,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Компартия — лучший контролер для Януковича
  • 20 марта 2010 |
  • 10:03 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 9433
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
Компартия — лучший контролер для Януковича


Коммунисты поступили абсолютно верно, войдя в парламентско-правительственную коалицию. Создание политического альянса в нынешнем формате не только позволило предотвратить очередное противостояние по линии президент—премьер, т. е. обеспечило функциональность власти для решения стоящих перед страной задач, но и, что немаловажно, помогло сорвать игрища в «об'єднання країни», за которыми скрывалось не что иное, как отказ от целого ряда принципиальных предвыборных позиций новоизбранного президента Януковича.


Не секрет, что «регионалы» выказывали полную готовность формировать властный альянс с НУНС, идти на программные уступки в виде «моратория на идеологические вопросы». И, как говорят, не вина «регионалов», что кадровые аппетиты НУНС оказались слишком большими.

Но насколько продолжительным окажется нынешний политический союз ПР-КПУ-БЛ-«индивидуалы»? Есть основания полагать, что уже в самое ближайшее время могут начаться очередные переговоры (как всегда, сперва закулисные) о переформатировании коалиции.

К сожалению, в стране продолжается та порочная практика, когда украинские политики обращаются к Западу за легитимацией своих действий. Последний яркий пример — история с подписанием президентом Януковичем изменений к закону о регламенте Верховной Рады, что в свою очередь открыло дорогу к формированию нынешней коалиции и назначению членов Кабмина.

9 марта ВР внесла поправки в закон о регламенте ВР, изменяющие порядок формирования коалиции (в этом процессе, согласно изменениям, могут участвовать как фракции парламента, так и народные депутаты).

А 10 марта в срочном порядке была организована встреча президента с послами стран Большой восьмерки и главой представительства Евросоюза на Украине, в ходе которой Виктор Янукович убеждал дипломатов признать легитимность парламентской коалиции, сформированной на основе измененного регламента.

После обеда 10 марта пресс-служба президента распространила сообщение, в котором говорилось: «Президент Украины Виктор Янукович поинформировал послов о ходе процесса по созданию парламентской коалиции и нового правительства, а также поделился мнением о всех вариантах развития политической ситуации в государстве на ближайшую и дальнейшую перспективу.

Президент также выслушал оценку событий в Украине с точки зрения видения послов. В частности, дипломаты отметили важность того момента, что Президент Украины встретился с ними до подписания им Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины». Также послы подчеркнули важность того, что Глава государства решил обратиться в Конституционный Суд с просьбой как можно скорее рассмотреть вопрос и обнародовать вывод о легитимности коалиции и правительства, которые создаются в новых условиях» (http://www.president.gov.ua/ru/news/16673.html).

По имеющейся информации, европейские послы подвергли серьезной критике способ формирования коалиции. И главным аргументом, смягчившим позицию западных дипломатов, стало обещание Виктора Януковича получить вердикт КС относительно легитимности нынешних коалиции и правительства, причем в достаточно короткие сроки.

Лишь после встречи с послами президент подписал измененный закон о регламенте ВР. На следующий день, 11 марта, в парламенте было объявлено о создании новой коалиции, а затем назначены премьер и персональный состав правительства.

Показательно также, что и Сергей Тигипко, получив от В. Януковича приглашение в нынешнее правительство, сначала оббежал европейских послов и только после того, как Европа заверила, что признает легитимность коалиции и сформированного ею Кабмина, дал свое согласие занять вице-премьерский пост.

По сути можно говорить о том, что коалиция и правительство сформированы с разрешения Запада и под вышеозначенное условие вердикта КС.

Конечно, Запад заинтересован в политической стабилизации на Украине (залогом чего является утверждение дееспособной власти). Но совершенно очевидно, что Западу нужна не любая стабильность, а отвечающая его (Запада) интересам, т. е. сохранение прежнего внешнеполитического курса. Что, впрочем, было публично обещано Виктором Януковичем.

К вечеру 11 марта замглавы АП А. Герман в телеэфире Первого Национального сообщила, что «Виктор Янукович обратился в Конституционный Суд, чтобы этот суд как можно быстрее дал разъяснения, дал ответы на эти обращения народных депутатов, и сказал, легитимной ли может быть такая коалиция и такое правительство, образованное таким антикризисным способом». По словам Герман, КС даст разъяснения по указанным вопросам в срок не более чем три месяца.

В тот же день в эфире «5-го канала» замглавы АП сообщила, что в случае, если новосозданная коалиция будет признана неконституционной, президент распустит парламент. «Если КС вынесет свой вердикт и скажет, что эта коалиция неправомочна, значит, президент объявит новые парламентские выборы и будет сформирована новая коалиция, и будет сформировано новое правительство», — сказала Герман.

В том, что вердикт КС с высокой степенью вероятности будет не в пользу нынешней коалиции, трудно не согласиться с Алексеем Поповым («Русская рулетка нового регламента», «2000», № 10(501) 12—18 марта 2010 г.). Можно было ожидать, что разбирательство по данному вопросу «зависнет» в Конституционном Суде на неопределенно долгий срок, однако после гарантий президента западным послам, скорее всего, к началу лета (к концу первой декады июня как раз истекают означенные «не более чем три месяца») решение КС появится.

И тогда — либо заявленное Герман назначение досрочных выборов (под которые «регионалы» успевают обзавестись админресурсом в центре и на местах), либо переформатирование коалиции (под переговорный процесс на данную тему ПР также укрепила свои позиции, заполучив своего премьера и Кабмин).

Есть, конечно, вероятность, что президент не воспользуется своим правом (объявлять досрочные выборы он может, но не обязан), и правительство будет работать при поддержке большинства депутатского корпуса ВР при формальном отсутствии коалиции. Но вряд ли такой вариант одобрит Запад — не случайно на встрече с послами легитимность правительства была увязана с легитимностью коалиции.

Кроме того, в свете имеющейся на данный момент «золотой акции» у КПУ — что позволяет ей влиять на проводимый властями курс — не приходится сомневаться в том, что «регионалы» попытаются снизить значение фракции Компартии (и, соответственно, свою зависимость от коммунистов) посредством привлечения к большинству дополнительного количества депутатов-«индивидуалов» (из БЮТ и НУНС). С учетом того, что в нынешнюю коалицию ныне входят 235 депутатов при численности фракции коммунистов в 27 «штыков», нетрудно подсчитать, что два десятка дополнительно привлеченных «индивидуалов» позволят принимать решения без КПУ.

Эту ситуацию следует держать в уме и в свете пусть крайне маловероятного, но гипотетически возможного решения КС о признании легитимным способа формирования нынешней коалиции. Ведь если Конституционный Суд разрешит делать это на индивидуальной основе, то и угроза выхода КПУ из коалиции не будет иметь нынешнего решающего значения. Какая разница, вошли ли в коалицию фракции ПР, КПУ, БЛ или только ПР и БЛ, если «индивидуалы» обеспечивают ей большинство от конституционного состава Верховной Рады, т. е. 226 членов. Тем более если КС разрешит «индивидуальное членство», это снимет у многих депутатов от фракций БЮТ или НУНС опасения потерять лицо в случае их присоединения к нынешней пока еще как бы «неконституционной» коалиции.

Таким образом, окно возможностей (по времени) для закладывания основ гарантированной реализации ключевых положений того государственного курса, в расчете на который КПУ и поддержала формирование нынешней власти, не очень большое — около трех месяцев. Начинать нужно уже сейчас. Кроме того, есть и соглашение, заключенное между блоком левых и левоцентристских сил и Виктором Януковичем перед вторым туром президентских выборов, также требующее исполнения.

Коммунисты должны проводить линию на твердое отстаивание своих принципиальных установок, что они, в частности, и демонстрируют. Например, в ситуации с заявлением Януковича в ходе церемонии вручения Шевченковских премий 9 марта об отказе от идеи предоставления русскому языку статуса второго государственного. Реакция лидера КПУ последовала незамедлительно. «Отказ от объявления Всеукраинского референдума по вопросам НАТО и предоставления русскому языку статуса второго государственного будет означать измену избирателям, которые отдали свои голоса за Виктора Януковича на президентских выборах», — указал Петр Симоненко. И это правильно. Вещи необходимо называть своими именами. А политические партнеры должны ощущать давление, направленное на исполнение обещаний, данных избирателям.

Нельзя не поддержать и усилия КПУ, направленные на отмену указов экс-президента Ющенко, героизирующих нацистских приспешников Бандеру и Шухевича.

Компартия должна выступить катализатором и в вопросах институционального закрепления внеблокового статуса Украины. Как можно скорее нужно принять изменения в закон о национальной безопасности, исключив из него всякое упоминание о членстве в НАТО.

В кратчайшие сроки необходимо проголосовать закон об основах внешней и внутренней политики Украины — отражающий политические установки сил, входящих в парламентско-правительственную коалицию (все то же сворачивание евроатлантической интеграции; развитие Украины как многонационального, поликультурного государства, защищающего интересы всех национальных и языковых групп и т. д.).

То же касается законов, усиливающих социально-экономическую защищенность граждан, обращенных на расширение сферы применения русского языка, направленных на недопущение фашизации Украины и накладывающих запрет на прославление коллаборационистов времен Великой Отечественной войны и т. д.

Необходимо ставить вопрос и о вовлечении Украины в интеграционные процессы на постсоветском пространстве — в ЕЭП и Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном.

И все это нужно делать, не откладывая в долгий ящик.

Источник




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх