,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
  • 25 января 2010 |
  • 12:01 |
  • bayard |
  • Просмотров: 132620
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
0
Имя Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере) широко известно любителям живописи. Её работы находятся во многих странах мира, чаще всего у коллекционеров из среды русской эмиграции первой волны.

И всё же популярность её искусства в Украине недостаточна, а истинная слава ещё впереди.

Объяснение этому - в трагических страницах истории ХХ века, когда «дворянское» искусство агрессивно вытеснялось «пролетарским», а передвижники и представители так называемого «социалистического реализма» торжествовали над «мирискусниками». К тому же эмиграция из России в те времена означала полное забвение творчества художника на родине.

Весной 1965 года 80-летняя художница осуществила давнюю мечту — приехала из Парижа в Москву, где открывалась её первая на территории СССР персональная выставка. Вот тогда-то имя художницы в полную силу зазвучало и на родине. В Париже она часто вспоминала родную её сердцу Харьковщину, но даже оказавшись в Москве, не смогла посетить дорогие с детства места — не достало сил: Серебряковой оставалось жить менее двух лет. Но у нас есть возможность заглянуть туда, куда устремлялись её помыслы, где рождались лучшие её полотна.

Родовое имение Лансере «Нескучное» находилось в 30 верстах от Харькова, а в трёх верстах от него лежало село Весёлое. Оба этих топонима в точности выражают дух этого старинного края во времена, когда здесь шумели ярмарки, гремели разудалые свадьбы, собирались шумные сходки-вечерницы. В первые годы прошлого столетия крестьяне из Весёлого и Нескучного чуть свет на подводах отправлялись в Харьков на торг и возвращались только затемно.

В те времена на фоне крестьянских изб выделялись дом семьи Лансере с колоннами в окружении липового и фруктового садов, расположенный рядом с небольшой, но полноводной речушкой Муромкой, да фамильная их церковь, в ограде которой находилась и могила Е.А.Лансере (отец художницы, выдающийся русский скульптор Е.А.Лансере, умер от туберкулёза, сам не дожив до сорока, а девочке тогда не исполнилось ещё и двух лет.).

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана дяде — Александру Бенуа (брату матери) и старшему брату Евгению Евгеньевичу Лансере, замечательным деятелям русского искусства, представителям рода Бенуа-Лансере, из которого вышла целая плеяда известных художников и архитекторов. Считается, что и дом в Нескучном, и церковь выстроены по проекту одного из Лансере, но кто именно из этой одарённой семьи является автором проекта — остаётся невыясненным.

В 1886 году после смерти мужа мать художницы, урождённая Бенуа, вместе с шестью детьми возвратилась из Нескучного в отчий дом в Петербург. Обстановка в семье Бенуа была особенной: в ней царили поклонение классическому искусству, духовные интересы. Живой экциклопедией искусства был дед художницы, Николай Леонтьевич: его рассказы о путешествиях в Италию, об античности и Ренессансе раскрывали перед Зиной Лансере мир прекрасного, так же как и частые посещения выставок, Эрмитажа, театра, как и знакомство с книгами обширной домашней библиотеки. Все члены семьи постоянно были заняты творческой работой, с увлечением рисовала и Зина.

В пору юности Серебряковой появилось творческое объединение "Мир искусства" (1898), зачинателями его выступили дядя художницы А.Н.Бенуа и его друзья: Л.С.Бакст, К.А.Сомов, С.П.Дягилев и другие. Журнал и выставки "Мира искусства" вошли в её жизнь как само собой разумеющееся. А в 1911 году Серебрякова сама станет членом этого, вновь воссозданного, объединения, которое выступает за возрождение традиций художественного наследия. В 1910-х годах пропаганда классического наследия приобретает особый размах: издаются журналы "Старые годы" и "Аполлон", создаются общества по защите памятников русской культуры. Идёт сложный процесс актуалицации наследия прошлого, поиск в нём эстетических, художественных и нравственных ценностей, на которые могла бы опереться современная культура. Многие статьи были насыщены пафосом ожидания великих свершений, которые должна пережить Россия, эпохи духовного её возрождения. Это определяло гуманизм идеалов нового искусства, поиск героических образов, воспевание мира красоты, добра, радости. Таковы были настроения в той среде, которая окружала художницу.

В Петрограде Зинаида сформировалась как личность, в Нескучном её дарование достигло расцвета. Дорога из Весёлого в Нескучное — ворота в мир, воспетый Серебряковой. Этот клочок родной земли на пути к родному дому всегда волновал художницу. Кого только ни повидали здешние привольные места — в Нескучном часто принимали столичных художников, писателей, артистов. О, если бы она, близко знавшая многих выдающихся деятелей искусства России и Европы, решилась взяться за перо! Тогда до нас дошли бы и литературные портреты тех, чьи образы запечатлены её кистью, — А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомова, А.Ахматовой, Ю.Анненкова, С.Прокофьева. Именно в Нескучном в 1917 году биограф и друг Серебряковой искусствовед С.Эрнст начинал писать первую монографию, посвящённую творчеству художницы.

Подробности личной жизни Зинаиды Евгеньевны будят одновременно и светлые, и горькие чувства.

Начиная с 1898 года едва ли не каждое лето она проводит вместе с членами многочисленного «клана» Бенуа-Лансере в Нескучном, с радостью вырываясь сюда из хмурого Петербурга. Неподалёку от усадьбы Лансере на другом берегу реки на хуторе находится и домик Серебряковых.

Борис Анатольевич Серебряков — двоюродный брат художницы. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия наконец удаётся устранить, и 9 сентября 1905 года свадьба состоялась. Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.

Борис Серебряков был человеком мыслящим, прогрессивным и, загоревшись той или иной идеей, не останавливался, пока цель не была достигнута. В годы первой русской революции он присутствовал на митингах в Петербурге, поддерживая стремление крестьян получить землю. Ещё студентом Петербургского института инженеров путей сообщения он мечтал о работе в Сибири. И эту тягу к дальним краям, к новой деятельности, сопряжённой с риском, разделяла и Зинаида. В разгар русско-японской войны Борис выбрал для практики Маньчжурию и, к ужасу родных, оказался в Ляояне в те дни, когда русская армия потерпела там сокрушительное поражение.

После свадьбы молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.

Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией. Взгляды Бориса Серебрякова - это отражение жизненной позиции нескольких поколений российской технической интеллигенции, согласно которой "ум с сердцем в ладу". Такая позиция предполагает полное единодушие в семье, где муж и жена — единомышленники, романтики в любви, но последовательные реалисты в осуществлении жизненного призвания, будь то искусство или техника. Они с Зинаидой очень разные люди, но эти различия как бы дополняют, объединяют их. И когда они порознь (что бывает нередко), у Зинаиды портится настроение, работа валится из рук. С августа 1914 года Б.А.Серебряков — начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск — Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, принимает участие в строительстве железной дороги Уфа — Оренбург. Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.)

Несчастье разразилось в годы гражданской войны. По дороге Харьков в воинской теплушке Борис заразился сыпным тифом и через несколько дней умер от сердечного паралича. Гражданская война, личная трагедия заставили Серебрякову покинуть Россию и отправиться в поисках пристанища на родину предков — во Францию. В письме из Петрограда своей приятельнице-харьковчанке Г. Тесленко от 28 февраля 1922 года, Серебрякова, обычно чрезвычайно сдержанная в выражении чувств, признаётся: «...Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюблённой — это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слёзы... Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства». А в 1952 году Зинаида Серебрякова пишет дочери Татьяне из Парижа в Москву: «Не поверишь, что прошло уже больше четверти века без него!». Все эти годы она жила, постоянно думая о муже, советуясь с ним о самом важном. Четыре портрета мужа, которые были написаны ею, хранятся в собраниях Татьяны и Евгения Серебряковых, Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Баня


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Булочница с улицы Лепик.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Версальский парк осенью.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Вид из окна. Нескучное.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Голубые балерины.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Девочки у рояля.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Детский портрет


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Диана и Актеон. Эскиз композиции


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Дом, где находится мастерская Зинаиды Серебряковой.Париж


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Катя с куклами.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Крестьянка с горшками.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Молодая бретонка


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
На кухне. Портрет Кати.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Нескучное. Пахота.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Обнаженная натура


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Обнаженная с книгой.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Озими.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Окно.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Портрет А.Н.Бенуа


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Портрет аббата. Эстен.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Портрет балерины Л.А.Ивановой


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Портрет молодого рыбака.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Портрет С.М.Лукомской, урожденной Драгомировой.


Зинаида Серебрякова. Знаменитая и неизвестная харьковчанка.
Рабочий из Коллиура



My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх