,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


БАНДЕРОВСКАЯ БОМБА ПОД УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬЮ. Часть I
  • 17 января 2010 |
  • 12:01 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 26996
  • |
  • Комментарии: 9
  • |
0
БАНДЕРОВСКАЯ БОМБА ПОД УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬЮ. Часть I


Жизнь показывает, что отличия семи западных областей, вошедших в состав Украины в 1939-1945 гг., от других 20 регионов, огромны – как бы не пыталась официальная украинская пропаганда доказать обратное. Так, чем дальше заходят попытки героизации деятелей вроде Ивана Мазепы или Романа Шухевича, чем больше бросается в глаза различная оценка прошлого в разных частях страны. Если в Львове они герои, то в Харькове – предатели. В Тернополе улица Степана Бандеры есть, а в Запорожье её появление не предвидится. И даже в Киеве переименовывать что-то в честь лидера украинских националистов не спешат.

17 января на Украине состоится первый тур президентских выборов. Новый глава государства вряд ли будет избран, и борьба продолжится во втором туре. Но кто бы ни стал новым руководителем Украины – Виктор Янукович, Юлия Тимошенко или кто-то другой, перед ним неизбежно встанет острейшая проблема преодоления всё углубляющегося раскола страны.

Дело не только в видении прошлого, но и будущего. Возьмём, например, проведённый в декабре 2009 года социологической службой ФОМ-Украина опрос общественного мнения. Согласно ему в западных областях положительно относятся к России 32% опрошенных, безразлично – 31%, отрицательно – 28/%. Но уже в Центре хорошо относятся к России 73% респондентов. На Востоке и Юге число тех, кто относится к Российскому государству с симпатией, ещё выше.

Посмотрим теперь на язык бытового общения. Число тех, кто считает единственным родным украинский, в западных областях приближается к 100%. Уже в центре таковых – 53%, а на востоке и юге – ещё меньше. Наконец, взглянем на желающих голосовать за известного своим национализмом Виктора Ющенко. На Западе страны его поддерживают 13%, во всех остальных регионах – не более двух (в целом по стране – четыре).

Можно к этому добавить и религиозные различия. Именно на Западной Украине очень сильна Греко-католическая (униатская) церковь. К ней принадлежит свыше трети населения Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской и Черновицкой областей. В то же время в остальных регионах страны число греко-католиков не превышает нескольких процентов.

Наиболее сильны здесь и позиции раскольнических православных церквей – Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В общем, вырисовывается картина того, что западные регионы страны резко отличаются от остальных. И как не стараются националисты из Львова, Тернополя и Ивано-Франковска навязать своё агрессивно антироссийское представление о прошлом и будущем остальной Украине, им это пока не удаётся.

Между тем и Западная Украина неоднородна. Её ядром является Галиция (Львовская, Ивано-Франковская и бОльшая часть Тернопольской области) с населением около пяти миллионов человек. Именно здесь наиболее сильны националисты. «Наша Украина» Виктора Ющенко на парламентских выборах 2007 гг. получила в 2,5 – 3 раза больше (от 35% до 37%), чем в целом по стране (14%), а ультранационалистическая «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком – в 4 – 4,5 раза больше (3 – 3,5% против 0,76% в целом по стране).

Удивляться этому не приходится. Галиция на протяжении последних двух веков была центром украинского националистического движения. Её уроженцами были лидеры Организации украинских националистов (ОУН) – Евгений Коновалец, Андрей Мельник, Степан Бандера и другие, проповедовавшие ненависть к России и другим соседям украинцев.

Именно в Галиции было больше всего пособников нацистов в годы Великой Отечественной войны, именно здесь местное население в большей степени сочувствовала ОУН. Наконец, активное вооружённое сопротивление установлению Советской власти в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях длилось вплоть до середины 1950-х гг. Да и в 60-70 гг. приверженцы идей национализма устраивали факельные шествия и писали на стенах националистические и русофобские лозунги.

Такому обособлению не только России, но и от остальной Украины способствовала история края. Ещё в XIV веке Галиция (в прошлом носившая название «Червоная Русь») оказалась под властью Польши, приступившей к окатоличиванию православной области. Уже к моменту заключения Брестской унии 1596 года, положившей начало созданию Украинской греко-католической (униатской) церкви в католицизм перешло большинство имущих слоёв. За ними постепенно шла и паства.

По итогам трёх разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) Галиция вошла не в состав России, а в состав Австрии (позднее – Австро-Венгрия). Венский двор и польская шляхта боялся сепаратистских тенденций среди православного населения, а потому всячески способствовали укреплению позиций греко-католической церкви – например, с помощью открытия при них униатских храмах школ. (Другое дело, что к началу ХХ века униаты стали враждебными не только русским, но и католикам-полякам).

Рядом с религией шла и политика. Греко-католики всё больше противопоставляли себя православию, цитаделью которого являлась Россия. В результате среди местной элиты возобладали антироссийские, антиправославные, проавстрийские и пронемецкие настроения, которые постепенно передавались и простому народу. Возникла и идея объединения с другими районами Украины, также некогда бывшими частью Польши. Этих украинцев нужно было вырвать из лона России и «православной ереси».

После 1945 г. за активное сотрудничество с нацистами Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ) в СССР запретили. Но едва в 1989 году её разрешили, население Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей начало в массовом порядке возвращаться в униатство. Сейчас к УГКЦ принадлежит большинство населения Галиции.

Здесь же наиболее сильны позиции раскольничьих группировок, так называемых «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), выступающих за разрыв с Московским патриархатом и также, как и УГКЦ, проводящей линию на разрыв Украины с Россией.

Число их общин в Галиции намного выше, чем у канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Скажем, в Львовской области, по данным на 2007 год, к УГКЦ принадлежат 53% общин, к УПЦ КП – 16%, к УАПЦ – 13%, а к канонической церкви – всего два процента. Похожая картина наблюдается и в Ивано-Франковской области и Тернопольской областях.

Однако, даже Запад Украины не является полностью однородным явлением с политической и культурной точек зрения. Соседняя с Галицией Западная Волынь (Волынская и Ровенская области с населением по миллиону с небольшим каждая) представляет собой уже иную картину. Если взять электоральные предпочтения, то число голосующих на «Нашу Украину» (20-21%) и «Свободу» (1 – 1,5%) здесь выше, чем в целом по стране, но куда ниже, чем в Галиции. Зато крупнейшая из считающихся пророссийскими организаций Партия регионов на выборах 2007 года имела здесь 7-10% голосов против 3-4 в Галиции.

Как и в соседних галицких областях, в годы Второй мировой войны значительная (если не бОльшая) часть населения Западной Волыни сочувствовала ОУН. Однако здесь были и крупные базы партизан-антифашистов – например, Сидора Ковпака. Сегодня в Луцке и Ровно улицы носят имена Симона Петлюры, Степана Бандеры, Романа Шухевича. Но, как видно по результатам голосования на выборах в Верховную Раду, степень «антироссийскости» здесь несколько ниже, чем в Галиции.

Объяснение этого опять же можно найти в истории. В отличие от Галиции, Волынь в XIV веке стала частью Великого княжества Литовского, где окатоличивание было менее жёстким, чем в Польше. Таким же оно стало лишь после объединения Польши и Литвы в 1569 году в единое государство Речь Посполитая. Здесь также стали преобладать греко-католики. Но в конце XVIII века эти территории вошли в состав Российской империи, которая приняла меры по искоренению униатства. И основная масса населения вернулась в лоно православия.

Но Ровно и Луцк с окрестностями отличались от центральных областей Украины. Здесь жило много поляков, а среди помещиков они преобладали полностью. А после Советско-польской войны 1920 года Западная Волынь вместе с Галицией вошла в состав Польши, и местные националисты сблизились с львовскими и тернопольскими, переняв часть русофобских идей. И не только русофобских – местные националисты в годы войны под командованием львовянина Романа Шухевича истребили сотни тысяч поляков и евреев.

Посмотрим теперь на религиозную картину современной Западной Волыни. К канонической УПЦ здесь принадлежит свыше 40% религиозных общин, к раскольническим группам – около четверти (вдвое выше среднего по стране), к греко-католикам – менее одного процента. Так что «запас прочности» у националистов в Волынской и Ровенской областях меньше, чем в Галиции, и степень готовности «бежать от России» и «углублять русофобию» ниже.

Перейдём к Черновицкой области, лежащей на исторических землях Буковины. В отличие от Галиции и Западной Украины, где украинцы составляют свыше 95% населения, на родине кандидата в президенты Арсения Яценюка представителей титульной нации – 75%. Около 20% в сумме составляют говорящие фактически на одном языке молдаване и румыны, многие политики в Румынии заявляют о претензиях на эту территорию.

Существенны и отличия от других областей Западной Украины в электоральных предпочтениях жителей края. Результат «Нашей Украины» здесь – такой же, как и на Западной Волыни (20%), а вот «Свобода» менее популярна – 0,8% (по итогам выборов 2007 года) протии 1-1,5 в Волынской и Ровенской областях. А Партия регионов получила здесь 17% – на два процента больше, чем в Киеве.

В древности эту область заселили восточные славяне, чей диалект весьма близок галицкому. Но в XIV веке она вошла во состав Молдавского княжества, часть территории которого сегодня входит в состав Молдавии, а часть – Румынии. Постепенно в регионе появилось сотни тысяч носителей молдавского (или румынского) языка. В 1918-1940 Черновицкая область входила в состав православной Румынии. Следовательно, влияние униатства здесь было куда ниже, чем в Галиции или даже на Волыни.

В годы Великой Отечественной войны ОУН пользовалась на Буковине немалой поддержкой, а буковинский курень Петра Войновского вместе с немцами печально прославился уничтожением людей в Бабьем Яру. В то же время такой прочной базы, как в Галиции или даже на Волыни, националисты здесь не имели. Сегодня в Черновцах есть улицы, названные именами вождей ОУН, но отношения к памятникам героям ВОВ здесь, по свидетельству очевидцев, куда лучше, чем в Львове или Ровно.

Взглянем на религиозную карту. К канонической церкви здесь принадлежит 35% общин, к раскольникам – 13, к униатам – менее одного. Не стоит удивляться, что антироссийские настроения здесь слабее, чем в Галиции и на Западной Волыни. Но есть ещё одна особенность: МВД Украины в 2008 году пожаловалось, что 100 из 900 тысяч жителей региона уже обзавелись румынскими паспортами, и число желающих получить их растёт. Так что многие жители Черновицкой области уже не связывают своё будущее с Украиной.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх