,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Первые шаги политика – искусство возможного
  • 6 марта 2010 |
  • 17:03 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 42832
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
0
Первые шаги политика – искусство возможного


Когда происходит смена власти, первые шаги и заявления становятся объектом скрупулезного анализа комментаторов, которым не терпится на базе этих еще немногочисленных и часто довольно туманных сигналов сделать свои далеко идущие выводы и прогнозы. Не стали исключением и первые дни правления Виктора Януковича.

В прошлом номере в материале «И рада бы душа в рай...» «2000» обратили внимание, «что вокруг первого визита нового президента разворачивается определенная интрига (и утечки в прессу — часть ее)». Материал поступил в редакцию вечером 23 февраля, а с утра следующего дня тема первого зарубежного визита нового президента стала одной из ведущих в украинских СМИ. «Утечки» пошли широким потоком, пока на следующий день, уже после инаугурации, о предстоящем 1 марта визите в Брюссель не было сообщено официально.

Что, естественно, породило следующий вал комментариев — от разочарованных (сторонников российско-украинского сближения) до, не побоюсь такой формулировки, откровенно злорадных, к примеру: УНИАН, Оксана Охримчук: «Янукович дал первую в своей политической жизни пощечину Москве» . Но стоит ли так абсолютизировать этот факт? Да, на языке дипломатических жестов особое значение придается тому, куда именно совершит первый визит новый глава государства. Однако жесты жестами, но есть и практические, рабочие соображения. Графики сильных мира сего очень плотные, согласовать время встреч непросто, а ведь в Брюсселе Виктору Федоровичу необходимо поочередно встретиться с несколькими ключевыми еврочиновниками.

«2000» отмечали, что «в Брюсселе очень хотят увидеть Виктора Януковича раньше, чем в Москве», очевидно, и для того, чтобы вызвать определенное неудовольствие в Первопрестольной, причем не только самим фактом визита, но и шумихой в СМИ вокруг него. Ведь информация «источников» о том, что «встреча Виктора Януковича и главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу назначена на 1 марта на 10.00» (с указанием не только даты, но и времени рандеву) появилась еще 17 февраля («Фраза» ). В ситуации, когда обычно рутинная, кулуарная работа по формированию графика международных встреч превратилась в объект повышенного внимания и шумихи в СМИ, игнорирование настойчивого приглашения брюссельских партнеров (да еще со ссылкой — в Москве могут «обидеться») действительно выглядело бы весьма многозначительно.

Впрочем, вся эта суета вокруг маршрута первой поездки забудется через неделю, а формирование и развитие отношений между Украиной и Россией (как и Евросоюзом) — процесс не одномоментный, и определять его будут «вечные интересы» сторон, благо во власти и в Москве, и в Киеве (теперь) здравомыслящие, прагматичные люди, давно знающие друг друга по совместной работе.

Не стоит делать далеко идущих выводов и из заявления назначенной первым замглавы Администрации Президента Ирины Акимовой о том, что «Поскольку Таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно осложнять членство Украины в ВТО, то на сегодняшний день, да и на завтрашний и на послезавтрашний этот вопрос стоять не может». Ведь действительно «Виктор Федорович в своей инаугурационной речи, и во время предвыборной кампании четко и ясно показал, что любые новые шаги в международном сотрудничестве с любыми странами могут строиться только при условии ненарушения уже заключенных договоров» ( «Украинские новости» ).

Очевидно, что новая власть не собирается «бить горшки» ни на западе, ни на востоке. В целом же новый внешнеполитический курс еще в стадии формирования, и первые переговоры Януковича в Брюсселе и Москве уже в качестве действующего президента крайне важны именно с точки зрения определения, так сказать, «границ возможного» на двух важнейших для Украины направлениях, исходя из которых и будет выстраиваться реальный внешнеполитический баланс.

Всем здравомыслящим людям очевидно, что альтруистов, просыпающихся с мыслью «что я должен сделать для Украины», нет ни в Москве, ни в Брюсселе, ни в других столицах. Все жестко отстаивают свои интересы, стараясь использовать для этого все имеющиеся возможности.

Ведь и в Таможенный союз можно вступать и участвовать на разных условиях — и «законсервированный» конфликт между РФ и Белоруссией уже в рамках Таможенного союза наглядно это показывает. Поэтому абсолютно оправдано стремление использовать в своих интересах явное соперничество между ведущими мировыми игроками за влияние на Украине, чтобы получить максимум преференций для себя на всех направлениях. Realpolitic — и ничего более, тем паче что и сами зарубежные партнеры поступают точно так же. Ну, а те или иные публичные заявления, «утечки», как правило, являются элементами этой игры!

Говоря о возможной реакции Москвы на визит Януковича в Брюссель, необходимо упомянуть еще об одном. Понятно, что главным внешнеполитическим приоритетом украинского руководства станет поиск крайне необходимой экономической помощи в различных формах. Но вряд ли российским руководителям улыбается перспектива нести бремя спасения Украины в одиночку, даже в обмен на крупномасштабные политические преференции с ее стороны. Год назад Путин даже предлагал создать международный пул для оказания помощи Украине. Тогда эта идея отклика у западных стран не нашла. Но, полагаем, и сегодня усилия Януковича по поиску экономических преференций на Западе не вызовут «ревности» в Москве.

Наконец, не будем забывать, что предыдущий президент Украины свой первый зарубежный визит нанес не в Брюссель и не в Вашингтон, а как раз в Москву... Так что не стоит абсолютизировать дипломатические жесты, хотя стоит обратить внимание и на то, что программа пребывания президента в Брюсселе не включала никаких мероприятий по «натовской» линии, хотя бельгийская столица — место пребывания штаб-квартиры и этой организации.

Поэтому вряд ли обоснованы скороспелые обвинения Януковича в очередном «предательстве интересов своих избирателей». Безусловно, в силу известного электорального раскола победу Виктору Федоровичу принесли голоса русскоязычных и пророссийских избирателей. Но ведь он при этом обещал стать проукраинским президентом, проводить внешнюю политику в интересах государства, всех его граждан.

То же относится и к первым шагам нового президента во внутренней политике. Заявленная им приоритетная задача восстановления единства страны отнюдь не означает «украинизации наоборот», т. е. зеркального повторения политики предыдущей власти, только с противоположным знаком. Очевидно, что подлинного, долгосрочного гражданского мира можно достичь лишь на основе реального паритета прав и возможностей двух языковых и ментальных общин, составляющих народ страны. Однако очевидно и то, что западная «община», доминировавшая в последние годы (добавим — агрессивно доминировавшая), безропотно завоеванные позиции не отдаст.

И уже можно сделать вывод, что Виктор Федорович не пошел на поводу у тех советчиков, которые рекомендовали «не дразнить гусей», ограничиться лишь известным торможением процессов «украинизации» (в «помаранчевом» смысле) всех сфер общественно-политической жизни. Стоит отметить и знаковое принятие благословения от Патриарха Кирилла, и ряд официальных заявлений Януковича, сделанных на русском языке.

Уже на следующий день после инаугурации появился указ президента, которым отменялось сделанное накануне Ющенко повторное назначение членом Нацсовета по телевидению и радиовещанию Андрея Мирошниченко, который фактически возглавлял этот совет в течение последнего года. Не осталось незамеченным и исчезновение с официального президентского сайта раздела, посвященного голодомору. Повторимся: речь идет пока о самых первых шагах, сделанных в течение первых суток после вступления в должность.

1 марта произошло еще одно, не столь заметное, но достаточно знаковое событие: лидер партии «Родина» Игорь Марков на пресс-конференции в Одессе сообщил, что Министерство юстиции восстановило регистрацию его партии. Марков на пресс-конференции также показал журналистам переписку главы Служба безопасности (СБУ) с Виктором Ющенко, в которой Валентин Наливайченко сообщал о проделанной работе по дискредитации лидера «Родины» и информационной кампании с целью обвинить партию в «антигосударственной деятельности» (). К слову, Наливайченко 1 марта ушел в отпуск.

Видимо, недолго осталось «ходить» в Героях Украины Степану Бандере. «Этот вопрос рассматривается в Украине как на политическом уровне, так и в судебных делах, и мы найдем решение в ближайшее время», — сообщил в Брюсселе Янукович (УНИАН[/url]). Скорее всего, указ Ющенко отменит какой-нибудь суд, а сторона президента согласится с этим решением, сославшись на рекомендацию Европарламента.

В целом, анализируя первые шаги Януковича, не стоит забывать, что осуществляются они на фоне сложных и «деликатных» переговоров о формировании новой коалиции. Возможно, тот факт, что первый визит Янукович нанес в Брюссель, помог ПР привлечь при голосовании отставки Тимошенко колеблющихся нунсовцев и бютовцев и поможет формированию новой коалиции.

Безусловно, задача № 1 для нового президента — освобождение здания на Грушевского от «уникальной команды профессионалов». Но сделать это можно только двумя способами — сформировав новую коалицию на базе фракции Партии регионов либо запустив механизм перевыборов нынешней Рады.

Есть решение Конституционного Суда, имеющее силу закона, что парламентское большинство может создаваться только депутатскими фракциями. Открыто пренебречь этим — значит продолжить «традицию» правового нигилизма, пренебрежения нормами закона из соображений политической целесообразности. А ведь искоренение этой «традиции», заложенной Майданом и получившей «глубокое развитие» в течение всей «помаранчевой» пятилетки, также является одной из стратегических задач, стоящих перед президентом Януковичем.

Впрочем, коалиция ПР и НУНС вполне может оказаться не только недолговечной (ввиду очевидных противоречий между ее участниками и внутри фракции НУНС), но и действительно «одноразовой», созданной под конкретную тактическую задачу — немедленной замены правительства Тимошенко «вменяемым» Кабмином, который в ранге «и. о.» продолжит работу и в случае распада коалиции и проведения новых выборов.

На то, что такое развитие событий вполне возможно, прежде всего указывает поддержанный подавляющим большинством депутатов перенос на неопределенный срок местных выборов, ранее планировавшихся на 30 мая. Очевидно, сделано это, чтобы совместить впоследствии местные выборы с вероятными досрочными парламентскими, дата которых (как и вероятность проведения) пока «в тумане».

Также симптоматичен ряд заявлений депутатов-нунсовцев, близких к экс-президенту, что для них неприемлема коалиция с ПР (подчеркнем, отвергается сама возможность коалиции с Партией регионов). Намек на желательность для них скорейших парламентских выборов очевиден. Зачем они нужны им, а точнее — стоящему за ними Ющенко, также вполне понятно.

Поэтому вероятность того, что рождаемая в муках коалиция умрет, едва родившись (но выполнив свою функцию), весьма велика. Ведь никакого «запаса прочности» у нее не будет, а значит, изменение позиции даже нескольких депутатов способно поставить на ней крест.

Впрочем, отнюдь не факт, что «скоропостижная» (но прогнозируемая уже сегодня) кончина коалиции с НУНС (а следовательно — и проведение досрочных парламентских выборов) вызовет огорчение и Януковича, и Партии регионов. И нет ничего страшного в тактическом совпадении интересов экс-президента и ПР.

Дело даже не в «электоральном импульсе» победы Януковича, который должен-де помочь Партии регионов набрать дополнительные голоса на досрочных парламентских выборах. 30—35% голосов, полученных ПР на последних парламентских выборах и Януковичем в первом туре нынешних президентских, являются, скорее всего, их электоральным потолком, превзойти который в силу известных причин вряд ли удастся что сейчас, что полтора года спустя, когда закончится срок полномочий нынешнего парламента. Даже если за это время Виктор Федорович сумеет превратить Украину в новое Монако...

Но тактический выигрыш скорых выборов заключается в том, что в «помаранчевом» лагере ныне царят разброд и шатание. Консолидировать «помаранчевого» избирателя не смогут ни блок Ющенко, ни «Фронт перемен» Яценюка, ни БЮТ

Особо отметим, что для Тимошенко новая избирательная кампания будет крайне тяжелой. С одной стороны, «антиимпульс» неудачи, с другой — загнав сама себя в тупик непримиримой оппозиции, Юлия Владимировна резко снизила интерес к своей политической силе потенциальных спонсоров. Ведь последних политики (как и места в парламенте) интересуют прежде всего как средство решения своих «вопросов» (чему, как правило, не помеха и пребывание в формальной оппозиции). Но принадлежность к БЮТ в этом плане будет скорее минусом, чем плюсом.

Конечно, вышеназванные силы получат места в парламенте нового созыва (в той или иной пропорции), но наверняка в выборах примут участие еще несколько блоков «помаранчевой» ориентации, которые просто растащат голоса, поскольку не все они смогут преодолеть 3%-ный барьер.

Таким образом, у «регионалов» и их потенциальных союзников (того же Тигипко) есть хороший шанс получить в новом парламенте стабильное большинство, и даже если возникнет необходимость «добирать» партнеров в «помаранчевом» секторе политикума, у ПР будет достаточно широкий выбор вариантов, чтобы не идти на принципиальные уступки.

Самое же главное — проведение досрочных парламентских выборов одновременно с местными в ближайшей перспективе даст возможность сформировать стабильную власть в стране на всю каденцию Виктора Федоровича, сосредоточиться на выполнении своей программы, решении стратегических, долгосрочных задач. Ведь нынешний парламент, как его ни «переформатируй», неизбежно будет висеть тяжелыми гирями на ногах новой власти, являться постоянным источником политических кризисов и нестабильности. А максимум через полгода депутаты «войдут в режим» подготовки к плановым парламентским выборам, которые, напомню, должны состояться уже осенью будущего года.

Впрочем, от анализа первых шагов Януковича мы перешли к прогнозам и даже рекомендациям новому президенту. Но не будем забывать, что первые шаги — это только первые шаги, что политика — искусство возможного, а прямолинейные и неуклюжие действия далеко не всегда способны привести к намеченной цели, часто — наоборот.



Источник[/url]



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх