,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Еще один «гениальный» проект обеспечения энергетической независимости страны
  • 5 марта 2010 |
  • 18:03 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 18581
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
Еще один «гениальный» проект обеспечения энергетической независимости страны


Особенно показательной в этой связи является опубликованная на сайте «Украинской правды» статья кандидата политических наук Александра Палия «Газовая революция» отодвигает идею консорциума».

В ней красной нитью проходят две идеи.

Во-первых, по мнению автора, «втрата національного контролю над газотранспортною системою потенційно загрожуватиме прямим втручанням Росії для охорони «її» майна, не кажучи вже про остаточний кінець всіх проектів диверсифікації джерел українського газопостачання за рахунок держав Середньої Азії...»

Во-вторых, Палий озвучивает «ошеломляющую новость»: «У світі непомітно сталася нова технологічна революція. У США вдалося розробити технологію видобутку так званого «сланцевого» газу, який нічим не відрізняється від звичайного, окрім видобутку» (добыча ничем не отличается, кроме добычи?!).

И далее — «...цей винахід матиме потенційно колосальні наслідки», ведь и у Украины также есть значительные запасы сланцевого газа.

О консорциуме

По нашему мнению, причина, диктующая изменение статуса украинской газотранспортной системы, состоит в том, что трубы лишь тогда становятся системой, когда по ним идет газ. И вопрос дальнейшей судьбы отечественных магистральных газопроводов необходимо решать, исходя именно из этого постулата.

В середине 2002 г. президенты России и Украины подписали совместное заявление о создании консорциума (совместного предприятия) по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Подпись под этим документом поставил и канцлер Германии. Предполагалось, что в течение полугода будет создан консорциум с участием ОАО «Газпром», НАК «Нафтогаз Украины» и концерна E.ON-Ruhrgas.

Уже тогда будущие «оранжевые» коалицианты совершенно по-разному оценивали саму идею создания консорциума «Сдача «старшему брату» магистральных трубопроводов — это настоящий приговор украинской независимости: и экономической, и политической», — объявила Ю. Тимошенко.

«Консорциум — это имплементация к энергетическому рынку Европы. С созданием консорциума украинская газотранспортная артерия становится составляющей энергетического рынка Европы», — возражал В. Ющенко.

И в середине 2005 г. уже Виктор Ющенко, выступая в Страсбурге, предложил вернуться к трехсторонней модели консорциума по управлению газотранспортной системой Украины. Смысл модели, по его мнению, таков: российская сторона осуществляет добычу газа и «обеспечивает наполнение трубы», украинская — имеет «уникальный для Европы транзитный газопровод», а третья сторона выступает с позиций потребителя. При этом представителем «потребителя» российского газа, заинтересованного в стабильном транзите, по его версии, должен стать Евросоюз, а не конкретно крупнейший европейский покупатель газа — Германия в лице концерна E.ON-Ruhrgas.

Кто затем «повернул» мозги президента на 180 градусов, остается только догадываться, но в последние годы он, как и Тимошенко, стал ярым противником консорциума.

При этом стоит вспомнить, что в середине 2004 г. было подписано соглашение между Кабмином и правительством Российской Федерации о мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой сфере со сроком действия до 31.12.2030 г.

В документе речь шла именно о начале практической работы международного газотранспортного консорциума. При этом его юрисдикция распространялась не на всю газотранспортную систему Украины (и, соответственно, даже намека не было на сдачу «священной коровы» — ГТС), а только лишь на инвестиционный проект строительства и дальнейшей эксплуатации нового газопровода Богородчаны—Ужгород протяженностью около 300 км и стоимостью $300 млн., как части проекта строительства газопровода Новопсков—Ужгород мощностью 28 млрд. куб. м природного газа в год и стомостью около $2,5 млрд. для увеличения объемов транспортировки российского газа по территории Украины в европейские страны.

Предусматривалось, что ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», совместное предприятие ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», выступит заказчиком строительства газопровода, а после его ввода в эксплуатацию станет собственником газопровода и будет обеспечивать его эксплуатацию.

В соответствии с соглашением Россия гарантировала предоставление Украине для транзита дополнительно от 5 млрд. куб. м газа в 2005 г. до 19 млрд. куб. м в 2010 г., а также обеспечивала заключение договоров с европейскими потребителями на прием указанных объемов газа.

Примечательно высказывание Путина после подписания соглашения: «Как только началась практическая работа, так прекратился художественный свист и политическая трескотня по поводу создания консорциума».

Однако через полгода к власти пришли «оранжевые». Для Тимошенко главным стало уничтожение «врага» — RosUkrEnergo, для Ющенко — переписывание истории, и о таком важном для страны инвестиционном проекте забыли напрочь.

За пять лет нефтегазовый отечественный монополист НАК «Нафтогаз Украины», находясь в государственной собственности, погружаясь в долги, все больше становился «кормушкой» правящей элиты, тех, кто «не имел никакого отношения к вонючим газовым схемам». И превратился в результате из процветающей компании в компанию-банкрот. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что если в январе 2006 г. задолженность по кредитам НАК «Нафтогаз Украины» исчислялась суммой, эквивалентной 8,2 млрд. грн., то на конец прошлого года она превышала 35 млрд. грн. Бюджетный же дефицит НАК (33 млрд. грн.) уже превышает дефицит госбюджета — 31 млрд. грн.

Большинство же европейских стран (куда так все годы президентства стремился В. Ющенко) пошли в газовой сфере по другому пути.

Германия одной из первых в Европе начала широко развивать национальную газотранспортную сеть и раньше других приватизировала государственного газового монополиста Ruhrgas. В настоящее время управление ГТС страны осуществляют акционерная компания Ruhrgas (80%) и акционерная компания Wingas (20%).

В Италии, газовый рынок которой — третий по величине в Европе, приватизация нефтегазового монополиста ENI была начата в 1995 г. и продолжалась три года. Приватизировав большую часть национального газового рынка, итальянское правительство сохранило определенный контроль над ним: 35% акций ENI находится в собственности государства. Управление ГТС осуществляет акционерная компания Snam Rete Gas Italia (дочернее предприятие акционерной компании ENI).

В конце 2001 г. Чешская Республика продала пакет акций газотранспортной компании Transgas в размере 97% уставного капитала, (включая ее доли в восьми региональных структурах) немецкой компании RWE AG за EUR 4,1 млрд.

В марте 2002 г. правительство Словакии продало пакет акций газопроводной компании Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP) в размере (49% уставного капитала) консорциуму в составе ОАО «Газпром», Gaz de France и Ruhrgas за $2,7 млрд., оставив, таким образом, в госсобственности 51% акций. В результате управление SPP осуществляется под госконтролем, консорциум не имеет права без согласия наблюдательного совета SPP (который также контролируется государством) увольнять более 10% персонала компании, совершать сделки с одним из участников консорциума на сумму более $150 тыс., изменять тарифы на перекачку газа по газопроводам в Европу. Кроме того, консорциуму запрещено отделять газотранспортный бизнес от дистрибуции газа внутри Словакии, а также без согласования с правительством изменять объемы транзита газа по газопроводам SPP. В настоящее время SPP — одна из наиболее эффективных в Словакии компаний. В 2008 г. ее прибыль составила более $500 млн., а главный источник прибыли — подразделение компании Slovtransgas, осуществляющее транспортировку российского природного газа магистральными газопроводами.

И не слышно, что Словакии угрожает, по Палию, «пряме втручання Росії для охорони «її» майна» и что Россия «докладає усіх можливих зусиль, щоб викупити в європейців їхню частку».

Примеры свидетельствуют, что истинные патриоты служат в правительстве Словакии, а при отечественных лжепатриотах НАК «Нафтогаз Украины» остается концентратором финансовых потоков отрасли с целью их непрозрачного перераспределения в интересах правящей кланово-политической группировки.

Отсутствие необходимых капвложений в реконструкцию и расширение отечественной ГТС ведет к ее деградации и постепенному разрушению.

У «оранжевой» власти не было четкой программы действий по развитию ГТС, да и не могло быть, так как она позиционировалась украинской властью как самодостаточная и независимая система. А это в корне неверно, поскольку отечественная ГТС зависима как от поставщика (России), так и от потребителя газа (европейских стран), то есть нуждается в интеграционных процессах.

Интеграция же возможна только на основе создания совместной украинско-российско-западноевропейской (Германия, Франция и др.) структуры, которая эксплуатирует ГТС Украины, обеспечивает закрытие дефицита газового баланса на внутреннем рынке и осуществляет оптимальные капиталовложения на модернизацию и развитие ГТС.

Время потеряно. Вопрос сейчас в том, нужна ли подобная интеграция России (особенно после начала строительства Северного и Южного потоков) и европейским странам. Или отечественную ГТС ждет сдача в металлолом?

В этой связи очень многое зависит от визита Януковича в Москву.

О сланцевом газе

За последние два года Тимошенко столько навешала лапши на наши уши в части обеспечения энергетической безопасности государства, что, казалось бы, дальше уж некуда.

Все началось с проекта строительства газопровода White Streem из Туркменистана по дну Черного моря в Украину в обход территории России прогнозной стоимостью порядка $5 млрд. Вопрос даже не в том, где Юлия Владимировна собиралась изыскать такие средства (может, из оставшихся «закромов» ЕЭСУ?). Главное, что она «забыла» известить об этом проекте поставщика газа — Туркменистан. Как в пословице — «без меня меня женили».

Далее последовала идея производства 10 млрд. куб. м биогаза в год (это же во сколько раз нужно увеличить поголовье рогатого скота в стране?).

Затем — производства еще 10 млрд. куб. м газа в год из опилок.

Наконец, гениальное открытие из «палаты № 6» — оказывается, рельеф Черного моря позволяет извлекать углеводородное сырье практически из половины земного шара!

И у экс-премьера нашелся последователь — политолог А. Палий принес «благую весть»: в США удалось разработать технологию добычи так называемого сланцевого газа. А так как на Украине тоже имеются его значительные запасы, то это решит проблему энергетической безопасности страны.

К сожалению, эту часть публикации очень трудно комментировать, так как «нужные» Палию сведения надерганы из различных информационных источников, в частности из статьи Виктора Тарнавского «Сланцевый газ: революционный энергоисточник или мыльный пузырь?».

К этой статье мы отсылаем и вас, уважаемые читатели, так как в ней сравнительно объективно изложены перспективы добычи и использования сланцевого газа.

Что касается природного газа, то есть все предпосылки для того, чтобы он стал важнейшим топливом будущего поколения. По мнению экспертов Всемирного газового союза (ВГС), приблизительно с 2025 г. в мире будет использоваться больше газа, чем нефти. Они констатируют, что производственный потенциал природного газа будет неуклонно расти и составит основу для дальнейшей экспансии мировой газовой индустрии.

В ближайшие 30 лет, как утверждают эксперты ВГС, ожидается рост потенциала производства природного газа на 64% — с 2528 млрд. куб. м в 2000 г. до 4145 млрд. куб. м. При этом надежно добываемых запасов в настоящее время достаточно на 64 года, а ожидаемых — на 100 лет.

Не менее благоприятны и перспективы международной торговли природным газом. Предполагается, что объем мировой торговли голубым топливом в 2030 г. составит примерно 680—990 млрд. куб. м (в 2000 г. — 292 млрд. куб. м). Это порядка 17% потребления (в 2000 г. этот показатель был равен 12%).

При этом позиции ОАО «Газпром» на европейском газовом рынке очень устойчивы. Гарантией их сохранения являются крупнейший портфель долгосрочных контрактов на условиях «бери и плати», значительная сырьевая база, а также постоянно развивающиеся мощности по добыче газа. Объем поставок по действующим долгосрочным контрактам — около 2 трлн. куб. м.

Что касается сланцевого газа, то эйфория А. Палия по поводу его ресурсов в десятки раз превышает реальную оценку запасов. Сланцевый газ относится к сильно рассеянным полезным ископаемым, и имеющийся опыт пока не подтверждает возможности его масштабной добычи с достаточной экономической эффективностью. В мировом объеме добычи газа сланцевый составляет менее 3%. Из-за высокой стоимости его извлечения из недр он не способен существенно повлиять на цены на мировом рынке газа.

И, наконец, важнейшим фактором против добычи сланцевого газа является экологическая составляющая.

Так, на месторождении Barnett Shale в США при строительстве скважин, дорог и трубопроводов было нарушено и повреждено не менее 550 кв. км земель. Ежегодно для проведения здесь гидроразрывов пласта требуется 7,1 млн. т песка и 47,2 млн. т воды. Но главная экологическая проблема заключается в том, что для извлечения сланцевого газа нужно проводить гидроразрывы пласта, а применяемые при этом химреагенты могут попасть в воду, питающую города, рядом с которыми происходит добыча. Именно по этой причине власти Нью-Йорка запретили бурение на сланцевые газы в прилегающей к городу акватории. Таким образом, главное достоинство этого полезного ископаемого — близость к рынкам сбыта — может превратиться в его недостаток. Вряд ли люди согласятся променять чистую воду на газ.

О «ценности» же статьи А. Палия, который «открыл» новую технологию, применяемую в США с 2002 г., (а первая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США еще в 1821 г.), который даже не удосужился перевести кубические футы в кубические метры, путает газовое месторождение с газоконденсатным (Штокмановское) и т. п., говорят многочисленные комментарии к ней, с которыми мы совершенно согласны:

Tyler: «Уважаемый Олександр Палій и редакция УП. Вы бы для начала проверили информацию, опубликованную в этой статье. Она уже не очень актуальна. Данная система добычи газа уже раскритикована большинством экспертов и не несет ничего хорошего и дешевого в перспективе ни экологии ни добытчику. Очень слабая и не профессиональная статья. О. Палий очень удивил. По сути дела это ПРОВОКАЦИЯ».

Полянин: «Вот ведь как интересно! Автор — и политолог, и дипломат, а теперь еще и специалист в области газа. И все в одном лице! Ну если сланцевый газ — это наше все, то шаги Януковича как раз логичны. Если мы будем себя обеспечивать сланцевым газом, и Европа — тоже, то зачем Украине и Европе газопровод из России в Европу? Зачем? Чтобы он ржавел на нашей территории? Давайте его продадим русским, пока они такие дурные и ничего не слышали о сланцевом газе! Умора!»

viktor-kazak: «Сланцевый газ — это афера вроде свинного гриппа...»

kovak: «Ни от Северного, ни от Южного потоков Россия не откажется. Сланцевый газ — это тот же метан в угольных шахтах. Да на днях Франция присоединилась к проекту Северный поток. Вот глупые французы — ничего видно не слышали про «сланцевый газ».

NBG: «Начал читать. Какая-то мутная статья. Но когда добрался до автора — полегчало. Выдающийся спец по газу со всеми характерными признаками «свідомого»...»

Buss: «Раньше все были спецами по вопросам образования, воспитания и медицины... Теперь экспертов газовиков — пол страны, а остальные — профи в инвестпроектах по строительству газопроводов. Ребята, занимайтесь каждый своим делом, может тогда в стране станет чище, а люди станут богаче, хотя не факт...»

Нам же в заключение остается только сожалеть, что такое компетентное издание, как «Украинская правда», предоставляет свои страницы подобным «экспертам».

Источник

-->


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх