,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Битва за Украину. Россия выходит из укрытия
-2
Изменят свою политику на Украине и такие ключевые игроки, как США и Евросоюз. Причём речь идёт именно о смене нынешней политики относительного затишья,– технической паузы, — на более активную, в духе первых лет оранжевой революции, но…

России пора менять политику в отношении Украины. Выходить из укрытия. Делать её более активной. Ситуация радикально меняется. Но если пассивно сидеть и ждать, то перемен не произойдёт. И реализуется сценарий «плохого Януковича», не способного вывести страну из тупика. На Украине пока оранжевый парламент и оранжевый премьер, самоуправный разнузданный олиграхат, которые будут тянуть страну назад в болото последнего пятилетия конфронтаций.

Результаты выборов: как их трактовать?

Украина – вполне удавшееся государство и выборы это подтвердили. Вместе с тем, Украина — государство двух наций: украинской и русской (региональной части большой русской нации). Соотношение между ними в 3,5%– это приблизительно соотношение голосов за Януковича и Тимошенко. Вся Центральная Украина по своим политическим предпочтениям остается скорее проукраинской, ориентированной на отдельную нацию, и на политиков, активно продвигающих эту идею. Юго-восток сохраняет приверженность своей идентичности, отличной от официальной украинской. Для России и Украины, особенно, её юго-восточной части, выборы закончились лучшим исходом, чем при победе Тимошенко. Победа Януковича может восприниматься как «божий промысел» вопреки совместному молебну «всех волхвов», устроенному Леди Ю накануне выборов.

А если искать реалистические причины, то, конечно, главная из них – отсутствие у Тимошенко правильного подхода к общению со страной в последние месяцы выборов, адекватного имиджа и стиля общения, политического поведения. Именно это не позволило ей перескочить столь ничтожный барьер, который был просто «сметён» Майданом в 2004 году.

Так или иначе, мы уже в другой ситуации. России пора менять политику в отношении Украины. Выходить из укрытия. Делать её более активной. Ситуация радикально меняется. Но если пассивно сидеть и ждать, то перемен не произойдёт. И реализуется сценарий «плохого Януковича», не способного вывести страну из тупика. На Украине пока оранжевый парламент и оранжевый премьер, самоуправный разнузданный олиграхат, которые будут тянуть страну назад в болото последнего пятилетия конфронтаций.

Основой политики должно стать этическое, культурное единство России и Украины, а не стратегия «отрезанного ломтя». При этом российское государство должно воздержаться от прямолинейного давления на Украину, продолжив удачную политику лавирования среди ключевых сил.

Полагаю, что изменят свою политику на Украине и такие ключевые игроки, как США и Евросоюз. Причём речь идёт именно о смене нынешней политики относительного затишья,– технической паузы, — на более активную, в духе первых лет оранжевой революции, но, кончено, в другом исполнении.

Янукович: что он может? Вероятно, всё отложит.

Все пять лет с 2004 года Янукович уверенно двигался к превращению в политика общеукраинского масштаба. Трудная и одновременно простая победа на выборах в 2010 -м – это важный итог этого движения «на запад», но не его конец. Ожидается, что Янукович будет всё больше «украинизироваться» и «вестеринизироваться», превращаясь в президента по модели Кучмы: и нашим, и вашим, и уверенно продолжающим прежнюю «свидомо-незалежную» линию (обособление от России плюс украинизация) и ползучую интерграцию в евроантлантические структуры. Такой вариант развития событий не очень хорош, но он до определ ённой степени неизбежен. Нужно придать этому определенную форму, а именно умеренного политического центризма.

Дело в том, что Янукович легко шёл на различные договорённости как с оранжевыми, так и с представителями обеих администраций США. Вот мнение бывшего соратника по Партии регионов Тараса Черновола о поведении Януковича во время переговоров о премьерском кресле 2006 году. «Я не исключаю, что там Янукович пообещал американцам не блокировать процесс вхождения в НАТО. Показательно, но именно тогда был подписан Меморандум с Ющенко, где вопрос о вхождении в НАТО был прописан. И подпись Януковича там стоит. А после этого Ющенко неожиданно очень быстро внес его кандидатуру в Раду. Очевидно, не без участия американцев. Поэтому, на самом деле, никто в Партии Регионов не будет блокировать процесс продвижения Украины в альянс». Поставив подпись один раз ради власти, он легко сделает это и еще. Немаловажно и то, что крупные бизнес-интересы вокруг Партии регионов зависят от финансового и правового контроля со стороны США и их союзников.

Поэтому все системные шаги в направлении назад от НАТО и, по статусу русского языка, навстречу России и по отмене предыдущих решений Ющенко и Тимошенко будут даваться Януковичу тяжело. Не секрет, что США будут давить именно на эти системные точки, внешне же они будут подаваться как «маловажные», второстепенные для населения. Пожалуй, лишь базу в Севастополе России всё же оставят в аренде как главный кусок, хотя это вопрос следующего президента и парламента.

Для того, чтобы Янукович был более сговорчивым в отношениях с Россией, он требует внутреннего противовеса, причём как справа, в лице Тимошенко, так и «слева», с востока. Вообще, гражданам юго-востока пора перестать быть стадом, жертвой и пассивным объектом. Эту роль может выполнить только партия, или группа региональных партий, отдельных от Партии регионов. Вероятнее всего, это может быть Партия русских украинцев, которая займёт радикальный русскоязычный кластер, составляющий 15-20% избирателей Украины. По данным наших исследований, такую партию уже сейчас готовы поддержать 8-10% граждан Украины. Только такая партия сможет заставить Януковича ввести официальный статус русского языка хотя бы в ряде регионов, а также нейтральный внеблоковый статус.

Вообще, Виктору Януковичу надо помочь выстроить самостоятельную новую систему управления страной и международными отношениями Украины. Именно помочь, а не пытаться задарить, купить, или руководить им. В идеале Янукович должен превратиться в самостоятельного эффективного лидера страны, фактор международной политики, разительно отличающийся от Ющенко и Тимошенко.

Вместе с тем до «лидера нации» ему далеко. Он представляет лишь половину страны, а, точнее, с учётом явки – лишь треть избирателей (34%).

Ментальный портрет Виктор Януковича показывает, что это предсказуемый и одновременно сильный, волевой человек. Имидж его прост и понятен народу в отличие от постмодернистского карнавального образа Тимошенко, симулирующей украинскую этничность. Вместе с тем, ему не хватает инициативы и кругозора, идейного и политического уровня. Необходима ротация и смена его команды, насыщение новыми людьми и идеями. Янукович будет упорно бороться за власть и собственность, но вместе с тем плыть в иделогическом мейнстриме, в той идейной атмосфере, которая сложится в стране. Она будет определять ключевые решения. А её нужно формировать, в том числе и с поддержкой российской общественности. Сегодня перевес в сторону украинского национализма и русофобии колоссальный. Однако с приходом Януковича есть шанс его изменить, во всяком случае, сбалансировать.

Власть президента на Украине ограничена, хотя и весьма заметна. Имеет место реальное разделение властей, иногда приводящее к хаосу: президент, правительство, Верховная Рада. Но в то же время разделение властей позволяет балансировать двум национально-политическим частям страны, уберегая её от раскола. В этих условиях Янукович должен стать координирующим центром власти. Соответственно, Партия регионов тоже передвинется в центр политического спектра.

Важной будет и экономическая тема. Здесь как раз ожидаются существенные подвижки в плане укрепления позиций российского бизнеса и государства в украинском хозяйстве, создающее базу для интеграции.

Тимошенко: пока ещё у власти

С подачи украинских лоббистов в некоторой части российского истэблишмента сложилось мнение, что Тимошенко якобы ничем не хуже, а даже лучше Януковича. В действительности, это ошибка. Тимошенко ещё раз показала своё истинное лицо. Пытаясь мобилизовать электорат Западной Украины, Тимошенко не брезговала националистической риторикой Ющенко, поддерживая его последние шаги по героизации фашистов и коллаборационистов Второй мировой. Примечательно, что в поддержку Тимошенко выступили «свидомые» деятели культуры («свидомые» в украинском политическом лексиконе — синоним словосочетания «сознательно националистические»). Эта прослойка «профессиональных украинцев» является злейшим врагом России и собственных русскокультурных сограждан ещё с позднего советского времени. Сегодня будут пытаться надолго заключить Януковича в свои удушающие идеологические объятия и осыпать ядовитыми поцелуями.

Как ни парадоксально, сегодня Тимошенко может быть полезна России и прорусской Украине в том, что она будет держать нового президента «под прицелом», не давая ему предаться любимой расслабленности. Тимошенко до последнего будет держаться за кресло премьера, и даже потеряв его, она надолго останется важным игроком №2. Тимошенко – постмодернистский персонаж, легко меняющий своё обличье и позицию, возможно, завтра снова попросится к воротам Кремля, пытаясь перехватить инициативу у Януковича.

Ющенко: итоги пятилетнего правления «ультра»

Принято говорить, что Ющенко «провалился» как лидер страны и президент. Но Ющенко сделал очень много для того, чтобы Украина и Россия, русский и украинский народы никогда не объединились в одну нацию. И надо сказать, успешно. Ющенко избрал объектом своей пятилетней атаки ключевой вопрос – этнокультурный статус Украины, а именно ускоренное сколачивание украинской нации, и дискриминацию и уничтожение всего русского.

Вторая составная часть – пронатовская геополитика. Остальное для него было несущественно, и в этом он по-своему прав, сосредоточив силы на главном направлении удара. Этнокультурная тема очень болезненная, она затрагивает глубинную идентификацию человека, поэтому не удивительно, что, вытравливая из украинцев русский дух вместо устраивания им обещанного еврокомфорта, Ющенко стал непопулярным. Мы столкнулись в его лице с невиданной угрозой, которая частично реализовалась. Сегодня другая Украина, нежели в 2004 году. Пусть победа Януковича никого не вводит в заблуждение. «Мавр сделал своё дело», к которому его готовили.

За пять лет процессы ушли очень далеко, и разгрести эти завалы Януковичу с его специфическим прагматизмом будет очень сложно. Кстати, там, где у Ющенко был главный пункт, в этнополитике, у Януковича как раз минус.

Какие грядут перемены? МИД, СБУ, регионы

Самое важное в украинской политике, после выборов конечно только начинается. Перемены можно выделить по следующим направлениям, выделим их первый десяток:

Тема №1. Смена премьера. В стратегии Януковича это ключевой момент, так как премьер имеет власти почти столько же, сколько и президент. Без своего премьера президент не может управлять экономикой – ключевой сферой интересов Януковича, в отличие от Ющенко, у которого главной задачей был «культуркампф». Рассматриваются кандидатуры приближённых регионалов: Азарова, Колесникова, Бойко и других. Однако «добить Тимошенко» будет не так уж просто. Премьер выдвигается коалицией фракций парламента. Из этого логично вытекает:

Тема 2. Создание новой коалиции в Верховной Раде. Нужно перегруппировать депутатов ВР в другую коалицию. Собственно, этот процесс уже идёт. Однако в Раде — оранжевое большинство, которое опасается новой политической линии Януковича. Поддержать новую коалицию могут лишь Блок Литвина и коммунисты (всего 222 мандата против 228 у БЮ и НУНС). Это ещ ё не большинство, хотя и несколько депутатов могут легко перебежать в лагерь нового президента.

Тема 3. Роспуск и перевыборы Верховной Рады. Партия регионов способна устроить досрочные выборы, сложив депутатские мандаты. Необходимое количество в 1/3 по закону у ПР есть. Заставить депутатов расстаться с мандатами теперь Янукович тоже сможет. Но перевыборы — очень рискованный шаг. Своевременно ли их проведение в годину кризиса и бардака во власти? Не окажется ли Партия регионов опять в меньшинстве? Кроме того, у неё нет сильных союзников в русскоязычном спектре и в центре, способных подстраховать. Вместо них независимый Тигипко, тот же БЮТ. На мой взгляд, регионалы сейчас на выборы не пойдут. Тем более, что грядут очень важные местные выборы. Но роспуск ВР могут устроить и недовольные депутаты-тимошенковцы и нашеукраинцы, если возникнет угроза снятия Тимошенко. Правда, они также имеют шанс проиграть на выборах.

Тема 4. Выборы мэров городов, и ряда ключевых советов. Грядут выборы мэров городов, в том числе крупнейших Одессы, Донецка, Днепропетровска (2-й по сборам в бюджет по стране). Поднимается вопрос и об отставке одиозного мэра Киева Леонида Черновецкого, однако Янукович пока не будет трогать своего союзника, не подготовившись, как следует, к смене мэра столицы.

Кроме мэров, переизбираются также и ряд советов. (Все советы на Украине, кроме Верховной Рады, относятся к местному самоуправлению). Важнейший из них – Верховный совет Автономной республики Крым. Регионалы давно пытаются превратить полуостров в свою вторую вотчину после Донбасса. Политические последствия господства «регионалов» в Донбассе плачевны, в частности, это ликвидация большинства русскоязычных школ. Но в Крыму «регионалов» не ждёт лёгкий успех. Здесь вовсю раскручиваются русские и местные, «сепаратистские» партии и блоки. Партия регионов – слишком «проукраинская» для Крыма. (То же можно сказать и про Одессу и ряд других мест).

Эффективно сработать на столь масштабных выборах Партия регионов сможет, лишь опираясь на вновь возникший админресурс президентской вертикали, которая на Украине существует, хотя и в существенно ограниченном по сравнению с Россией виде. Из этого следует:

Тема 5. Быстрая замена назначаемых президентом губернаторов и глав районных администраций, а также их подчинённых. Предстоит гигантская чистка и раздача «слонов» победителям.

Особый интерес вызывает кресло главы госадминистрации Севастополя. Речь идёт о судьбе крымского политика Сергея Куницына, назначенца Ющенко, на последнем этапе поддержавшим Януковича. Вероятно, в ближайшее время он сохранит пост, но потом всё же, скорее всего, будет сменён. Но не исключено, что будет принят закона о статусе Севастополя, по которому глава мэр города-героя будет избираться жителями, как во всех остальных городах Украины.

Тема 6. Передел собственности и командных высот в регионах. Этого соратники нового президента хотели всегда. Но ранее они осваивали «свой» Юго-восток. Теперь же речь идёт о его полной зачистке и экспансии в Центр и Запад, о переделе общегосударственных структур. Благо жизнь даёт такой подарок не часто, и он может быть утрачен.

Тема 7. Расширения партийной базы Януковича. Не исключено, что между Януковичем и Партией регионов будет усиливаться дистанция в силу наполнения окружения президента различными людьми и его желанием упрочить свой надпартийный статус. Возможно, Янукович захочет иметь сразу несколько партийных опор, не складывая все яйца в одну корзину. Это открывает пути для партийной инженерии и создания новых идеологических сил в прорусском и центральноукраинском спектрах одновременно.

Тема 8.Борьба за наследство электората Тимошенко. Так или иначе, в результате ослабления позиций Тимошенко, в ходе любых выборов будет вестись перераспределения её электората действующими или новыми партиями и блоками. Это центральноукраинский, двуязычный или русскоязычный, но умеренно националистически настроенный электорат. Как правило, популистский, легко податливый на демагогию, подачки и посулы. Процесс передела может показаться маловажным, но в дальнейшем от позиции этого электората зависит политическая судьба Украины.

Тема. 9. Наконец, замена министров правительства, проходящих по квоте президента. Это важнейшие посты, определяющие стабильность и курс государства: глава МИД, глава Службы безопасности (СБУ), министр обороны, глава Нацбанка. До сих в ряде этих структур окапывались оранжевые русофобы, целенаправленно портящие отношения с Россией. Без их замены смена курса на сотрудничество с Россией не возможна. Вероятнее всего здесь перемены ведущего кадрового состава неизбежны.

Тема 10. Продажа России или другим государствам части экономических ресурсов за вливания в экономику Украины и помощь в стабилизации страны. Причина в том, что новый президент вынужден будет искать средства для хотя бы смягчения кризиса и его последствий. Тема требует отдельной проработки и формулирование взаимных пожеланий. Но с российской стороны это могут сделать лишь бизнесмены, разбирающиеся в отраслях украинской экономики.

Грядут быстрые и существенные перемены. Скажутся ли они позитивно на жизни народов государств, — другой вопрос. Основной вывод в том, что сегодня России и её союзникам на Украине необходимо срочно перестраивать свою политику, сохранив лучшее из роли стороннего наблюдателя, «поскольку наблюдение» закончилось, в общем, успешно, и переходить к активным действиям. Значительно усилить и обновить состав людей и структур, занимающихся «украинским направлением». В противном случае остановка может слишком затянуться, и мы столкнёмся с новой оранжевой угрозой. Содержание этой политики — вопрос следующих публикаций.

Сергей Баранов
Политком.ru



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх