,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Президент Янукович подает в суд на свою же коалицию
  • 13 марта 2010 |
  • 21:03 |
  • bayard |
  • Просмотров: 16838
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
На встрече с иностранными послами 10 марта Президент Виктор Янукович заявил, что он намерен подать представление в Конституционный Суд на предмет анализа изменений в Регламент Верховной Рады, санкционировавших создание парламентской коалиции на основе как фракций, так и отдельных депутатов, и тем самым позволивших создать и коалицию «Стабильность и реформы», и правительство Николая Азарова.

Комментируя это заявление, многие наблюдатели сочли его неискренним, отражающим не реальные намерения Януковича, а его желание выглядеть в глазах Запада как можно более демократическим деятелем в условиях бюджетного кризиса в Украине и чрезвычайной заинтересованности властей в продолжении сотрудничества с международными финансовыми организациями. Сторонники этой версии апеллировали к тому, что, во-первых, указанное заявление было сделано на встрече с дипломатами, во-вторых, несмотря на все, Президент подписал изменения в Регламент ВР.

Наверное, логически эту версию можно продолжить следующим образом. Президент надеется, что после подачи в КС представления с судьями будет проведена «соответствующая работа», и Конституционный Суд примет решение, соответствующее интересам создателей коалиции, то есть подтвердит законность изменений в Регламент. И тогда конституционный переворот, как назвали принятие изменений новоявленные оппозиционеры, получит необходимую санкцию.

Сложно сходу отрицать эту версию. Вполне возможно, что расчеты на создание благоприятного имиджа Януковича как Президента в момент подготовки к встрече с послами и превалировали. Также может иметь место надежда на эффективность прессинга на судей КС. Тем более что для принятия вердикта о незаконности изменений в Регламент, нужна поддержка 10 судей (из 18). Однако само по себе все это еще не исключает того, что представление в Конституционный Суд по данному вопросу может быть выгодным для В.Ф. и по другим причинам.

Представим, что может произойти, если КС все же примет решение о незаконности изменений в Регламент. Это будет означать незаконность существования парламентской коалиции с момента издания вердикта и необходимость для спикера объявить о ее роспуске. В этом случае депутаты должны будут в течение 30 дней создать новую коалицию, что маловероятно, или же Президент получит по просшествии этого срока право на роспуск парламента, что является куда более вероятным. Впрочем, как известно, в отечественной политической традиции это автоматически не означает самого роспуска.

Что же касается правительства, то с ним дело обстоит сложнее. Оно будет продолжать существовать как по юридическим (поскольку оно было создано тогда, когда негативного вердикта КС еще не было), так и по политическим (ведь нужно, чтобы кто-то управлял страной). Более того, в этих условиях Кабмин сможет более решительно действовать без оглядки на парламент и в то же время он станет более зависимым от главы государства.

Конечно, все это будет означать некое торможение так называемых реформ, о которых говорят сторонники новой власти, ибо без законодательного обеспечения продвигать их будет трудно. Поэтому такая ситуация будет выгодна Президенту (и правительству) тогда, когда парламент и без этого станет неработоспособным и тем самым фактически выйдет из-под контроля Януковича. Но это весьма вероятный сценарий, ибо созданная в Верховной Раде коалиция обладает относительно нетвердым большинством (239 депутатов, то есть запас большинства составляет 13 штыков), у «младших партнеров» Партии регионов (Блока Литвина и КПУ) имеются золотые акции, позволяющие давить на регионалов, а саму ПР сегодня трудно назвать монолитным формированием.

Естественно, учитывая неустойчивость ситуации, возможность новых политических конфликтов и кризисов, немонолитность своей политической опоры, а также объективную потребность превратиться из «Президента регионалов» в «Президента всех украинцев» Виктор Янукович заинтересован в возвышении над политическими группировками, формальном дистанцировании от определенных из них и одновременном сохранении рычагов давления на них. Гипотетический вердикт Конституционного Суда о несоответствии Основному Закону изменений в Регламент Верховной Рады позволяет надеяться на ослабление этих угроз. Во-первых, это ослабит зависимость регионалов от Литвина и Симоненко, во-вторых, даст Президенту дополнительные рычаги давления на группировки в его родной фракции и, наконец, усилит влияние главы государства на правительство.

Впрочем, очевидно, что с Конституционным Судом будут работать не только Президент и новая оппозиция (в КС уже находится представление 57 членов НУНС о нелегитимности изменений), но и другие политические силы, которым выгодно, чтобы изменения в Регламент были признаны законными. Например, один из лидеров Блока Литвина Игорь Шаров успел высказать мнение, что КС признает Регламент внутренним делом парламента и тем самым подтвердит законность нынешней коалиции.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх