,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Трагедия на Волыни...
  • 29 января 2010 |
  • 11:01 |
  • bayard |
  • Просмотров: 25189
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
0
]В декабре 1936 г. военная власть начала так наз. полонизацию Холмщины, акцию, апогей которого пришелся на 1937-1938 годы. Это был акт просто преступной глупости, даже с точки зрения польских государственных интересов. Ведь как раз накануне войны, с которой эта власть уже имела обязанность считаться, началось принудительное обращение в католицизм православных жителей Холмщины.

Эта акция, которая проходила на территории, где до того времени не было большого напряжения в национальных отношениях, и в ходе которой войска неоднократно преодолевало силой сопротивление прихожан, что вызывало смертельные жертвы, добавила Польше и полякам новые массы непримиримых врагов, а для жителей Холмщины и Волыни стала тем основным опытом,формировавшего в последующий период их отношение к полякам.

Сначала 1938г. никто из холмщаков не предполагал, что может произойти еще что-то плохое....хуже, чем обычная холмская действительность. И действительно, терять, казалось, больше было нечего. Потому что после 1918 г., т.-е. после наставления над этой землей польских властей, поляки закрыли почти все церкви, 169 церквей рукоположили на костелы, отобрали от украинской Церкви и раздали ксендзов и колонистам свыше 17.000 гектаров лучшей земли, запретили работать культ.-образовательном обществу "Родной Дом", забрали его библиотеки, уничтожили все имущество, прекратили деятельность украинских кооператив, полностью уничтожили украинские школы...

Бесконечная череда унижений и пренебрежения, пылало стыдом и гневом сердце каждого холмщака. Нет, хуже не могло быть... Но это хуже пришло в годах 1938 и 1939. Страшные годы дьявольской борьбы целого государства против маленькой горстки холмщакив.

Началось с атаки на Православие в польской прессе, во главе с краковской газетой "Иллюстрированный Курьер ежедневный". Православные, эти гайдамаки, твердила польская пресса, украинизируют Холмщину. Их надо перевести на католичество, тогда все будет хорошо.

Затем зашевелилась местная польская администрация и гражданство. Пособники полиции, к "референтам безпеченьства" начали вызывать сознательных граждан, задерживали их били, говорили им переходить в католичество, или выехать из Холмщины. А местные поляки начали организовать различные общества "опеки кресуф всходня" и помогать полиции уничтожать украинский. На собраниях местных поляков оглашались такие постановления:
1. Наука религии в школах для дзеци православных наводнением провадзиць сэн в ензику поль-ским,
2.Набоженьства в церквях наводнением одправяць сен рувнеж в ензику польском, 3. Звлашча дотичы то ензика город Казань
4. Свента у православных повийны одбиваць сен ведлуг новего стиля, "и т. п.
Так, 3. Апреля 1938 в с. Савин местный ксендз Зигмунд Гжигожевски и пару местных поляков, как Г.Войцеховски и Ф. Филипович устроили вече, на котором добивались разобрать православные церкви, заставить священников служить и проповедовать по-польски и выселить местного православного священника. Когда некоторые из среды собранных не захотели согласиться, то их заставили молчать, говоря, что это приказ высшей власти.

В польской Холмской газете "коронки Надбужаньска" с 10. IV. 1938 г. в передовой статье помещен призыв, где мы читаем: "домагамы сен польских духовных православных на территории нашего повята, польских ка зань в церквях православных Жондамы ликвидирована церкви замкнентих, ктуре своим истненем буржон хорошо отношения людносьци ржим.-кат ... и людносьци православный ."...

В некоторых уездах, как Билгорайский, представители власти с подобными резолюциями (в марте и апреле 1938 г.) ходили по домам православных и заставляли их подписываться.

К священникам зявлялась полиция и грозила тяжелейшими карами, если они и дальше будут проповедовать по-украински и отправлять Службы Божии по старому стилю.

Одновременно начали опечатывать т.н. "дома молитвы", т.-е.дома, которые православные построили (не получив разрешения на открытие церкви) специально для того, чтобы так собираться на молитву.

В самом Билгорайский уезде запечатано тогда дома молитвы в сс. Бищи, Липина, Княжполи, Хмильку, Замка и др. Это произошло именно в Великий Пост. Православные собирались на молитву на снегу, возле запечатанных домов, умоляли власти разрешить им молиться, но в ответ слышали лишь насмешки ...

Эта полнизация богослужений продолжалась весь 1938 и 1939г. Позже, когда летом начали уничтожать церкви, то уездные староста говорили, что можно еще спасти церковь от разрушения, если священники начнут проповедовать по-польски. Томашивский староста, Казимеж Веляновски даже издал священникам приказ проповедовать только по-польски.

Духовенство тогда боялось проповедовать вообще. Но в церкви приходили полицейские и тайные агенты и требовали проповедовать по-польски. И это делали не только в глухих селах, но и в городах. Когда представители духовенства поясняли Грубешовскому старосте С. Марку, что проповедь на польском языке отлучает людей от церкви, то староста ответил: "а то значи, же им нє тшеба церкви".А все старосты в один голос кричали на, часто старых, заслуженных священников, как на мальчишек, - не потерпят, чтобы в их уездах "будоваць Украинен".

Священнику с. Матче, Грубешевского уезда, вице-староста грозил выселением из Польши;
Священника с.Ходиванци, Томашевского уезда, осудили за отправление богослужений на 3 месяца ареста;
Священника с. Новоселки на 1 месяц ареста.

Крестьянина из с.Ходиванци, 75 лет, осужден и арестован за то, что в его доме отправлялись богослужение. Десять женщин с парохии с. Хмилька Пробыв несколько месяцев в тюрьме в г.Билгорай за сопротивление властям во время опечатывания "дома молитвы" в Хмильку.

Польский террор усилился в мае и июне 1938 г. В Варшаву начали ездить делегаты православного населения "искать сираведливости" в высшей власти, но, конечно, ничего не добились.

На съезде резервистов в Лащу, ксендз в костеле кричал: "преч православия!", "Не пшедаваць млска евреем и православным, а кто спшеда, бендзе видальоны с косьцьола" и под.

В селе Княжполи, местные поляки начали призывать католиков не иметь ничего общего с православными. Православных детей насильно заставляли оставаться на лекции католической религии, водили их в костел, заставляли креститься по-католически. Говорили православным святить пасхи в костеле, запрещали приезжать в село православным священникам, угрожая им, в противном случае, побоями.

Вслед за тем начались массовые выселения украинских священников с Холмщины. Старосты вызывали к себе священников и требовали подписать заявление, что они признают "неиравнисть" их пребывания на Холмщине и немедленно покинуть эту землю.Кто не послушал на того натравливали местных католиков, били, арестовывали, и стреляли (стреляли в священника с. Новоселки, Томаш. Этаж) и наконец выселяли под конвоем полиции.

И наконец, в июне 1938 г.началось разрушение церквей, которое продолжалось около двух месяцев и жертвой которого было 162 святилище, не считая многих церквей, уничтоженных поляками в мае 1938г. На протесты и просьбы православные получали ответ, что церкви должны быть разобраны "чтобы своим видо-кем НЕ шпецилы мейсцовосьць".

Людям с.Голешева (володавського уезда) староста и староста все время обещали, что церковь не развалят. Когда же люди им поверили, то 13. Июль 1938. в 7. ч. утра неожиданно приехали на подводах пожарные и полицейские с псами. Люди, уже выходили в поле, бросили жатву и побежали в церковь, но полицейские начали их бить и травить собаками. Отогнав людей, насильники вошли в церковь в шапках, с псами. Когда одна женщина, видя, что церковь уже валять, закричала: "Кто же нам и где теперь будет править Службы Божьи!", То полицейский ответил:" Хлоп твуй в хлеве на сяне эти служения ". Материал, оставшийся после церкви, продан местным полякам за 180 злотых, - за эти деньги участники разборки долго пьянствовали. Голешевська церковь (колокольня и алтарная часть) существовали 400 лет. Пробыв она войны польские, российские, шведские, и мировую, ее пощадили культурные шведы и немцы, а в конце разрушили "братья славяне" - поляки.


полностью



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх