса европейские потребители законтрактовали излишний объем газа до 2012 г. Если бы спада не было, то объем газа, поставляемого для Европы по контрактам, значительно превышал бы прогнозный спрос. В 2008-м объем избыточных поставок газа составлял 16 млрд. куб. м, в 2009-м — 9 млрд. куб. м. Из-за снижения спроса избыточные объемы газа к 2012 г. увеличатся до более чем 70 млрд. куб. м (12% общего объема контрактных поставок).

Для европейских энергетических концернов сложилась непростая ситуация на рынке. Они покупают газ по долгосрочным контрактам, а сбывать его вынуждены по нынешним рыночным ценам. На фоне экономического кризиса и проведения политики, направленной на использование возобновляемых источников энергии, эксперты МЭА прогнозируют падение спроса на газ к 2030 г. По их мнению, промышленно развитые страны к 2030 г. будут тратить на импорт газа и нефти до 2% ВВП. Об этом сообщает газета Financial Times.

Сокращение потребления природного газа в Европе в 2009 г. на 44 млрд. куб. м (в 2008-м объем потребления был на уровне 555 млрд. куб. м) вызвано начавшимся в 2008 г. экономическим кризисом и усилением конкуренции между производителями. Восстановление объемов промышленного производства в Европе ожидается по оптимистичным прогнозам в конце 2010 г., а по реалистичным — в 2011-м. До 2009-го прогнозировался ежегодный рост потребления газа на европейском рынке около 2%. По оценке ведущих европейских экспертов, существенного увеличения спроса на природный газ в Европе можно ожидать лишь после 2015 г.

Как отмечается в Докладе по структуре газовых компаний и газовых рынков в европейской части зоны ЕЭК ООН, в Украине к 2010 г. прогнозировалось увеличение добычи газа до 24 млрд. куб. м. Однако из-за отсутствия инвестиций (не менее 2 млрд. грн./год — в ценах 2005 г. — в течение пяти лет) объем добычи газа в прошлом году составил 21,2 млрд. куб. м (в 2008-м — 21,0 млрд. куб. м), по данным Минтопэнерго Украины. Объем потребления газа Украиной в 2009 г. был самым низким за последние 20 лет — 44,6 млрд. куб. м (в 2008 г. — 66,3 млрд. куб. м). Согласно распоряжению Кабинета Министров от 29.12.09 объем импорта газа в стране в 2010 г. составит 27 млрд. куб. м, а собственная добыча газа — 20,672 млрд. куб. м.

Анализ

Почему необходим газотранспортный консорциум?
данных табл. 1, где приведены объемы потребления и добычи газа в 2008 г. для 18 стран Европы, в которые поставляется российский газ через территорию Украины, показывает: хотя эти государства заключили долгосрочные контракты на поставку, но из-за высокой цены на российский газ потенциал газового рынка используется не полностью, поскольку газ замещают другими источниками энергии.

СПРАВКА. Через территорию Украины российский газ транспортируется в 18 стран Европы: Австрию; Болгарию; Боснию; Венгрию; Германию; Грецию; Италию; Македонию; Молдову; Польшу; Румынию; Сербию; Словакию; Словению; Турцию; Францию; Хорватию; Чехию.

В статье министра экономического развития Италии Клаудио Скайолы и министра энергетики РФ Сергея Шматко, размещенной на сайте Минэнерго России в декабре 2009 г., отмечается, что ЕС может надежно и надолго обеспечить себя нефтью и газом только за счет сотрудничества с Россией и путем реализации совместных проектов в Центральной Азии. Общее энергетическое пространство представляет интерес для обеих сторон.

Стратегический союз России и ЕС дает сторонам определенные возможности и преимущества, способствуя развитию торгово-экономических отношений и расширению обмена капиталами и товарами.

Стратегическая цель ОАО «Газпром» — занять к 2020 г. 32% европейского рынка сбыта газа.

Из сравнительного анализа данных табл. 1 и прогнозных показателей, представленных в табл. 2, следует вывод, что реализация проектов по строительству новых магистральных газопроводов (МГ) и терминалов СПГ в странах Европы обеспечит стабильность поставок газа на рынок и возможность гибкого выбора наиболее выгодных источников поставок.

Таблица 2.
Прогнозируемые предельные объемы потребления и импорта газа в странах Европы в 2020 г.

Почему необходим газотранспортный консорциум?

Транспортировка и распределение газа

Европейские страны продолжают развивать свои газотранспортные (ГТС) и распределительные системы в ожидании рыночного роста. По данным организации Gas Infrastructure Europe, повышается пропускная мощность ГТС, где эксплуатируются 57 МГ для транспортировки газа между странами Евросоюза и 26 МГ — для импорта его в страны ЕС. Основное внимание уделяется коммерческой целесообразности реализации проектов (табл. 3) и наличию долгосрочных контрактов на поставки газа, с тем чтобы гарантировать инвесторам и собственникам инфраструктуры соответствующую доходность.

Таблица 3.
Наиболее важные проекты по развитию ГТС в странах Европы

Почему необходим газотранспортный консорциум?

Реализация указанных проектов, как можно заключить на основании анализа данных табл. 1—3, позволит создать в европейских странах систему поставок газа, которая обеспечит надежное и бесперебойное газоснабжение потребителей. При этом из-за экономического кризиса проект МГ TGI стоимостью около $1,1 млрд. (начало его строительства планировалось на осень 2010-го, а завершение — к 2013 г.) отложен до 2016 г., а Трансадриатический газопровод (TAP) заморожен ввиду отсутствия реального газа для его наполнения (стоимость проекта около $1,5 млрд.).

По данным European Commission, в начале 2009 г. из неизрасходованных фондов ЕС было выделено 3,5 млрд. на нужды энергобезопасности, в том числе на строительство:

— внутренней ГТС Евросоюза, которая позволит перебрасывать газ между европейскими странами, — 1,75 млрд.;

— газохранилищ (с созданием стратегических запасов газа в странах ЕС как минимум на 4 месяца автономного потребления) — 1,25 млрд.;

— «энергоостровов» в Северном море, которые представляют собой гигантские плавучие платформы с ветряками, — 500 млн.

Протяженность газораспределительных систем на европейском рынке наиболее значительно увеличивается в Турции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии, Литве и Португалии.

По оценкам МЭА, избыток газопроводов и терминалов СПГ к 2015 г. достигнет 250 млрд. куб. м. Несмотря на это, для обеспечения надежности выполнения контрактов на поставку газа инвестиции в европейскую газотранспортную инфраструктуру (включая Балканский регион и Турцию) до 2030 г. составят около 500 млрд. (примерно по 20 млрд. год).

В 2008 г. экспорт газа «Газпромом» по МГ составлял 280,9 млрд. куб. м, а в 2009-м — 205,826 млрд. куб. м. Экспорт газа европейским потребителям в прошлом году снизился до 140,44 млрд. куб. м, в частности, экспорт в Западную Европу сократился до 104,1 млрд. куб. м (на 11%), в Центральную — до 36,14 млрд. куб. м (на 13,7%). В страны СНГ и Балтии в 2009 г. экспортировано 65,586 млрд. куб. м газа, тогда как в 2008-м — 96,5 млрд. куб. м (по данным сайтов «Газпром в вопросах и ответах» и OILCAPITAL.RU).

Поставки газа в 2009 г. сократились: в Германию — на 13% (до 31,37 млрд. куб. м; во Францию — на 3% (до 10,07 млрд. куб. м); в Италию — на 15% (до 19 млрд. куб. м)

СПРАВКА. Крупнейший газовый экспортер в мире, по данным E.ON Ruhrgas AG, — Россия (25% всего объема мировых поставок в 2007 г.), далее идут Канада (13%) и Норвегия (9%). Среди стран — импортеров газа на первом месте США (16%), затем Германия и Япония (по 11%), Италия (8%) и Франция (6%).

В 2009 г. зарегистрирован наименьший за последние 20 лет объем транзита российского газа по территории Украины в страны Европы и СНГ — 95,82 млрд. куб. м, что на 19,9% (на 23,78 млрд. куб. м) меньше, чем в 2008-м.

«Укртрансгаз» планирует транспортировать в Европу в текущем году 116,0 млрд. куб. м российского газа (по данным Минтопэнерго Украины).

«Газпром», учитывая последствия финансово-экономического кризиса и базируясь на умеренно-оптимистичном сценарии восстановления спроса на газ в Европе, наметил такой план поставок газа на ближайшие годы (в млрд. куб. м): 2010-й — 160,8; 2011-й — 163,5; 2012-й — 170,9.

Реализация проектов по строительству новых МГ и терминалов СПГ в странах Европы приведет к тому, что после 2015 г. на европейском рынке сформируется существенный избыток газа и к 2020-му Украина может лишиться статуса транзитной державы по транспортировке российского газа. При таком развитии событий по ГТС Украины будет транспортироваться только газ для собственных нужд.

СПРАВКА. По данным НАК «Нафтогаз Украины», наша страна имеет третью в мире по мощности развитую ГТС, которая включает в себя 38,2 тыс. км газопроводов (в том числе 14 тыс. км — диаметром 1020—1420 мм), 73 компрессорные станции (110 компрессорных цехов) общей мощностью 5450 МВт и 13 подземных хранилищ газа (ПХГ). Пропускная способность системы на входе и выходе — соответственно 288 млрд. и 178,5 млрд. куб. м в год. Эта ГТС позволяет обеспечить транзит 142 млрд. куб. м российского газа в год, а Украина может получить реальный доход около $4 млрд. (при ставке за транзит природного газа через ее территорию в размере $2,78 за 1 тыс. куб. м на 100 км). В 2010 г. ожидается доход от транзита 116,0 млрд. куб. м российского газа в сумме около $3,2 млрд. Технико-экономические расчеты показывают, что если бы Украина сегодня заново построила имеющуюся систему МГ, то для этого понадобилось бы около $75 млрд. инвестиций со сроком окупаемости не менее 7 лет.

Хранение газа

Общий уровень инвестиций в проекты по расширению мощностей ПХГ в Европе за последние 10 лет составлял около 1 млрд. в год. В предстоящие 5 лет этот показатель останется на том же уровне. Например, Financial Times сообщает, что Великобритания намерена в 2014 г. ввести в строй ПХГ, расположенные в соляных пластах на дне Ирландского моря. Ориентировочная стоимость проекта, одобренного министерством энергетики страны, — 600 млн.

Увеличение количества ПХГ в Европе и расширение их мощностей необходимо для соблюдения баланса между показателями объема поставок газа и потребностями рынка в нем, а также для создания в некоторых странах буфера с целью обеспечить надежность поставок.

СПРАВКА. По данным НАК «Нафтогаз Украины», страна имеет третий в мире по мощности комплекс из 13 ПХГ с активным объемом 34,5 млрд. куб. м. Максимально возможный суточный отбор газа — 250 млн. куб. м. Эти ПХГ обеспечивают высокую надежность функционирования всей ГТС, гарантируют бесперебойность поставок газа потребителям и транзит российского газа в Европу. Украина может обеспечить хранение около 10 млрд. куб. м в год российского газа и получить реальный доход около $0,7 млрд. (при среднеевропейской ставке за хранение природного газа в размере $70/год за 1 тыс. куб. м). Технико-экономические расчеты свидетельствуют, что если бы страна сегодня заново построила имеющийся комплекс ПХГ, то для этого понадобилось бы около $14 млрд. инвестиций со сроком окупаемости не менее 5—8 лет — для одиннадцати ПХГ, созданных в истощенных газовых месторождениях, 10—12 лет — для двух ПХГ, созданных в водоносных горизонтах.

Почему необходим газотранспортный консорциум?
Как вытекает из анализа данных табл. 1—4, в итоге реализации в европейских государствах всех проектов по расширению действующих и строительству новых ПХГ доля активного газа от общих объемов потребления увеличится в данных странах с 19,8% (2008 г.) до 25% (в 2020-м). Это существенно повысит их энергетическую безопасность и обеспечит стабильность поставок газа потребителям. С другой стороны, это приведет к тому, что мощности ПХГ Украины к 2020 г. не будут загружены из-за отсутствия транзита российского газа через ее территорию.

В соответствии с Докладом по структуре газовых компаний и газовых рынков в европейской части зоны ЕЭК ООН и по информации организации Gas Infrastructure Europe, в странах ЕС сейчас реализуются проекты по увеличению мощности терминалов и хранилищ СПГ (в странах Европы эксплуатируются 17, строятся или проектируются еще 37 терминалов СПГ). К 2015 г. выходная мощность терминалов СПГ достигнет 258,05—283,05 млрд. куб. м/год, а мощность хранилищ СПГ — 8,205 млн. куб. м. Наибольшие мощности для доставки и хранения СПГ будут созданы в Италии, Испании и Великобритании (соответственно 58,5—83,5, 74,7 и 56,5 млрд. куб. м/год). В результате доля СПГ на европейском газовом рынке может возрасти с 10% (2008 г.) до 20% (2020 г.). Важное дополнительное преимущество СПГ — гибкость поставок по сравнению с трубопроводными. По стратегическим и коммерческим соображениям в перспективе диверсификация и увеличение объемов поставок СПГ в Европу будут обеспечены из Египта, Ливии, Ирана и Йемена. В первую очередь приступят к реализации низкозатратных проектов.

Как будет сказываться рост излишков природного газа на глобальном рынке? Здесь может оказаться критически важной роль хранилищ и свободного СПГ. В настоящий момент эксперты оценивают объемы свободного СПГ на уровне 66 млрд. куб. м из общего объема 308 млрд. куб. м. Несколько проектов по регазификации СПГ в Европе были отложены ввиду сокращения спроса и в целях поддержания цен на газ. Например, запуск терминалов South Hook и Dragon в Великобритании и проекта Wilhemshaven компании E.ON Ruhrgas AG в Германии.

При этом, по информации Министерства экономики Румынии, Бухарест примет участие в проекте строительства двух терминалов для транспортировки газа из региона Каспийского моря в Румынию, откуда он сможет доставляться в другие страны Евросоюза. В проекте, инициированном Румынией и Азербайджаном, предполагается также участие Грузии. Проект предусматривает строительство в течение двух-трех лет терминала и завода по сжижению газа на территории Грузии и терминала в румынской Констанце, годовая мощность каждого из которых, по оценкам экспертов, составит от 3 до 20 млрд. куб. м газа.

Диверсификация поставок газа

Правительства европейских стран придают большое значение повышению надежности своего энергетического обеспечения. Еврокомиссия предпринимает активные действия для защиты энергетического еврорынка и исключения энергетических кризисов в будущем. Одно из приоритетных направлений в энергетической политике европейских стран — диверсификация поставок газа путем развития системы транспортировки энергоресурсов с Ближнего Востока и из Каспийского региона.

Для диверсификации поставок газа в странах ЕС намечается реализовать несколько инвестиционных проектов по строительству МГ (табл. 5). При этом в последние годы наблюдается тенденция к задержке строительства объектов ГТС, а степень загрузки существующих мощностей снижается. Например, если в 2006 году средний уровень использования газопроводов и терминалов СПГ в мире составлял 72%, то к 2015 г., согласно прогнозу, он снизится до 51%.

Таблица 5.
Перечень проектов МГ по диверсификации поставок газа на европейский рынок

Почему необходим газотранспортный консорциум?

Относительно проектов, перечисленных в табл. 5, отметим следующее:

— с помощью МГ Nabucco, который будет поставлять в Европу газ из Средней Азии, Каспийского региона и с Ближнего Востока в обход России, ЕС надеется снизить свою зависимость от российского газа;

— стратегия развития ОАО «Газпром» предусматривает расширение транспортных мощностей и диверсификацию маршрутов транспортировки газа. Приоритетные проекты — строительство магистральных газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», с тем чтобы диверсифицировать маршруты поставок газа на европейский рынок и снизить зависимость России от транзита газа через территорию Украины;

— «Южный поток» (по оценке европейских экспертов, транспортные расходы для этого МГ окажутся втрое выше, чем для газопроводов, проходящих по территории Украины) переведен из статуса среднесрочного проекта в долгосрочные;

— «Газпром» планирует, что МГ «Южный поток» в 2015 г. будет обеспечивать 35% общего объема поставок российского газа в Европу.

Прогнозируемый объем экспорта российского газа в Европу к 2020 г. может составить до 196 млрд. куб. м. Увеличение объема поставок газа из РФ будет достигаться за счет импорта Россией газа из стран Центральной Азии и замещения природного газа другими источниками энергии на собственном рынке РФ. Для обеспечения заданных объемов поставок «Газпром» планирует к 2020 г. увеличить мощность МГ (см. табл. 2):

— «Голубой поток» — с 16 до 32 млрд. куб. м (чтобы обеспечить поставки в Турцию необходимых объемов газа, компенсируя тем самым потери ее от реализации проекта МГ «Южный поток»);

— «Ямал— Европа» — с 32,3 до 65,7 млрд. куб. м (для обеспечения поставок на европейский рынок необходимых объемов газа в случае резкого падения добычи газа в Северном море).

В Германии, по данным сайта OILCAPITAL.RU, уже проводятся работы по подключению МГ «Северный поток» к газотранспортной сети Европы. Например, компания Opal Nel Transport GmbH, входящая в группу Wingas (совместное предприятие Wintershall, которое является дочерним предприятием BASF и ОАО «Газпром»), получила разрешение на строительство в южном Бранденбурге (ФРГ) газопровода Opal, который будет завершен в октябре 2011 г. Пропускная мощность этого МГ — около 36 млрд. куб. м в год, протяженность — 470 км; он пройдет от Балтийского моря до Чехии.

Для дальнейшего развития МГ «Северный поток» компания Wingas совместно с E.ON Ruhrgas AG планируют инвестировать в газовую инфраструктуру Германии более 2 млрд. Запланировано также строительство Северогерманского МГ NEL. Он предназначен для транспортировки российского газа от точки выхода МГ «Северный поток» на берег в Любмине в направлении Редена в Нижней Саксонии. Все процедуры согласования для этого газопровода были завершены летом 2008 г., проектные работы начаты в 2009-м. Wingas принадлежит самое крупное в Западной Европе ПХГ — Реден, в котором объем активного газа превышает 4 млрд. куб. м. Кроме того, компания располагает долей в хранилище Хайдах (Австрия) — втором по величине в Центральной Европе. Для обеспечения надежности газоснабжения сооружаются и другие газовые хранилища в Великобритании и Германии.

Почему необходим газотранспортный консорциум?
Анализ данных, приведенных в табл. 5—7, позволяет сделать заключение, что к 2020 г. реализация проектов по диверсификации поставок газа на европейский рынок приведет:

— к избытку газа на рынке и снижению зависимости цены на газ от стоимости нефтепродуктов;

— ГТС Украины без проведения работ по ее модернизации утратит ведущую роль по транзиту российского газа;

— финансовые потери Украины из-за отсутствия транзита российского газа и вывода из эксплуатации ПХГ могут составить около $4,7 млрд./год, а $90 млрд. (в ценах 2010 г.), которые были инвестированы в создание ГТС Украины, лягут мертвым грузом на экономику страны. Реальные потери могут быть в несколько раз больше, если принять во внимание проведение значительного объема работ по выводу из эксплуатации ГТС и перестройки украинской промышленности.

Наполнение газом МГ «Северный поток» планировалось за счет пуска в эксплуатацию Штокмановского месторождения. Однако из-за экономического кризиса планы РФ изменились. В Цюрихе 5 февраля 2010 г. состоялось заседание совета директоров «Штокман Девелопмент АГ», на котором партнеры по проекту — компании ОАО «Газпром», Total S.A. и StatoilHydro ASA — скорректировали сроки принятия инвестиционных решений по пуску этого месторождения. Планируется: в марте 2011 г. принять решение о производстве трубопроводного газа (морской добывающий комплекс, трубопровод на берег и установка подготовки газа); до конца 2011 г. — о производстве СПГ; в 2016-м начать добычу газа для поставки по трубопроводу; в 2017-м — обеспечить производство СПГ.

Таблица 7.
Объемы (в млрд. куб. м) импорта газа в 18 странах Европы, в которые поставлялся российский газ через территорию Украины в 2008 г.

Почему необходим газотранспортный консорциум?

СПРАВКА. Компания «Штокман Девелопмент АГ» — совместное предприятие, учрежденное 15 февраля 2008 г. для решения задач финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов первой фазы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ). Доля участия в проекте ОАО «Газпром» — 51%, Total S.A. (Франция) — 25% и StatoilHydro ASA (Норвегия) — 24%. Инвестиции в проект осенью 2008 г. оценивались в $15—20 млрд. Компания будет на протяжении 25 лет собственником и оператором инфраструктуры первой фазы освоения Штокмановского ГКМ, в рамках которой планируется добывать 23,7 млрд. куб. м природного газа в год. Штокмановское ГКМ расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря здесь достигает 340 м. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют, по данным ОАО «Газпром», около 3,8 трлн. куб. м природного газа и порядка 37 млн. т газового конденсата.

Российские эксперты полагают, что это решение в ближайшем будущем позволит «Газпрому» завершить существующие проекты и снизит финансовую и административную нагрузки на компанию. С другой стороны, конкуренты ОАО «Газпром» на европейском рынке газа завершают строительство объектов по сжижению газа, что может привести к перепроизводству СПГ в 2013—2014 гг., на которые планировался ввод в эксплуатацию Штокмановского ГКМ.

Выводы

1. Европейский газовый рынок развивается стабильно, а доля газа на всеобщем энергетическом рынке составляет около 25%. Поставки газа обеспечены многочисленными долгосрочными контрактами.

2. Высокие цены на газ будут стимулировать: энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии; разведку новых запасов газа, увеличение его добычи; заключение долгосрочных контрактов на поставку газа; снижение налогообложения газовой отрасли.

3. Разведанных запасов газа в регионах, откуда его поставляют на европейский рынок, хватит на 100 лет.

4. Добыча, транспортировка и распределение углеводородов — прибыльные направления бизнеса, а создание консорциума с участием государства — обычное явление в мировой практике. Например, 85% мировой добычи углеводородов производится госкомпаниями или концернами со значительной долей государства в акционерном капитале, а на газовом рынке Германии работают около 20 газотранспортных и 700 газораспределительных компаний.

5. Магистральные газопроводы нашей страны на сегодня могут обеспечить транзит 142 млрд. куб. м и хранение 10 млрд. куб. м в год российского газа, а Украина — получить реальный доход около $4,7 млрд. Технико-экономические расчеты показывают, что если бы государство сегодня заново построило имеющуюся ГТС, то для этого понадобилось бы около $90 млрд. инвестиций со сроком окупаемости не менее семи лет.

6. Реализация проектов по строительству новых МГ и терминалов СПГ в странах Европы приведет к тому, что после 2015 г. на европейском рынке образуется существенный избыток газа, а к 2020-му Украина может лишиться статуса транзитной державы по транспортировке российского газа и мощности ее ПХГ окажутся незагруженными. При таком развитии событий по нашей ГТС будет транспортироваться только газ для собственных нужд.

7. Украина не имеет необходимых финансовых ресурсов для модернизации и развития своей ГТС. Создание газотранспортного консорциума — наиболее перспективный и реальный путь привлечения крупных европейских энергетических компаний к участию в инвестиционных проектах по модернизации и развитию ГТС Украины. Консорциум будет способствовать интеграции ГТС Украины с европейским энергетическим рынком и исключению энергетических кризисов в будущем.

Евгений БАКУЛИН,
председатель правления НАК «Нафтогаз України»
Ярослав ЯРЕМИЙЧУК,
советник председателя правления НАК «Нафтогаз України»
Игорь ШВАЧЕНКО,
начальник отдела ДК «Укртрансгаз», канд. техн. наук



Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх